Собака Баскервилей существует

Карин Андреас
Рассказ, возможно, удивит или даже возмутит владельцев собак. Согласитесь, что собаки бывают разные: маленькие и большие, сторожевые, бойцовские, охотничьи, поводыри... Подойду к этому вопросу с необычной стороны.

Впервые я познакомилась с детективными рассказами и романами в начале 70-х годов прошлого века. Моя тётя по тем временам имела хорошую библиотеку, а я летом гостила у нее. Все вечера проводила с книгой, сидя в кресле, в маленькой комнате близко от открытого окна – лето, жарко. Время от времени я с опаской поглядывала на темноту за открытым настежь окном, читала книгу и убеждала себя, что все истории выдуманные, у автора очень богатое воображение. Тогда прочла роман Конан Дойля: «Собака Баскервилей».

В 1981 году вышла телевизионная версия «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей». Фильм мне очень понравился, хотя смотреть его было жутковато. В нем постоянно звучала тревожная музыка, по нервам бил своеобразный голос главного героя, появлялся и исчезал в тумане кеб. Кинофильм от начала до конца держит зрителя в напряжении. Именно таким мне представляется настоящий детектив. Но самое главное в нем — леденящий кровь лай чудища. Я не просто убедила себя, а была уверена, что это фантазия автора. Однако однажды мне пришлось услышать настоящую собаку Баскервилей.

Несколько лет я давала частные уроки компьютерной грамотности — обучала навыкам пользования программами тех, кому не удобно по каким-либо причинам посещать курсы. Однажды мне позвонила молодая женщина и мы договорились о занятиях в удобное для нее время. Зовут ее Лусине, у нее двое детей — дочери тогда исполнилось девять месяцев, а сыну шесть лет. Она хотела изучить Фотошоп. Лусине объяснила, где живет, и я пошла к назначенному часу.

Она жила на втором этаже пятиэтажки. Вход в дом со двора, а на стороне улицы на первом этаже располагалась женская парикмахерская. Когда я вошла в подъезд, то растерялась, потому что вход был необычно перегружен. Наличие парикмахерской меня сбило с толку: второй этаж, не считая этот? Поднялась на второй этаж и почему-то меня одолели сомнения: может, мне на третий подняться? Не стала долго думать и поднялась на следующий этаж. Постучала в дверь на той стороне, как объяснила Лусине. Сначала не было никаких звуков, потом женский голос спросил:
— Вам кого?
— Лусине, — ответила я.
— Этажом ниже.

Я спустилась вниз, позвонила в дверь, мне открыла Лусине. Мы познакомились, полтора часа занимались Фотошопом. Хозяйка оказалась общительной молодой мамой. Пока мы занимались ее дочь спала. Когда девочка проснулась, то и речи не могло быть о компьютере, мы договорились о следующем уроке.

Следующий урок начался хорошо. Правда дочка Лусине проснулась чуть раньше, чем мы закончили урок, и маме пришлось посадить ее в ходунки, чтобы девочка нам не мешала. Девочка оказалась жизнерадостной. Когда я объясняла что-то, малышка дергала меня за рукав, требуя, чтобы к ней обращалась. Я смотрела на ребенка и диктовала маме — ученица делала у себя записи. В общем, было весело — девочка радовалась, хлопала в ладоши, будто понимала о чем речь.

Вдруг сверху послышался такой жуткий лай, что у меня и правда волосы дыбом встали.
— «Собака Баскервилей», — с ужасом в голосе прошептала я, глядя на Лусине, — над вами живет «собака Баскервилей»?
— Да, — грустно произнесла Лусине, качая головой.
— И часто она лает? У вас же маленькие дети, хотя к такому лаю и взрослому трудно привыкнуть.
— Если б вы увидели ее, испугались бы. Это точно. У моих родителей была собака, но эта размером с лошадь. Однажды вечером мы всей семьей столкнулись с этой собакой у дома. Уже стемнело, когда мы подошли к подъезду, вдруг оттуда нам навстречу выбежала огромная собака. Дети испугались, муж ругал хозяев. Хозяин оправдывался, говорил, что собака не кусается.
— Все хозяева собак так говорят. Удивительно, когда я пришла к вам в первый раз, по ошибке поднялась и постучала в их дверь, однако собака не лаяла.
— Слава богу, она не всегда лает, видимо, сегодня приходила попрошайка, и потому собака залаяла. Среди попрошаек есть плохие люди. Собаки чувствуют плохих людей.
— Что ж, я должна радоваться, что хорошая. Но, если бы она тогда залаяла, я со страху точно убежала бы и не стала сюда ходить.

Мне не понять тех людей, которые дома держат больших собак. Небольшая собака в доме понятно, но большая... Собака ведь не плюшевый мишка, которого можно положить где-нибудь, это живое существо. Собаке нужно двигаться — бегать, прыгать. А в квартире где двигаться? Понятно, если это большой частный дом с собственным двором. Вряд ли соседям приятно слушать такой лай. Впрочем, кто сейчас думает о соседях? Есть и такие кто держит собак, чтобы окружающие их боялись.