Две части единого целого

Феофан Прадедов
Страшно и больно за всё, что происходит на Украине – самой близкой нам стране, части нашей общей славянской души, разбитой на осколки обезумевшими политиками. Увы, в конце восьмидесятых годов была напрочь забыта и отринута мудрая притча о венике – крепком, пока он един, но который легко разломать по единым прутьям. Начиная с девяносто первого года, с самого момента исторической катастрофы, главной и сокровенной мечтой в душах многих было – дожить до воссоединения русских и украинцев в новом едином государстве. Мечтой многих, если не большинства. И отнюдь не только людей, у которых, как у автора этих строк, один из родителей русский, а другой – украинец. А уж у нас, у детей смешанных браков от двух братских народов, коих – многие миллионы по обе стороны границы, иной мечты и надежды и быть по совести не могло. Надежда на новое воссоединение, на новую Переяславскую раду, жила и живёт в людских душах, вопреки затянувшемуся лихолетью: ожидание грядущего праздника, торжества исторической справедливости. Невозможно смириться с тем, что новые границы пролегли там, где их не было уже триста с лишним лет, и разорвали единую страну на части, разрезали её – по живому. Невозможно привыкнуть к вопиющему абсурду, будто Белгород и Харьков – приграничные города. Эти административные границы, бывшие символическими и условными в рамках единой страны, стали вдруг в одночасье государственными вопреки всякой логике единого хозяйства, вопреки истории и здравому смыслу, но нельзя разделить общую душу, культуру и историю на отдельные части.
Ибо – кем же тогда был великий украинец Гоголь, писавший на великорусском наречии единого русского языка? К чьей культуре отнести Шевченко с его двуязычным наследием? Ахматову и Маяковского – великих русских поэтов с их украинскими корнями? Наших гениальных математиков – Остроградского и Лобачевского, наших великих физиков – Капицу и Гамова? Великого Чайковского, ведущего свой род от запорожского казака Чайки? Основоположников космонавтики – Циолковского, прямого потомка украинского атамана Наливайко, и Королёва, писавшегося в своих анкетах, как и Брежнев, попеременно то украинцем, то русским? Слава наша, немеркнущая и великая, – общая, она едина и неразрывна во всём, расчленить её на отдельные части невозможно, ведь ещё сто лет тому назад мы считались единым народом. Мы – неразделимы, подобно сиамским близнецам, связанным общей кровеносной системой, и жизнь наша в будущем немыслима друг без друга.   
И хотелось бы теперь поверить, что не за горами новые времена, когда в семье великой – в семье вольной, новой, по словам Кобзаря, – оба братских народа соединятся вновь в единую державу от Карпат до Тихого океана. Пусть – с двумя столицами, Москвой и Киевом, есть же ведь примеры двух столиц, в тех же Нидерландах: Амстердам и Гаага. И пусть оба языка, русский и украинский, станут государственными и равноправными, на всём необозримом пространстве нашей общей Родины. Пусть дети учат во всех школах два языка, как в двуязычной Канаде и в двуязычной Бельгии, и пусть русские и украинские таблички и указатели запестрят повсюду рядом, бок о бок – от Чопа до Владивостока. И пусть президентом новой единой страны будет русский, а председателем правительства – украинец, или наоборот. И не так уж важно, как будет называться новое объединённое государство. Если есть на карте мира Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, то почему не допустить в будущем возможность образования Объединённой республики России и Украины?    
Новое воссоединение, как в 1922 году, должно стать главной стратегической целью и русских, и украинских патриотов, всех здоровых общественных сил в обеих странах. Впереди - долгий путь диалога, нахождения согласия с украинскими братьями, выстраивания общих мостов. Противодействия агрессивной националистической пропаганде и русофобии, ниспровержения лживых мифов о нашем общем прошлом, углубления экономической интеграции, создания и всесторонней поддержки новой украинской политической элиты, ориентированной на Россию. Для объединения наших народов имеются все объективные предпосылки и основания, и это – не только общая история, культура и религия. Прочные основы российской экономики, существенно более высокий уровень жизни в России и её крепнущая мощь – вот что должно стать притягательным примером и магнитом. Националистическая истерия отшумит и схлынет словно мутная пена, и здравомыслящие политики на Украине непременно появятся. Как только горячие головы там поймут, что украинские товары Западной Европе не очень-то нужны, а самим украинцам в ней уготована роль чернорабочих, взоры неизбежно обратятся к востоку. Но, увы – с ростом напряжённости перспективы и самая возможность нашего воссоединения, казавшаяся временами уже столь реальной и недалёкой, отодвигается сегодня в неопределённое будущее. Приобретая малое, мы рискуем сейчас потерять большее – потерять Украину, нанеся её народу смертельную обиду. 
Да, Крым был когда-то российским, и Севастополь, очевидно, остаётся русским городом. Но что такое русский город? А Киев – разве на мать городов русских? И что такое воинская слава России? Если речь идёт о Крымской войне, то в те далёкие уже времена русскими, как известно, считались все восточные славяне. Славу русского оружия, говоря о 19-м веке, следует понимать в широком значении этого слова, объединяющем ныне и русских, и украинцев, и белорусов. Положим, адмирал Нахимов был этническим  русским, хотя это и не совсем так. Но кем тогда был знаменитый матрос Пётр Кошка – точно ли великороссом с такой фамилией? Разумеется, нет - среди героев Севастополя было немало украинцев. Крым - наша общая земля, и воинская слава общая.
Добровольное и свободное воссоединение братских народов – вот единственный путь решения в будущем крымского вопроса, этого давнего яблока раздора между Россией и Украиной. И неважной станет тогда административная принадлежность полуострова – украинским ли он останется, или русским, или же в рамках новой единой страны станет общей территорией под совместным управлением, кондоминиумом наподобие Новых Гебрид, залогом братства и совместного процветания двух великих народов.
Сейчас требуется величайшая осторожность и сдержанность с обеих сторон, и – дай-то Бог мудрости властям предержащим не нанести непоправимого урона отношениям двух братских народов. Никакие сиюминутные решения, сколь простыми бы они ни казались, никакие резкие движения не должны перечеркнуть в исторической перспективе главную и общую стратегическую цель.