Разговор

Егор Андреевич Карпов
Эдам открыл глаза. Чувства восприятия нахлынули резким потоком. Он словно ощущал сразу за нескольких людей, улавливая происходящее в разных уголках комнаты — вот трещит включенный блок питания, потрескивает включившиеся лампы, поскрипывает изредка перегородка. Где-то вдалеке слышен разговор Бхара с кем-то. Порой ему казалось, что он ощущает ток напряжения внутри проводов.

Все это продолжалось меньше секунды, затем он закричал. Перед ним, повиснув на одной руке, прислонившись к стене, расползлось его собственное тело. Глаза закатились, ноги и руки были вывернуты в неестественном положении, все тело напоминало собой тряпку или мешок, кинутый у стены.

Для нормального разговора нам нужно, чтоб твой мозг работал почти на полную мощность и только по этой функции, поэтому прошу меня извинить за подобное зрелище.

Эдам вновь вскрикнул. Перед ним стоял Натт, такой, каким он его видел в последний раз.

- Не бойся, твоему хилому здоровью это особо не навредит, так что бояться нечего. Через пару минут я включу сигнализацию в рубке и за тобой придут.
- Что ты со мной сделал?! Почему я в двух местах сразу?!, - Эдам паниковал.
Я лишь установил между нами контакт. Не бойся, данная комната всего лишь смоделирована для тебя — ты все еще единственный и неповторимый, если тебе так угодно, - его лицо растянулось в слабой улыбке, - если тебе будет так проще, мы можем переместиться в какое-нибудь другое место или вообще абстрагироваться от декораций. М?
- Что? Кто ты такой?, - Эдам плохо соображал.
- Я Джозеф Натт, если ты успел забыть. Ладно, похоже, что твое тело, лежащее в углу, тебя не вдохновляет, - он усмехнулся, - Тогда... как тебе это?

Сейдж на мгновение погрузился во тьму, но тут же упал под напором нахлынувших красок и ощущений. Они стояли на берегу моря. В воздухе веял соленый запах морской воды, кричали чайки. Пляж, на котором они находились плавно перетекал в полупустыню, в которой вдали одиноко стояло единственное небольшое деревце. Ярко светило солнце, песок грел ноги.

- Где мы?, - Эдам поднял голову к Натту.
- Это недалеко от космодрома в Африке. Я там гулял когда-то. Красиво?

Эдам кивнул.

- Теперь ты готов к разговору? Время идет — твое тело не может вечно висеть под напряжением.
- Да.. Что со мной случилось?
- Хм.. да ничего особенного. Я смог тебя поймать, когда ты включал в сеть блок питания от лаборатории. Осталось только к тебе подключиться и не дать тебе отбрыкнуться в обморок, как вы это любите делать.
- Мы?
- Люди.
- А ты кто?
- Теперь я бы хотел тебе позадавать вопросы. То что ты накалякал в компьютере — откуда это у тебя?
- Моя работа?
- Хм.. твое барахло по астрономии? Нет. То, что ты потом удалил оттуда. Про космический корабль.

Эдама пробрала дрожь.

- Это.. это мой сон. Я его записал, думал интересный сюжет получился.
- А почему удалил потом?

Сейдж замялся. Натт явно не знал про их разговор с Сержем, и он не знал, к лучшему это или нет.

- Я.. я решил, что он того не стоит.
- Тебе не говорил кто-нибудь его удалить?, - в голосе Натта послышались стальные нотки.
- Нет, его никто и не видел.
- Ты уверен в этом?
- Да, я уверен в этом, сэр.
- Не обращайся ко мне как сэр. Это напускная фальшь. Хорошо, что уверен. Расскажи мне поподробнее о твоем сне. Что ты видел, что ты чувствовал?
- Я уже плоховато помню. Это было лишь ощущение, словно ты как младенец оказался один на бескрайних просторах вселенной и не можешь ничего сделать, что бы ни хотел. Это трудно описать словами.
- Я тебя понимаю. Но ничего, я ознакомился с твоей работой, поэтому мне будет достаточно. Встань с колен, пойдем пройдемся немного.

Эдам встал и они пошли вдоль берега моря. Песок мягко щекотал ступни, ветер обдувал лицо.

- Ты хочешь узнать правду о том, что ты видел, о том, что тебя окружает, с кем ты идешь?
- Да, хотел бы.
- Земляне подошли к тому периоду развития, когда сами не могут обеспечивать достаточную производительность и безопасность своих систем. Новые корабли требуют новых технологий, развитие космической индустрии требует автономизации новых объектов. Люди начали задумываться, как им выходить из этого положения. Остановиться на том пути развития, что был, или идти дальше, придумывая новое. Так появился проект «вихрь».

Эдама передернуло. Его всегда заставляло нервничать совпадение их имени корабля с тем, что был во сне.

- До этого времени, - продолжал Натт, - люди уже пытались решить эту проблему путем инициализации автономных модулей управления в корабли. Грузовые перелеты стали автоматическими и не требовали человеческого контроля. Но данные модули не справлялись с экстренными ситуациями, которые порой возникали при перелете и это приводило к огромным убыткам. Поэтому людям стал нужен аналог человеческого контроля, искусственный интеллект, проект «Вихрь».

Натт посмотрел на небо. Эдам тоже поднял голову. Небо словно придвинулось, и Сейдж смог разглядеть космическую станцию, зависшую в одной точке.

- Проекты по созданию систем искусственного интеллекта велись еще в 20 веке, однако успехов особых не достигли. Были созданы синтетические тела для будущих носителей ИИ, но и они были запечатаны на секретных складах до лучших времен. И вот, настал день, когда все спецслужбы мира начали искать метод решения проблемы. Было приглашено огромное количество разных ученых со всего мира, опробованы различные методы инициализации сознания. Все оканчивались неудачей. Но вот пришел человек, который сказал: «Если вам надо, я могу дать вам то, что вы хотите». Он был невзрачного вида, невысокий, с острыми скулами и сильным космическим загаром на коже. Его звали...
- Джозеф Натт?, - Эдам уставился на своего спутника.
- Да, его звали Джозеф Натт.
- Вы создатель искусственного интеллекта? Тогда почему вас нигде не показывали, почему мир не узнал о таком открытии?
- Нет, я не тот Джозеф Натт. Ты слишком эмоционален, Эдам, - Натт вздохнул, - продолжу свой рассказ. Можно?
- Да, конечно.
- Так вот. Его спросили: «как вы собираетесь сделать то, что никому из величайших ученых создать не удалось?» Он сказал: «Что вы понимаете под искусственным интеллектом?» Они замялись. Тогда он позвал своих людей и попросил распечатать склады с телами. Были выбраны три тела. Их расположили в лежачем положении и подключили системы между Наттом и ними. После этого, - Натт замялся, - тот Джозеф Натт погиб, разделив свое сознание на три части и отдав их новым телам.
- Как он это смог сделать?
- Этого никто уже не узнает, даже я. Этот секрет он, по-видимому, хранил в себе, помощники ему нужны были только как техники для экспериментов.
Что было потом?
- Потом мы втроем очнулись. Перед нами все плыло, свет резал глаза, мутило, - Натт задумался и подошел к морю ближе, задумчиво глядя вдаль. - Вспыхнул страх, за ним агрессия. Встать было сложно, тело было другим, плохо управляемым в тот момент, но я смог повернуть голову в сторону этих эмоций. Третий, мы знали, что он был Третий, дергался в конвульсиях. Его глаза отчаянно искали что-то в комнате. На мгновение, на единственный миг наши взгляды пересеклись и я его понял.
- Что именно?
- Просто понял. Полностью. Затем он вскочил, закричал и бросился на тех, кто наблюдал за этим экспериментом. В нем кипело отчаяние и слабость. Затем вспыхнуло недоумение, раздался хлопок, недоумение сменилось болью, а затем, буквально через несколько секунд... тишиной.
- Его убили?
- Да...

Кулаки Натта сжались, было слышно, как участилось его дыхание, но вскоре он вздохнул и продолжил:

- Его убили. Одновременно с этим мы со Вторым почувствовали прилив сил и муть в- голове и перед глазами ушла. Мы смогли сесть и увидеть друг друга.
- Вы втроем могли чувствовать друг друга? Как?
- Не знаю, все-таки мы все — часть того Натта. Может, это как-то отражалось на нас. В первые мгновения мы трое даже, казалось, ощущали свое прошлое, по крайней мере что то, что было тогда — не то, что должно было быть на самом деле.
- Ваши силы были распределены поровну?  Поэтому к вам пришли силы после того, как Третий погиб?
- Да. Ты хорошо думаешь, Эдам, мне нравится это, - Натт улыбнулся, - Джозеф переоценил свои способности, разделив сознание на три части. Одним пришлось пожертвовать. Мы со Вторым проходили курс реабилитации после этого в течение нескольких месяцев. Учились координировать тело, общаться. Затем нас определили в Академию, которую мы прошли за год.
- Всего за один год?
- Да, наши способности в разы больше человеческих. Мы можем запоминать и анализировать гораздо большее количество информации, нежели человек. Этим мы уже были нужны людям. Однако Второй пошел дальше. Однажды я застал его тело, лежащее на полу перед щитком электроснабжения. Я запаниковал и хотел уже бежать за помощью, но тут ощутил его, как обычно это получалось у нас делать, и понял, что он жив и здоров.
- Что случилось?
- Второй научился выходить из тела, и теперь не был к нему привязан.  Меня он тоже начал этому учить, и через какое-то время у меня тоже начало получаться. Мы не могли просто так куда-то пропасть, чтобы выйти — нам нужна была какая-то электросистема, которая пронизывала нас после выхода как кровеносные сосуды обычное тело. Плохо было, что в одной системе единовременно мог находиться только один из нас, но и этого было достаточно.
- То есть ты хочешь сказать, что ты...
- Был в системе, когда ты полез со своим проводом в щиток? Да, я был там. Но об этом чуть позже, идет?

Эдам кивнул.

- Отлично, тогда давай сменим обстановку, у нас еще есть время для разговора. - Видишь вон тот остров?, - Натт указал куда-то вдаль.
- Нет, не вижу.
- Да ладно, а теперь?

Натт издал что-то похожее на сдавленный смех. Перед Эдамом мир словно протянуло сквозь узкую трубу вместе с ним, и он тут же упал на берег какого-то острова. Натт уже прохаживался под сенью деревьев, вдыхая их аромат.

- Ну как, впечатляет? Первый раз всегда так. Ты первый из людей, кто находится в подобном мире. Так что поздравляю.
- Спасибо, - Сейдж был слегка подавлен.
- Как я уже говорил, мы начали по очереди нырять, как мы это называли, в псевдопространство, строить свои миры, приглашать друг друга в гости, вот как тебя сейчас. Разница между тобой и мной в данную минуту может показаться сравнимой с разницей у администратора и обычного пользователя. Я могу делать, что захочу — ты наблюдать за процессом. Вот например.

Он взмахнул рукой, и дерево, вырванное с корнем, взмылось в небо и грохнулось далеко от острова в море.

- Неограниченные возможности, в общем. Интересная штука, в принципе. Но однажды об этом узнали наши руководители. Один из них, кстати, — Томас.
- Томас знает, кто ты такой?
- Да, конечно. Он пожалуй один и знает об этом. Остальные могут только догадываться. Сначала он испугался, потом взбесился, а потом предложил нам новую альтернативу. Из аналитиков и борт-контроллеров стать одновременно пилотами и штурманами космического корабля.
- Ты согласился?
- Да. Нас разделили после этого, и больше я Второго не видел. Тот делал гигантские успехи — у него к этому был дар. Вскоре он уже стал пилотом корабля «Вихрь».
- Нашего?
- Нет, другого. Ты знаешь, какого.

Эдам кивнул.

- А кем стал ты?
- Я стал тоже учиться на пилота. Мне был выделен учебный модуль, где я упражнялся в искусстве управлять кораблем. На это не понадобилось много времени, вскоре я владел этим искусством не хуже Второго, наверное..
- Почему ты начал набирать команду?
- В твоем сне была причина этого.
- Второй умер?... - в голове у Эдама начала складываться картина.
- Да. Он не смог справиться с собой, когда долгое время не находился в теле. Корабль сгорел в солнечной короне вместе с экипажем.
- Ты почувствовал прилив сил?
- Да, ты прав, человек. Теперь я могу жить в полную силу, хоть и в одиночку. Программа пилотирования была резко свернута и забыта. Мне предложили две альтернативы — подвергнуться усыплению или перейти на должность аналитика. Тогда за меня и заступился Томас, предложив мне третью альтернативу на корабле Вихрь-2 в качестве аналитика-исследователя.
- Да, Томас вроде неплохой парень.
- Ну как сказать. Он использует меня в своих целях. Ему нет дела до того, что я думаю, как я существую. Он лишь ищет себе выгоду, предложив мне то, от чего я не смог отказаться в силу обстоятельств. У меня нет доступа ни к телу, ни к системе корабля. Я кручусь в этой крошечной энергосистеме как птица в клетке. Здесь совершенно неудобно, тесно и... холодно, если можно так сказать.
Но Вы же были в теле, когда нанимали меня на работу. Да, и он отдаст мне тело, когда мы прилетим в место назначения. Однако до этого он меня разъединил, может, опасаясь за корабль.

Эдам задумался.

- У меня к тебе деловое предложение, Эдам, - голос Натта зазвучал тише, - время твоего пребывания здесь подходит к концу и я бы хотел сказать то, зачем тебя сюда позвал.  Ты должен мне помочь получить мое тело, а я гарантирую тебе безопасность и карьерный рост в ближайшем будущем.
- Зачем я должен помогать тебе? Мне и так неплохо работалось до этого, - у

Эдама по спине побежали муражки.

- Чтобы все узнали, что делает Томас, - глаза Натта вспыхнули зеленым оттенком, - нельзя отделять личность от ее тела. Это преступление, и он должен за это ответить. Ты поможешь мне?, - стальные нотки снова вспыхнули в его голосе?

Эдам колебался.

- Могу ли я рассчитывать на твое благоразумие и добропорядочность, Джозеф?
- Да, в полной мере.

В этот момент перед глазами Эдама поплыли синеватые круги. Он согнулся и закашлялся. Натт резко повернул к нему свою голову.

- Слушайте меня быстро и внимательно, - сказал он, - тебе уже пора возвращаться. ты должен будешь отыскать мое тело, оно находится где-то в задней части корабля, рядом с машинным отделением. Когда ты найдешь мое тело, увидешь провода, подключающие меня — они должны быть рядом в любом случае. Сзади на шее у меня нащупаешь пульсирующую вену, ее нужно надавить, и через некоторое время обнажится контакт, в который надо подключить провод, который ты найдешь. После этого тебе останется только разблокировать мое тело и ожидать, когда оно проснется. Ты меня понял, Эдам?

Эдама тошнило. Синие круги пульсировали перед глазами, ноги подкашивались. Он прохрипел:

- Да....
- Отлично. Тогда я отсоединяю тебя и вызываю помощь. До встречи, Эдам. Я на тебя надеюсь.

Он стал серьезным. Сейдж попытался сказать что-то. Натт посмотрел на него, кивнул, и Эдама окутала тьма.