Лина Орлова - 4 тур

Конкурс Сказка За Сказкой 4
7.1
Бабье коромысло
http://www.proza.ru/2014/03/01/1101

Несёт баба воду на коромысле. Ведро спереди, ведро сзади. Огород баба поливает. Большой у неё огород. Много воды надо.
Носит воду из речки. Где по ровной дорожке идёт, где под горку спешит, а где и в горку поднимается.
Когда к речке идёт, два пустых ведра в левой руке несёт, а само коромысло - в правой.
Наберёт водицы, забросит на плечо коромысло с ведрами и назад торопится.

Носит баба воду, а сама то про вчерашнее дело вспомнит, то о завтрашнем подумает.
И не замечает, что позади неё Вчерашко семенит, а впереди Завтрашко скачет.
Надоело Вчерашку и Завтрашку по тропке туда-сюда топтаться, придумали они на коромысле кататься.

Забросит баба на плечо коромысло, а они прыг на концы и сидят как две галчонка на палочке. Завтрашко - впереди, Вчерашко - позади. Сидят, держатся за дужку ведра да спор ведут, о ком чаще баба вспоминает. Препираются и плещут друг на друга водой так, что брызги на сарафан бабий летят.

А Сегодняшко на плече у бабы сидит. Целый день, где баба там и Сегодняшко. Сидит, к спорщикам прислушивается да удивляется:
- Вчера прошло, а завтра ещё не пришло. Сегодня на дворе здравствует!  И откуда эти два братца явились?
Задумалось Сегодняшко, ведь без вчера и сегодня бы не было. А без сегодня и завтра не наступит. Рука об руку вчера, сегодня и завтра во времечке живут.
Запрыгнуло Сегодняшко на верхушку коромысла, Вчерашку руку протянуло. И тот  навстречу руку тянет. Смеются оба, но не достать им друг дружку, чуть на землю не свалились.
Повернулось Сегодняшко к Завтрашку,  ему руку протягивает. А тот гордится, сидит, насупился, даже пальцем не пошевелит, тянись, мол, тянись, если хочется… Вернулось Сегодняшко назад на плечо к бабе. Сидит себе терпеливо дальше.

Коромысло покачивается в такт бабьих шагов да про себя диву даётся:
- Давно в помощниках у бабы, а времечко на моей дуге гостит впервой. А всему виной думы бабьи, думы на два конца. Эх, баба-баба… С печи полетит и то семьдесят семь дум передумает.
Досадует коромысло, что баба одно дело делает, а другие на уме держит.

Полила баба огород. Повесила коромысло на гвоздь в сенях.
Вешала да ворчала:
- Эх, сарафан замочила. Стареет мой помощник, кособочиться начал... Надо будет другое коромысло бондарю заказать.

Коромысло слушало напраслину да сокрушалось про себя:
- Нелегко быть бабьим коромыслом. Если бы думала баба только о сегодняшних делах, не болтались бы Вчерашко и Завтрашко на моей дуге, не плескали бы водицей…

А баба села на крылечко, сняла платок с головы, стряхнула его да на плечи накинула. Загляделась на вечернее, тёплое солнышко, стоящее над лесом дальним. Вздохнула глубоко, сомкнула руки усталые на коленях, прошептала:
- Спасибо вам, утро раннее, день белый да вечер светлый, что сегодня много наработала.

Услышало Вчерашко эти слова, да быстрёхонько вниз под горку скатилось, даже не попрощалось. Не место ему уже тут быть…
Услышало Завтрашко эти  слова, да за горушку, откуда солнышко встаёт, ускакало, и «до свидания» не сказало. Не место ему ещё тут быть…

Завела баба песню грустную да светлую…
Сегодняшко улеглось ласковым котёнком в кольцо бабьих рук. Лежит, напев душевный слушает и радуется, что может ещё тут немного побыть…

Допела баба песню, в дом ушла.

А Сегодняшко заглянуло в сени и говорит коромыслу:
- Жалко мне с бабой расставаться. Ты уж, коромыслице, не расстраивай её, помогай, поддерживай. Нелегко бабе ежедневно времечко на плечах носить. День на день не приходится. Видел, какое Завтрашко гордое да заковыристое, непросто завтра бабе с ним будет…

- Не переживай, дружок. Не раз ещё пройдусь я с бабой по воду. Бранит она меня да уважает. Куда ж я без неё и она без меня… Песни её люблю слушать. Только редко она песни-то поёт. Вот сегодня день задался, и зазвучала бабья душа. А Завтрашко-то мы приструним. И не такое проживали.  А ты, Сегодняшко, беги. Пора тебе. Вон и баба уже спать легла. Торопись. За темным лесом твоя дорога. Хороший день был сегодня. Может, встретимся ещё?

- Это уж как баба пожелает. Коли вспомнит о делах сегодняшних, тут же и явлюсь. Покачаюсь у тебя на ведре сзади… На новое Завтрашко полюбуюсь, водой в него плесну. И опять тебе от бабы  попадёт, - отвечало, смеясь, Сегодняшко.

- Судьба моя быть бабьим коромыслом. Ты думаешь, что я просто дуга деревянная  дубовая, вёдра повесил и неси? Нет! Я бабе не только помогаю, но и оберегаю её…

- Как это? – удивилось Сегодняшко.

- Поведаю тебе секрет. В воде или у воды водятся чудища разные - чертовки, русалки, ведьмы. Любят они у колодца, пруда, реки или озера свои козни чинить, женщин и девушек пугать. А с коромыслом надёжно. В коромысле, особенно дубовом, сила спрятана. Эта сила делает чудищ бессильными. С коромыслом баба не пропадёт…

- Вон оно как! Ну, прощай, коромыслице. Живите дружно с бабой! – сказало Сегодняшко и убежало со двора. Потом оно спустилось под горку  и скатилось в речку. И поплыли они вместе с реченькой за тёмный лес, куда солнышко село.

Коромысло висело в тёмных сенях, утра раннего дожидалось. Дожидалось да размышляло:
- Хороший день мы с бабой прожили. Но убежал этот день, как в воду канул… Ну ничего, баба моя сильная. Ещё многие дни ей по плечу. Старики говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле.
И я бабе в помощь… Я хоть и гнутое, но крепкое, надёжное, дубовое.

7.2
Медовое платье
http://www.proza.ru/2014/03/06/63
(Для детей младшего школьного возраста)

В одной деревушке жили-поживали Иван да Марья.
Была у них доченька Нюрочка.

Иван да Марья с утра до вечера хлопотали по хозяйству. Нюрочка им была большой помощницей. В свои восемь лет она умела в избе как следует прибраться, в огороде поработать, за животинкой во дворе присмотреть, в лес за ягодами и грибами сбегать. Всюду слышался её звонкий голосок.

Каждую осень Иван да Марья ездили на базар.  Возили продавать овощи с огорода, мёд со своей пасеки, собранные в лесу грибы и ягоды. На вырученные деньги покупали только самое необходимое.

Скромно в ту пору жили в деревне. Время было такое.
Вот и в семье Ивана да Марьи обновками себя редко баловали. Для Нюрочки одёжку  матушка с бабушкой перешивали  из взрослой одежды. Даже куколка у Нюрочки была самодельная, тряпичная. Бабушка смастерила. Но девочка очень любила и берегла свою куклу.

А в эту осень Иван да Марья на базаре удачно наторговали. Накупили товара разного. Нюрочке привезли пряников сладких и ситчик на платьице.
Весёлый ситчик, будто луговые цветы с травкой шёлковой в избу пожаловали.
Сшила Марья дочери летнее платьице. И даже на маленькую косынку ситца хватило. А лоскуточки подарила Нюрочке. Та их положила в берестяную коробку, которую батюшка для неё сплёл. Любимой кукле тоже обнова будет.

Наступило лето. Одела Нюрочка новое платье и вышла во двор.
Никогда ещё в жизни у неё не было такой обновки. Девочке очень хотелось, чтобы все увидели эту красоту. Стояла Нюрочка и раздумывала, куда ей сначала бежать? По какой тропинке? По какой дорожке?

А тропинки и дорожки он их избы бежали в разные стороны. Вели к другим избам. Сбегались к большой дороге, словно ручейки весенние вливались в речку быструю. Большая дорога бежала дальше и роднила их маленькую деревушку с большой деревней за пригорком, хутором за леском и большим селом у речки.
Много тогда жило людей в деревнях. Стояли деревеньки рядышком.

Побежала Нюрочка сначала к бабушке. Потом навестила подружек. Вместе с подружками направилась в поле, где трудились женщины.
Всем понравилось платьице.
Нюрочка сбегала бы ещё и к тётушке да сестрицам в соседнюю деревню, но пришло время поить телёночка, кормить хрюшку, насыпать зерно курам, в избе прибраться и в огороде поработать. Матушка до вечера будет в поле. Батюшка в лес уехал. Одна она на хозяйстве оставлена.

Телёночку очень понравилось яркое платьице. Он быстро выпил тёплое молоко из ведра и, ухватив подол платьица, стал его мусолить.  Нюрочка ласково отодвинула малыша и сказала:
- Ох, и бестолковый ты ещё, сосунок. Платьице мне испачкал.

Хрюшка, приветливо хрюкнув, тоже приложил свой пятачок к платью. Поблагодарил за пучок листьев одуванчика.

Куры, слетев с насеста, чтобы поклевать зёрнышки, подняли столб пыли и пуха, который окутал девочку.

На улице мокрый Дружок на радостях прыгнул обеими лапами и ещё добавил грязи на платьице. Дружку было жарко, и он только что искупался в пруду. Пожурила Нюрочка собаку:
- Большой пёс, а скачешь как маленький щенок. Смотри, что наделал.
Сконфузился Дружок, спрятался в будку.

Нюрочка отмыла кое-как  платье у корыта с водой, пошла в избу полы мести.

В избе кот Кузя у ног крутится, молоко просит. Мол, налейте, моя плошка давно пустая…
Наелся кот и прыг на шесток. Показалось ему, что мыши там шуршат. Мышей не оказалось, а крышки и сковородки с грохотом попадали на пол. Подняла Нюрочка упавшую утварь, взяла на руки испуганного кота, гладит да приговаривает:
- Не пугайся, Кузенька! Лучше посиди на печке. А я тут пока приберусь.
Щурит кот свои хитрые глаза да молчит. Посадила Нюрочка  Кузю на печку, глядь, а на платье пятно от сажи появилось...

Вернулась матушка с поля, всплеснула руками:
- Хорошо же вы тут с платьицем поработали!

Утром постирала Марья платье, а оно возьми да и полиняй. Да так сильно, что стало похоже на осенний луг с пожелтевшей травой и поблёкшими цветами. Висит платье на верёвке за избой, сохнет. Проснулась Нюрочка, увидела, что с обновкой случилось, села на завалинку и горько заплакала с причитаниями:
- Было одно единственное, летнее платье и то пропало. Один день всего лишь и носила. А на дворе ведь самое настоящее лето. Солнечное, жаркое! Горе-то како-о-о-е!

Неподалёку три пчёлки летали, нектар с цветов собирали да в улья относили. Любили они весёлую и бойкую дочку хозяев. Жалко им стало Нюрочку. Решили её горю помочь.

Пчёлка Жужжинка прожужжала:
- Надо цветы луговые попросить, чтобы они поделились нужными красками. Мы принесём краски и, пока платье висит, обновим его.

Пчёлка Жужжелька поддержала:
- Ой, как здорово! Только надо понять, какие краски у цветов просить. Вот бы кусочек такого ситца найти.

- У наших овечек на спинках есть такие ленточки. Нюрочка привязала, чтобы легко было своих овец в стаде увидеть, - поддержала разговор пчёлка Жужжишка.

- Овцы сейчас пасутся за деревней. Полетели туда, - предложила Жужжинка.
Пчёлки быстро долетели до овечьей отары, разыскали овец  с ленточками и стали над ними кружиться.

- Какие-то угорелые пчёлы. Что им от нас надо? Кыш, летите прочь, жужжалки! – строго проблеял баран.

- Ой! Смотрите, они садятся на наши ленточки. Наверное, думают, что это цветы. Вот бестолковые, - возмущалась молодая овечка.

Другие овцы на всякий случай отбежали подальше.

- Привет, пугливые шубки! Не бойтесь! Нам всего лишь нужна ленточка, - доброжелательно сообщила Жужжелька и рассказала о Нюрочкином горе.

Овечки очень любили свою маленькую хозяйку и с готовностью согласились помочь. Баран любезно отдал пчёлкам свою ленточку.

Жужжинка, Жужжелька и Жужжишка прилетели на пасеку, поведали пчёлам грустную историю и показали лоскуток. Многие пчёлы согласились помочь и направились на луг.

Где брать нектар, пчёлы знали, а вот краску разного цвета как добыть?
Стали они перелетать с цветка на цветок и спрашивать, кто из цветков может поделиться нужными красками.
Услышала эти разговоры божья коровка и подсказала, что жёлтую краску можно попросить у  дикой яблони, зеленую – у берёзы, коричневую – у ольхи, малиновую – у вишни.

- А синюю краску попросите у черники. Фиолетовую – у ежевики, - тихо сказала сидевшая в густой траве тетёрка.

Цветы на перебой предлагали свои краски.
Зверобой - красную краску. Васильки – голубую. Череда – жёлтую.

Одни пчёлки стали носить к дому разноцветные краски, выливая их по капельке  в листья травы манжетки, растущей рядом с висящим платьем. Другие пчёлки, набирали хоботками нужную краску и как настоящие художницы разукрашивали полинявший ситец. Они время от времени поглядывали на ленточку, которую отдал баран, чтобы не перепутать краски.
Дело пошло!

Жужжинка, Жужжелька и Жужжишка полетели к дикой яблоне. Яблоня дала им кусочек коры для жёлтой краски и попросила:
- Не забывайте меня, пчёлки! Прилетайте будущей весной. Без вас ведь яблочек на моих ветках не будет.
- Спасибо, лесная яблонька. Прилетим к тебе обязательно. С лесного цвету гуще меда нету.

Затем три подружки слетали к берёзе.
Берёзонька любила, когда весной к ней прилетают пчёлки. Она всегда их угощает вкусной пыльцой со своих серёжек и поит сладким соком. Берёза удивилась их летнему прилёту, но когда узнала в чём дело, подарила пчёлкам листочки для зелёной краски и пригласила в гости следующей весной.
- Спасибо, берёзка! С удовольствием пожалуем в гости! – поблагодарили пчёлки и заторопились домой.

Потом Жужжинка, Жужжелька и Жужжишка направились к знакомой ольхе. Ранней весной они летали к ней за душистой пыльцой.
Ольха радушно встретила маленьких тружениц, выслушала и дала кору для коричневой краски.
- Спасибо, добрая ольха. Мы торопимся.
- Летите-летите. Жалко, что нечем сейчас вас угостить. Прилетайте в гости весной! Не забывайте меня.
- Обязательно прилетим.

Садовая вишня поделилась корой для малиновой краски.

Вскоре на Нюрочкином платье сидел настоящий пчелиный рой. Дело кипело и жужжало.

- Жуж-жу-жу! Зелёная краска прилетела.
- Жу-жуж-жу! Я жёлтую принесла.
- Жу-жу-жуж! Красную принимайте!
- Жужж! Коричневая заканчивается...

Иван проходил мимо и заметил странное поведение пчёл. Решил, что это рой, побежал в избу за роевней. По пути позвал на помощь Марью.

Пчёлы поняли, что сейчас их всех поймают. Они быстро улетели в улья.
А подружки Жужжинка, Жужжелька и Жужжишка сели неподалёку на ромашку и стали наблюдать.

Прибежали Иван с Марьей, а пчёлок и след простыл.
Сокрушался Иван:
- Рой вился, да кверху поднялся. Эх-х! Проворонили…

А Марья смотрит на платье и глазам своим не верит. Платье стало, как новое!
Наверное, думает, яркое солнышко обновило краски. Перевернула Марья платье другой стороной со словами:
- До вечера ещё далеко. Успеешь, красно солнышко, и другую сторону обновить.

Пчёлки-подружки увидели, что гроза миновала,  полетели звать улетевших пчёл назад, чтобы доделать начатую работу.

Сколько же радости было у Нюрочки! Любимое платье снова нарядное! Надела она его и воскликнула:
- Спасибо, милое солнышко! Ой! Матушка, а платье-то мёдом пахнет!

- Твоё яркое платье даже пчёлки облюбовали, слетелись тучей, словно рой. Но мы с батюшкой не успели его поймать. Улетели пчёлки.

- Вот как здорово!  Платье стало медовым! – смеялась Нюрочка.

 Жужжинка, Жужжелька и Жужжишка слышали этот разговор и довольно жужжали:
- Жужж-жужж-жужж! Какое у нас получилось чудесное медовое платье!

Пчёлки совсем не расстроились, что хозяева так и не узнали, кто же на самом деле обновил платье.
Они жужжали и радовались, что Нюрочка опять счастлива.
Пчёлы привыкли трудиться для людей, ничего не требуя взамен.
Мала-мала пчелка, а побольше великого знает, как добрые дела творить.

Нюрочка целое лето не расставалась с любимым платьицем.
Матушка много раз его стирала, но платье больше не линяло. Оно вкусно пахло цветочным мёдом!

* * *

Тому, кто сказку читал да слушал, желаю, чтобы пошёл да медку откушал!
Чтоб пчёлок малых уважал да дела добрые делать побежал.