Перемены в школе

Ришат Салимов
   Представьте на секундочку городской базар в самый разгар дня – крики, вопли, столпотворения; теперь попробуйте представить большую фондовую биржу, где соревнуются так называемые «быки» и «медведи», влияя на котировки различных акций – опять крики, шумный гомон, взмахи рук. Ну и напоследок испытайте свое воображение, представьте - школа, школьный урок, какая же там обстановка? Тишина? Спокойное, размеренное течение времени? Дисциплина? Вроде бы должно быть так, но – нет; школа в своем образцово-показательном виде уже давно перестала существовать. Смена политического строя, смена приоритетов, перераспределение духовных ценностей, социальная дифференциация – это лишь некоторые факторы современной действительности, влияние которых существенным образом сказалось на некогда непоколебимом институте образования, каковым являлась школа, причем влияние это привело к изменениям негативного характера.
   Сейчас школа все чаще ассоциируется с тем, что происходит на вышеупомянутых базарах и фондовых биржах. Оглядываясь на несколько десятилетий назад, можно впасть в смятение  - неужели за 20-30 лет учитель перестал быть для учеников своего рода идеалом, а сами ученики превратились из ребят, стремящихся к знаниям, в ребят, безучастных в собственном развитии и невидящих в учебе ничего полезного и стоящего. Вспомните времена, вспомните самих себя в те времена, когда вы учились, ведь совсем ещё недавно в учебных кабинетах на любом уроке главными действующими лицами были умиротворённая тишина класса и пронзительный, в то же время, спокойный, приятный голос учителя. И в младших и в старших классах мальчики и девочки, юноши и девушки смирно сидели за партами, писали, слушали то, что так усердно объяснял и говорил учитель, слушали с трепетом, с некоторым азартом, вникали в каждое слово, потому что это было для них интересно, это было для них ново, они по-настоящему УЧИЛИСЬ. Ученики смотрели на учителя как на волшебника, на человека, знающего обо всем и обо всех, учитель был для них не просто преподавателем, он был их другом, помощником, и, несомненно, героем, на которого они равнялись, и на которого хотел быть похожим, наверное, каждый школьник. Октябрьские звездочки, пионерские отряды, комсомольские организации, ленинские комнаты в школах – это было правильное воспитание детей, патриотическое, нравственное воспитание, которое так необходимо сейчас, ученики любили свою страну, старательно и без колебаний читали, учились, трудились во благо и Родины и, прежде всего, самих себя, своего будущего.
   Так было раньше. К сожалению, эта школьная система не прошла пресловутого испытания временем: неизбежно трансформировался мир, менялся человек, его предпочтения, его мироощущение, сама его сущность. И что же мы увидим сегодня, если заглянем в кабинет на урок какого-нибудь класса? Учитель по-прежнему стоит у доски и объясняет новый материал, но как-то неубедительно получается его разговор, как-то странно разворачивается диалог с классом. Что же там творится в кабинете? Все очень просто и при этом очень плохо. Класс уже не представляет из себя единого целого – ученики разделились на группировки. Вон там, на задних партах мальчишки шумно шепчутся о чем-то не совсем хорошем, а рядом группа девчонок беседует о каких-то прическах, помадах, духах, листают «эйвоновский» журнал, на первом ряду девочка с наушниками в ушах слушает музыку, вот мальчик бросает скомканный лист бумаги в лицо упитанного ученика, а за партой, которая примыкает к учительскому столу девочка, громко жующая какую-то гадость, обменивается сообщениями по телефону с кем-то на «камчатке», кто-то просто лежит на парте, рисует на ней, разговаривает с соседом – все эти перешептывания, шарканья, движения, смех сталкиваются друг с другом, порождая непрекращающийся взрыв, очередь выстрелов. В классе царит атмосфера боя, поле сражения, на котором армаде учеников безуспешно пытается противостоять герой-учитель. Ученикам не интересно то, что говорит преподаватель, им нужен «экшен», на уроках они живут воспоминаниями о том, что произошло вчера на дискотеке, кто кого побил в драке, сколько машин обогнал на скутере, какое место занял в интернет-игре, ученики живут ожиданиями того, что произойдет сегодня после школы, кого удастся «подцепить» на всё той же дискотеке, что можно скачать из интернета, с кем пойти гулять в 12 часов ночи, у кого можно взять сигареты и так далее. Это ж как так кардинально поменялась жизнь – современные технологии, изобретения, различные новшества (ТВ, интернет, телефоны и др.) должны были, по сути, привести мир к лучшему, однако на людей, в частности на детей, на молодежь, эти, так скажем, «ноу-хау» оказали далеко не положительный эффект. Система ценностей для ученика стала отличаться от той, что была несколько десятилетий назад – морально-нравственный компонент в этой системе уступил место элементу, который называется «не думай и не чувствуй, бери и пользуйся». Школьники осознали, что физика, химия, биология, математика и т.д., – это скучно, им куда предпочтительнее без особых усилий и раздумий получать удовольствие от того, что им предоставляет извращенная жизнь – интернет, телевизор, магазины, алкоголь, наркотики. Для учебы, для школы в этой веселой жизни молодого поколения места попросту нет. Поэтому ученики НЕ УЧАТСЯ, они проводят как хотят эти 40 минут урока, не обращая никакого внимания на замечания учителей, они серьезно заявляют, что школа им ничего не дает. Бывает ведь так – научишь ребенка говорить и смотреть, а потом, будучи учеником, оказывается, что для него этих знаний (говорить и смотреть) вполне достаточно для жизни, этот ученик с раздражением относится к тому, что его нравоучает какая-то училка, и глубоко в своем испорченном сознании он абсолютно уверен, что и без школы все знает, что и без школы он умен, что он уже не маленький, чтобы его учили.
   Несомненно, политическая составляющая играет не последнюю роль в изменениях, происходящих с образованием, в общем, и со школой, в частности, однако это слишком обширный и объемный вопрос, требующий отдельного рассмотрения; здесь нужно заострить внимание лишь на том, что государство каким-то непостижимым образом умудрилось разрушить практически идеальную школу образца 60-80 годов, советскую школу, которую не понаслышке называют «лучшей» школой в мире. Сейчас поход в школу, само обучение в школе приравнивается к какой-то формальности – хаос на уроках, отсутствие авторитета у учителя, наплевательское отношение учеников к учебе – о каком образовании и уж тем более воспитании может идти речь в такой ситуации? Может ребенку вообще не нужно идти в школу - жизнь всему научит? Именно так рассуждал известный немецкий журналист и писатель Габриель Лауб, он говорил - «мы учимся всю жизнь, не считая десятка лет, проведенных в школе». В некоторой степени он конечно и прав, но чтобы усваивать уроки, которые человеку преподносит учительница-жизнь, необходимо иметь хоть какие-то навыки по обращению с жизнью, иметь первичные, основополагающие знания, которые без школы получить нельзя. В этом случае высказывание Лауба практически полностью теряет смысл, и на ум приходят слова другого писателя, но уже из Франции, Анри Барбюса, который сказал – «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Каждая вещь, каждое событие и явление в мире имеет свойство меняться, время беспристрастно вносит свои коррективы в жизнь, но качество изменений, их характер определяет, прежде всего, человек, и так уж получилось, что негативные изменения, произошедшие со школьной системой, являются следствием неправильных человеческих решений и действий, остается надеяться, что  в скором времени разум человека возобладает над всем остальным, и последующие решения и действия приведут только лишь к положительным переменам, в том числе к переменам в школе.