7. Борьба

Кот Базилио 2
     И сказал Адонай Моше: Смотри, Я поставил тебя элогим (1) для фараона, а Агарон, брат твой, будет твоим пророком (2).
     Ты будешь говорить все, что Я тебе повелю, а Агарон, брат твой, будет говорить с фараоном, чтобы он отпустил сынов Исраэля из страны своей.
     Я же твердым сделаю (акше) сердце фараона и умножу знамения мои и чудеса мои в стране Египетской.
     И не послушает вас фараон, и Я наложу руку свою на Египет, и выведу воинства мои, народ мой, сынов Исраэля, из страны Мицраима великими судами.

Этими словами Всесильного к Моше начинает Тора рассказ о десяти казнях, которые должны обрушиться на Египет. А зачем нужны были эти казни? Разве не мог Господь сделать так, чтобы фараон, пусть немного поломавшись для сохранения своего лица и репутации владыки мира, взял да и отпустил евреев? Тем более, как мы помним, эти евреи всем давно уже надоели и только раздражали своей плодовитостью и повсеместным распространением в Египте. Зачем Всевышний ожесточил сердце фараона и тем самым препятствовал ему отпустить евреев? И, самое главное, если Сам Бог ожесточил его сердце, чем же виноват фараон, а тем более простые египтяне? Почему они пострадали во всей этой заварухе, которую организовал Всесильный?
    
Попробуем разобраться в этих непростых вопросах.
    
Краеугольное представления о Творце, основанное на Торе и Предании, ; Создатель этого мира всеведущ и все, что совершается в этом мире, происходит согласно воле Его.

     «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю». Йешаягу 46:10.

     «Я создаю свет и творю тьму, делаю мир и навожу бедствие; Я, Господь, свершаю всё это». Йешаягу 45:7.

     «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим». Йермиягу 10:23.

     «И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противится руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?». Даниэль 4:32.

     «Много замыслов в сердце человека, но решение Господа сбудется». Притчи 19:21.

     «Сердце человека обдумывает путь свой, но Господь управляет шествием его». Притчи 16:9.

Также говорят и мудрецы Израиля:

     «Не по своей воле ты зачат, и не по своей воле родился, и не по своей воле живёшь, и не по своей воле умрёшь, и не по своей воле предстанешь пред судом и дашь отчёт Царю всех царей, Всевышнему, благословен Он!». Пиркей Авот 4:22.

     «Человек не поднимает свой палец внизу, если об этом не объявили вверху». Хуллин 7б.

Но если все предопределено, то и греха нет. А если нет греха, за что же наказание? За все зло на земле ответственность на Всесильном. Ведь это Его воля, которой не может противостоять и противиться человек. И «свободный» выбор человека не более чем иллюзия. И какой тогда смысл в Торе, которую мы с вами пытаемся изучать? Нет в ней никакого смысла. И самый неожиданный и парадоксальный вывод: и Бога тоже нет(3).
    
Однако Тора говорит, что человек от рождения наделен свободой. Но свободой очень специфической.
    
Сказал рабби Акива: «Все предопределено, но свобода дана» Пиркей Авот 3:15. А рабби Ханина сказал: «Все в руках небес – кроме страха перед небесами» Брахот 33б.
    
На лицо явное противоречие: если все предопределено, то в чем же выражается свобода?
    
Творец, создав человека, решил отдать ему в руки свободу выбирать следовать ли ему путями, заповеданными Создателем или жить по своему разумению. Т.е. человек сам решает быть ему праведником или злодеем. За зло, существующее в мире, Бог не несет никакой ответственности. Зло существует как результат свободного выбора человека.

     «Всякий может стать праведником, как Моше-рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым и так далее. И нет никого, кто бы заставлял его, или решал за него, или влиял на выбор им одного из двух путей, – лишь он сам, по своему разумению, направляется по тому пути, который изберет» (4).

     «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло. Ибо заповедую я тебе сегодня любить Бога, Всесильного твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его, и установления Его, и законы Его, чтобы жил ты и размножился, и благословит тебя Бог, Всесильный твой …. Но если отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и сойдешь ты с пути, и поклоняться будешь богам иным и служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле….  В свидетели призываю я на вас сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, и любил Бога, Всесильного твоего, слушал голос Его и прилеплялся к Нему; ибо Он жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле…» Втор. 30:15-20.

Но как может быть такое, что Всевышний знает, какой выбор сделает человек, если он действительно свободен, и потому еще сам не знает этого? Т.е. как могут сосуществовать свобода выбора и предопределение? В качестве ответа на этот непростой вопрос предлагаю притчу.

Однажды царю Шломо (Соломону) повстречался Ангел смерти. Ангел был чем-то опечален, и Шломо спросил его, чем тот огорчен.

     – Небесный Суд приказал мне взять души твоих писцов (софрим) Элихорефа и Ахии, сыновей Шиши, а я не могу это сделать! – ответил Ангел.

Услышав имена своих приближенных (5), Шломо немедленно предпринял шаги для их спасения.

     – Унесите их в город Луз, над которым Ангел Смерти не имеет власти (6), – приказал Шломо шейдим (7), которыми умел повелевать.
    
Но лишь только шейдим прибыли к воротам города, Элихореф и Ахия неожиданно умерли.
    
На следующий день Шломо снова встретил Ангела смерти. Ангел был весел, и Шломо спросил его, чему он так радуется. Ответ потряс царя.
 
     – Ты знаешь, почему я не мог взять жизни тех двух людей вчера, когда мы встретились? Потому что мне было велено забрать их у ворот Луза, а я никак не мог заманить их туда!

     – Верно говорят! – воскликнул царь Шломо. – Ноги человека его поручители: они всегда приводят его в то место, которое предназначено ему Небесами! (8)
    
А что же случилось с фараоном?
    
Человек, как уже сказано, обладая свободой выбора, может следовать на пути своем либо своему доброму началу (йецер га-тов), сознательно развивая и укрепляя его, либо отдаться, потакая своим страстям, на волю дурной части (йецер га-ра).
    
Причем устроено так, что следуя путями истины, человек привыкает совершать добрые поступки, и они больше не кажутся ему чем-то необычным из ряда вон выходящим, а совершаются как бы сами собой, становятся частью его натуры. Человек возрастает духовно и пребывает все более во власти йецер га-тов. Йецер га-ра теряет свои позиции, но все же нет-нет да и проверит нравственные устои человека на прочность. Если же человек, потворствуя своей животной природе, начинает совершать безнравственные поступки, то он все более оказывается во власти йецер га-ра. И постепенно свою безнравственность он перестает замечать (9).
    
Как говорил мудрец Бен Азай: «Награда за заповедь – заповедь, а плата за преступление – преступление» Пиркей Авот 4:2.
    
Или другими словами: «Тому, кто хочет духовно очиститься, помогают (с Небес). Тому, кто хочет духовно оскверниться (совершить грех), предоставляют (Небеса) такую возможность» Шабат 104а.
    
А еще говорили мудрецы: «По пути, которым желает человек идти (хорошему, либо дурному), ведёт его Бог» Макот 10б.
    
Большинство в жизни считают основной ценностью материальное благополучие и уважение людей и прилагают максимум усилий, чтобы достичь их всеми правдами и неправдами. Однако стремятся они к тому, что от них совершенно не зависит.  Добрые же дела, которые Создатель отдал в руки человека, оставляют обычно на потом, считая, что Бог и так поможет нуждающимся (10).
    
Только после шестого наказания говорит Тора «ожесточил Бог сердце фараона». До этого же момента жестокое поведение фараона было результатом его свободного выбора, и у него была возможность раскаяния. На события после шестой казни фараон повлиять уже не мог.

     «Бывает так, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле и разумению, лишить его способности к раскаянию. И не будет такому человеку дано возможности оставить злодейство свое, и погибнет он за грехи, в которых повинен… «Они оскорбляли Божьих посланников, поносили слова Его, издевались над Его пророками – до тех пор, пока не возгорелся гнев Господа на народ свой и не стало исцеления» (Диврей Г;аямим II, 36:16) – то есть грешил народ по своей воле и умножал злодеяния свои до тех пор, пока не была отнята у него возможность раскаяния, которое именуется «исцелением» (11).
    
Но не судьба фараона волнует Создателя. «Для того Я оставил тебя (т.е. не уничтожил), – говорит Бог через Моше фараону, – чтобы показать тебе силу Мою и чтобы возвестить Имя Мое по всей земле» Исх.9:16. А главное, по комментарию Сфорно (12), это должны увидеть сыны Израиля и преисполниться ужаса.
    
По преданию казни продолжались почти год, а работать на египтян евреи прекратили сразу после первой казни. То есть фактически они получили свободу внутри страны. Так зачем им идти куда-то, если рабства больше нет? Так и случилось. Только пятая часть (13) евреев пошли вслед за Моше и вышли из Египта. А остальные? Исчезли без следа.
    
Так почему же большинство евреев не «преисполнились ужаса»? Потому что казни обрушились только на египтян и «обходили стороной» дома евреев.
    
Всего казней было десять. Десять – число завершенности и полноты как в сфере добра, так и в сфере зла (14). Рабби Йегуда Арье Лейб Альтер (15) из Гуры (16) писал, что Десять казней египетских проложили путь от Десяти речений Творения, которыми был создан мир, к Десяти Заповедям.
    
В трактате Авот (5:1) сказано: «Десятью изреченными [повелениями] был создан мир. Чему это нас учит? Ведь он мог быть создан и одним изреченным [повелением]! Но [все же Всевышний создал мир именно таким образом, что показывает нам, насколько он важен для Него], поэтому возмездие постигает злодеев, которые губят мир, созданный десятью изреченными [повелениями], и щедро вознаграждает праведников, которые поддерживают существование мира, созданного десятью изреченными [повелениями]».
    
Эта мишна требует пояснения (17). Создание мира – это процесс сокрытия лика Творца. Когда сокрытие достигает определённого уровня, появляется возможность отрицать Творца, т.е. появляется свобода выбора, которая, в свою очередь, позволяет вознаградить человека за правильный выбор или наказать за неправильный. Если бы мир был создан только одним речением, сокрытие было бы настолько слабым, что свобода выбора не могла бы существовать, и не за что было бы награждать праведников и наказывать преступников. Десять речений, которыми был создан мир, это десять последовательных уровней сокрытия. С их помощью была создана ситуация, когда есть возможность нарушить волю Всевышнего. Нарушение – это как раз то, при помощи чего преступники, как говорит мишна, «губят мир». Любое выполнение воли Творца способствует раскрытию Его лика в этом мире, а нарушение Его воли сгущает сокрытие. Чем больше сокрытие, тем труднее сделать правильный выбор. С другой стороны, чем большее сокрытие человеку пришлось преодолеть, чтобы сделать такой выбор, тем большая награда его ожидает.
    
А злодея постигает возмездие. Но не ради мести, а для того, чтобы он «заплатил свой долг». Человек приходит в этот мир, чтобы построить в нем обитель для Творца, следуя Его указаниям. Тот, кто не выполняет свою задачу, становится «должником» Всевышнего. «Вернуть долг» человек может лишь путем раскаяния, которое восполняет все упущенное им за то время, пока он предавался грехам.
    
После двухсот десяти лет рабства евреи опустились на 49 ступеней нечистоты из 50 возможных, и сокрытие Лика практически достигло такого уровня, на котором правильный выбор становится невозможным. Невозможным, потому что правда скрыта до такой степени, что ее не отличить от лжи. Отсутствие свободы выбора означает, что дальнейшее существование мира не имеет смысла.
    
Ситуация требовала вмешательства Творца. Необходимо было ограничить силы зла и снова дать людям свободу выбора. Для выполнения этой цели и были предназначены казни египетские.
    
Герой Устной Торы рабби Йегуда разделил казни на три группы и предложил мнемонический прием для лучшего запоминания их порядка: ДеЦаХ, АДаШ и БеАХаВ, использовав первые буквы названий казней на иврите.
    
Д – дам – кровь, Ц – цфардэа – лягушки (жабы), Х (К) – киним – вши, А – аров – нашествие зверей, Д – девер – мор (падеж скота), Ш – шхин – нарывы, Б – барад – град, А – арбэ – саранча, Х – хошех – тьма, В (Б) – бехорот – смерть первенцев.
    
Десятая казнь – смерть первенцев Египта – стоит особняком, а среди остальных девяти обнаруживается целый ряд закономерностей. Запишем названия казней в порядке их наступления в три столбика по три.

             I                II                III
      1. Дам – кровь         Аров – звери             Барад – град
      2. Цфардэа – лягушки       Девер – мор                Арбэ – саранча
      3. Киним – вши             Шхин – нарывы                Хошех – тьма

    
Рав Гирш заметил, что «первым двум казням в каждой группе предшествует четкое предупреждение; третья казнь в каждой группе, т.е. ;киним (вши), ;шхин (нарывы) и ;хошех (мрак) поражают без предупреждения, являясь как бы наказанием египтянам за то, что они должным образом не отреагировали на предыдущие казни».
    
Кроме того каждая из казней, попавшая в одну строку, описана стилистически сходным образом (18). Перед первыми казнями из каждого столбца сказал Всесильный, чтобы Моше «предстал» (используется строго именно этот глагол) перед фараоном рано утром и предупредил его о готовящейся казни.
    
В описании вторых казней каждой триады говорится, что Моше пришел к фараону, но в какое время это случилось неизвестно, а пришел за тем, чтобы предупредить фараона о предстоящей казни. То есть, эта триада отличается от предыдущей двумя небольшими деталями: изменяется глагол (не "предстал", а "пришел") и отсутствует упоминание момента времени.
    
В описании последних казней из каждой триады нет ни одного из приведенных признаков. Фараона вообще не предупреждают о предстоящей казни.
    
Еще, писал рав Гирш, египтяне должны были через казни «примерить» на себя ту судьбу, на которую они обрекли беззащитный народ. Это, по мнению рава, чуждость, рабство и муки. «Кровь, дикие звери и град связаны с понятием чуждости. Чужак – это человек, чье длительное пребывание в каком-либо месте зависит от воли и терпения исконного жителя…. Жабы, мор и саранча указывают на рабство. Хозяин, который считает, что он выше своего раба, пребывает в двойном заблуждении, высокомерно причисляя себя к высшим существам и необоснованно полагая, что ему дает на это право власть и богатство…. Вши, нарывы и тьма связаны с мучениями. Итак, египтяне узнали, что значит вести жизнь, полную мучений, боли и лишений. Этот урок содержал физическую боль от вшей и нарывов и три дня голода, которые вызвала в Египте тьма…».
    
Однако вернемся к тексту седьмой главы.

     «И сказал Господь Моше и Аарону так: Когда будет говорить вам фараон: Дайте о себе чудо (в подтверждение), – ты скажи Аарону: Возьми посох свой и брось его перед фараоном – и станет крокодилом. И пришли Моше и Аарон к фараону, и сделали они так, как повелел Господь, и бросил Аарон свой посох перед фараоном и перед его слугами, и стал он крокодилом. И призвал фараон мудрецов и чародеев, и сделали они, волхвы Египетские, чарами своими то же. И бросили каждый свой посох, и стали (посохи) крокодилами, и поглотил посох Аарона  их посохи. Но укрепилось сердце фараона, и не послушал он их, – как говорил Господь».
    
Моше и Аарон вновь направляются к фараону.
    
Посмотрим на ситуацию глазами египетского царя. Перед ним два довольно пожилых человека. Они второй раз пришли со странной просьбой: дать свободу народу, находящемуся в рабстве у Египта. Кто они такие? Почему он должен их слушать? Да он только пальцем пошевелит, поведет бровью и от них ничего не останется. Он еще прошлый раз решил, что никогда не отпустит евреев. О чем говорить?
    
Увидев старцев, фараон сильно разгневался, но, поостыв, решил обратить сложившуюся ситуацию в свою пользу. Ну и поразвлечь себя немного от скуки обывательской, да и поглумиться над ходоками.
 
     – Сделайте какое-нибудь знамение (чудо), подтверждающее вашу миссию, – серьезно предлагает он уверенный, что эти два старика ни на что не способны.
    
Слова фараона полны сарказма. Он знает, что говорит. Нет такого чуда или знамения, которое не смогли бы устроить и организовать его маги, колдуны и чародеи. Да и сам он еще на что-то способен.
    
Фараон ничуть не верит в могущество того Бога, о котором они твердили ему прошлый раз. И у него есть на то веские основания. Он выставил их тогда, не церемонясь, за дверь, и гром не грянул с ясного неба. «Займитесь делом», – напутствовал он их после первой встречи. И чтобы впредь неповадно было евреям ходить в поисках лучшей доли, фараон приказал еще больше нагрузить их работой и использовать шире изощренные издевательства. А главное он скомпрометировал в глазах народа невесть откуда объявившихся вождей. Вот и сейчас фараон решил поставить окончательную и жирную точку на их репутации.
    
Аарон бросает посох перед фараоном, и посох превращается в крокодила. Почему же в крокодила? Посох, как мы помним, превращался в змея, когда его испытывал по приказу Всесильного Моше. Змей более характерен для пустыни, а в Египте самое знаковое животное – крокодил. Он грозный  обитатель  реки, являющейся сердцем Египта и его божеством. И потому фараон часто отождествляет себя с крокодилом.

     «Фараон, царь Египетский, огромный крокодил, лежащий в протоках своего Нила, он говорит: Нил – мой, и я сам себя сделал» (Иез. 29:3).
    
Но на фараона этот фокус не произвел никакого действия. Говорит мидраш (19):

     «И призвал фараон мудрецов и колдунов». Тогда принялся фараон насмехаться над Моше и Аароном и кудахтать около них, как курица: "И таковы все знаменья вашего Бога? В мире ведется, что товары везут в то место, где они нужны, но разве везут... рыбу в Акко (приморский город)? Вы не знаете, что все возможные виды колдовства в моей власти?" Тут же фараон послал за детьми в школу, и даже они совершили то же самое знаменье. И еще больше: он послал за своей женой, и она тоже совершила его... Сказали Моше Йохани и Мамрэ (два величайших колдуна Египта): "Солому ты везешь в Офраим?" (город, богатый соломой).
    
И все же маленькое чудо произошло. Когда посох Аарона и посохи магов и чародеев из крокодилов вновь обратились в дерево, посох Аарона поглотил деревяшки, принесенные египетскими колдунами.
    
Но эта маленькая деталь не впечатлила фараона, потому что сердце его уже укрепилось. На этом, можно сказать, мирная часть переговоров закончилась. Моше и Аарон опять ушли ни с чем. А Создатель приступает к наказанию Египта.

Иллюстрация: Французский живописец Никола Пуссен Nicolas Poussin (1594–1665) Moses Turning the Aaron's Staff into a Serpent. 1647.

(1) В данном случае, считает Раши, слово элогим употреблено в значении судьи, повелителя.
(2) Имеется в виду человек, возвещающий и возглашающий народу речи обличительные (Раши).
(3) Система взглядов или учение, в основу которого положен принцип, согласно которому каждому явлению предшествует и строго соответствует определенная причина, получила в философии название детерминизма. В системе  «незыблемого и постоянного порядка в отношениях между феноменами» места для Бога просто не остается.
(4) Рамбам. Законы раскаяния.
(5) 3 Царств 4:3.
(6) В книге Судей гл.1 ст.22-26 рассказывается, как некий человек помог сыновьям Йосефа захватить Бейт-Эль, называвшийся прежде Луз. Затем этот человек построил в земле хеттов новый город Луз. Бог в награду запретил Ангелу Смерти заходить в этот город, и потому его жители никогда не умирали. Когда же человек становился настолько стар, что жизнь была ему в тягость, его выводили за городские стены, где его и находил Ангел Смерти.
(7) Шед (ед.ч.) или шейдим – демоны, сотворены в конце шестого дня творения, уже после человека. Царь демонов по имени Ашмадей помог Шломо раздобыть Шамир, необходимый ему для строительства Храма. Заигрывание с нечистой силой плохо кончилось для царя Шломо. По преданию, однажды Ашмадей занял его место на троне, приняв его облик.
(8) Трактат Сука 53а. Вольный пересказ.
(9) Грех, совершенный один раз, вызывает сожаление. Грех, совершенный дважды, кажется допустимым. Грех, совершенный трижды, становится добродетелью в глазах грешника (рабби Исраэль Салантер).
(10) Рамхаль. Даат Твунот (Постижение смыслов).
(11) Рамбам. Законы раскаяния.
(12) Овадья бен Йосеф Сфорно (1475 – 1550) – раввин, комментатор Танаха, философ и врач.
(13) Исход 13:18: «Хамушим вышли сыны Израиля из страны Египетской». Хамушим, по комментарию Раши, означает «вооруженными, ополченными, снабженными (всем необходимым для боя и перехода)». Но может означать также «один из пяти» вышли из Египта, а остальные погибли.
(14) «Десять поколений [насчитывается] от Адама до Ноаха; из этого мы видим, сколь велико Его долготерпение, ибо все эти поколения постоянно гневили Его, пока Он не обрушил на них воды потопа. Десять поколений [насчитывается] от Ноаха до Аврагама; из этого мы видим, сколь велико Его долготерпение, ибо все эти поколения постоянно гневили Его, пока не пришел праотец наш Аврагам и удостоился всего, [что могли] заслужить они» (Авот 5:2).
(15) Йегуда Арье Лейб Альтер, прозванный Сфат Эмет, (1847 – 1905) – с 1870 года глава гурских хасидов. Написал пятитомный комментарий на Тору, названный им «Сфат Эмет» (Язык Истины), за что и получил свое прозвище.
(16) Гура Кальвария (Гора Голгофа) – город в 30 км к юго-востоку от Варшавы.
(17) Рав Берл Набутовский, toldot.ru
(18) М.Левинов. Курс лекций "Истории Торы от книги Исход до Второзакония".
(19) Шмот раба 9:4.