Радостное мироощущение импрессионистов

Татьяна Дружинина
Сезанн дождей, Дега туманов –
молчун и скептик – Писсаро…
Взгляд, как из зеркала, пространен
да заостренная хитро –
кисть, как волшебное перо,
взлетает над холстом паря…
А после – колет, колет, колет,
мир засыпая звездной солью…
Дымит…
Начало сентября…
Skorodinski

Дорогие любители живописи! Я приглашаю вас на встречу с удивительными людьми, которые так любили жизнь, что захотели сделать её лучше и радостнее. Это – импрессионисты. Много было в истории мировой живописи великих мастеров, но они создали новое  направление в искусстве, которое зародилось во Франции в конце XIX-начала  XX вв.

Художники-импрессионисты использовали методы и приемы, позволяющие запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, подвижности. Мимолетное впечатление – и картина пишется за один сеанс, на пленере, куда художники вышли из душных мастерских, впустив в свои картины солнечные блики, размытость дождя, массу света. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"; экспонировалась в 1874, Париж). Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, породили беспримерно светлую, трепетную живопись Импрессионизма.

Жюль Лафорг в журнале «Ревю бланш» в 1896 году писал:
«Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, - это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениями и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки». 

Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдуард  Мане, Эдгар Дега, Камиль Писсаро – вот те, кто удивлял, восхищал, раздражал.

Взгляните на картины Ренуара «Лягушатник» и «Качели». Как и другие импрессионисты, он отказался от темных красок, нанося на холст чистые цвета, почти не смешивая их на палитре. Поэтому мы видим пятна света, цвета, блики на воде, залитые солнцем лица, костюмы, деревья.

Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а как он изображает. Предмет изображения – повод для решения зрительных задач. Например, цикл картин Клода Моне «Руанский собор», в котором представлены виды собора в разное время дня, года, в разном освещении. Когда смотришь на эти картины по очереди, как будто проживаешь с этим зданием целый день, с восхода солнца и до его захода. Посмотрите, полюбуйтесь на это чудо!

Множество быстрых мазков, ярких и сочных, - именно поэтому картины импрессионистов лучше смотреть с небольшого расстояния, а не близко, только тогда создастся целостное впечатление от произведения.  Посмотрите на «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега: из синего марева вырастают фигуры девушек, но не застывшие, а постоянно движущиеся.

А пейзажи Клода Моне? Например, виды Темзы, «Пруд с кувшинками» (их 18!), где можно наблюдать вибрацию воздуха и света. Посмотрите, не пожалеете!

Если ты подготовленный зритель, то импрессионизм покорит тебя легкостью, изяществом, оптимизмом, радостным мироощущением и сверканием красок. Академик М.А. Алпатов как-то остроумно сказал, что при всех изъянах импрессионистов их картинами «…можно проверять человека. Кто приемлет их – тот здоров, кто нет – тому надо посоветоваться с врачами». А поэт и художник М. Волошин скажет: «…Импрессионизм – это не живопись – это открытие».

А для меня открытием был наш русский художник, родившийся в конце XIX века, -  Игорь Грабарь. Когда-то в школьные годы мы, советские дети знали его картины «Ленин в Кремле. На проводе», «Март». И. Грабарь был признанным художником Советского Союза, имел правительственные награды. Как жалко, что мы в те годы не знали многих его картин!

Оказывается, тематика и спектр произведений Грабаря настолько широк, и он так близок к импрессионистам, что диву даешься! «Февральская лазурь», «Зимнее утро», «Под березами», «Восход солнца», «Белая зима. Грачиные гнезда»  и многие другие – просто завораживают, заставляют рассматривать их еще и еще! Любовь художника к русской зиме, по его словам, «будила его живописный задор». Особенно его волновал иней, такой разный и волшебный: солнечный день инея, где цветовая палитра ежеминутно меняется, - это просто завораживало его. Попав в Париж в 1887 году,  И. Грабарь был сражен таинственностью импрессионизма, и далее пытался  открыть новые горизонты этого направления, став русским импрессионистом.

Посмотрите на его картину "Зимнее утро" (перед статьей): иней на деревьях - синий, стволы - темно-синие, даже тени - синие!

«Искусство, искусство, искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня - почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни», - напишет И.Э.Грабарь, в автомонографии «Моя жизнь» в  1937 г.

Желаю всем неравнодушным к искусству людям познать этот источник радости, который, по моему мнению,  не иссякнет, пока живет в человеке жажда чуда, творчества! Пусть в этом вам помогут   живописные произведения русского импрессиониста, несущего радостное мироощущение, - произведения Игоря Грабаря.