Петра, столица Идумеи в библейских текстах

Владимир Лебедев 3
Упоминание древнего государства Идумеи, его славного народа и города Петры в библейских текстах.

Государство Идумея и его город Петра, что значит красный (Быт 25:30), другое название которой, - страна Эдомская, и её жители - идумляне, это страна и народ, получившие своё название от имени библейского Исава или Едома по цвету того кушанья (красной чечевичной похлебки), за которое он, согласно преданию, продал право первородства своему брату Иакову.
Греки и Римляне называли эту страну Идумеей (Пс 59:2, Иер 27:3). Населённая Хорреями (Вт 2:12), она, расположенная на Ближнем Востоке, на территории современных государств Израиля и Иордании, всегда лежала на юг от Мертвого моря до северного конца Еланитского залива, на границах земли Моавитской. Идумея, иначе ещё земля или гора Сеир, в библейские времена составляла небольшую узкую территорию между пустынею Син на запад и Каменистою Аравиею на восток. Климат в ней был превосходный, и она отличалась особенным плодородием почвы.

Географическое наименование Сеир, означающее в переводе, - неровный, шершавый, - название двух горных хребтов (Быт 14:6). Это извилистая горная цепь, простирающаяся к югу от берега Мертвого моря вплотную до северной оконечности Акабского залива Красного моря. Гора Ор представляла одну из её вершин. (Быт 36:30) - Идумея и её жители, называемые Хорреями, впоследствии смешавшиеся с потомками Исава в один народ, упоминаются в числе обитателей этого горного хребта. Во времена Авраама один из его народов назывался Сеиром, и до сих пор так называется арабами: Серр, то есть Сеир (Нав 15:10).
Другая гора Сеир находится на юге Палестины к западу от Кириаф-Иарима на территории, выделенной при разделе Ханаана колену Иудиному. Ныне это Курейт-Эль-Енаб.

Древнею столицей Идумеи был город Восора, вероятно, что это и есть нынешняя Бессеира, о которой так же сохранились упоминания в Библии (Ис 73:1). Другим городом этой земли была Села, сделавшаяся впоследствии её столицей и более известная в греческом переводе под названием Петра. Петра, она же Села (4Цар 14:7, Ис 16:1, Суд 1:35), - главный город Идумеи. Название этого города на разных языках, на которых оно встречается, означает скала, утес: так по-еврейски он называется Села, по-гречески - Петра, а по-арабски - Хагар. Это был один из величайших городов древнего мира, о котором вероятно впервые упоминается в (Суд 1:36). Он лежал близ подошвы горы Ор, в трёх днях пути от Иерихона, и в таком же расстоянии от горы Синай. Над ним со всех сторон высились скалистые горы, и целые дома были высечены в скале.

Амасия осадил этот город, взял его (4Цар 14:7) и назвал Иокфил, причём 10000 Идумеян пало в сражении за него, и 10000 взятых в плен были сброшены победителями с утесов.

Другие города Идумеи:

Авиф, что означает развалины, руины (Быт 36:35), - идумейский город, на границах Идумеи, был резиденцией Гадада, царя Идумейского, знаменитого своею победою над Мадианитянами, на полях Моава.

Восора, - овечий загон (Быт 36:33), - знаменитый Идумейский город, расположенный приблизительно в сорока километрах на юго-восток от Едреи. О нём часто упоминается в Библии, как о главном городе Идумеи (Ис 34:6, 43:1, Иер 48:24, 49:13-22, Амос. 1:12). Иеремия называет его городом Моавитским, который, вероятно, был взят у Аммовитян Идумеями, а потом у Идумеев был отнят Моавитянами. В книгах о нём говорится как об одном из богатейших и достаточно укреплённых городов Идумеи; он грозен и неприступен по своему положению, - расположен в расселинах скал, и занимает, как орёл, вершины холмов. Но "хотя бы ты, как орёл, высоко свил гнездо твоё, и оттуда низрину тебя," говорит Господь (Иер 42:16). Тем не менее, земля его тучная, он имеет множество стад и пышные чертоги (Ис 34:6,7, Амос. 1:12, Мих 2:12). В настоящее время это вероятно селение Эль-Бусайрех, в горах Сеир к юго-востоку от Мертвого моря. Множество развалин кругом этого селения показывает, что в древности здесь находился большой город. Козы и овцы, о которых в связи с Восорою упоминает Исаия и ныне очень многочисленны.

Феман, - полуденная страна, - третий древнейший идумейский город, упоминаемый в Библии (Быт 36:34). Считается, что это современный иорданский город Маан, расположенный к югу от Петры. Жители Фемана славились особенною мудростью (Иер 49:7).

Гора Ор, - фактически это название двух гор (гора на горе Чис 20:22-29). Во время своего исхода под предводительством Моисея, израильтяне из Кадеса пришли к горе Ор. Она находилась на границе Идумеи и Палестины, недалеко от Кадеса к югу от Мертвого моря. Считается, что на этой горе умер первосвященник Аарон, брат Моисея. Гора Ор теперь называется по-арабски Джебель-Гарун, - гора Аарона, имеет высоту около 1750 метров и двойную вершину. Она находится к западу от Петры и к востоку от Вади-эль-Араба. На более возвышенной вершине стоит небольшая белая часовня, выполненная в аскетичном восточном стиле, под сводом которой, по преданию, погребен сам Аарон. Невдалеке от нынешнего кенотафа прежде находился христианский монастырь. Эту гору посещали и описали многие путешественники, как например Робинсон, Стэнли, Буркгардт и другие (Чис 34:7-8).

Существует и другая гора Ор, находящаяся на севере Палестины вблизи Ермона. Северные границы земли Обетованной по повелению божьему определены следующим образом: "К северу будет у вас граница: от великого моря проведите её к горе Ор; от горы Ор проведите к Емафу, и будут выступы границы к Цедалу."

Столица Идумеи, по многочисленным свидетельствам греческих и набатейских географов, историков и поэтов в своё время почиталась за лучшее место по удобствам жизни на Востоке. Сюда шли караваны из всех стран света, и торговля Петры разными путями распространялась на Египет, Палестину и Сирию. И если Аравия считалась центром этой торговли, то Петра была в ней именно тем пунктом, в который непрерывно стремились гружёные караваны купцов со всех трёх сторон своего обширного полуострова.

По свидетельству английских путешественников, город Села или Петра стоял в замечательной естественной впадине или углублении окружённый скалами, которые во множестве были иссечены пещерами для домов, храмов и гробниц. Эти последние одни только уже достаточно могут свидетельствовать о многочисленном народонаселении и неисчислимых богатствах Петры. Количество жителей в этом городе, по их словам, было очень велико, и их постройки, вероятно, стоили громадных трудов и денег.

Климат на этих территориях различный: в гористых местах умеренный, а в местах более равнинных, - жаркий. Здесь собственно только два времени года, - лето и зима. Лето жаркое и сухое, а зима, - достаточно холодная и дождливая (Быт 8:22, Зах 14:8). Дождливое время года, соответствующее нашей осени, начинается постепенно со второй половины октября, но иногда, бывает, что это случается и в ноябре (Вт 11:14, 2Цар 21:10). Холод достигает наиболее высокой степени в декабре и январе, когда нередко выпадает снег, а иногда и град. С апреля начинается первая жатва и, вместе с тем, сухое или жаркое время года, продолжающееся с некоторыми изменениями до октября. Жар особенно чувствуется, начиная со второй половины июля и до окончания августа. Тогда земля увлажняется только росой. В это время всякая зелень полей высыхает, особенно когда дует знойный восточный ветер, губительный для садов и полей (Ос 13:15, Ин 4:8). Для здоровья такой климат вообще-то считается полезным, и при условии надлежащего орошения посевов и насаждений Идумею можно было отнести к плодороднейшим странам. В наше время здесь находится много пустых мест и не возделанных земель, а все её обитаемые места часто представляют собою только большие малонаселённые деревни. Но то, что в древние времена это была прекраснейшая и плодороднейшая страна, об этом единогласно свидетельствуют все древние писатели, представляя её богато украшенною прекрасными долинами, цветущими полями и лугами, прохладными лесами, великолепными городами и селениям.

Исав, что означает, волосатый, косматый (Быт 25:25), или иначе Эдом (красный; 36:1), - родоначальник Идумеев, сын Исаака и Ревекки и брат Иакова. Исаву было около сорока лет, повествует книга Бытия, когда он взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина и Васемафу, дочь Элона Хеттеянина. И они были в тягость Исааку и Ревекке (21:34-35). Семейство Исава поселилось на горе или в земле Сеир, на юге Палестины, названной вследствие этого Эдомом, и его потомки - Идумеи или Эдомитяне сделались впоследствии одним из самых воинственных и грозных народов своего времени. О времени смерти Исава в книге Бытия ничего не говорится.

Идумеяне управлялись своими царями, прежде установления царской власти среди евреев (Быт 36:31), непрерывно до самого времени покорения их Давидом (2Цар 8:14), в чём исполнилось пророчество, данное Исааком сыну своему Иакову (Быт 27:29), относительно потомков Исава (Идумеян). В царствование Давида Идумеяне, были разбиты им в соляной долине, и его полководец Иоав истребил почти всё мужское население этой страны (3Цар 11:15-16). В честь этой победы псалмопевец восклицает от имени Господа: На Едома простру сапог Мой (59:10). Идумлянин Гадал, член царского семейства, нашёл тогда защиту в Египте, где благосклонно принятый Фараоном сделался впоследствии одним из наиболее опасных врагов Соломона (3Цар 11:14-22). Затем, жители южного Едома успешно боролись против Иудейского царя Иорама, в результате чего на продолжении, почти, половины столетия поддерживали свою независимость (2Пар 21:8).

Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, Идумляни присоединились к нему и принимали деятельное участие в грабеже и убийствах побежденных. Их жестокость в этом случае упоминаются в (Пс 136:7): Припомни Господи, сынам Едомовым день Иерусалима), когда они говорили: разрушайте, разрушайте его до основания.

После Идумеев в числе обитателей Петры особенно известны были Наватеи, считавшиеся потомками Наваиота, сына Измайлова (Быт 25:13). Села или Петра также была их главным городом. Под названием Петры она упоминается Иосифом Флавием и другими писателями. Под властью Римлян город Петра или Села был украшен и расширен, но затем он постепенно приходил в упадок и в настоящее время представляет пустыню с большими развалинами.

Настоящее состояние Идумеи (Петры) близко соответствует описанию в текстах библейских пророчеств, и особенно, по своему исполнению (Ис 34:5-17). Все кто побывал в Петре могут единогласно свидетельствовать о том, что на месте древней, некогда славной и воинственной Идумеи, теперь высятся лишь древние археологические памятники. "И завладеет ею, пророчествовал некогда об Идумее Исаия, пеликан и ёж; и филин и ворон поселятся на ней... И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником твердыни её... И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками... Там угнездится летучий змей... Она будет жилищем шакалов и пристанищем страусов... (Ис 34:11-15).

Остатки древности, существующие здесь, несомненно, представляют великий интерес, но замечательнейшие из них, возможно, принадлежат уже постбиблейским временам. Предсказанное пророками падение Идумеи уже давно постигло её, и теперь только развалины домов, дворцов и гробниц Петры, посещаемые учеными путешественниками, свидетельствуют о её прежнем богатстве, плодородии, населённости и цветущем некогда состоянии.

Развалины этого древнего города со множеством пещер, гробниц, дворцов, и триумфальных арок были вновь открыты для внимания европейцев в 1812 году голландским путешественником Буркгардтом.
Остатки народа, населявшего Идумею, впоследствии смешались с Аравийскими и другими племенами. Развалины Петры лежат в Вади-Муса (долине Моисея).