Бессоница

Александр Державец
Не мучаю себя надеждой
И о пощаде не молю.
Быть может, сплю. Наверно, брежу.
О прошлом думая, терплю.
В уме листаю судьбы, лица -
Сюжет романа своего.
Вот и последняя страница               
С чертой над словом "итого".
Что ж, подведу свои итоги.
Не сделал я всего, что мог.
Прошел свой путь. Конец дороги.
Теперь меня пусть судит Бог.

Неужто могут быть забыты
Любовь, отчаяние, месть?
Но все прошло, все пережито.
Пусть остается так, как есть.
Раскаянием не исправишь
Того, что, натворив, стыжусь.
Своим потомкам не оставишь 
Того, чем втайне я горжусь.
Я не успел, не рассчитался
И не вернул свои долги.
Мой счет врагам еще остался, 
Пусть будут счастливы враги.
Друзья свои убытки спишут
И, прослезившись, все простят.
Писал стихи. Кто их не пишет?!   
Но все же повод. Погрустят. 

Как все, я в юности стремился
Навстречу помыслам благим.
Остыв, с реальностью смирился.
Мир стал другим, я стал другим.
Конечно, праведником не был.
Добро и зло порой мешал.
Страстям кипящим на потребу
Я заповеди нарушал.
В их правоте не видел проку,
И о грядущей каре знал,
Но оком отвечал за око.
Любил, страдал и возжелал.

О смысле жизни не печалясь,
Я не берег свое лицо,
Жить так, как все вокруг стараясь,
Как большинство в стране лжецов.
Наверно, был я одурачен,
Если, не будучи слепцом,
Был стадной манией охвачен
И лгал, как все, в конце концов.
Все жили, ничему не веря,
И, мысли здравые тая,
Изображали, лицемеря,
Восторг и радость бытия.
Пытался сдерживать сомненья:
Такая ложь, мол, не во вред,
Раз не со зла, то во спасенье,
От этого не будет бед...


Чем больше срок, тем зрение острей.
И в линзах времени, стирая тени мнений,
Иными вижу я деяния людей:   
Ошибки или заблужденья.
Всех подсудимых заново сужу.
Казню и милую, терзаю и прощаю.
И снова стрелки отвожу,
Ушедшему вниманье возвращая.
А может быть уже неважно
Невинный или виноват.
Не оправдает суд присяжных,
И не поможет адвокат.
К чему роптать? Еще немного.
Осталось только ждать, терпеть.
Смириться с наказаньем строгим               
И ни о чем не сожалеть.

Слепят воспоминаний блики.
Довольно. Больше не хочу.
Устал. Застывшим в горле криком
Я от бессилия кричу...
И просыпаюсь среди ночи.
Жду утра будущего дня.
В окне серп месяца заточен.
Висит и будто ждет меня.