Анатолий Кузнецов. Небольшая заминка

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

Анатолий Кузнецов. Небольшая заминка

31 декабря 1930 – 7 марта 2914
Заслуженный артист РСФСР (28.03.1973), Народный артист РСФСР (21.12.1979).
Учился на вокальном отделении музыкального училища имени М.М. Ипполитова-Иванова. В 1955 году окончил Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ. С 1958 года — актёр Театра-студии киноактёра.
Жена — Ляпидевская Александра Анатольевна, дочь знаменитого полярного летчика, первого Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского.

Награды: Государственная премия РФ в области литературы и искусства (1997) за роль товарища Сухова в художественном фильме «Белое солнце пустыни»; орден «За заслуги перед Отечеством»; IV степени (31.12.2000); орден Почёта (12.07.1996); орден Дружбы (30.12.2010).



Жить по-своему. Скупо о щедром

Вчера утром поставил фильм «Жизнь на грешной земле» (1973). Экранизация повести крупнейшего советского писателя-эпика Анатолия Иванова («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»). Битый жизнью, глотнувший лагерной пыли и штрафбатовского пороху, возвращается в родную деревню Павел Демидов. Возвращается с недоброй целью – отомстить. Много лет назад стал Демидов жертвой оговора. Сосед-куркуль Денис Макшеев (Евгений Шутов) вину свою за поджог колхозного добра взял и на Павла спихнул. Посадив невинного, убил Дениска зараз двух зайцев. И о личной свободе позаботился, и на семейный счёт подсуетился: невеста оболганного Павла (Лариса Лужина) Макшеевой стала.

Но какова расплата! Мечтавший расправиться с врагом Павел спасает ему жизнь: сам едва не погибая, вытаскивает, тонущего, из полыньи. Правда, из нравственной проруби Дениске уже не выбраться… И вместо возмездия – преображение. Суть кино, где квинтэссенция русского характера - образ намертво обожженного, но не озлобившегося, порубанного телом, но душою цельного Павла Демидова в исполнении Анатолия Кузнецова. Скупо о щедром! В этом суть кузнецовского Мужика.

«Жизнь на грешной земле» закончилась. Вздохнул. Переключился на новости и вдруг, «будто из пушки кто в упор саданул» (Ф.И. Сухов): умер Анатолий Кузнецов – незабвенный для всех «товарищ Сухов». Но разве только Сухов, господа?

Оно, конечно, вот уж 45 лет шагает красноармеец Сухов под палящим белым солнцем пустыни в свою Самару и… через наши сердца. А кино-боец Кузнецов ровно 60 лет мирно заселяет (!) пустыню дикости маленькими оазисами культуры.

60-ть из 83-х - много это или мало? Уж тут, по чему мерить. Лет 30 назад сказали бы: да, много. Век назад – даже очень: Лев Толстой в 82 года считался долгожителем и патриархом русской литературы. Словом, по всем меркам – немало. Но опять же, на фоне чего? Если за 60 лет в Большом Кино на твоём счету под сотню ролей, каждая из которых – главная, а едва не каждый второй фильм – классика, то так ли уж и много?!

Маленьким я тоже думал, что Анатолий Кузнецов – актер одной роли – неподражаемого в крестьянской безыскусности и природной органичности красноармейца Сухова. Позднее, оттолкнувшись от «Белого солнца…», стал углубляться и вскоре оказалось, что он двоюродный брат великого актера Михаила Кузнецова, супруг дочери первого Героя Советского Союза… И что смолоду он очень много сделал для формирования образа и пятидесятника, и шестидесятника, и семидесятника, и восьмидесятника - вот только не субтильного, рефлексирующего в болотце «родовой амбивалентности» интеллигента, а коренастого и рукастого мужика-почвенника, из тех, на ком всё и держится. Такова порода: не чеканщик, не ювелир, - Кузнец! А в лихую пору нет ремесла важнее!

Может, поэтому лицо А.Б. Кузнецова не украшало «оттепельные» плакаты, не объявлялось эмблемой поколения. Целина и космос, они ведь тоже не плакат, - овеществлённый труд. Не одиночек, - коллективов. Кузнецов же, как никто, сумел на долгие десятилетия очень точно воплотить Одного из Массы в его чёткой возрастной эволюции. Со всеми минусами и плюсами, падениями и взлётами... С верностью Свету и шараханьями во мгле... И это уже - Лицо Народа.

А образов он создал массу – не меньше титулованных коллег. Просто был чуть другим: красив, но без благолепия, нутром не звёзден, приёмы без  эксцентрики. Сценическим повадкам он предпочитал мужские поступки, а эффектам эпатажа - жизненную естественность, хотя, скорее, следовал ей инстинктивно, интуитивно. Безошибочно...

Но уж если  кузнецовский герой стоял, то не на зыбком пьедестале - на твёрдой земле. Оно прочнее. А если – дышал, не фимиамом , - воздухом. И пил не из богемского фужера, - из носика жестяного чайника. Да не «Мартель» с «Бурбоном», а кипяток, в охотку ж - "верещагинский первач". Но стопочку – в меру. Что и делало не шибко накачанного, но крепкого, двужильного кузнецовского героя не советским «суперменом», а просто сильным, надёжным и чертовски обаятельным мужчиной. В молодости – свой парень, в зрелости – батяня-комбат!

Может, потому он был понят и понятен, близок и любим в каждую «свою десятилетку». И в каждую десятилетку были у него свои Роли в Кино. По крайней мере, сами названия убеждают, что это Кино.

«Молодёжный конёк» Анатолия Кузнецова – "один из нас", парень из глубинки, который, если рискует, то не рисуется, а если берётся, то никогда не подведёт. Таковы Коля Жолудев («Опасные тропы» 1954), Коля Воробцов («Гость с Кубани» 1955), альпинист Петров («Путешествие в молодость» 1956), Володя Сушко («На дорогах войны» 1958), Володя Солодуха («Повесть о молодожёнах» 1959)…

С первых шагов в кино Анатолия Борисовича отличал добротный комедийный дар с ядрёной реалистической закваской, что придавало образам достоверность, похожесть, узнаваемость в любой среде: лейтенант милиции Малюткин («За витриной универмага» 1958), Коля Кукушкин («К Чёрному морю» 1958), Иван Кондаков («Дайте жалобную книгу» 1965), корабельный сторож Кучкин («Комета» 1983), отец Насти («Гений» 1991)…

Но «особенное назначение» в творчестве актёра – обыкновенные герои, те «просто люди с улицы», которые в силу обстоятельств не боятся взять на себя ответственность - командира, вожака, лидера. В их ряду: краском Белопольский («Пакет» 1965), майор Лубенцов («Весна на Одере» 1967), генерал Захаров («Освобождение» 1968-71), комиссар Веснин («Горячий снег» 1972), командир-подпольщик Пеклеванов («И на Тихом океане» 1973), гайдаровский красноармеец Чубук («Школа» 1980), начальник Угро - отпускник Лукьянов («Частное лицо» 1980), генерал-авиатор Павлов («Случай в квадрате 36-88» 1982), полковник милиции Корнилов («5 минут страха» 1983), инженер Курмаев («Медный ангел» 1984), Василий Лемехов («Радости земные» 1988), подполковник Беляков («На углу у Патриарших» 1995), адмирал Говорков («Кавалеры морской звезды» 2003), ветеран Николаенко («День Победы» 2006), Георгий Платонов («Последний приказ Генерала», 2006), фельдмаршал Пётр Салтыков («Пером и шпагой 2007)…

И, пожалуй, стоит вывести в отдельный строй кузнецовских персонажей, которых вместе с красноармейцем Суховым можно смело назвать этапными, всенародными и, по-хорошему, фольклорными. Таких как геолог Батанин («Случай на шахте восемь» 1957), водитель автобазы и пионервожатый в подшефной школе Руденко («Друг мой Колька» 1961), боец-балагур Алесь Казанок (советско-болгарский «Братушка» 1975) и вездесущий майор Морошкин (десантная дилогия «В зоне особого внимания» 1977 и «Точка отсчёта» 1981).

В числе немногих советских «звёзд», Анатолий Кузнецов активно привлекался зарубежными кинематографистами: Албания, Болгария, ГДР, Египет, ЧССР, Югославия. А мягкий, отчётливый и глубокий тембр сделали его мастером отечественного кино-дубляжа: «Дьявол и десять заповедей» 1962, «Клеопатра» 1963 (Марк Антоний – роль Ричарда Бартона), «День совы» 1968 (капитан Беллоди - Франко Неро), «Золото Маккенны» 1969 (Колорадо – Омар Шариф), «Вендетта по-корсикански» 1975, «Легенда о Динозавре» 1977, «Смертельное оружие» 1987, десятки советских фильмов…

«Жить по-своему» - так назывался отличный фильм 1976 года, где Анатолий Борисович сыграл, как всегда, главную роль. «Жить по-своему» - в этих двух словах - творческое кредо актера и человека. Он жил и играл по-своему, по-кузнецовскому.

«Простите великодушно, НЕБОЛЬШАЯ ЗАМИНКА.

Тому остаюсь свидетелем, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля красноармеец… Кузнецов Анатолий Борисович, он же Сухов»…
 
Кино-Театр.Ру, 10.03.2014 15:24.

Кадр из кинокомедии Самсона Самсонова "За витриной универмага"