5. У фараона

Кот Базилио 2
А откуда видно, что старейшины (1) не пошли с Моше и Агароном к фараону? Из стиха:

     «А затем пришли Моше и Агарон и сказали фараону…».
      
На самом деле, говорит мидраш (2), старейшины пошли, но по дороге, по мере приближения к дворцу, один за другим, потихоньку отстали и растворились. Потому что увидели ужасное зрелище: горы трупов убитых евреев (3).

     – Уж лучше мы останемся рабами, чем пойдем с тобой к фараону! – заявили они Моше.
    
Естественно, что далеко не все комментаторы согласны с подобным развитием событий. Например, Рамбан. Анализируя четвертый стих этой главы, в котором фараон говорит: «Зачем вы, Моше и Агарон, отвлекаете народ от работы его? Идите к трудам своим!», Рамбан делает вывод, что вторая часть фразы «идите к трудам своим» не могла быть адресована Моше и Агарону. Потому что Моше и Агарон из колена Леви, которое, как мы помним, было освобождено от общественных работ. Кому же тогда фараон предложил возвратиться на работу? Старейшинам – делает вывод Рамбан.
    
То, что старейшины «потерялись» по пути к резиденции фараона, не могло не оказать влияния на Моше и Агарона. Оказавшись в одиночестве у дворца, они немного растерялись и сказали фараону не совсем то, что велел сказать Бог.
    
Бог велел сказать: «Господь, Бог евреев, открылся нам; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему».
    
А Моше сказал фараону: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне».
    
Моше называет имя Бога – Адонай (четырехбуквенное), на что фараон удивленно поднял брови и сказал:

     – Кто такой Адонай (4) …? Не знаю я Адоная ….
    
И на этот раз Моше и Агарон почти слово в слово передают слова Бога, но добавляют и от себя немного.

     – Бог евреев открылся нам; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом, – сказали они.
    
Почему Моше неточно исполнил повеление Бога и сказал фараону не те слова? Да какая разница, подумает мой читатель, смысл сказанного не изменился?
    
Может быть, Моше и Агарон забыли, что дословно нужно было сказать? А потом вдруг вспомнили? 
    
Рав Гирш объясняет, что Моше и Агарон заговорили языком фараона. Фараон – язычник и ему не может показаться удивительным факт, что и у племени евреев есть свой племенной бог, который что-то «требует» от своего племени. Он может явиться по своей прихоти, что-то потребовать без объяснения причин и пригрозить различными карами, если требование его не будет исполнено. Такая модель бога должна быть очень понятна язычнику фараону.
    
Фараон был достаточно образован для своего времени, но он никак не мог припомнить бога, именуемого так, как сказали ему эти двое. Он даже приказал принести ему книгу с перечнем имен всех богов. Но полистав ее, он не нашел ничего похожего на услышанное из уст еврейских ходоков.
    
Мидраш сообщает дополнительные, красочные подробности, описываемых в Торе событий.
    
Дворец фараона был грандиозным сооружением. Попасть в него можно было через четыреста разных входов. Но каждый вход охраняли дикие звери. Когда стражники увидели двух приближающихся к дворцу людей, они спустили на них свирепых львов. Моше взмахнул своим чудесным сапфировым жезлом, и львы мгновенно присмирели, превратившись буквально в домашних котят, мурлыкая трущихся об ноги своего хозяина. Стражники, естественно, были поражены и безропотно пропустили их во дворец.
    
Моше и Агарон очень удачно пришли. Этот день был днем рождения фараона. Поэтому во дворце было полно людей, посланцев с разных концов света, желавших поздравить фараона и вручить ему дорогие подарки. Поэтому на Моше и Агарона никто особенно не обратил внимания. Наконец, подошла их очередь предстать перед фараоном.
    
Сказали слуги фараону: "Два старца стоят в воротах". Сказал он им: "Пусть войдут!" Сидел фараон и ждал, что увенчают его или вручат ему грамоты – а они даже не обратились к нему с пожеланиями мира! Сказал им: "Кто вы такие?" Сказали они ему: "Мы посланники Святого, благословен Он!" – "Что вы хотите?" – Сказали ему: "Так сказал Господь: отпусти народ Мой, и совершат они Мне празднество в пустыне". Он тотчас разгневался и сказал: "Кто такой Господь, чтобы я послушался Его голоса? Корону мне Он не захотел прислать, лишь со словами вы пришли ко мне! Не знаю Я Господа, а также Израиль не отпущу". Сказал он им: "Подождите, я погляжу в свою книгу". Сразу же вошел в сокровищницу, чтобы поглядеть на каждый народ и его бога. Начал читать: "Бог Моава, бог Амона, бог Цидона..." Сказал им: "Поискал я имя вашего Бога в своей сокровищнице и не нашел его".
    
"Разве ищут живого среди мертвых? – ответили Моше и Агарон фараону. – Те боги, о которых ты сказал – мертвые, а наш Бог – это живой Бог, Царь Вселенной!" Сказал им фараон: "Он юноша или старец? Сколько ему лет? Сколько он городов захватил? Сколько стран покорил? Сколько лет прошло с тех пор, как взошел он на престол?" Сказали они ему: "Силой и могуществом нашего Бога наполнен мир, Он был до создания мира, Он будет в конце всякого мира, Он твой создатель, вдохнувший в тебя дух жизни". Сказал им: "Каковы его деяния?" Сказали ему: "Он простирает небо и зиждет землю, голос Его высекает языки пламени, Он разрушает горы и дробит скалы, Его лук – огонь, стрелы – пламя, копье – зарево, щит – облака, меч – молния, Он создает горы и холмы, покрывает небеса тучами, низводит дожди и росу, благодаря Ему растет трава и спеют плоды, размножаются звери. Он созидает младенца в утробе матери и выводит его на белый свет. Он свергает царей и возводит на царство!" Сказал он им: "Вы лжете с начала до конца, ибо я – властелин мира, я создал себя самого и Нил" (5).
    
Обдумав все сказанные слова, фараон вынес свой вердикт.

     – Многочислен этот народ, живущий в моей стране, а вы не даете ему работать! – объявил царь Египта и повелел приказать приставникам над народом и надзирателям: Не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами.

Вот такой итог похода Агарона и Моше к управителю египетскому. Жизнь евреев сделалась совершенно невыносимой. Поиски и сбор соломы отнимали много времени, и план по изготовлению кирпичей регулярно не выполнялся. Тогда последовал указ на место недостающих кирпичей в постройках укладывать еврейских детей.
    
Фараон рассчитал все точно. Евреи обвинили, и совершенно справедливо, Моше и Агарона во всех новых бедах своих.

     – Взглянет Бог на вас и осудит за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас, – со всех сторон сыпались на них упреки.
    
Но что мог сделать Моше? Бог прямо предупредил его, что не послушает его фараон и не отпустит евреев. И потому все упреки он переадресовывает Богу.

     – Господи! Зачем сделал Ты зло этому народу, для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, стало только хуже народу этому. А избавить  – не избавил Ты народа Твоего.
     – Вот теперь увидишь ты, что Я сделаю фараону, ибо сильной рукой моей принужденный, отошлет он вас, и изгонит вас из страны своей, – успокоил Бог посланца своего.
    
Да-а-а…. Что ж за Бог такой? Изверг и человеконенавистник! Сколько ханжей заставил взбунтоваться против Бога и оттолкнул от Него этот эпизод и подобные этому, которых немало в Священном Писании. К счастью, далеко не всех. Но только поверхностных, непроницательных и неумных, не желающих видеть ничего вокруг дальше собственного носа, и никого вокруг, кроме себя любимого. Именно их имел в виду Бог, когда диктовал Моше, стихи о сотворении человека, сказав: «Пиши так, как Я тебе велел. Если кто-то захочет ошибаться, пусть  ошибается, ибо тот, кто стремится и жаждет  неправильно истолковывать Тору, всегда  найдет для этого предлог».
    
И все же, почему Бог так поступил с народом своим? Бог испытывал сыновей Израиля. Только лучшие из лучших должны были выйти из Египта и стать народом Божиим. В страдании проявляется истинная природа человека. И только через страдания разделяются зерна от плевел. Праведники становятся еще более праведными, а грешники извергаются вон в Геену огненную. Но в любом случае, и по отношению к грешнику и в отношении праведника деяния Бога рождены исключительно милосердием, хотя порой нам кажется, это совсем не так.

Иллюстрация: акварель французского художника Джеймса Жак-Жозефа Тиссо (James Jacques Joseph Tissot 1836 – 1902) «Моисей говорит с фараоном (Moses Speaks to Pharaoh)».

(1) Старейшины, на самом деле, не были людьми преклонного возраста. Старейшины – в смысле, руководители народа. По преданию их было семьдесят человек.
(2) Шмот Раба 5:14: «Куда подевались старейшины, что их не упоминают с ними, хотя сказал ему Святой, благословен Он (3:18): "Пойдешь ты и старейшины Израиля"? Сказали мудрецы наши: Старейшины пошли с ними, но попрятались по пути, и отставали – один за другим, пара за парой, и разбрелись. А когда те приблизились к дворцу фараона, то никого из них не осталось, как и написано: "А потом пошли Моше и Агарон". А где старейшины? – Разбежались».
(3) Не вызывает сомнения, что фараон не любил чрезмерно расплодившихся евреев, но вызывает недоумение, зачем трупы необходимо было свозить и сваливать в окрестностях главной резиденции фараона.
(4) Говорят, в этот момент обернулся фараон к семидесяти писцам, записывающим каждое его слово сразу на семьдесят языков, и спросил у них: «Знаете ли вы о боге, которого называют этим четырехбуквенным именем?». «Мы прочитали все известные в мире книги, но ни в одной из них не встречали подобного имени», – ответили ему писцы.
(5) Мидраш Шмот Раба 5:18.