1. Рабы

Кот Базилио 2
Вот теперь-то, после смерти отца, Йосеф сполна отыграется на них за все свои обиды, решили братья. У них никак не укладывается в голове, что Йосеф мог действительно их простить и не держать на них зла. Получается так, что Йосеф так и не нашел «братьев своих».

Как только участники похорон вернулись в Египет, братья не рискнув лично предстать перед Йосефом, послали к нему парламентария (1) , чтобы передать ему слова, которые якобы завещал Яаков перед смертью:

     – Прости, молю тебя, вину братьев твоих и грех их, хотя они сделали тебе зло. Теперь прости же вину рабов Всесильного Бога отца твоего!

Никаких таких слов Яаков никому не завещал. Братья все выдумали. Они просто, как и прежде ни раз, продолжают лгать (2) . И Йосеф прекрасно это видит и понимает. Он понимает, что братья по-прежнему воспринимают его в качестве своего врага. И потому «плакал Йосеф». А еще он плакал, потому что братья его так и не сделали никаких выводов и все также далеки от раскаяния в содеянном по отношению к нему. Судя по всему, ничего не ответил Йосеф на послание его братьев, потому что братья явились сами и упали перед ним.

     – Вот мы рабы тебе! – сказали они.

     – Не бойтесь! – успокоил их Йосеф. – Разве я вместо Бога?
    
Йосеф произнес те самые слова, которые однажды бросил Яаков в лицо его матери, когда она требовала у него детей. Тогда Бог очень рассердился на Яакова. Придет время, сказал ему Бог, и его сыновья вот также будут стоять униженно и смиренно перед сыном Рахели Йосефом (3) . И обещанный Яакову день настал.

     – Вы замышляли против меня зло, а Бог обратил это в добро, – продолжал говорить Йосеф. – Итак, не бойтесь!
    
Йосеф продолжает уговаривать братьев, убеждать их в своих добрых намерениях, обещает кормить их детей. Вот только изменились ли от этих слов сердца братьев?
    
Наступил 2309 год от сотворения мира. Жизнь Йосефа оказалась короче, чем у его братьев. Он прожил 110 лет, и настало время ему умереть. Почувствовав, что умирает, Йосеф созвал братьев и сказал:

     – Я умираю. Но Всесильный непременно вспомнит о вас и выведет вас из этой страны в страну, о которой поклялся Он Аврагаму, Ицхаку и Яакову.
    
Словами «непременно вспомнит» переведено выражение "пакод ифкод". Эти слова, как пароль, произнесет тот, кто придет и выведет евреев из Египта. Об этой тайне сообщил Йосефу отец, а теперь он доверяет тайну пароля братьям.

Йосеф просил братьев поклясться, что его останки они вынесут из Египта, когда Бог вспомнит о них, и принесут в Шхем, и там предадут земле.
    
После смерти Йосефа его тело забальзамировали и положили в специальный саркофаг – "арон", который прятали от египтян долгие годы в различных местах.
   
В течение 23 лет умерли все сыновья Яакова, один за другим. В 2314 году от сотворения мира умерли Шимон и Звулун, прожив соответственно 120 и 114 лет. В 2315 – Йегуда в возрасте 119 лет. В 2317 – Биньямин, проживший меньше всех: всего 109 лет. В 2318 – Реувен, прожив 125 лет. В 2320 – Исахар в возрасте 122 лет. В 2321 – Дан (125 лет), в 2322 – Ашер (123 года), в 2323 – Гад (125 лет), в 2331 – Нафтали (133 года). Последним в 2332 году умер Леви в возрасте 137 лет. С его смертью закончился благополучный период жизни евреев в Египте, продолжавшийся 94 года. А впереди предстояли 116 лет рабства, унижений и притеснений.




                Рабы.


     «А сыны Израиля плодились, и размножались, и стали очень многочисленны и сильны – и наполнилась ими страна».
    
Евреи уже жили не только в земле Гошен. Вся страна буквально кишела ими. Они были повсюду: в городах и селениях, в органах управления, в театре и цирке. Куда не кинь взгляд – кругом одни евреи. И, как и в наши дни часто случается в некоторых странах, такое положение дел стало беспокоить коренное население и правящую верхушку.

     «И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа».
    
Кто был тем царем неизвестно. К сожалению, но, скорее всего, не случайно, Тора не оставила нам его имени. И до сих пор не утихают споры об историческом прототипе царя-угнетателя.
    
Большинство исследователей считают, что им был Рамсес II Великий, который правил Египтом ориентировочно в 1279 – 1212 годах до н.э.  Подтверждение своей уверенности, как ни странно (4) , они находят в рассматриваемой нами главе. Сказано в 1:11, что строил фараон города-хранилища Питом и Раамсес. Но никаких других свидетельств этой убежденности не существует, а наоборот, накоплен фактический материал, противоречащий этой теории. Естественно, что ученые занимающиеся историей Древнего Востока предложили альтернативные варианты.

По другому популярному представлению фараоном преследователем был Тутмос III, годы правления которого ориентировочно определены с 1466 по 1412 до н.э. Евреи, считают приверженцы этой теории, появились в Египте во времена правления иноземных завоевателей – гиксосов. Но когда египтяне, накопив силы, прогнали гиксосов и восстановили законное престолонаследование, евреев начали угнетать и притеснять, рассматривая их как сторонников и даже родственников племен-завоевателей.

    
Иммануил Великовский (5)  с безупречной логикой доказал в книге «Века в хаосе», в какую эпоху египетской истории состоялся исход евреев. Гиксосы-завоеватели в сохранившихся египетских документах названы «народом аму». Как считал Великовский  «народ аму» (гиксосы) и исконные враги евреев амалекитяне – один и тот же народ. Когда евреи вышли из Египта и шли через пустыню, им навстречу двигались огромные полчища амалекитян (6)  как раз на завоевание Египта. Исследования Великовского были приняты ортодоксальными египтологами и научным миром в целом в штыки.
    
Однако, неожиданно защитником хронологических изысканий Великовского выступил профессиональный английский историк и египтолог Дэвид Рол (David M. Rohl), выдвинувший и отстаивающий так называемую Новую хронологию (New Chronology) (7) . Согласно Дэвиду Ролу «новым царем, который не знал Йосефа» был Себекхотеп III, фараон XIII династии, правивший по Ролу около 1545 – 1543 годов до н.э. Не принадлежавший к царскому роду Неферхотеп I, сместил его и узурпировал власть в Египте. Соправителем его стал младший брат Ханеферра Себекхотеп IV, тот самый, который организовал великие стройки и приказал уничтожать еврейских младенцев мужского пола. Столичным городом при нем был Аварис. Жена Ханеферра Себекхотепа по имени Мерит усыновила Моше.
    
Но кто бы он ни был, тот фараон, евреи ему определенно не нравились. «Вот народ сыновей Израиля многочисленнее и сильнее нас, – обратился он к подданным своим. – Давайте перемудрим его, чтобы он не умножился».
    
Для начала евреев обложили непомерным налогом. Но этого показалось мало, и у фараона родилась гениальная идея, как остановить рождаемость у евреев. Их нужно превратить в рабов. Самый простой способ достичь этой цели – изнурять человека напрасным, тяжелым трудом. Человек должен с утра до вечера столько трудиться, чтобы ни на что другое не оставалось ни времени, ни сил. И фараон объявляет в стране первоочередной задачей государственное строительство стратегических объектов – городов-хранилищ Питома и Раамсеса. Это должна быть великая стройка. Участвовать в строительстве должны все способные к работам жители Египта, не взирая на лица и сан. Даже сам фараон выходит вместе со всеми,  таскает кирпичи и орудует лопатой. Добросовестный труд, естественно, обещает фараон, будет достойно оплачен.
    
Надо, значит надо. И евреи дружно бок обок с египтянами принялись за работу. Но с каждым днем египтян на работах становилось все меньше и меньше, и вскоре они исчезли совсем. А потом кончились деньги на оплату труда. Однако стройка еще не закончилась. И евреев принудили работать бесплатно.
    
Но стройка была только началом. Вскоре евреев стали заставлять бесплатно, без выходных и ненормированно работать на орошении полей, а потом в домах египтян, а потом на любых работах, кто какую только мог выдумать.

     «И порабощали египтяне сынов Израиля с сокрушающей жестокостью».
    
В оригинале сказано, что сыновей Израиля порабощали путем "бефарех". В переносном храме – Мишкане (Скинии), Святая Святых, где располагался Ковчег Завета, отделялась от основного помещения при помощи завесы – "парохет". Из значения слова следует, что египтяне порабощали евреев установив преграду, изолировав их от остальной части населения. Еще слово "перех" может означать «крошить», «делить на множество мелких кусков». Т.е. порабощение происходило через разделение, дробление единого еврейского народа.

Предание говорит, что египтяне изощрялись в придумывании все новых хитростей, как еще можно отравить жизнь этим евреям. Дневную работу заставляли выполнять ночью, а ночную – днем. Мужчинам приказывали шить, стирать и готовить, а женщинам – замешивать раствор и класть кирпичи. Работа организовывалась так, чтобы мужья с женами  не имели возможности общаться. Но к удивлению фараона и египтян евреи продолжали плодиться фактически как прежде.
    
И вот в это время у дочери Леви Йохевед и его внука Амрама сына Кегата родилась девочка, которую назвали Мирьям. В ее имени слышна горечь ("мар") тех лет, как написано: «горькой сделали жизнь их».

     «Но по мере того как изнуряли Израиль, все больше размножался он и разрастался».
    
Это обстоятельство очень напугало египтян, и они стали требовать от фараона более решительных действий. И у него созревает новый план. Нужно, решает фараон, уменьшить численность мужчин в еврейском народе. Женщины будут вступать в брак с египтянами, и, таким образом, постепенно евреи растворятся среди египтян. Фараон приказал акушеркам, оказывающим родовспоможение еврейским женщинам, под страхом смерти родившихся мальчиков сразу умерщвлять, а девочек можно оставлять в живых. Причем мальчиков убивать нужно так, чтобы даже мать не догадывалась об этом. Убивать во время родов, а матери говорить, что, к сожалению, ребенок родился мертвым.
    
Тора приводит имена двух акушерок, которые, не испугавшись серьезной опасности нависшей над ними, не стали исполнять повеление фараона. Одну звали Шифра, другую Пуа. Кто были эти повитухи и что означают их имена – единого мнения нет.
    
История этих повитух имеет смысл, если были они из числа египтянок. Трудно себе представить, чтобы фараон, которого нет у нас оснований считать невменяемым, обратился бы к еврейкам с подобным предложением и рассчитывал бы на то, что его повеление будет в точности исполнено. Среди акушерок-египтянок, которые, возможно, получили тайное распоряжение фараона, оказались две исключительных для египтянок качеств. Они Бога боялись больше фараона. Фараон, естественно, даже предположить такого не мог. Поэтому он так легко поверил их оправданиям, когда ему донесли, что повитухи эти не исполняют его приказ. Эти еврейки, объяснили ему повитухи, все равно, что животные: рожают сами, и им не нужны услуги акушерки. И фараон не приказал их повесить или отрубить им голову. Потому что, скорее всего, повитухи сказали то, о чем фараон знал из других источников.
    
Вряд ли среди египетских повитух разразилась эпидемия жалости к еврейским мальчишкам. Скорее всего, эта история была исключительной, и потому зафиксирована в Писании. Хотя бы для того, чтобы показать глубину и степень развращения нравов царивших в Египте, когда на весь народ нашлись только две женщины достаточно богобоязненные, чтобы воспротивиться бесчеловечным установлениям. Или для того, чтобы сообщить всем, кто когда-либо откроет и станет читать Писание, что праведниками могут быть представители любого народа, даже такого погрязшего в разврате и бесчинствах, как египтяне.
    
То, что повитухи были именно египтянками, свидетельствует Септуагинта, а также Иосиф Флавий, и также считали некоторые еврейские комментаторы. Но все же в традиции закрепилось представление, что этими повитухами были еврейки, и не просто какие-нибудь безвестные и безымянные, но именем Шифра названа в Писании Йохевед, а именем Пуа – Мирьям. Мидраш объясняет происхождение их имен. Шифра, потому что Йохевед своей заботой и уходом благотворно воздействовала на новорожденного. А Мирьям назвали Пуа, потому что, «ухаживая за новорожденным, она разговаривала с ним и ворковала, как обычно делают женщины, утешая плачущего ребенка» (Раши). И было Мирьям в ту пору не более пяти лет (8) .
    
Очень красиво. Эти две женщины считаются героинями еврейского народа. Но вопрос в том, могло ли такое произойти в действительности? Как случилось так, что фараон обратился к ним? На что он рассчитывал? Формально повитухи приняли условия игры. Не могли не принять. Они не возразили фараону, не обозвали его негодяем и убийцей. Вряд ли после разговора у него закрались сомнения в отношении их. После беседы с ними он убедился, что все будет именно так, как он задумал.
    
Фараон, конечно же, не был слабоумным. У него был свой расчет. Когда все евреи изнемогали от сокрушающей жестокости трудовой повинности, потомки колена Леви чувствовали себя неплохо. Их не привлекали ни к каким работам. Об этом позаботилось жреческое сословие в благодарность за особое отношение к нему со стороны Йосефа во времена голода. Йохевед, ее муж Амрам и дочь Мирьям были как раз из колена Леви, и потому тяготы, выпавшие на долю потомков иных колен, наблюдали со стороны. И не думаю, что испытывали особое желание разделить общую участь. Именно так думал и на это рассчитывал фараон, когда обратился к ним. Рассчитывал, что не станут они рисковать своим благополучием. Фараон мерил мерками своего народа. Но именно по этой причине с этими двумя он просчитался. И если это не так, то в чем их заслуга?
    
Так ли было или иначе, но вскоре фараон понял, что и этот план его не приносит желаемых плодов. Либо не так быстро, как ему виделось изначально. А тут явились к нему прорицатели и астрологи и заявили, что удалось им обнаружить и рассчитать явление спасителя народа Израиля. Буквально в ближайшие дни он должен появиться на свет. А еще им удалось выяснить, что написано на роду погибнуть этому спасителю от воды. Вот только родит ли его еврейка или египтянка определить они не смогли. Фараон, недолго колеблясь, принял весьма мудрое решение.

     – Всякого рожденного младенца бросайте в Нил, – повелел он.
    
И не имеет никакого значения, кто родил мальчугана, еврейка ли или египтянка. Исключений быть не может и не должно.
    
Когда Амрам узнал о новом постановлении фараона, рассудил он так, что самым разумным в сложившейся ситуации будет развестись со своей женой Йохевед. А к этому времени у него кроме дочери Мирьям был еще сын Аг;арон (9) .

     – Зачем нам рожать детей и потом видеть, как их убивают? – объявил он о своем решении.

И многие из евреев последовали его примеру.

Иллюстрация: гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Рабство израильтян в Египте.

(1) По преданию, это была Бильга.
(2) Мудрецы и комментаторы (Раши) оправдывают ложь братьев, потому что они лгали, чтобы сохранить мир и покой в семье. Но, может быть, братья элементарно испугались за свою жизнь?
(3) Мидраш Танхума: «Сказала Рахель Яакову: Дай мне детей: а то я умру! И рассердился Яаков на Рахель, и сказал ей: Что я – вместо Бога? Что я, заместитель Всевышнего? Сказал ему Всевышний: Клянусь твоей жизнью, этими самыми словами – "что я, вместо Бога?" – ее сын ответит твоим сыновьям».
(4) Странно, потому что библейские критики редко принимают исторические факты из Писания всерьез. Название города Питом, скорее всего, означает «местопребывание Тома». Кто он такой?
(5) Иммануил Великовский родился в Витебске в 1895 году в еврейской семье, врач и психоаналитик. Автор многих  научных идей и предположений, часть из которых блестяще подтвердилась. Считал, что древняя хронология сильно искажена из-за ошибок допущенных исследователями Древнего Египта. Написал несколько сенсационных книг научно-популярного характера. Самые известные из переведенных на русский язык: "Столкновение миров", "Века в хаосе", "Эдип и Эхнатон", "Народы моря". Все издательства «Феникс» Ростова-на-Дону. О его жизни и деятельности блестяще написана Дионом Догеном книга "Иммануил Великовский", вышла в том же издательстве. Умер Великовский в 1979 году в США.
(6) Книга Исход, 17 глава. Второзаконие 25:17-18: «Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога».
(7) На русском языке в издательстве ЭКСМО вышли книги Дэвида Рола «Генезис цивилизации» и «Утраченный завет».
(8) Иные считают, что именем Пуа названа в Писании Элишева, жена Агарона. Но этот вариант совсем не годится. Агарону на тот момент было не больше трех лет.
(9) Мирьям родилась в 2361 году, а Агарон в 2365 году от сотворения мира.