Аттестат зрелости или подарок судьбы

Александра Мазманиди
         

                Мальчик Алёша жил в тихом, маленьком, утопающем в зелени и цветах, городке Черноземья.  Именно в день пятилетия, когда у всех было прекрасное настроение, его все поздравляли и дарили подарки, началась суровая, жестокая, кровопролитная война, изменившая жизнь не только его семьи, но и всего народа.

                Отца призвали в первые же дни войны, впрочем, не только его одного, почти все взрослые и молодые мужчины загружались и уезжали на полуторках в огненную неизвестность. Почему огненная Лёша не знал, но бабка шептала постоянно:" Гиена огненная", вот он и запомнил.  Запах войны запомнился на всю жизнь: беженцы - старые и малые, с испуганными лицами чумазые дети, какие-то возки-повозки, затем стали привозить очень много раненых, потом  и отступающие остатки войск - угрюмые, уставшие бойцы, бомбёжки.

                Сначала бомбили немцы, в дом, где жила семья Алёши  попала бомба, а он с мамой в это время шли с базара и спрятались в яр. Потом  увидели одни руины и деревянного коня, подаренного папой в день рождения. Конь остался без хвоста и был  весь посечен осколками. Мама долго ходила, искала уцелевшие вещи, завязала всё в узел, молча взяла Лёшу за руку и они пошли к её сестре. Мама с узлом, а Алёшенька с израненным конём - всем своим богатством.

                Лёша с мамой и её сестрой и бабкой Глашей жили  в мазанке с глиняным полом. Обе женщины работали с утра до ночи, кроме того гоняли их копать окопы, да ещё в поле приходилось помогать колхозникам.Оттуда она иногда украдкой приносила кусок морковки, свёколку малюсенькую или шапку подсолнуха, чтобы сын полакомился и друзей горемычных угостил.  Вслед за беженцами пришли всё-таки немцы в их городок.

                В оккупации они побывали около года, так что знали не понаслышке о фашистах. Потом бомбили наши долгожданные самолёты с красными звёздочками  и все радовались - значит скоро освободят нас от фрицев, но под бомбежкой всё равно гибли и мирные граждане. Так погиб Юрка-друг, а его матери оторвало ногу. Много людей погибло в войну,  горя хватало на всех.

                Почтальонша Груша носила треугольники-письма, люди ждали хороших вестей с фронта, а приходили разные: погиб(ла), пропал(а) без вести, ранен(а). То тут, то там "голосили" женщины по убитым мужьям, сыновьям, братьям. Всё чаще надевали женщины чёрные платки на головы, серьёзней и взрослее становились дети, в дом которых принесли похоронку.

                Отец Лёши с войны не вернулся не потому что погиб, а "снюхался" (так говорила тётка Матрёна) с шалавой какой-то. Он не понимал, что это значит, но было плохо, потому что мама часто плакала украдкой, да тяжело вздыхала:" Как жить-то будем, сынок?"  Тогда многие ребятишки остались только с матерями, были и такие, у кого родителей не стало вовсе; трудные, тягостные годы войны, не менее ляхие -  послевоенные годы.
 
                В школу Лёшу снарядили кое-как, да тогда всем было туго и голодно. Он пошёл учиться сразу после оккупации, писали тогда на газетах, на различных кусках бумаги, света поначалу не было вовсе. Учились  дети прилежно, с интересом, хотя гоняли по улицам, в руинах разрушенных домов до темна, голодные, холодные, пока мамки были на работе.

                Мальчик рос-подрастал и вовсе  не был паинькой, можно даже сказать был сорванцом ещё тем. Послевоенные ребята играли осколками, гильзами, иногда находили неразорвавшиеся гранаты, боевые патроны и другое грозное оружие, которым не одна детская жизнь была покалечена и даже загублена  из его окружения.Рано начали курить, да и в рюмочку заглядывали с детства: матери молча принимали как должное - мужики растут.

                И вот уже старшие классы, учится наш знакомый Лёха хорошо, особое предпочтение отдаёт биологии, химии, любит  литературу, увлекается поэзией. Откуда всё это у него? Ведь мать простая швея на фабрике, с  семилеткой. Воспитанием  не занималась совсем, всё работала и работала.  В редкие минуты отдыха любовалась сыночком любимым. Единственным. Неповторимым.
 
                Ранней весной случайно зашли парни  в соседскую школу на  вечер, где нашему герою очень понравилась хрупкая чёрненькая девочка Галочка с голубыми глазами-озёрами. На ум пришли слова из песни "Есть в России цветок - незабудка, голубой как весенний рассвет. Я тебе, я тебе в это ясное утро соберу незабудок букет".

                Ей тоже приглянулся кареглазый с проклёвывающимися рыжими усиками паренёк.Чтобы не говорить матов,он их заменял так -"твою дивизию!" Вскоре у него началась горячая пора - подготовка к выпускным экзаменам, встречи были редкими, краткими. Она тоже собиралась в институт поступать, но только через два года.
 
                Зубрили гранит науки основательно каждый у себя дома. Иногда ходили в кино, гуляли по аллеям старого парка, где по выходным играл духовой оркестр. Алёша дарил ей ветки сирени, букетики ландышей, читал стихи, она рассказывала с восхищением о том, как ездила в областной драматический театр имени М.Кольцова (местного поэта) и смотрела новую постановку "Женитьба Фигаро" П.Бомарше.
               
                Как только в школе им вручили аттестаты зрелости, он с другом Колькой бегом на вокзал и поехали  в Харьков поступать в медицинский институт. Экзамены благополучно сдали и Колька поступил на лечебный факультет, а Алексей - на фармацевтический.Лёша отучился два года в институте, она - Галка-палка закончила школу.
                Галочка, окончив школу с серебряной медалью, не прошла по конкурсу в Воронежский институт и вернулась домой и стала учиться в местном зооветеренарном техникуме." Просто, чтобы год не пропал,"- решили родители.Она не роптала, хотя никакого интереса к сельскому хозяйству никогда не проявляла. Худенькая (дитя войны с болезнью лёгких), хрупкая девочка, не приспособленная к физическому труду  и вдруг сельское хозяйство?? Но решение родителей неоспоримо.

                На каникулах они встречались, общались, обменивались новостями: он - из студенческой, она - из школьной жизни. В разговорах он часто вставлял:" Ясное море", когда удивлялся или хотел что-то подчеркнуть. У него была самостоятельная, бурная студенческая жизнь, ему оказывали внимание многочисленные девочки-студентки,  но образ любимой голубоглазки не позволял ему делать вольности. А может и позволял, кто знает? Она жила  у мамы с папой и особых изменений в жизни её не происходило, хотя поклонники были, но взаимности не находили. Его, Алексея, приезды скрашивали жизнь Галочки. Она ждала с нетерпением его приездов-праздников.
 
                Пролетели-промчались незаметно три с половиной года отличной учёбы, Галочка получила "красный" диплом и назначение в дальний район их области зоотехником в колхоз-миллионер " Светлый путь" . И осенью уехала работать.Трудно, ох и трудно ей было на селе и жить, и работать. Хрупкая, совершенно не приспособленная к сельскому житию-бытию, она сразу простыла, стала часто болеть.Но сдаваться не хотела, боролась, терпела полгода, потом приехала к ней в гости мама и забрала её домой совершенно больную, валившуюся с ног, худую, как тростиночку.

                Лечили и выхаживали дочку до лета, а летом приехал её любимый Алексей,  после окончания института он получил назначение  на целину.Галочка пришла на свидание в голубом, с разбросанными по полю васильками, платье. Юбка - солнце-клёш, очень тогда модно было. Хрупкие плечики нежно обнимал голубой газовый шарфик. На голове кокетливая соломенная шляпка"менингитка",  одним словом - загляденье, а не девочка.

                Он неожиданно сделал ей долгожданное предложение, когда они гуляли в парке. И повел её сразу в ЗАГС. Там оказалось, что за" запись" берут 3 рубля 20 коп. , а денег ( ясное море) у них не было. Алексей сбегал куда-то и занял денег, потом выяснилось - одолжил деньги у будущей тёщи.
 
                Потом, при случае тёща напоминала шутя, про должок. Вечером  родители перезнакомились, поговорили  на предмет проведения свадьбы.  Через неделю сыграли скромную свадьбу и стали собирать молодых к отъезду в далёкий край - на целину.В самостоятельную взрослую жизнь.

                Город стоял на высоком берегу древнего, задумчиво-угрюмого Иртыша с новостройками и старыми саманными домишками с плоскими крышами и очень малым количеством деревьев и кустарников, да что там, не было даже травы. Было необычным видеть, что около частных домов не было огородов, деревьев, зелени- травы. Только кое-где стояли на привязи кони-лошади.Песок, да перекати поле, гонимые сильным ветром, перемещался  туда-сюда.И хотя солнце ярко светило, ветер был резкий, холодный.Поначалу разместились они в гостинице "Север". Ждали, когда приедет их скромный контейнер-багаж.

                Алексея назначили заместителем управляющего аптекоуправления, дали молодой семье квартиру в двухквартирном доме с печным отоплением, колодцем и удобствами во дворе.Вполне приличные условия, только бы Галочке понравилось. Оказалось, что овощей и фруктов здесь не выращивают и  ни откуда не привозят.
 
                Совсем непривычная ситуация для молодых, выросших при огромном выборе различных фруктов и овощей. Здесь преимущество имели мясо и молоко. И никто не страдал, так ей казалось по крайней мере. А Галочка страдала, потому что была  больше " травоядной", чем "мясоедкой".

                Галя занялась благоустройством своего нового гнёздышка. Мебели практически не было, что-то осталось от прежних жильцов, что-то дали из списанного инвентаря на работе, кое-что купили сами.Самостоятельная жизнь началась удачно, хотя излишеств не наблюдалось. Приходившие регулярно посылки от родителей были хорошим подспорьем в их жизни.

                Зима была лютой, почти бесснежной. Это для них тоже было в новинку. Потихоньку появлялись знакомые, друзья, приятели. Алексей с друзьями ездил охотиться на  архара, по бескрайним степям на УАЗике гонялись за козлами и заядлыми охотниками, казахами, русскими, украинцами, немцами( это я к слову, они тогда не интересовались расовой, кастовой и всякой другой принадлежностью, а просто дружили с теми, кто близок по духу). Привёз кусок мяса, из которого она делала вкусные котлеты, потом были утки, дикий кабан - в зависимости от сезона охоты. С рыбалки привозил много всякой, разной рыбы и обязательно букетик полевых или луговых цветов с необыкновенным  дивным ароматом.

               Их дочь родилась в начале зимы.Снег и морозы здесь начинались с октября и кончались в конце марта. Всё внимание и забота доставалась маленькому  розовому существу по имени Лика.  Лика Мизинова  мечтала и любила А. П. Чехова всю жизнь, а Чехова в этой семье любили тоже.Почти все друзья-приятели были одногодками, с женами и маленькими детьми. Потом молодые специалисты стали получать новые квартиры в пятиэтажках  со всеми удобствами.

                В их компании были интернациональные семьи: русских,белоруса и татарки, украинца и немки, русского и якутки. И у всех были дети, свои трудности и радости, но жили в любви и уважении. Собирались вместе часто: отмечали дни рождения, праздники, пели песни, танцевали, обменивались впечатлениями о путешествиях, вспоминали  детство, милые сердцу студенческие годы, смешные и курьёзные случаи из жизни.

               Пели много и красиво, задушевно, запевалами были Люда Петрова и Володя Жбанов, пели  песни Булата Окуджавы, Володи Высоцкого, Юрия Визбора. Застолья  и встречи традиционно проводились в этой хлебосольной семье, к ним можно было всегда прийти запросто. В любое время года выезжали на природу с женами и детьми. Что хотите, они были шестидесятниками, романтиками, влюбленными в жизнь. С честью, совестью, щедростью, горячими сердцами и другими, теперь (к сожалению) не распространенными в обществе качествами.

                Многих уж нет на этом свете, другие уехали в разные края, но воспоминания греют душу. Свой аттестат зрелости они подтвердили. С лихвой. И подарок судьбы - жизнь в супружестве - перевалил за полувековую черту.  На этой положительной ноте и хочу завершить сие повествование.