Размышления дилетантки. Сознание

Елена Конюшкова
Сознание – величайшая и, наверное, главнейшая загадка в истории познания.
Конечно, в словарях есть разные определения этого феномена, но само явление понятнее пока не стало.
Попробуем все же разобраться с ним.
Вот определение, например, в словаре  Ожегова:
Сознание - способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности.

Все так.  Но, всё же, все интуитивно понимают, что понятие это вряд ли так строго очерчивается. На деле это слово употребляется в гораздо более широком смысле. Вероятно, есть разные уровни сознания. Сознателен ли идиот? Скорее, да. Но, всё же, это какое-то иное сознание. Сознательны ли животные? Несомненно, по крайней мере, некоторые из них. Сознательны ли хоть в каком-то смысле насекомые, растения? Трудно сказать.
Вероятно, так происходит потому, что сознание нарастает постепенно, начиная от форм  едва различимых до полноценного человеческого сознания. Это нарастание наблюдается и в развитии ребенка, начиная с появления на свет беспомощного комочка до превращения его в разумного человека.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе попробуем проанализировать все этапы возникновения сознания. Естественно я буду говорить об известном нам сознании человеческого типа.

Первое и главное, сознание может возникнуть только в некой форме, которая имеет границу, отделяющую ее от остального мира. Потому что всякое  «Я» предполагает наличие «не Я». Потому что «Я» определимо только как «приватизация» некоего пространственного куска, который принадлежит этому «Я» и управляется им. Это обязательное условие на этапе формирования сознания.
 Другое дело, что когда «Я» уже сформировано, правила, возможно, могут меняться.

Второе, граница собственной формы должна быть ощутима изнутри. Иначе невозможно ею управлять и, соответственно, понимать собственные границы. А  это значит, что внутри этой формы должны быть механизмы и структуры, реализующие возможность чувствования этой отделенности в некоем центре формы.

Думаю, что даже самый хитроумный робот (компьютер) не имеет никаких шансов обрести «Я», если он не будет снабжен многочисленными датчиками по своей границе, позволяющими ему собирать информацию как о своей отделенности от мира, так и о самом внешнем мире.

Еще раз. Главное и определяющее в возникновении сознания есть отделенность формы от мира, возможность воспринимать этот мир и как-то реагировать на его проявления, т.е. уметь строить внутренние цепочки от причины к следствию. Последнее, собственно говоря, присуще как людям, так и компьютерам (хотя бы в примитивном виде).

Получается, что при наличии данных условий, сознание появляется в результате длительного взаимодействия такой формы с остальным миром и наполнения внутреннего пространства  этой формы разнообразной информацией как о внешнем мире, так и собственно о себе.

Рассмотрим подробнее. Сначала организм (форма) чувствует – холодно вот в том месте. Ага, отодвинули лапу, теперь уже лучше. Потом – мокро вон там… Ага, так лучше….
Правила, по которым происходит реакция организма на воздействия внешней (да и внутренней) среды в своем первоначальном варианте безусловно должны быть каким-то образом записаны (закодированы) в организме. Но потом, судя по всему, происходит их перенастройка в зависимости от потребностей данного организма и параметров внешней среды. Происходит постоянная тренировка и развитие внутренних алгоритмов (умозаключений), которая развивает данный организм, делает умозаключения все более изощренными.  Непрерывный длительный процесс подстройки под внешние условия, который является императивным для организма, должен привести хотя бы к ощущению собственной целостности и изолированности.
Тогда, когда все собственные границы освоены до уровня автоматизма, наверное, приходит сознание  примитивного животного уровня.   Т.е. просто ощущение собственного организма.

Теперь попробуем пойти от обратного и посмотреть из чего состоят наши собственные сознания.
Представьте себе, что вы находитесь в абсолютно темном помещении. И лежите  в ванне с теплой водой. Впрочем, не обязательно в ванне,   главное - вам комфортно, легко, ничто физически не беспокоит, минимум внешних  воздействий, минимум ощущений.
И это состояние тянется сколь угодно долго. Допустим,  физиологических проблем тоже нет, ну как-то там автоматически, без вашего участия подводится   питательный раствор, и так же отводится.  О чем будут ваши мысли? Очевидно - о прошлом, о близких людях, о каких-то проблемах,  возможно, о будущем, которое опять же базируется на прошлом.   Вы будете все это думать-передумывать пока все до конца не переварите.
В общем – сплошная рефлексия на почве воспринятой когда-то информации.  В конце концов все, вероятно,  надоест или станет безразличным. Рано или поздно.
Новых впечатлений, как мы уже говорили, вы не получаете. Насущных желаний у вас тоже нет.
Через какое-то достаточно длительное время мысленная работа неизбежно затихнет.       Потому что в вас нет ничего кроме впечатлений и рефлексии по этому поводу.   Попробуйте представить, вжиться в это состояние и вы увидите правоту этих слов. 

Что останется от вас? Сознание "Я"? Лишь постольку поскольку какие-то  ощущения  и воспоминания еще остались. Если и их нет, то нет и "я". Где оно - ваше "Я"? Чем вы его охарактеризуете? Таким образом, становится понятно, что без восприятия нас бы просто не было.
То есть в этом мы таковы же, как и животные.

Но, всё же, у нас есть еще четкое самосознание, которого, по крайней мере, большинство животных, надо думать, лишены. В чем причина?
Для четкого разумного понимания «Я» вероятно должна иметь место более изощренная внутренняя структура организма, особенно, мозга. Но и этого, всё же, недостаточно, как показывают известные случаи маугли. Т.е, даже при наличии внутренней структуры, дающей потенциальную возможность формирования разумного отчетливого «Я», это самое формирование не происходит, если детеныш развивается не среди себе подобных людей, а среди животных. Именно от них он перенимает образ действий и, надо полагать,  чувственно осознает себя одним из них.

Почему так происходит? Чего ему не хватает?
Получается, что родившийся человечек по существу человеком не является. И только имеет потенциал стать таковым, если ему доведется развиваться (т.е. воспринимать и реагировать) в благоприятной среде, т.е. среди цивилизованных людей.

Почему? Да потому, что основная его функция, как мы уже говорили, - восприятие и настройка под окружающие условия. Ведь только правильная в каждой конкретной ситуации настройка дает ему шансы выжить. И именно эта цель, очевидно, заложена в организм как императивная.

Как происходит эта настройка? Или, иначе сказать, как происходит обучение правильному, т.е. наиболее выгодному, поведению?
Все мы знаем, что обучение чаще всего происходит с помощью копирования, воспроизведения, повторения. Конечно,  это обычно происходит не чисто механически, а творчески. Но сама возможность творческого обучения не присутствует в организме изначально, а должна сформироваться на первых этапах развития. И, судя по всему, именно на первых этапах копирование происходит совершенно механически – никакого сознания еще нет.  Первичное обучение происходит именно таким образом.
Не столь давно ученые, исследующие деятельность мозга, подвели физиологическую базу под это утверждение. Были открыты механизмы в определенных областях мозга, которые примерно одинаковым образом реагируют как при восприятии чужих действий, так и при воспроизведении их самим субъектом.  И даже при упоминании о данном действии. Но в случае реального действия активность более высокая.
Похоже, что в пространстве сознания предварительно воссоздается виртуальный образ действия. Вероятно, сначала происходит наблюдение, создается образ действия, он где-то записывается как правило поведения, и потом может воспроизводиться.
В исследованиях подчеркивается, что речь не идет о сознательной мыслительной деятельности, а лишь о фоновой постоянной неявной «домыслительной» активности. Это явление получило название «зеркальные нейроны». Подробно об этих экспериментах можно прочитать, например, в книге американского ученого Марко Якобони «Отражаясь в людях». 

Получается, что человек становится разумным только после того, как пройдет стадию человека копирующего. И только в обществе цивилизованных людей ребенок имеет шансы обрести полноценное сознание, разум и самосознание. Потому что, только копируя их, он может все это приобрести.

Думаю, что обучение языку, т.е. опять же, естественно, копирование, - очень важный шаг в приобретении самосознания. Ведь любой язык - это просто система кодирования явлений, как окружающего, так и внутреннего мира. И только это кодирование дает нам возможность мыслить строго логически, абстрактно, анализировать и синтезировать. В итоге мы получаем длительную тренировку и, конечно же, развитие нашего мыслительного аппарата. Все новые попытки комбинирования понятий делают его достаточно изощренным для того, чтобы мысль «Вот это – я, а вот то – мир» могла появиться совершенно естественным путем. Таким образом, мы приобретаем самосознание. Ведь оно, по существу, и есть просто умозаключение о собственной отделенности от мира. Просто мысль. Одна из многих.
Доводилось читать о противопоставлении сознания и мыслительной деятельности. Как я только что показала, это утверждение является, на мой взгляд, заблуждением. Эти два понятия неразрывно связаны и никакое ясное сознание невозможно без мышления.

Все эти рассуждения параллельно приводят к еще одному достаточно забавному выводу, о том, что Бог, такой, как его представляют обычно религии – единый, всеобъемлющий, но. в то же время, сознательный – не может существовать в принципе.  Он или единый, или сознательный. Одно из двух.
Потому что сознание не есть что-то вечное и неизменное, оно - лишь продукт развития индивидуума  внутри социума. По крайней мере, иное сознание вообразить невозможно. Чтобы это ни было, но именно сознанием это не будет.
Таким образом, сознательный в нашем понимании Бог должен быть членом божественного сообщества, попросту говоря, - иной цивилизации. Такие дела.

И еще одно следствие.
Как только мы сможем понять те механизмы и алгоритмы, которые определяют наш собственный организм, как только имеющиеся технологии дадут нам возможность их реализовать, так путь к созданию искусственного разумного существа будет открыт. И не обязательно оно точно должно копировать нас самих. Главное, воспроизвести те необходимые элементы, которые дадут возможность познавать и мыслить. Ну, и естественно, развиваться оно должно среди разумных существ – мгновенное воссоздание сознания, думаю, невозможно. Я говорю, конечно же, о новом, своем собственном сознании.
Вопрос о возможности переноса уже имеющегося, готового сознания на другой материальный носитель является пока преждевременным. Пока до этого далеко и однозначного ответа нет.
Даже структура слова - "со-знание" - говорит о некоем совместном знании, совместном для личности и мира. Сознание - это настройка на окружающую действительность, это знание, дающее возможность организму вписаться в этот мир и ощутить себя его частью. Отделенной, но все же - частью. Так как оно может возникнуть без длительного опыта восприятия этого мира и себя?
Думаю, излишне даже говорить, о том, что клонирование любой личности, по типу того как это делается с животными, невозможно. Клонироваться может только генетический материал, к личности это не имеет практически почти никакого отношения.

Выражение «Человек – существо общественное» давно является банальностью. Но оказалось, что в этом заложен гораздо более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. «Я» формируется окружающим обществом в гораздо большей степени, чем это можно было себе представить. Мы бы просто никогда не стали сами собой вне его рамок.
Так что вывод следующий. Нет никакого вечного сознания и быть не может. Все мы конечны, в этом ли мире, другом ли – не столь важно. Всякое «Я» неизбежно кончается с разрушением внешнего пространства, пригодного для существования организма.
То, что внутренняя структура нашего организма, несомненно, создана интеллектом, говорит о том, что этот интеллект где-то есть, или, по крайней мере, был. Но и он также зависим от своей собственной формы. По сути, он, вероятно, лишь скопировал нас с себя самого. Возможно, с какими-то изменениями.
Похоже на то, что мироздание – лишь череда копирований великого интеллектуального изобретения, которое у нас имеет название «человек». Вечное копирование.