Две встречи с Берией ч. 10 ПВО Москвы

Сергей Дроздов
Создание  ПВО Москвы.

В конце 40-х г.г. в структурах Министерства вооружения СССР появилась новая организация– Специальное бюро № 1, сокращенно СБ-1.
Ее директором стал Павел Николаевич Куксенко – профессор, доктор технических наук, один из старейшин советской радиотехники; главным инженером был назначен  Сергей Лаврентьевич Берия, только что закончивший Военную академию.
Кто-то из остряков придумал и  расшифровку названия СБ-1: «Сын Берия» или «Сергей Берия».

Г.В. Кисунько вспоминал:
«По мере расширения СБ-1 в нем появились два «немецких» отдела, разбавленных русскими специалистами, и один конструкторский отдел, большинство которого составляли заключенные, но было и не мало вольнонаемных; его техническим руководителем был Томашевич Дмитрий Людвигович – бывший заместитель авиаконструктора Поликарпова, в свое время отсидевший за гибель Валерия Чкалова. Создавались и отделы, в которых не было ни немцев, ни заключенных, хотя к некоторым из них прикреплялись 1-2 заключенных. Общая тенденция в руководстве отделами заключалась в том, что начальниками отделов (администраторами) назначались офицеры, а знающие дело специалисты назначались техническими руководителями…
На СБ-1 была возложена задача реализации идей по созданию нового вида оружия, изложенных в дипломном проекте Сергея Берия. Этот проект, по-видимому, был выполнен под руководством П. Н. Куксенко (естественно, вместе с Серго) на основе немецких трофейных научно-технических материалов…
Для выполнения работ по созданию системы оружия, получившей шифровое название «Комета», Куксенко и Серго добились откомандирования в СБ-1 наиболее сильных выпускников академии связи, которых Серго знал лично и которые стали его и Куксенко ближайшими помощниками. При этом в СБ-1 направлялись и те выпускники академии, которые были уже направлены в другие места».

Как видим по воспоминаниям Кисунько, Серго  Берия играл важную роль в подборе кадров для СБ-1. Помогал ли в этом ему отец? Наверное, помогал. Ничего плохого в такой помощи нет, это делалось в интересах укрепления обороноспособности страны и принесло ей огромную пользу:


«Куксенко и Серго, помимо своих административных должностей, приняли на себя обязанности главных конструкторов системы «Комета» и всю свою административную деятельность проводили в интересах разработки этой системы. Два главных конструктора на одной разработке – дело вроде бы невиданное, но они сумели работать по принципу: «Один ум – хорошо, но два ума – лучше».
В то время в СБ-1 никто, – не исключая и основателей этой организации, – не мог знать, что СБ-1 станет колыбелью отечественных систем управляемого реактивного оружия. Никто не мог знать, что здесь будут созданы первые системы «воздух-море», «воздух-воздух», «берег-море», «воздух-земля», зенитно-ракетные (противосамолетные) системы, противоракетные системы, противотанковые управляемые ракетные снаряды, специальные системы космической техники, лазерные локаторы (как никто еще не знал, что появится такое слово – лазер).
Никто не мог знать, что в СБ-1 (впоследствии КБ-1) вырастут новые производственные корпуса, в которых будут трудиться многотысячные коллективы первоклассных специалистов, и только убеленные сединой ветераны будут помнить о спецконтингентах, а КБ-1, расширяя свою тематику, будет выделять вновь создаваемые самостоятельные НИИ, КБ, ЦКБ, ЦНИИ».

Так что, не будет большим преувеличением сказать, что СБ-1 было настоящей колыбелью для многих отраслей отечественной военной науки и промышленности.

Надо вспомнить первого руководителя СБ-1.
Г.В. Кисунько рассказывает о нем:
«Павел Николаевич Куксенко (25.04.1896-17.02.1980) встретил первую мировую войну студентом-физиком МГУ. Был призван в царскую армию, окончил школу прапорщиков связи и направлен на Румынский фронт, где дослужился до чина поручика. Был ранен, находился на излечении, когда свершилась Октябрьская революция. После выздоровления вступил в Красную Армию, где служил в войсках связи…

Совместно с А. Л. Минцем является автором разработки радиоприцела бомбардировщика, удостоенной Сталинской премии за 1946 год с формулировкой: «За создание нового типа радиоприбора». Радиоприцелы Куксенко-Минца были впервые использованы в налетах нашей авиации на Берлин.
П. Н. Куксенко – автор многих изобретений, за совокупность которых в 1947 году ему была присуждена ученая степень доктора технических наук. С 1946 года он – действительный член Академии артиллерийских наук.
В том же 1947 году он был назначен руководителем новой организации, именовавшейся Специальное бюро (СБ) № 1 по разработке систем радиоуправляемого реактивного оружия. Первой разработкой СБ-1 была система «воздух-море» (шифр – «Комета»), удостоенная в 1952 году Сталинской премии (главные конструкторы П. Н. Куксенко и С. Л. Берия)».


Особого внимания заслуживает рассказ Г.В. Кисунько о том, как И.В. Сталин принял решение о создании ПВО Москвы:
«Директор СБ-1, он же главный конструктор, Павел Николаевич Куксенко имел обыкновение работать в своем служебном кабинете до глубокой ночи, просматривая иностранные научно-технические журналы, научно-технические отчеты и другую литературу. Такой распорядок диктовался тем, что в служебном кабинете Павла Николаевича был кремлевский телефон, а Сталин если звонил, то всегда именно глубокой ночью и именно по кремлевской «вертушке». В таких случаях дело не ограничивалось телефонным разговором, и Павлу Николаевичу приходилось выезжать в Кремль, куда у него был постоянный пропуск. По этому пропуску он всегда мог пройти в приемную Сталина, где верным и бессменным стражем у входа в сталинский кабинет сидел Поскребышев».
 
Очень интересный момент надо отметить: П.Н. Куксенко в 30-е годы, при Ежове, был арестован и осужден по ложному доносу. Потом, когда к руководству НКВД пришел Л.П. Берия сотни тысяч дел времен «ежовщины» были пересмотрены и невинные люди – освобождены.
Так  вот, бывший «репрессированный зек» П.Н. Куксенко пользовался полным доверием Сталина, и даже имел постоянный пропуск в Кремль!


«На этот раз Павла Николаевича, прибывшего по вызову Сталина в два часа ночи, офицер охраны проводил в квартиру Сталина. Хозяин квартиры принял своего гостя, сидя на диване в пижаме, просматривал какие-то бумаги. На приветствие Павла Николаевича ответил «Здравствуйте, товарищ Куксенко» – и движением руки с зажатой трубкой указал на кресло, стоявшее рядом с диваном. Потом, отложив бумаги, сказал:
– Вы знаетэ, когда нэприятельский самолет последний раз пролетел над Москвой?.. Десятого июля тысяча девятьсот сорок второго года. Это был одиночный самолет-разведчик. А теперь представьте себе, что появится над Москвой тоже одиночный самолет, но с атомной бомбой. А если из массированного налета прорвется несколько одиночных самолетов, как это было двадцать второго июля тысяча девятьсот сорок первого года, но теперь уже с атомными бомбами?
После паузы, в которой он словно бы размышлял над ответом на этот вопрос, Сталин продолжал:
– Но и без атомных бомб – что осталось от Дрездена после массированных ударов авиации наших вчерашних союзников? А сейчас у них самолетов побольше, и атомных бомб хватает, и гнездятся они буквально у нас под боком. И выходит, что нам нужна совершенно новая ПВО, способная даже при массированном налете не пропустить ни одного самолета к обороняемому объекту. Что вы можете сказать по этой архиважной проблэме?
– Мы с Серго Лаврентьевичем Берия внимательно изучили трофейные материалы разработок, проводившихся немцами в Пенемюнде по управляемым зенитным ракетам «Вассерфаль», «Рейнтохер», «Шметтерлинг». По нашим оценкам, проведенным с участием работающих у нас по контракту немецких специалистов, перспективные системы ПВО должны строиться на основе сочетания радиолокации и управляемых ракет «земля-воздух» и «воздух-воздух», – ответил П. Н. Куксенко.
После этого, по словам Павла Николаевича, Сталин начал задавать ему «ликбезные» вопросы по столь непривычному для него делу, связанному с радиоэлектроникой, каким являлась в то время техника радиоуправляемых ракет. А Павел Николаевич не скрывал, что еще и сам многого не понимал в зарождающейся новой отрасли оборонной техники, где воедино должны слиться и ракетная техника, и радиолокация, и автоматика, точнейшее приборостроение, электроника и многое другое, чему еще и названия не существует. Он подчеркивал, что научно-техническая сложность и масштабность проблем здесь не уступают проблемам создания атомного оружия. Выслушав все это, Сталин сказал:
– Есть такое мнение, товарищ Куксенко, что нам надо незамедлительно приступить к созданию системы ПВО Москвы, рассчитанной на отражение массированного налета авиации противника с любых направлений. Для этого будет создано при Совмине СССР специальное Главное управление по образцу Первого Главного управления по атомной тематике. Новый главк при Совмине будет иметь право привлекать к выполнению работ любые организации любых министерств и ведомств, обеспечивая эти работы материальными фондами и финансированием по мере необходимости без всяких ограничений. При этом главке необходимо будет иметь мощную научно-конструкторскую организацию – головную по всей проблеме, и эту организацию мы предполагаем создать на базе СБ-1, реорганизовав его в Конструкторское бюро № 1. Но для того чтобы все это изложить в постановлении ЦК и Совмина, вам, как будущему Главному конструктору системы ПВО Москвы, поручается прояснить структуру этой системы, состав ее средств и предложения по разработчикам этих средств согласно техническим заданиям КБ-1. Подготовьте персональный список специалистов человек на шестьдесят, – где бы они ни были, – для перевода в КБ-1. Кроме того, кадровикам КБ-1 будет предоставлено право отбирать сотрудников для перевода из любых других организаций в КБ-1.
Вся эта работа по подготовке проекта постановления, как впоследствии вспоминал Павел Николаевич, закрутилась с непостижимой быстротой.
В этот период и даже после выхода постановления Сталин еще несколько раз вызывал к себе П. Н. Куксенко, – главным образом, пытаясь разобраться в ряде интересовавших его «ликбезных» вопросов, – но особенно дотошно допытывался он о возможностях будущей системы по отражению «звездного» (то есть одновременно с разных направлений) массированного налета и «таранного» массированного налета. Впрочем, вопросы, которые задавал Сталин Павлу Николаевичу, лишь отчасти можно назвать «ликбезными».
Похоже, что Сталин лично хотел убедиться, что будущая система ПВО Москвы действительно сможет отражать массированные налеты вражеской авиации, а убедившись в этом, уже не считал нужным вызывать Павла Николаевича для личных бесед, предоставив «Беркута» на полное попечение Л. П. Берия.
 
В постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР система ПВО Москвы получила условное наименование – система «Беркут». Ее главными конструкторами были назначены П. Н. Куксенко и С. Л. Берия.
Система была засекречена даже от Министерства обороны. Проект постановления был завизирован министром обороны А. М. Василевским, минуя все подчиненные ему инстанции.
Заказчиком создаваемой системы было определено вновь созданное Третье Главное управление (ТГУ) при Совмине СССР. Для этого в ТГУ создавалась своя собственная военная приемка, свой зенитно-ракетный полигон в районе Капустин Яр, а по мере создания объектов системы – и подчиненные ТГУ войсковые формирования для боевой эксплуатации этих объектов. Короче говоря, систему «Беркут» предполагалось передать в Министерство обороны готовой к боевому дежурству, с техникой, войсками и даже с жилыми городками.
Согласно первоначальному замыслу система «Беркут» должна была состоять из следующих подсистем и объектов: два кольца (ближнее и дальнее) системы радиолокационного обнаружения на базе РЛС 10-сантиметрового диапазона (шифр «А-100», главный конструктор Л. В. Леонов);
– два кольца (ближнее и дальнее) РЛС наведения зенитных ракет (шифр РЛС – изделие Б-200, главные конструкторы П. Н. Куксенко и С. Л. Берия);
– размещаемые у станций Б-200 и функционально связанные с ними пусковые установки зенитных управляемых ракет (шифр ракеты – В-300, генеральный конструктор С. А. Лавочкин; главные конструкторы: ракетного двигателя – А. М. Исаев; боевых частей – Жидких, Сухих, К. И. Козорезов; радиовзрывателя – Расторгуев; бортовых источников электропитания – Н. С. Лидоренко; транспортно-пускового оборудования – В. П. Бармин);
– самолеты-перехватчики, вооруженные ракетами «воздух-воздух», барражирующие в зонах видимости радиолокационных станций А-100 (шифр Г-400). Впоследствии разработка этих средств в составе системы «Беркут» была прекращена, то есть огневые средства системы определены в составе двух эшелонов (внешнего и внутреннего кольцевых рубежей) зенитно-ракетных комплексов Б-200 – В-300.
С реорганизацией СБ-1 в КБ-1 и переподчинением его из Министерства вооружения в ТГУ произошли изменения в структуре руководства этой организации. П. Н. Куксенко и С. Л. Берия сосредоточились целиком на своих обязанностях главных конструкторов, а начальником КБ-1 и главным инженером были назначены другие лица».


Прошу прощения за столь длинную цитату. Даже мне, прослужившему в Войсках ПВО страны долгие годы, многие факты из этого рассказа Г.В. Кисунько о том, как зарождалась система ПВО Москвы были незнакомы.
Все это, до недавнего времени, было засекречено, а непосредственное участие Л.П. Берия и его сына Серго в создании системы «Беркут» десятилетиями сознательно замалчивалось.
Думаю, эти факты и подробности будут интересны многим читателям.

Организация работ по системе «Беркут» была возложена на Третье главное управление (ТГУ) при Совете министров СССР. Её курировал Л. П. Берия. Решение о создании этой системы было принято в августе 1950 года.
Как уже отмечалось, кроме этого ТГУ, Л.Б. Берия также курировал работу Первого главного управления (ПГУ) занимавшегося атомным проектом и Второго главного управления (ВГУ), разрабатывавшего вопросы советского ракетостроения. Можно только удивляться, как у него хватало времени и сил на все это.
Задача по разработке системы «Беркут»  была возложена на  КБ-1 во главе с главными конструкторами С. Л. Берия и П. Н. Куксенко.
Одновременно,  ОКБ-301, возглавляемое С. Лавочкиным, была поручена разработка одноступенчатых  ракет В-300, и уже в июне 1951 года были проведены испытательные пуски ракет В-300.
Была разработана и принята на вооружение уникальная радиолокационная  станция секторного обзора, которой  был присвоен индекс Б-200. Комплекс сооружений с радиолокатором Б-200  в войсковой документации получил название РТЦ (радиотехнический центр). РТЦ разворачивался в полку. Полк, имея двадцать стрельбовых каналов, мог обеспечивать одновременное наведение на  двадцать  целей  по 3 зенитные управляемые ракеты (ЗУР).
20 сентября 1952 года опытный образец Б-200 был отправлен на полигон Капустин Яр для стрельбовых испытаний с ракетами В-300.
25 мая 1953 года управляемой зенитной ракетой  В-300 был впервые сбит самолет-мишень Ла-17.
Стационарная зенитно-ракетная система С-25 Беркут была принята на вооружение в 1955 году. Она предназначалась для обороны Москвы от ударов средств воздушного нападения противника.
Впервые зенитные ракеты комплекса (В-300) были открыто показаны на военном параде на Красной площади 7 ноября 1960 г.
В соответствии с указанием Сталина, система ПВО Москвы должна была обладать возможностью отражения массированного налёта авиации противника  с участием до 1200 самолетов.
Расчеты показали, что для этого потребуется 56 многоканальных зенитных ракетных комплексов с РЛС секторного обзора и пусковыми установками ракет, размещенных на двух кольцах. На внутреннем кольце, на расстоянии 45-50 километров от центра Москвы, было намечено разместить 22 комплекса, на внешнем кольце, на расстоянии 85-90 километров, — 34 комплекса. Комплексы должны были располагаться на расстоянии 12-15 километров друг от друга, так, чтобы сектор огня каждого из них перекрывал сектора комплексов, находящихся слева и справа, создавая сплошное поле поражения.
Так и было сделано.
Зенитные ракетные полки, оснащённые комплексами С-25, располагались на расстоянии 75-85 км от Москвы (на расстоянии 10-15 км друг от друга).
Был произведен огромный комплекс работ: в лесах и болотах, в условиях бездорожья, круглогодично строились военные городки, боевые позиции, бетонные капониры, КП и бомбоубежища, автопарки, узлы связи, дороги, котельные, казармы и многое другое – всего не перечислишь. Причем строилось это на совесть.
Приведу такой пример.

В конце 80-х г.г. начались работы по постепенному перевооружению подмосковных полков ПВО с С-25 (которые стояли на боевом дежурстве более 30 лет!!) на новую  зенитную ракетную систему С-300.
В одно из заглубленных  бетонных хранилищ нужно было закатить кабину нового комплекса (С-300) габариты которой были  всего на пару сантиметров  больше чем  позволяли размеры входа в него.
Несколько недель пытались срубить лишние см «сталинского бетона»  марки 500,  используя для этого сначала отбойные молотки и потом даже взрывчатку – ничего не получилось.
В итоге – плюнули и стали строить новое хранилище. Вот такой был тогда бетон.

 (Ежедневно бываю в Москве и вижу недавно поставленные бетонные  опоры, под платформами, на Ленинградском вокзале. Их торцы хорошо видны. Они простояли пару лет максимум. Буквально на глазах они стремительно рассыпаются, самостоятельно превращаясь в кучки мелких камушков, песка и цементной пыли. Это – яркая демонстрация уровня деяний современных «эффективных менагеров»).

ТТХ этой зенитно-ракетной системы для того времени были  просто феноменальны.
Зоны ответственности всех подмосковных полков С-25 были разбиты на четыре равных сектора, в каждом из которых находилось 14 зенитных ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов. Каждые 14 полков образовывали корпус. Четыре корпуса составили 1-ю армию ПВО особого назначения.
В Войсках ПВО страны она получила шутливо-уважительное наименование «Первой Конной»  Армии.

Полки зенитно-ракетной системы С-25 стояли на боевом дежурстве более 30 лет. В 1966 году части С-25 прошли серьезную модернизацию: была значительно улучшена помехозащищенность. Увеличены размеры зоны поражения комплексов (увеличены ее дальняя и нижние границы, расширены сроки эксплуатации ракет и т.д.)
В 1990-е годы все  части С-25 были расформированы.
 
Абсолютное большинство военных городков и боевых позиций были брошены и разграблены. Сейчас они производят жалкое и удручающее впечатление: выглядят просто как после поражения в войне и разгрома вражеской армией.
В интернете есть множество фоторепортажей из этих руин. Желающие могут посмотреть на это безобразие, которое нам десятилетиями называют  «военной реформой»…


На схеме: 2 кольца ПВО Москвы. Теперь этой системы уже нет.

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/03/12/532