9. Казни египетские. Кровь. Лягушки. Вши

Кот Базилио 2
                Первая казнь: кровь.

    
Рано утром фараон обычно выходит на берег Нила то ли по нужде, то ли в ритуальных целях: «засвидетельствовать реке свое уважение». Вот тут Моше и Аарон, по плану Бога, должны перехватить его и предстать перед ним со словами:

     «Господь, Бог иврим, послал к тебе сказать: Отпусти Мой народ, чтобы они служили Мне в пустыне».

А если нет, то вода в реке Нил обратится в кровь. Все в точности так и произошло. Аарон, как повелел Господь, ударил посохом по реке на глазах фараона и всех его приближенных, и воды Нила стали кровью.

     «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской».
    
А что же фараон? Маги и колдуны с легкостью проделали тоже самое с водой. Фараон только хмыкнул: обыкновенное колдовство. И укрепилось сердце его еще больше. Ничего не сказав, он повернулся и отправился во дворец.
    
Почему первая казнь поразила воды Нила, обратив их в кровь? Потому что вся жизнь Египта, все его благополучие были связаны с рекой. Не воля Небес, считалось в Египте, а разливы Нила кормили египтян.

     «Зачем вначале было наказание воды кровью? Потому что фараон и египтяне поклонялись Нилу. Сказал Святой, благословен Он: Поражу сперва его божество, а потом его народ. Ходячая поговорка: бьют идола, а пугается жрец» (1).
    
А почему именно в кровь необходимо было обратить воду в реке? За то, что египтяне бросали новорожденных еврейских младенцев в Нил (2).      
    
Творец общается с Моше и отдает приказания лично ему, почему же посохом по реке ударяет Аарон? Потому что когда Всесильный повелел Моше: "Простри руку свою и порази реку!" – Моше вдруг воспротивился.

     – Следует ли мне поразить Нил? Тот, кто когда-то пил из колодца, не должен бросать в него камни. Когда ребенком меня опустили в Нил, воды реки не поглотили корзину, а защитили меня. Могу ли я сейчас поразить эти самые воды? – объяснил Моше Создателю причины своего непослушания.
    
И Всесильный согласился с ним. Поэтому осуществить первую казнь поручили Аарону.
    
По преданию продолжительность каждой казни составляла ровно одну неделю, и еще три недели отпускал Господь фараону на размышление после первого предупреждения о казни.
    
Как только Аарон ударил посохом, вода превратилась в кровь не только в реке, но и во всех колодцах, протоках, озерах и других естественных источниках воды, а также и та вода, которая была в домах у египтян в каменных, глиняных или деревянных емкостях. Если египтяне пытались выдавить сок из фруктов, сок мгновенно превращался в кровь. И даже сплюнутая слюна на лету превращалась в кровь. И только в домах евреев вода оставалась чистой и свежей. И запасы ее, очевидно, были достаточно велики (3), потому что евреи организовали продажу воды страдающим от жажды египтянам. Ну и довольно таки нажились на этом гешевте.

     «И сделали то же маги Мицраима своими заговорами».
    
Конечно же речь не идет о том, что маги вернули водам Нила первозданный вид, а затем вновь обратили их в кровь. Скорее всего, речь идет о небольшом количестве воды, купленном у евреев и принесенном с собой для удовлетворения каприза фараона.
    
Говорят, что в доме фараона вода не превратилась в кровь и также оставалась чистой, как и в домах евреев. Почему? В благодарность за то, что Моше приютили и вырастили в этом доме. Фараон от жажды поэтому не страдал. Вот почему он никак не отреагировал на разворачивавшиеся события и, укрепившись сердцем, молча, ушел во дворец.

                Вторая казнь: лягушки.


Ровно через семь дней кровь исчезла по всей земле Египта также неожиданно, как и появилась. Нил обрел первозданный вид, и можно было вздохнуть свободно. Однако Господь вновь обращается к Моше.

     – Иди к фараону, – повелел Создатель, – и скажи ему: Так сказал Бог: Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне! А если строптив ты (и не желаешь) отпустить их, вот Я поражу все твои пределы  жабами. И воскишит Нил жабами, и поднимутся  они, и войдут в твой дом, и в твой спальный покой, и на твою постель, и в дом твоих слуг, и к народу твоему, и в печи твои, и в квашни твои. И в тебе, и в твоем народе, и во всех слугах твоих окажутся жабы!
    
Моше все исполнил точно, как наказывал ему Бог. Три недели он пытался достучаться до сердца фараона, но оставалось оно холодно как лед.

Непосредственным исполнителем наказания опять стал Аарон. Он вытянул руку свою с жезлом в сторону Нила, и вдруг из реки выпрыгнула огромная безобразная жаба. Отвратительно квакая, она направилась прямиком ко дворцу фараона. Египтяне, похватав палки и все что попало под руку, окружили мерзкую гадину с намерением разделаться с ней. Но как только ей нанесли первый удар, она разделилась на несколько особей. Жаба издала протяжный крик, и полчища таких же созданий повылезали из Нила. Они выходили и выходили из воды, и конца этому не было видно. Египтяне в страхе разбежались кто куда. А жабы стройными рядами двинулись во дворец фараона.

     «Дома в Египте наполнились жабами, они прыгали на столы и стулья, в постели египтян и кусали их. Самая большая и жирная жаба поселилась во дворце фараона.
     Казнь жабами распространилась по всей стране. Жабы заполнили поля и пожирали все, что на них росло» (4).
    
Никакие преграды не могли их остановить. И даже стены из камня и мрамора расступались при их приближении. Даже оказавшись в желудках египтян, они продолжали отвратительно квакать.
    
Фараон приказал своим хартумим (заклинателям) также создать лягушек.
     – Нет ничего проще, – ответили колдуны и что-то пошептав, показали фараону материализовавшуюся жабу.
    
Но сколько они не шептали, никак не могли избавить фараона от нашествия мерзких тварей. И не выдержал правитель Египетский и приказал доставить во дворец Моше и Аарона.

     – Помолитесь Богу, – стал просить фараон, – пусть удалит Он жаб от меня и от народа моего, и я отпущу ваш народ.

     – Гитпаэр алай (5), – не ломаясь, соглашается Моше. – К какому сроку тебе это исполнить?
    
Фараон почувствовал подвох. Если Моше сразу согласился, то может быть нашествие гадин вот-вот само прекратится? Любой нормальный человек пожелал бы наказание остановить немедленно. Но фараон решает еще немного потерпеть.

     – На завтра, – назначает он время.

     – По слову твоему, – с некоторой издевкой говорит ему Моше. – Чтобы знал ты, что нет подобного Богу, Всесильному нашему!
    
Ушли Моше и Аарон от фараона, и молился Моше, и к обговоренному времени все жабы издохли, и собрали их египтяне в зловонные кучи, и очистили землю Египетскую. И наступило облегчение, а сердце фараона сделалось «тяжелее». Как и предупреждал Создатель, не сдержал фараон слова своего.

                Наказание третье: вши.

    
Прошли три недели. Никаких изменений. Настало время в третий раз поучить фараона. Моше не пошел его предупредить, и казнь обрушилась на головы египтян неожиданно.

     – Скажи Агарону, – обратился Бог к Моше. – Наведи посох свой и порази прах земли, и станет он вшами (киним)(6) по всей земле Египетской.
    
Осуществление казни Создатель поручает Аарону. Почему? Потому что земля в свое время также послужила Моше, укрыв убитого им египтянина.
    
Вши с удовольствием вгрызались в тела египтян и их могущественного повелителя, и пили из их плоти кровь, но совершенно не замечали и не трогали евреев. Фараон приказал колдунам проделать то же самое. Но сколько ни старались колдуны и маги, чародеи, кудесники и заклинатели, прибывшие со всех концов Египта, им так и не удалось продемонстрировать царю явление столь ничтожной букашки. Потому что власть нечистой силы имеет границы, и невозможно при помощи магии  создать существо меньше ячменного зернышка.
    
Колдуны египетские знали об этом, а фараон, по-видимому, нет. Они пришли к нему и признали свое бессилие:

     – Это перст Божий!
    
Но фараон уже, что называется, уперся. Ему никак не хотелось признать свое поражение. Он разогнал всех этих шарлатанов, которые так кичились своими необыкновенными способностями повелевать всем видимым и невидимым, и еще больше укрепил свое сердце, как и предупреждал Всесильный.
    
А тем временем вши исполнили свое дело и исчезли также неожиданно, как и появились.



Иллюстрация: Фрагмент из работы израильского художника Гади Поллака. Как сообщает автор, он изобразил 1432 лягушки.

(1) Шмот Раба 9:8.
(2) А еще потому, что египтяне не позволяли еврейским женщинам окунаться в Нил для очищения, чтобы стать разрешенными мужу. Тем самым они препятствовали размножению евреев. Не давали очищаться от крови – вода обратилась в кровь.
(3) По преданию у евреев были источники воды, которыми владели только они. А в источниках совместного владения с египтянами, вода египетской половины превратилась в кровь, а еврейская часть оставалась чистой.
(4) Р. Моше Вайсман. Мидраш рассказывает.
(5) Дословно: «величайся, прославляйся надо мной», возможно, в переносном смысле: «давай, заказывай музыку!».
(6)   Точное значение этого слова утрачено, поэтому нельзя определенно сказать о каких насекомых идет речь.