4. Миссия

Кот Базилио 2
Казалось бы, все точки над i расставлены. Бог предельно ясно изложил свои планы Моше. И что же? Моше послушался и бросился со всех ног исполнять волю Господа своего? Ничуть не бывало.

     – Но ведь не поверят они мне и меня не послушаются, ибо скажут: не открывался тебе Бог! – ответил Моше на речи Превечного  Владыки и остался стоять на месте.

Все впустую! Ничто, о чем говорил Бог, распинался, доказывал, убеждал, обещал – ничто не затронуло сердце Моше. Всевышний только что сказал ему: «и услышат они голос твой» (3:18), а Моше возражает: «не послушаются меня» (1). В чем причина такого странного поведения величайшего из пророков?
    
Среди комментаторов нет единодушия. Часть из них защищают Моше. Не мог он, считают они, сомневаться в словах Бога и вступать в противоречие с Ним. В действительности, Моше обсуждал иную сторону вопроса. Он только высказал свои опасения.
    
Например, Рамбан. В начале, по мнению Рамбана, старейшины его послушаются, но, когда увидят, что фараон их не отпустил, перестанут его слушать и скажут, что не посылал его Бог. Потому что, если бы дело это было от Бога, фараон обязательно бы их отпустил. И, как мы скоро увидим, развитие событий некоторым образом подтвердит позицию Рамбана.
    
Рамбам (Маймонид) свою апологию Моше построил несколько иначе. Когда Моше, по его представлению, изложит все то сокровенное знание, которое он узнал о Боге и Его Имени от Него Самого, старейшины его послушают. Но правильные представления о Боге, изложенные неким человеком, явившимся неожиданно невесть откуда, не являются доказательствами, что именно он и является посланником Божиим. И вот об этом беспокоится Моше, говоря, что «не поверят мне и не послушают голоса моего». А подтверждение своей позиции Рамбам видит в следующих стихах, рассказывающих, как Бог дал знамения Моше, для демонстрации их собранию сыновей Исраэля.
    
Однако в более ранних комментариях (2) поведение Моше подвергается критике мудрецов. На возражение Моше, что не поверят и не послушают его старейшины Исраэля, Бог спросил его:

     – Что это у тебя в руке?

     – Посох, – ответил Моше.
    
К чему этот вопрос? Бог разве не видит, что держит в руке Моше? Бог дает ему понять, что его следовало бы побить тем, что у него в руке, потому что он говорит хулу на Его сынов.

     – Брось его на землю! – сказал ему Бог.
    
Моше послушно бросил, и превратился посох в змея. Моше испугался и побежал от него, но Бог остановил его.

     – Протяни руку свою и схвати его за хвост! – повелел Бог.
    
Повиновался Моше, и змей в его руке опять стал посохом.
    
Этот эпизод с превращением посоха в змея и обратно имел воспитательный момент. За то что Моше говорил хулу на свой народ, посох обратился, по мнению мудрецов, в того самого Змея, который когда-то сыграл злосчастную роль в истории Адама и Хавы. Змей, как мы помним, олицетворял дурное начало в человеке. Поэтому Моше испугался и побежал. Он все понял: где, как и в чем провинился и признал свою неправоту. Всевышний увидел раскаяние Моше и сообщил как «приручить» змея.
    
Этот фокус с посохом Моше должен продемонстрировать собранию сыновей Исраэля, если станут они сомневаться насчет полномочий его. Но если и этого покажется им мало, то Бог дает возможность Моше явить им еще одно чудо: мгновенное возникновение проявлений проказы на руке и не менее быстрое излечение от болезни – лишь стоит сунуть руку за пазуху и вынуть ее со следами болезни или без. Но если и этого покажется мало, тогда, говорит Бог, Моше должен явить третий знак.

     – Возьмешь из Нила воды и выльешь на сушу – и вода, которую ты возьмешь из Нила, станет кровью на суше, – сказал ему Бог.
    
Моше вооружен и подкован со всех сторон: Имя Бога он знает, пароль Спасителя ему известен, явить чудеса он способен. Что же еще не хватает ему, чтобы исполнить свою миссию? Не хватает желания. Моше ни в какую не хочет заниматься этим делом и выискивает смешные и надуманные причины для отказа.

     – Я косноязычен и заикаюсь, – приводит Моше очередной довод, почему он не может идти к фараону.

     – Кто дал уста человеку, и кто делает его немым, или глухим, или зрячим, или слепым – не Я ли, Бог? – терпеливо Творец хочет переубедить Моше. – Иди, и я буду повелевать твоими устами и укажу тебе, что говорить.

А теперь, что еще может сказать Моше, чтобы уклониться от поручения. Все аргументы исчерпаны. По преданию эти уговоры и препирательства продолжались семь дней. И на седьмой день, не найдя больше никаких доводов, чтобы отказаться от порученной миссии, Моше, не стесняясь, заявил:

     – Молю, мой Господин! Пошли через кого посылаешь.

Что слышится в этой фразе? – Я устал от бесполезных разговоров. Оставь меня в покое. Пошли, кого хочешь, кроме меня. Разве мало у Тебя посланцев? (А мне все равно, меня вопрос этот не интересует).
    
Неслыханная дерзость. Даже если бы подобный разговор состоялся между ним и старейшинами Исраэля, и тогда подобное поведение Моше было бы неприлично. Но как он смел так говорить с Творцом! И терпение Создателя лопнуло. «И воспылал гнев Господа на Моше», – говорит Тора. И тут же последовало наказание.

     – Не левит ли брат твой Агарон? Я знаю, что говорить будет непременно он…, – вынес свое решение Бог.
    
Раши объяснил, что назначено было Богом так, чтобы священнослужители – когены происходили от Моше, а от брата его только левиты. Но когда «разгневался» Бог, Он изменил Свое намерение. И родоначальником когенов стал Агарон.
    
А когда они пойдут к народу и когда предстанут перед фараоном, говорить будет Агарон, а Моше будет только передавать ему волю Всесильного.

     – Он будет тебе устами, а ты будешь ему вместо Всесильного, – сказал в заключение Бог и оставил Моше.
    
И что же? Моше поспешил исполнить все веления Бога, потому что Он, в конце концов, убедил его? Похоже, что нет.
    
Моше не идет в Египет. Он направляется «домой» к своей жене и тестю. С какой целью? Да чтобы просить позволения у Итро отправиться в Египет. Мало ли что придумал Бог? А вот как решит его тесть, так и будет. Не зрелый муж, а маленький мальчик какой-то! (3)

     – Пойду я, с твоего разрешения, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли они еще, – обратился Моше к тестю своему.

     – Иди с миром, – ответил ему Итро.

Читая этот стих, может сложиться впечатление, что как только Моше вернулся и предстал перед тестем, он тут же и заявил сказанное, прямо с порога. Но следом читаем:

     «И сказал Бог Моше в Мидьяне: Иди, возвратись в Египет, ибо умерли все люди, искавшие твоей души».

Что же получается? Моше вернулся «домой» и не спешил исполнить возложенную на него миссию. «В душе» он так и не согласился с выбором Бога. А может быть, он просто боится за свою жизнь? Вряд ли, хотя из слов Господа может следовать и такой вывод.
    
А что имел в виду Создатель, говоря, что «умерли все люди, искавшие души» Моше, т.е. желавшие его смерти? Недоброжелателей у Моше было, как мы помним, немного. Это фараон, который терпел Моше только ради каприза своей дочери, его «советник» Бильям и парочка негодяев-доносчиков из среды «братьев его» – Датан и Авирам. Фараон, скорее всего, действительно был новый, хотя предание считает, что был он тем же самым, который приказал казнить Моше. С Бильямом, Датаном и Авирамом мы встретимся в дальнейшем. Так кто же умер тогда? Вот они-то все и умерли, считают мудрецы и комментаторы.
    
Фараон заболел проказой, а советники и лекари его подсказали ему, как облегчить страдания. Для этого нужно всего лишь принимать ванну из свежей человеческой и молодой крови. А где кровь взять? А еврейские дети на что? По преданию, ежедневно убивали 250 детей и наполняли их кровью ванну для фараона. Вот тогда-то и «возопили сыны Исраэля» к Богу. Больной проказой человек, считается, как бы умер.
    
Бильям был замешан в конфликте между арабами и эфиопами и, скрываясь от Моше, на время исчез. Остались Датан и Авирам. Но они сильно обеднели, говорит Раши. А нищий подобен мертвецу. Кто будет слушать каких-то оборванцев?
    
Ну, хорошо. А если бы Датан и Авирам не обеднели, а Итро его не отпустил, то Моше не надо было идти в Египет и спасать сыновей Исраэля? Да, делают вывод некоторые комментаторы. Если бы Моше угрожала опасность, ему не нужно было бы идти в Египет. И пусть фараон продолжает резать израильских детей.
    
Но существует еще одно объяснение, почему Моше, прежде чем идти в Египет, вернулся «домой» и там несколько подзадержался. Моше решил идти в Египет со всей своей семьей. А жена его была беременна и вот-вот должна была родить. Это обстоятельство и стало причиной промедления Моше. Рожать в дороге – не лучшее решение.
    
Когда жена Моше оправилась от родов, все семейство погрузилось на ослов (4) и отправилось в дорогу. С этого момента начинаются сплошные загадки.
    
Зачем вообще понадобилось Моше брать с собой семью. Он не на прогулку собрался в парк отдыха. У него ответственное и опасное задание. Неизвестно, как все может обернуться для него. Зачем ему связывать себя семьей по рукам и ногам? Это же очевидно. И неразумно. Самое известное объяснение – евреи, выйдя из Египта, должны отправиться к горе Синай, чтобы послужить Господу и получить Тору. И Моше, естественно, хотел, чтобы его семья была с ним в этот момент. Такое объяснение имеет смысл, если гора Синай находится на пути между Мидьяном (а именно: местом, где находилось жилище Итро) и Египтом.
    
Мне представляется, что Моше из разговора с Богом знал, какие трудности его ожидают. То, что он может встретить непонимание и сопротивление народа Исраэля. Его могут упрекнуть, что он ничем не рискует, ни имуществом, которого у него нет, ни жизнью своих близких. Для того чтобы доказать всем свою полную уверенность в успехе своей миссии и поставить себя в равные условия со всеми, он и решил взять с собой семью свою.
    
В пути, однако, приключилась странная и непонятная история.

     «И было в дороге в доме для ночлега, настиг его Бог и хотел умертвить его. И взяла Ципора острый камень и обрезала крайнюю плоть своего сына, и дотронулась до ног его, и сказала: Ибо жених крови ты мне. И отпустил его; и тогда сказала: Жених крови для обрезания».
    
Ничего не понятно. Кого хотел умертвить Бог? Которого из сыновей обрезала Ципора? Чьих ног коснулась?  Кто кого отпустил? И кто такой этот «жених крови» и почему?
    
Что же случилось на самом деле и как развивались события – единой версии нет. Раши рисует примерно такую картину. После рождения второго сына, Моше не обрезал его, поспешив в Египет. Но в дороге, на стоянке для ночлега, Моше, все же, решил исполнить заповедь обрезания. Но прибыв на стоянку, он не поспешил с операцией, а для начала решил расположиться и благоустроиться как следует. Вот эта его медлительность с исполнением важной заповеди и вывела из себя Создателя. Он отправил Ангела смерти, чтобы покончить со Своим оказавшимся недостойным избранником. Самаэль, скорее всего это был он, обернувшись змеем, напал на несчастного ребенка (5) и стал заглатывать его целиком, начиная с головы. Дойдя до причинного места, он вдруг передумал, выплюнул жертву свою, но не оставил ее, а стал снова заглатывать теперь уже с другой стороны – с ног. Опять дойдя до того же уровня, вдруг остановился. Наблюдая эту картину, Ципора поняла, в чем дело. Она схватила острый каменный нож и отхватила махом лишнюю деталь на теле ребенка и швырнула ее к ногам убийцы. Ангел остался вполне удовлетворен, а Моше – жив и здоров.
    
Другие считают, что все было не совсем так. В тот самый момент, когда Бог явился Моше в Мидьяне и повелел ему, наконец-то, отправиться в Египет, Он также явился Агарону в Египте и приказал ему идти в пустыню, по направлению к Мидьяну, навстречу Моше. И они встретились на горе Всесильного (на горе Синай), и обнялись, и расцеловались.

     «И рассказал Моше Агарону обо всем, что говорил Бог, посылая его, и обо всех знамениях, которые Он повелел ему совершить. И пошел Моше с Агароном…».

Как видите: Моше после встречи пошел с братом своим один. А где же семья? А семью он отправил назад к тестю. Рассказывают мидраши, что увидев позади Моше женщину с детьми, Агарон спросил:

     – Кто они?

     – Это моя жена и сыновья, – ответил Моше.

     – И куда ведешь ты их? – удивился Агарон.

     – В Египет, – ответил Моше.

И тут Агарон объяснил брату своему неразумность его решения. Мало евреев страдают в Египте, так он ведет туда еще других. Его задача вывести евреев из Египта, а не наоборот. Тут понял Моше, что брат его дело говорит, и отправил семейство назад, а сам пошел с Агароном.
    
И вот когда Ципора осталась одна с детьми, напал ангел на ее сына. Да не на младшего Элиэзера, а на старшего Гершома. Именно старший сын Моше остался необрезанным по просьбе Итро (6). А то, что был это старший сын видно из предыдущего стиха, в котором сказано:

     «Вот Я убиваю твоего сына, твоего первенца!».
    
Ципора в первый момент засомневалась, может ли обрезание сделать женщина, да к тому же нееврейка, но времени на раздумья не было, и она, как оказалось, приняла верное решение. Что ей оставалось делать? – Моше с Агароном уже ушли. А странные слова, которые она произнесла при этом, сказаны были ангелу. "Хатан" – не просто «жених», но тот, кто является виновником какого-либо события или тот, кто связан с чем-то неразрывно. Ципора как бы говорит ангелу, бросив к ногам его обрезанную плоть: «Неужели ты прольешь кровь мне?» (7). А второй раз, когда ангел уже отпустил ребенка, и она поняла, что все сделала верно, возможно, она имеет в виду, что этот ангел есть тот, кто обычно присутствует при обрезании. Т.е. «жених крови для обрезания» – тот, кто тесно связан с этим священнодействием.
    
А Моше, скорее всего, ни о чем даже не догадывался. Он бодро шагал по дороге в Египет, оживленно обсуждая с Агароном детали предстоящей миссии.
    
И очень скоро Моше и Агарон добрались до Египта. Они собрали всех старейшин Исраэля, чтобы сообщить им радостную весть. Скоро, очень скоро наступит конец злодеяниям Египта, и еврейский народ станет свободным. Потому что такова воля Господа, Бога Авраама, Ицхака и Яакова. А чтобы никто из присутствующих не усомнился, Моше при помощи сапфирового жезла, с которым пришел, продемонстрировал все те «чудеса», которые повелел показать ему Бог.

     «И поверил народ…. И поклонились они, и пали ниц».
      
Поверить, поверили…, но к фараону не пошли.

Иллюстрация: французский художник Себастьян Бурдон (1616 – 1671) «Горящий куст».

(1) Дословно: не послушают моего голоса.
(2) Мидраш Шмот Раба 3:15.
(3) Объясняют мудрецы: поклялся Моше тестю своему, что не покинет Мидьяна без его согласия. А клятву нарушать нельзя! – наивно полагали в те далекие времена.
(4) В тексте сказано на осла, в единственном числе и с определенным артиклем, т.е. на уже известного нам осла. Что же это за осел? Раши утверждает, что это тот самый осел, которого оседлал Авраам, отправляясь принести в жертву Ицхака. И это тот же самый осел, сидя на котором должен явиться Машиах (по вере христиан уже явился).
(5) У равва М. Вейсмана Ангел Смерти пытался проглотить Моше (Мидраш рассказывает), у Л.Гинзберга расправиться с Моше явились два ангела: Эф и Гема(Легенды евреев).
(6) Обычно комментируют так, будто Итро хотел, чтобы старший сын Моше и Ципоры стал служителем идолам. Но, может быть, Итро просто хотел, чтобы его первый внук стал как бы его сыном, «настоящим» мидьянитянином. Помним, что у него были только дочери. И поэтому Моше согласился не обрезать своего первенца, нарушив, тем самым, заповедь о первородном.
(7) Эти слова указывают на колебания Ципоры и сомнения в правильности своих действий. Она говорит ангелу: «Неужели ты убьешь меня за то, что я сделала?».