Александр Андреев. Как Европа стала Евросоюзом

Александр Андреев 8
                Александр Андреев
                www.livemem.ru

                Европа – Евросоюз: из прошлого в будущее.
                VIII – XXI века


 

   В первых веках нашей эры у племен, населявших Европу после Великого переселения народов, властвовали племенные вожди-конунги. Именно из них в конце V века выделилась династия Меровингов, представитель которых Хлодвиг (481-511 годы) стал основателем первого европейского государства франков - племен, упоминавшихся в исторических источниках с III века. Хлодвиг завоевал Галлию - земли между Соммой и Лаурой, и разгромил племена, жившие по течению Рейна. Хлодвиг победил королевство вестготов, занимавшее юг Галлии и часть Пиренейского полуострова, после победы над бургундским королем  была завоевана Бургундия.
   Центральная власть при Хлодвиге очень усилилась. Руководитель государства стал не только обладателем сильной власти, но и самым богатым человеком в стране – все завоеванные земли поступили в его личное  владение.
Народные собрания почти не собирались. Для решения государственных проблем Хлодвиг  созывал собрание светских и духовных магнатов – однако делал это только тогда, когда сам этого хотел. При короле постоянно находились дружинники. Для управления областями государства королем назначались графы, которые всецело от него зависели.
   Первоначально должности графов, исполнительных чиновников короля, занимали королевские слуги. Король мог назначить графом кого угодно. Постепенно обязанности и компетенция графов выросла, графством назывался административно-судебный округ, находившийся в управлении королевского должностного лица. К VII веку графы стали назначаться королем из крупных землевладельцев округов. Они награждались бенефициями – королевскими землями, постепенно делались вассалами короля. Должность графа стала наследственной. К X веку в Европе графы стали независимыми феодальными магнатами, имевшими самостоятельную государственную власть. Граф стал владетельным князем своего округа, графства или княжества.
   При Хлодвиге – государе обширной страны – появились первые писаные законы – «варварские правды». У Хлодвига действовала «Салическая правда», по которой в его государстве было четыре сословия - свободные, полусвободные, рабы и только что покоренное население Галлии. По Салической правде наказанием за преступление служил денежный штраф.

   В разгар одной из своих битв Хлодвиг пообещал принять христианство в случае победы – и победил. В Реймсе христианский епископ крестил Хлодвига и несколько тысяч франков.
   Христианская церковь начала свою деятельность с 30 года нашей эры. По Миланскому эдикту римско-византийского государства Константина Великого церковь в 313 году получила равные права с другими религиями, а при потомках этого императора она стала господствующей. Еще в первых веках нашей эры, когда число верующих значительно увеличилось, апостолы – проповедники христианства, учредили новый сан, получивший название епископского. Епископы (греч.episkopos – блюститель), стали священнослужителями высшей степени в церковной иерархии христианской церкви. От апостолов они получили всю полноту церковной власти. Только епископы могли совершать все семь таинств – крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение. Епископы управляли епархиями – диоцезами, - церковными округами.

   Король – это монархический титул, по-французски «roi», по-немецки «konig», по-английски «king». Само слово «король» произошло от имени Карла Великого. Король франков Дагоберт, правивший в 629 – 639 годах, стал носителем высшей власти – законодательной, административной, судебной. Все свои королевские функции Дагоберт осуществлял с помощью своих слуг. Референдарии управляли канцелярией, дворцовые графы ведали судебной процедурой, кубикуларии охраняли королевские сокровища, маршалы служили начальниками конюшен. Главными в королевском дворце являлись сенешаль («senex scaleus» - «старший раб»), осуществлявший общий надзор; коннетабль, руководивший маршалами; майордом («major domus» - «старший в доме»), управлял королевскими поместьями и финансами. В округах представителями короля были графы. Рядом с ними находились епископы, епархиальные округа которых обычно совпадали с графствами.
   Короли франков после смерти Хлодвига в своих походах и при разрешении внутренних проблем поддерживались своими дружинниками, которые за свою помощь требовали вознаграждения. Король награждал их и всех своих  многочисленных своих чиновников землями.  Постепенно  запас земель у короля истощился, и рядом с обедневшим королем теперь оказались крупные землевладельцы, которые по силе могли поспорить с самим  королем.
Королевская власть стала слабеть, государю приходилось все чаще и чаще бороться со своими магнатами. В начале VII века, при короле Хлотаре II, земельная знать добилась от него крупных уступок и ограничила его власть. Постепенно областные правители, графы, становились независимыми от короля и стали передавать свою должность правителя административного округа по наследству детям.
   В этот период наиболее престижной королевской должностью стала должность майордома. Они стали первыми магнатами государства после короля.

   Во дворце – ведомстве майордома - сосредоточился центр государственной жизни. Майордом заведовал королевскими имениями, землями, имуществом, финансами, возглавлял контрольные органы, во время малолетства короля заведовал его воспитанием. При отсутствии короля майордом становился председателем королевского суда.  В зависимости от майордома оказались графы и даже некоторые герцоги, в состав земель которых входили несколько графств, обычно пограничных.
   Во второй половине VII века  большую власть при слабом короле  из династии Меровингов смог взять майордом Пепин Геристальский. Его сын Карл в 732 году разгромил большое арабское войско, чем практически спас Европу от арабского завоевания.
   Сын Карла Пепин Короткий решил сменить династию Меровингов. Он послал посольство в Рим к папе, у которого спросил совета - «как быть с королями, которые носят королевское имя, не имея королевской власти?»

   Все епископы ранней христианской церкви были равны по положению. Епископы главнейших городов со временем стали более влиятельными, чем епископы провинциальных городов. Наибольшим уважением пользовались епископы основанных апостолами церквей – римский, антиохийский, иерусалимский, александрийский, эфесский и коринфский. Еще в IV веке один из первых епископов Рима Дамас I  назвал свой престол апостольским. Римский епископ Лев I Великий (440 – 461), признанный первым среди равных, часто использовал титул «papas» - от греческого «отец». Именно от него и произошло слово «папа».
   Титул «папа» до конца V века употреблялся как почетное наименование всех епископов, а с      VI века – только римских. Авторитет римских пап особенно усилился во время борьбы с ересями. Рим был самым большим городом в Европе и много веков столицей Римской империи. После развала Древнего Рима епископ долгое время оставался сильным повелителем, и население рассчитывало на его помощь и защиту не только в духовной, но и в светской жизни. В 476 году почти всю Европу захватили варвары, и народ обратился к епископу Рима, призвав его к духовному и светскому руководству. Римские епископы объявили, что источник власти папы – верховенство апостола Петра.

   На послание Пипина Короткого папа ответил, что «лучше называть королем того, кто имеет власть, чем того, кто ее лишен». Пипин собрал в Суассоне всеобщее народное собрание, которое провозгласило его королем – в 751 году. Последние Меровинги были пострижены в монахи и заключены в монастырь. На франкском престоле появилась династия Каролингов.
В это же время племена лангобардов попытались захватить Рим. Папа Стефан II прибыл к Пипину Короткому, попросил у него помощи от нападавших. Пипин разгромил лангобардов.
   Стефан II помазал на  королевство Пипина, ставшего Великим, его жену и детей. Он запретил франкам под страхом отлучения от церкви выбирать себе королей не из рода Пипина. Помазание сильно укрепило власть новой династии. В 756 году Пипин Великий (714 – 768) подарил папе  Стефану II завоеванные у лангобардов земли в центральной Италии, от Рима до Равенны. Получив ключи от двадцати двух городов, папа образовал новое светское государство – Папскую область, просуществовавшую до 1870 года.
   В 771 году правителем Франкского государства стал сын Пипина Великого Карл. Он окончательно разбил лангобардов и к титулу короля франков добавил титул короля лангобардов. Карл покорил Баварию и племена саксов, разбил арабов и овладел Барселоной, уничтожил аварские племена. Государство Карла достигло огромных размеров.
   Карл стал добиваться императорского титула. Император (лат.impreso – повелеваю), высший монархический титул, которым награждались главнокомандующие римской армии за крупные победы. Юлий Цезарь превратил этот титул в постоянный. При Августе титул императора стал обозначением высшей единоличной власти в Древнем Риме. Слово «император» по-гречески звучало, как «автократор», оно конкурировало со словом «цезарь» (позднее «царь») и «кесарь» (позднее «кайзер»). В Византии «автократора» - самодержца чаще называли базилевсом. Титул императора являлся высшим властным титулом. Самые крупные и могущественные государства стали называться империями.

   В Риме местная знать восстала против римского папы Льва III и Карл, сын Пипина Великого, быстро усмирил римлян. Папа и король франков созвали епископский суд, который постановил, что никто не вправе судить римского папу, который стал главой христианской церкви, с 1054 года – католической.

   25 октября 800 года на торжественном богослужении в римском соборе святого Петра папа     Лев III короновал Карла императорской короной. Приглашенные на коронацию магнаты и придворные  возгласили: «Карлу, благочестивейшему Августу, коронованному Богом великому и миролюбивому императору, многая лета и победа!»
   Коронование нового императора  Карла произвело огромное впечатление по всей Европе. После проволочек  этот титул признал император Византии. Карл тоже признал византийского императора.
   Для обсуждения государственных проблем Карл Великий дважды в год собирал собрания, на которые приглашалась элита страны, обсуждавшая проекты многих законов. Окончательно решение принимал император. Законы назывались капитуляриями и охватывали почти все стороны жизни государства.
   Карл разделил  все завоеванные земли на провинции – исторически сложившиеся территории, каждая из которых принадлежала одному народу. Провинции и другие земли делились на графства, во главе которых ставились назначаемые им из местной знати графы, ведавшие судебные, военные и административные дела. Император назначал и смещал их по своему желанию. Несколько пограничных графств-марок объединялись в герцогства. Для контроля провинций империи Карл посылал missi dominici – светских и духовных «государственных посланцев», которые проверяли деятельность графов и герцогов, судили от имени императора, принимали присягу Карлу, принимали жалобы, следили за соблюдением законов.
   При Карле начались раздачи бенефициев (лат.bene и facio – благодеяние), обычно в виде земельного надела, свободным людям за те или иные услуги, выполнение определенных обязанностей. Земля давались и не заселенные и с деревнями. Земли-бенефиции давались не навсегда,  а на срок несения службы, по наследству не передавались. С земельных доходов бенефициарий должен был содержать в надлежащем виде оружие, боевого коня, военных слуг, оруженосцев. По призыву короля-императора на войну и походы являлись все подданные, владевшие государственной землей.
   Все свои королевские домены – личные и нерозданные земли Карл распределил по нескольким десяткам административных округов – фискам. Во главе каждого домена стоял особый управляющий, приравненный по статусу к дворцовому графу. Помощники управляющего – майоры – ведали отдельными поместьями. Им подчинялись многочисленные слуги – конюхи, лесники, скотники. Крестьяне в имениях делились на личносвободных, полусвободных, крепостных, рабов.
Империей управлял двор – Palatium. Вместо референдариев канцелярией руководил канцлер, обычно назначаемый из среды духовенства. Ему подчинялись нотарии, писавшие императорские распоряжения, иммунитетные грамоты, дипломы.  Карл Великий упразднил должность майордома, вместо него судебными и наблюдательными функциями управлял дворцовый граф. Во главе церковной службы стоял епископ или архикапеллан. Сенешали, коннетабли, маршалы, кубикуларии выполняли обычные обязанности. Карл ввел должности секретарей и советников.
   В свой личный совет Карл приглашал наиболее приближенных и магнатов, мнение которых его интересовало. Раз в год  летом Карл созывал генеральный Сейм, на котором решались общеимперские дела. Окончательные решения принимал император.

   При дворе Карла Великого собирались ученые, историки, поэты со всей Европы. Они организовали при дворе дворцовую Палатинскую школу, в которой учился Карл и его сановники. Получение образования в начале IX века было проблемой. После страшных битв времен Великого переселения народов культура Древнего Рима была почти забыта. Западная Европа раннего Средневековья была попросту в невежестве, читать и писать могли только монахи. Сам император Карл Великий научился этому уже в зрелом возрасте.
   Карл подписал указ о создании школ при монастырях, где ввел обязательное обучение детей свободных людей. Этот указ  императора не был исполнен. При Карле произошло расслоение народа на «сильных и слабых»; сильным становились те, кто нес государственную службу и получал от императора землю. Во всей громадной империи Карла действовали одинаковые законы, одна администрация, одинаковые суды. Все повиновались одной центральной власти. Главным представителем светской власти в Европе был император, главным представителем духовной власти – римский папа.

   В 843 году империя Карла Великого распалась, на карте Европы стали образовываться государства, существующие до нашего времени – Франция, Германия, Италия. Королевская власть слабела, начались междоусобные войны. Очень долго средневековые государства не имели четких границ. В Европе началась эпоха феодализма.

   Феодализм, или ленная, феодная система – государственное и общественное устройство – господствовал в Западной Европе почти все Средневековье. Государства были разделены на множество небольших владений – сеньорий, бывших одновременно и поместьями и государствами, находившихся в вассальных отношениях одни к другим. В Европе начала действовать система вассалитета – зависимость одних землевладельцев-вассалов от других – синьоров, имевших в  своем подчинении много мелких собственников. Крупные феодалы-сеньоры в свою очередь вступали в вассальное подчинение к другим, более могущественным – образовалась иерархическая лестница вассалов и сеньоров, во  главе, на вершине которой был король.  Вассал получал от сеньора феод – земельное владение с крестьянами, которое жаловалось в наследственное владение под условием несения им феодальных служб в пользу сеньора. Феодал, владелец феода, как вассал был обязан охранять и защищать сеньора около двух месяцев в году, нести военную службу лично, или присылать сеньору военные отряды, численность которых зависела от величины феода. Вассал был советником сеньора, мог оказывать ему финансовую помощь; он мог быть сильнее синьора.
Вступление в вассальную зависимость оформлялось особым образом – оммажем, когда вассал приносил  синьору присягу в верности. Вассальное положение не уменьшало и не умоляло личной свободы и общественного положения вассала. Это было добровольное соглашение. Оммаж сопровождался клятвой верности «фуа». Вассал вставал перед сеньором на колени, соединял свои руки и вкладывал их в руки сеньора, говоря: «Господин, вот я становлюсь Вашим ближним вассалом за этот феод, и вот я обещаю Вам защищать и оберегать Вас от людей, какие только будут жить и умрут». Господин-сеньор отвечал: «Принимаю вас в вассальную зависимость с соблюдением верности Богу и мне, при условии нарушения моих прав». Вассальное государство-феод находилось под властью и в зависимости от другого, более сильного государства, но сохраняло самостоятельное внутреннее управление и имело своего господина-правителя. Кроме военной службы феодал платил дань сеньору. Высший сеньор, крупный землевладелец – князь, герцог, король – назывался сюзереном.

   При ослаблении королевской власти феодалы стали наследными землевладельцами. Они получили от короля право содержать свое войско, даже воевать, собирать подати, вводить налоги в своих землях, судить и карать. Передача прав государя феодалам называлась immunitas – иммунитетом. Феодалами стали и светские и духовные лица.
В IX - XI веках феодалы часто были сильнее короля. На содержание одного вассала требовалось не менее тридцати крестьянских семей.


   К XII веку вся Западная Европа была покрыта замками феодалов-рыцарей. Рыцарем (нем. Ritter – всадник) называли в средневековой Европе тяжеловооруженного конного воина. Светские феодалы стали получать рыцарское образование – до 7 лет их воспитывали в семье, до 14 лет они «служили» пажами при дворе сеньора, до 21 года сыновья феодалов являлись оруженосцами. Система рыцарского образования включала обучение «семи рыцарским доблестям и добродетелям» - верховой езде, фехтованию, владению конем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца. Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как храбрость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Именно рыцари ввели в историю человечества понятие о чести. Рыцарями стали все светские феодалы-воины, а само рыцарство превратилось в привилегированный социальный слой. С доходов от своих феодов рыцари должны были приобрести боевых коней, дорогое тяжелое вооружение, несли в войске сеньора военную конную службу.
   Рыцарство принимало активное участие в Крестовых походах – войн, проходивших в 1096 – 1270 годах под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине. В результате этих походов произошло взаимопроникновение западной и восточной культур, изменивших историю человечества.

   XII век стал веком становления и укрепления европейских королевств. В 962 году германский король Оттон I Великий (936-973) был коронован императорской короной папой Иоанном XII. Была образована Священная Римская империя германской нации, по традиции считающаяся продолжением империи Каролингов. В состав империи вошли Германия, Богемия, большая часть  Италии, Моравия, Венгрия, Польша, Дания, Бургундия. Оттон I ввел присягу папы императору, однако император получал корону из рук римского папы. Через столетие это привело к конфликту папства и империи.
   Королевская власть усилилась и в других королевских странах. Англия получила свое название от поселившегося на острове в середине V века племени англов. В 827 году семь королевств объединились в одну Англию. В XI веке, после битвы в 1066 году при Гастингсе, Англия была завоёвана норманнами. Франция в 843 году выделилась из Франкской империи. Она распалась на отдельные княжества и сеньории, однако именно в XI веке началось «собирание  Франции».
   Усилению королевской власти способствовал бурный рост городов. Городские деньги наполнили королевскую казну. За порядком в королевствах следили шерифы, прево, бальи. Феодальные связи были очень запутаны, появилась необходимость в появлении единого властного центра принятия решений. Короли и император в своих землях стали сеньорами номер один.
    В Священной Римской империи пошли по пути усиления бюрократизации и увеличения чиновничества – были введены должности канцлера, пфальцграфов, имперских посланцев, наместников. Тогда же часть германских феодалов отказалась подчиняться императору.  Римский папа Николай II провел собор, который постановил, что отныне избрание папы зависело только от коллегии кардиналов – собрания высших церковных иерархов. С этого момента прекратилось вмешательство светских властей в избрание римских пап.
       
   В 1073 году папский престол занял Григорий VII, ставший духовным вождем Западной Европы. Григорий VII хотел утвердить «царство Бога на земле». Он заявил: «Сам царь Славы поставил святого апостола Петра, а значит, и его наместника, т.е. папу, главою царств мира. Папа настолько превышает императора, насколько солнце превосходит луну, а потому власть апостольского трона стоит далеко выше могущества королевского престола».
Император Священной Римской империи Генрих IV также утверждал, что получил свою власть от Бога. Епископов империи назначал император, и папа потребовал у него отказаться от этого права. В  ответ в 1076 году Генрих IV объявил папу «недостойным носить папский сан» и низложил его. Папа в свою очередь отлучил императора от  церкви, лишил его королевского сана и освободил подданных империи от присяги Генриху IV.
   Отлучение императора от церкви потрясло Империю, в которой начались восстания. Страна отвернулась от императора, который в 1077 году пошел в замок Каносса просить прощения у папы – босой, в монашеской одежде, зимой. Через три дня собравшаяся в Каноссе элита Европы стала «свидетелями необыкновенного зрелища, когда самый могущественный государь Западной Европы лежал у ног духовного главы западной церкви и умолял его о милостивом прощении». Папа    Григорий VII простил Генриха IV, за что император чуть позже изгнал его из Рима. Конфликт папства и империи закончился в 1122 году подписанием Вормского конкордата «О разделении полномочий». Весь христианский мир после «хождения в Каноссу» признал верховенство римского папы над светскими государями. Без согласия пап уже не короновались претенденты на трон; согласие Рима означало международное признание нового короля и его государства, включение его в «сонм цивилизованных народов». Римские папы стали пользоваться исключительным международным авторитетом; их деятельность стала основой действующего в Европе международного порядка.
   Священную Римскую империю возродила императорская династия Гогенштауфенов. Уже в  середине XIII века с кончиной последнего представителя династии  Фридриха II империя перестала быть мощным политическим образованием, оказывающим решающее  влияние на судьбы Европы. С 1438 года императорская корона закрепилась за домом Габсбургов.
   В 1020 году в швейцарской области Ааргау был построен замок Habsburg, от которого ведет свое название династия.  В 1273 году  ландграфы на Верхнем Рейне и в Средней Швейцарии Габсбурги были впервые избраны императорами Священной Римской империи.  Рудольф I (1273-1291) закрепил за Габсбургами герцогства Австрию и Штирию, которые с присоединенными в XIV веке Каринтией, Краиной, Тиролем стали основой наследственных владений Габсбургов, ставших сильнейшими германскими  князьями. С 1438 года Габсбурги постоянно избирались императорами. При Карле V (с 1516 года испанский король Карл I, с 1519 года – император Священной Римской империи) под властью Габсбургов оказались Германия, Австрия, Чехия, часть Венгрии, Нидерланды, часть Италии, Испания и её колонии в Америке. Однако попытка Карла V создать всеобщую империю встретила решительное сопротивление европейских государств и кончилась ничем. В XVIII веке Священная Римская империя представляла собой архаическое государственное образование и в 1806 году, в эпоху Наполеоновских войн прекратила своё существование.

   Усиление Королевской власти в Англии закончилось  появлением «Великой Хартии вольностей»,  которая оказала влияние на последующую жизнь в Европе. Впервые королевская власть была ограничена  официальным документом. 
 В 1216 году собравшиеся со всей страны английские бароны – прямые и непосредственные вассалы первого синьора – вынудили английского короля Иоанна Безземельного подписать документ, ставший переходным «от эпохи традиционных прав, сохранявшихся в народной памяти, к периоду писаных законов, парламентов и статутов». Великая Хартия вольностей легла в  основу английской судебной системы.
   «Ни один свободный человек не может быть арестован, посажен в тюрьму, лишен имущества, объявлен вне закона или разорен каким бы то ни было способом, кроме как по законному приговору своих пэров, или на основании законов страны».
   Права, которые бароны хотели получить для себя, они распространяли на всю нацию, включая бедняков. Весь народ гарантировался Хартией от вымогательств и незаконных налогов. Города пользовались своими муниципальными правами, вольностями, правами советов и судов.
   Бароны избрали совет из 25 человек, обязанный наблюдать за соблюдением Великой Хартии вольностей всеми без исключения, включая короля. Если король нарушал Хартию, ему могла быть объявлена война. Хартия была распространена по всей Англии, ей присягнули все сословия государства. Англичане могут гордиться своей историей XIII века.
   Совет баронов стал прообразом английского парламента. Он не имел представительного характера и в 1295 году в Совет были допущены представители городов и рыцарей графств. Великий Совет баронов был  преобразован в парламент Королевства, в который вошли представители всех сословий государства. Представители всей Англии  принимали  участие в решении налоговых проблем, участвовали в законодательной работе, контролировали  государственное управление. Английское духовенство было представлено в парламенте номинально – по своему желанию. Парламент стал и высшим апелляционным судом. На заседания английского парламента его члены созывались манифестами, приглашались все, «кто хотел просить милости у короля в парламенте, или принести жалобу по делам, которые не решаются в обыкновенном порядке, или кто терпел притеснения от чиновников короля, или был неправильно обложен податями и повинностями».

   С конца XVIII века численность и вес сословия мелких помещиков и вольных поселян в Англии стали быстро расти. С этого времени  в государстве стал функционировать английский парламент, структура которого дошла до нашего времени. Орган высшей законодательной власти Англии состоит из трех частей - королевы, палаты лордов и выборной палаты общин. Палата лордов, или пэров – верхняя палата английского парламента, в состав которой входит высшая аристократия – герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны, имевшие наследственное право заседать в палате  лордов. В палату общин, нижнюю палату парламента, население выбирает своих представителей. Основой всей деятельности палаты общин является её партийная структура – партия, побудившая на парламентских выборах, располагает большинством и в силу этого формирует правительство. Лидер победившей на выборах партии автоматически становится премьер-министром Великобритании.
   Для прохождения закона в английском парламенте необходимо согласие трех сторон – королевы, палаты лордов и палаты общин. Палата лордов только в ХХ веке признала главенство палаты общин.
   Должностными лицами палаты общин являются спикер и три его заместителя. Они избираются палатой из числа депутатов.


   Права и обязанности спикера, главного должностного лица палаты общин, в основном регулируются не писаными нормами, созданными практикой, постоянными правилами Палаты общин, законодательными актами. Особенностью английского парламента является то, что он работает в уникальных условиях отсутствия в Англии писаной конституции.

   Основная обязанность спикера - следить за поддержанием порядка в палате общин. Он считается судьей в процедурных вопросах. От спикера зависит предоставление слова депутатам в прениях. В палате общин не существует предварительной записи в прениях, депутат должен «поймать глаза» спикера, который вправе прервать выступление депутата. Спикер тесно связан с должностными лицами парламентских партий. После отставки он получает место в палате лордов.
   Основной функцией английского парламента является законотворческая; он также контролирует правительство.
  Премьер-¬министр формирует правительство только из членов палаты общин и палаты лордов. Основой всей системы контроля является парламентская ответственность правительства. Правительство несет ответственность перед парламентом и в случае вотума недоверия должно уйти в отставку. Вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ в доверии и правительству в целом. В случае вотума недоверию правительству премьер-министр имеет право распустить парламент и назначить новые выборы.
Парламентская оппозиция часто вносит в палату общин предложение о вотуме недоверия, но оно отклоняется партийным большинством, поддерживающим правительство. Решения парламента должны приниматься большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции.
   В палате общин действуют постоянные, специальные и сессионные комитеты. Основное назначение постоянных комитетов - рассмотрение биллей - законопроектов. Комитеты каждый раз создаются заново для рассмотрения конкретного законопроекта и распускаются после принятия этого закона. Спикер по своему усмотрению назначает председателей постоянных комитетов. Сами члены комитетов назначаются не палатой общин, а комитетом по отбору; он образуется палатой общин в составе 11 человек. Фактически члены этого комитета назначаются по соглашению между лидерами парламентских партий. При формировании комитетов комитет по отбору исходит из соотношения партий в парламенте, чтобы их члены были представлены в комитетах пропорционально количеству депутатских мест. Комитет по отбору традиционно придает большое значение квалификации и профессионализму кандидатов в члены комитетов.
Специальные комитеты палаты общин создаются для рассмотрения отдельных проблем и для подготовки докладов. Их члены выбираются комитетом по отбору из всех партийных фракций. Основная задача специальных комитетов - расследование и проверка деятельности министерств. Есть и специальные комитеты по европейскому законодательству, публичной отчетности, некоторые другие. Английские специальные комитеты были реорганизованы по образцу спецкомитетов конгресса США.
   Три специальных комитета - по финансам, иностранным и внутренним делам, - имеют право создавать подкомитеты. Они имеют право контролировать «расходы, управление и политику» соответствующих министерств. Они свободны в выборе конкретной темы расследования.
   В качестве свидетеля специальный комитет может вызвать любое должностное лицо государства, и вообще любого гражданина Великобритании. Свидетель, отказавшийся явиться, считается  виновным в неуважении к палате общин, которая имеет право заключить такого свидетеля в тюрьму.
Специальные комитеты по не писанному конституционному правилу не должны проводить расследование дел, ставящих под угрозу государственную безопасность. Правительство имеет право предоставлять спецкомитетам такую информацию, которую считает нужным.
   Министры не обязаны присутствовать на заседании спецкомитета, так как по статусу являются членами парламентами. Однако, правительство, как правило, присылает министров на заседания спецкомитетов. После окончания расследования комитеты составляют доклады для палаты общин.
   Деятельность специальных комитетов палаты общин  позволяет влиять на правительственные решения до момента их принятия, позволяет призвать министерских чиновников к ответу. Правительство считается со спецкомитетами  палаты общин.
   Сессионные комитеты создаются на каждой сессии парламента – по привилегиям, по вопросам процедуры, петициям, отчетам и дебатам, обслуживанию депутатов.

   Большой светской властью в XI – XIII веках обладали римские папы. Триумф пришелся на понтификат Иннокентия III (1198-1216 годы) - почти вся Европа склонилась перед папским престолом.
   В XII веке на основе папской канцелярии была образована Римская Курия. В Древнем Риме куриями называли городские думы муниципальных общин, позднее курией называли съезд вассалов ко двору сюзерена.
Римская курия состояла из кардинальской коллегии и нескольких канцелярий. Папская канцелярия выдавала буллы, акты, грамоты, дипломы, свидетельства, другие документы. В своей деятельности папская канцелярия руководствовалась «Книгой налогов апостольской канцелярии».
   Главным органом Римской курии стала апостольская камера, руководящая финансами Папской области, суверенитет которой был признан императором Священной Римской империи Рудольфом I Габсбургом в 1274 году. Границы Папской области часто менялись, но основой светского папского государства стали земли от Рима до Ровенны.
   В апостольскую камеру поступала основная часть папских доходов. Камера ведала чеканкой монет, являлась административным трибуналом церкви, решала судебные дела. Она имела право судить баронов, князей, послов, чиновников, епископов, кардиналов. Во главе камеры стоял кардинал-камерариус, пользующийся особым доверием  папы. Он обладал большим влиянием при папском дворе. Ему подчинялся служебный персонал дворца, камерариус удостоверял смерть папы, руководил католической церковью в период между смертью папы и избранием его преемника. Камерариус председательствовал на конклавах, собраниях кардиналов, избиравших папу. Камерариусов часто избирали папами.
Персонал апостольской камеры, назначавшийся камерариусом, состоял из его заместителя, занимавшего и пост губернатора Рима, кассира-хранителя, клерков. Коллекторы -  финансовые агенты камеры  - собирали в государстве папские налоги; полномочия коллекторов были выше власти епископов в епархиях, они могли даже  отлучать от церкви неплательщиков налогов.
Римские папы имели и личного казначея – кубикуляриуса. Своего камерариуса имела и кардинальская коллегия. Всеми поступлениями Римской курии распоряжался папа. Опись и ревизия папской казны производилась один раз, после смерти папы.

   Авторитет церкви упал в период «Авиньонского пленения пап» (1308-1377). В 1305 году французский король Филипп Красивый обложил духовенство налогами. Папа Бонифаций VIII объявил, что имеет право низложить короля – «Римский первосвященник, наместник Всемогущего Бога, повелевает королям и королевствам; он проявляет первенство над всеми людьми».
   Папа отлучил Филиппа IV  Красивого от церкви, но ответной реакции во Франции не последовало. Король послал специальный отряд, который ворвался в замок папы и потребовал  его отречения. Бонифаций ответил: «Я не отрекусь; вот моя голова и если я должен умереть, я умру, но умру папой». Папу перевезли в Рим, где он и умер. По требованию Филиппа IV  Красивого папой был избран его ставленник Климент V. Он перевел папский двор во французский Авиньон, где находился  семьдесят лет.
   В Авиньоне была реорганизована курия, в которую входила большая канцелярия и консистория – тайный совет иерархов церкви. Судебную власть папы осуществляли с помощью Верховного суда – Трибунала.
Консистория стала главным органом церковной администрации пап. Её совещания, в которых участвовали около тридцати кардиналов, рассматривали самые важные церковные и политические проблемы. В период «Авиньонского пленения пап», когда под их властью из 64 городов остались Рим и Римини, консистория стала выполнять роль вселенского собора.
   В XV – XVI веках – в эпоху Возрождения – папская власть вернула утраченные позиции. В 1377 году папы вернулись в Рим, где на холме Монте-Ватикано была создана официальная резиденция римского папы. Ватикан стал центром римско-католической церкви. Папский Рим – Roma dei Papi – превратился в город, вобравший в себя традиции Древнего Рима, воплотивший духовные и культурные ценности христианства, ставший интеллектуальным центром Средневековья. Рим и Ватикан определяли лицо Европы долгое время. Благодаря папе и кардиналам в Рим стремились ученые, поэты, художники со всего мира. Именно в Ватикане переплетались нити всех главных мировых процессов.
   Ватикан стал собранием дворцов, залов, галерей, капелл, создававшихся столетиями. В них находятся центральное церковное управление, апартаменты папы и кардиналов, главнейшие конгрегации, библиотека, архив, музеи, помещения папской гвардии. В грандиозном комплексе находится беспримерное собрание гениальных сокровищ архитектуры, живописи и скульптуры – Собор Святого Петра (XV – XVIII века), площадь Святого Петра с 284 пятнадцатиметровыми колоннами (XVII век), Дворцовый комплекс, Скала Реджа (XVII век), Зала Реджа (XVI век), Сикстинская капелла с фресками Микеланджело (XV век), капеллы Николая V (XV век) и Паолина (XVI век), апартаменты Борджиа со станцами Рафаэля, дворы Бельведера и Сан-Домазо (XVI век), сады Пия IV (XVI век).
   В Ватикане работали Пентуриккио, Рафаэль, Вазари, Микеланджело, Боттичелли, Гирландайо, Перуджино. В Ватикане находится Пинакотека – картинная галерея с произведениями Рафаэля, Тициана,  многих величайших мастеров живописи. Папы начали создавать многочисленные богословские и художественные собрания с XVI века, концентрируя их в Бельведере, в XVIII веке был основан музей Пио Клементино; в дальнейшем были созданы музей античной скульптуры, христианского искусства, Киарамонти, египетский, галерея ковров.
   В Ватикане находится старейшая библиотека Европы, первые сведения о которой относятся к середине V века. В библиотеке хранятся несколько тысяч инкунабул – первопечатных изданий. В 1565 году был основан ватиканский архив, с 1880 года доступный для научного использования.
Рим и Ватикан сосредоточили значительную часть государственной власти христианского мира, объединили вокруг себя почти всю интеллигенцию, занимались проблемами воспитания, образования, науки, искусства.        Католическая церковь в период жестоких войн Средневековья была единственной структурой, носившей надгосударственный характер. Римские папы являлись главными арбитрами средневековой Европы, в которой с XV века начался кризис феодализма. В городах, расцветавших благодаря торговле, появилась буржуазия, ставшая конкурировать с феодалами. Образовывались крупные ремесленные центры, создавались порты для внешней торговли. Появились государства – республики Венеция, Генуя, Флоренция, независимые города – крупные международные торговые центры с большим количеством ремесленных цехов, позднее мануфактур. На смену феодализму шел буржуазный строй, на смену абсолютному – ограничение монархии.

   Исторический прогресс на длительное время остановило введение инквизиции, учрежденной в эпоху Альбигойских войн папой Иннокентием III (1198 – 1216). Святая Инквизиция, святой   Трибунал - Inguisitio hareticae pravitatis, Sanetum officium ––своей главной задачей объявила розыск, суд и наказание еретиков.
   В 1204 году папа Иннокентий III поручил инквизиторские обязанности монахам цистерцианского ордена. С юга Франции инквизиция распространилась на территорию всей Италии. Папа Григорий IX (1227 – 1241) передал инквизицию монашеским орденам доминиканцев и францисканцев, буллами 1231 и 123 годов установил инквизиторские трибуналы в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции, Нидерландах.
   В первое время инквизиторы были странствующими следователями и судьями, с 1229 года  они стали действовать в городских трибуналах. Прибывший на место службы инквизитор обращался к населению с призывом каяться и называть имена еретиков. Сделавшие это в течение льготного месяца еретики подлежали церковному наказанию, остальных ждали тяжкие кары.
Судопроизводство было тайное, без участия сторон и подобия суда – sine jigura judicii.  Обвиняемый не знал имен свидетелей, для получения признания его могли пытать. Оправдательный приговор был редкостью. Отрицание вины в большинстве случаев признавалось упорствованием в ереси и вело к смертной казни. Наиболее частым и мягким наказанием было «примирение» с церковью, сопровождавшееся конфискацией имущества, лишением прав и заключением в тюрьму. Упорствующие еретики присуждались к смертной казни на костре. Бежавших судили заочно и приговаривали к сожжению «в изображении» - in effigie. Трупы умерших еретиков выкапывали и сжигали.
   Члены инквизиторских трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям. На решения инквизиции бесполезно было жаловаться, даже папский легат не имел права вмешиваться в их функции. Инквизитор мог привлекать к суду и старших по рангу, мог наложить интердикты на города и округа и за все свои действия отвечал только перед папой.
   Приговор инквизиции обычно объявлялся целым группам еретиков, в торжественной обстановке, на главной площади города, где устраивались специальные подмостки и трибуны для зрителей. Такое публичное осуждение, даже сожжение называлось «ауто да фе». Роль инквизиции заканчивалась провозглашением отказа церкви от покровительства преступнику и выдачей его светской власти, что означало смертную казнь, совершить которую должна была светская власть -  «ввиду отвращения церкви к крови».
Широкое применение жестоких и изощренных пыток, вознаграждение доносчика частью имущества обвиняемого, материальная заинтересованность самой инквизиции стали бичом католических стран Европы. Конфискованное имущество считалось собственностью государства и инквизиции; они обычно делили его пополам.
   Особо свирепо действовала инквизиция в XV -  XVI  веках в Испании, которая была образована в 1479 году Кастилией и Арагоном, государствами на Пиренейском полуострове. Великий инквизитор Томас Торквемада (1420 – 1498) составил инквизиторский кодекс и процедуру инквизиторского суда, разработал организационную структуру органов инквизиции. Десятки трибуналов Торквемады заживо сожгли за двадцать лет десятки тысяч человек, у ста тысяч было конфисковано имущество. Десятки тысяч человек погибли в застенках и на кострах инквизиции. В странах Европы она провела массовые «процессы ведьм», приведшие к гибели тысячи женщин, сожженных заживо.
   Действия инквизиционного трибунала облекалась строгой таинственностью. Целая система наблюдения и доносов опутывала всё и всех страшной сетью. Часто мотивом преследования являлась личная месть некоторых членов трибунала. Инквизицию боялись все,  даже государи. С середины XV века инквизиторы стали выполнять функции цензоров – в XVIII веке список запрещенных книг превышал 5000 названий.
   От имени папства продавались индульгенции – прощение грехов за деньги: «Апостольской властью, мне данной и на тебя распространенной, освобождаю тебя от всех твоих грехов, уничтоженных, исповеданных и забытых; также освобождаю тебя от всех преступлений и провинностей, а также от каких бы то ни было отлучений и других церковных приговоров, осуждений и наказаний, наложенных судебной и людской властью; даём тебе полнейшее прощение и отпущение всех твоих грехов».
    Деятельность инквизиции и продажа индульгенций – отпущения грехов за деньги - привели к появлению и распространению Реформации, которая изменила лицо Европы, систему государственной власти в некоторых европейских странах.

   В Западной Европе начались попытки обновления Католической церкви. В 1517 году монах-проповедник и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483 – 1546)  прибил на дверях храма свои «95 тезисов»:
«Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции.
   Однако на этом основании никоим образом не следует призирать отпущение, даваемое папой, ибо оно есть объявление Божественного прощения.
Истинное сокровище церкви есть, конечно, не отпущение, а святое Евангелие величия и милости Бога.
   Христиан нужно учить, что тот, кто видит нуждающегося и, несмотря на это, отдает деньги на индульгенции, приобретает этим не отпущение папы, а гнев Божий.
   Нужно учить их, что ели бы папа знал о плутнях продавцов индульгенций, он лучше бы дал погибнуть от огня собору святого Петра, чем строить его за счет кожи, мяса и костей своих овец. Кто говорит против истины апостольского отпущения – да будет проклят! Но тот, кто остерегает против надменных и дерзких речей проповедников-продавцов индульгенций – да будет благословен!»
Мартин Лютер отказался явиться в Рим на церковный суд, в 1520 году публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. В заключении в Виттенберге Лютер перевел на немецкий язык Библию с еврейского и греческого оригиналов. Ветхий и Новый Завет в переводе Мартина Лютера быстро распространился по Европе, сам автор приобрел много сторонников. Движение за христианские реформы – «за возвращение к чистому евангельскому учению» - стало развиваться во многих европейских странах.
    В результате деятельности Лютера (1483-1546), Цвингли (1481-1531), Кальвина (1509-1564) и их сподвижников, к середине XVI века Реформация распространилась в Германии, Пруссии, Ливонии, Швеции, Дании, Норвегии, Литве, Польше, Франции, Нидерландах, Шотландии, была создана английская церковь. От римской католической церкви отделилась большая часть Западной Европы.
   Идеи Реформации становились силой, изменявшей Европу, на континенте разгорелись религиозные войны. Деятельность созданного в 1540 году Ордена иезуитов остановила  распространение Реформации. Многие протестанты опять стали католиками.

   15 августа 1534 года в подземной часовне Монмартра, в парижском предместье Сен-Жак семь первых членов Ордена иезуитов во главе с романтиком-фанатиком в  борьбе за веру доном  Иньиго Лопесом де Риккардо Лойолой дали клятву посвятить свои жизни Богу. Клятва заканчивалась  словами - «Ad maiorem Dei gloriam» - «Для вещей славы Господней». На алтаре часовни сорокалетний Игнатий Лойола написал три большие буквы J.H.S. -  Jesus Homimum Salvator –«Иисус людей Спаситель». Эти буквы стали девизом будущих иезуитов – Общества Христа.
   В 1539 году папе был передан устав Ордена иезуитов.  Прочитав устав, Павел III воскликнул: «Hic est digitus Dei!» - «Здесь перст Божий!». Устав Общества Иисуса стал широко известен:
   «Общество Иисуса основано единственно для того, чтобы совершенствовать людей в христианском  учении и жизни, и распространять истинную веру проповедованием слова Божия, духовными упреждениями и умерщвлением плоти, подвигами любви, воспитанием юношества и наставлением тех, кто не имеет истинного понятия о христианстве, наконец, исповеданием верующих и подаянием христианского утешения.
  Каждый должен довольствоваться тою мерою благодати, которая дарована ему святым Духом, и не должен питать неразумной ревности к другим, которые, быть может, одарены ею более.
   27 сентября 1540 года римский папа Павел III издал буллу «Regimina militandis ecclesiae» - Орден иезуитов был учрежден под именем «Societas Jesu» - «Общество Иисуса» в количестве 60 членов. Эти шесть десятков человек пошли в атаку на Реформацию.

   «Ad maiorem Dei gloriam» - «К вещей славе Господней» - девиз Общества Иисуса стал действовать. Повышению влияния иезуитов на народ очень способствовали их фанатизм, религиозность, деятельность в больницах, их скромная, почти бедная жизнь. «Деятельность иезуитов охватила всю Азию, Африку и обе Америки, и везде иезуиты достигли в короткое время блестящих результатов; их искусство и беспримерная самоотверженность в этом трудном деле вызвали всеобщее изумление».
   Иезуиты успешно действовали и в Европе. Благодаря их деятельности католическая церковь была реформирована, в ней «возродился дух религии и энтузиазма, беспредельной, твердой уверенности в свое совершенство и торжество своего дела. Основному принципу протестантизма – личной свободе, католицизм противопоставил принцип универсального авторитета. Этот принцип выдвинули иезуиты. Протестантизм сохранился в некоторых странах Европы, а иезуиты распространили христианское учение, методы власти и управления по всему миру.
    Орден иезуитов добился отмены торговли индульгенциями, которая больше всего вредила папству. Римские папы дали Ордену иезуитов все возможные права, включая отмену церковных наказаний, которые  были очень серьезными. Сохранился текст церковного проклятия-отлучения грешника от церкви, применяющегося с XIII века:
   «Во имя Отца и Сына и Святого Духа; Пресвятой Девы Марии, Иоанна Крестителя, Петра и Павла и всех святых.
   Предаем анафеме и отлучаем от святого причастия восставшего против Нас. Да постигнет его проклятие наше в его доме, житнице, постели, поле, в дороге, городе, замке. Да будет он проклят в сражении,  молитве,  разговоре, в молчании, в еде, питье, во сне. Да будут прокляты все его чувства: зрение слух, обоняние, вкус и все тело его от темени головы до подошвы ног.
Взываю к сатане со всеми его ангелами, да не примут они покоя, пока не доведут этого грешника до вечного стыда, пока не погубит его вода или веревка, не разорвут дикие звери или не истребит огонь. Да осиротеют его дети, да овдовеет его жена. Предписываю тебе, сатана, со всеми твоими ангелами, чтобы, как я гашу теперь эти светильники, так ты погасил свет его очей. Да будет так! Аминь!»
   Во многих королевских дворах именно иезуиты были духовниками и советниками государей. Генерал Ордена иезуитов ежедневно получал донесения от всех провинциалов, ректоров, приоров, от всех своих агентов, действовавших во всех частях света,  при  каждом правящем дворе. Общество Иисуса могло оказывать реальное влияние на католическую жизнь Европы.
Орден иезуитов активно защищал принцип независимости духовенства от светской власти – там, где правители вставали над церковью, начиналась вакханалия самодурства и тирании; в истории примеров этому более чем достаточно. Папа Иннокентий IV писал:
   «Светская власть имеет самое низкое и негативное происхождение. Некоторые лица возвысились посредством разбоя и убийства и сделались властителями и тиранами: вот происхождение светской власти. Земные царства достигают легальной формы своего существования лишь тогда, когда их повелители подчиняются духовной власти и получают из ее рук, как легальное достояние то, что без этого подчинения имело бы характер насильственного захвата».
Иезуитские миссии во всем мире обеспечивали взаимопроникновение культур, помогали развивать науки, совершили множество географических открытий, собрали большое количество научных, исторических, искусствоведческих коллекций.
    Одной из главных задач Ордена иезуитов была организация воспитания и образования молодежи.
   По всей Европе создавались  иезуитские воспитательные заведения – коллегии, в которых могли учиться представители всех сословий – дети дворян, горожан, крестьян. Иезуиты везде искали талантливых и умных людей. Еще в  1584 году  Орден разработал программу преподавания. Курс учения в иезуитских школах был разделен на две части: средний курс, который проходили в коллегиях,  и университетский курс. Ученики учили чтение и письмо, катехизис, греческую и латинскую грамматику, иностранные языки, правила риторики, греческий синтаксис, красноречие, ораторское искусство, поэзию, историю, законы риторики, христианскую религию, философию, логику, физику, метафизику, географию. На высших курсах  студенты изучали святое Писание, древнееврейский язык, схоластику, казуистику, древние иностранные языки. В университетах  лекции читались на латинском языке.
   Педагогический и административный персонал иезуитской высшей школы состоял из провинциала, ректора, префектов низших и высших курсов, профес¬соров, учителей и их помощников, классных руководителей. Они были обя¬заны одинаково обращаться  и с бед¬ными, и  с богатыми учениками. Переход из класса в класс осущест¬влялся с помощью экзаменов. Учеба продолжалась 190 дней в году. В каникулы воспитанники отдыхали на дачах Ордена, где занима¬лись фехтованием, верховой ездой, музыкой, плава¬нием, катанием в санях и на коньках; игра в карты и кости была строго запрещена. Поощрялись торжественные диспуты и театральные представления.
   В начале XVII века  Орден имел более полутора сотен семинарий и коллегий, а  в начале  XVIII века – около 200 семинарий, 800 коллегий, 60 новициатов и 80 университетов. Многие методы, впервые опробованные иезуитами-педагогами, послужили основой современной системы образования. Иезуитское образование получили многие выдающиеся деятели Средневековья, политики, правители, ученые. Образованные и воспитанные в Обществе  Иисуса люди жили и работали во всех странах, «крутя колесо истории»; если в стране нет носителей знаний и культуры – у нее нет будущего. В середине XIX века несколько сот известных в своих странах людей, получивших образование в иезуитской высшей школе, писали в открытом письме властям:
   «Наши наставники воспитывали нас, черпая из са¬мых чистых источников пищу для наших душ. Ис¬тория, философия, языки, литература, науки - все до¬стигало до нас, пройдя предварительно через горнило очищения. Наши наставники внушили нам, что Бог и основанная Им религия просвещают разум, господ¬ствуют над ним и руководят совестью; что все люди равны перед Богом и должны быть равны перед законом, что государст¬венная власть создана для народов, а не народы для нее, что измена Отечеству и тирания  - это ¬преступления против Бога и общества. Мы хотим, что¬бы все страны  узнали истину: иезуитское вос¬питание, на которое так много клеветали, проникнуто духом католицизма, а, соединяя религиозное чувство с преданностью отечеству, мы становимся лучшими гражданами и истинными защитниками нашей свободы и гражданских прав».
   В наше время Орден иезуитов занимает влиятельное место в римско-католической церкви, это интеллектуальная элита Ватикана. Обществу Иисуса принадлежат 200 университетов, 500 колледжей, 9000 школ. В 1948 году два миллиона человек из шестидесяти стран объединились во Всемирный союз воспитанников Ордена.

    Папская область прекратила свое существование в 1870 году, став частью нового государства – Италии. По Закону о гарантиях - «Закону о прерогативах Папы и Святейшего Престола» - римскому папе обеспечивалась свобода осуществления функций главы католической церкви, с существованием дипломатических представительств других стран при Ватикане. Папе оставили только Ватиканский и Латеранский дворцы. Начался длительный конфликт между папой и Италией – папа Пий IX объявил себя «узником Ватикана»; он и его приемники не покидали Ватикан до 1929 года.
   По Латеранскому  соглашению Италия признала территорию Ватикана независимым и суверенным государством. В феврале 1929 года возникло государство Ватикан в его современном виде – «город Ватикан всегда и во всех случаях будет рассматриваться, как территория нейтральная и неприкосновенная». Ватикан занимает площадь 44 гектара, на которой находятся папские дворцы, сады, площадь и собор Святого Петра. Население государства около тысячи человек - все  на службе у католической церкви. В Ватикане нет частной собственности, в государстве  запрещена всякая частная коммерческая и торговая деятельность. Ватикан направляет миллиард  католиков, проживающих  во всех странах. Положение о римском папе, главе государства Ватикан и приемнике апостола Петра, главе церкви – один из основных догматов католицизма. Папа созывает Вселенские соборы, утверждает их решения, возводит кандидатов в кардинальское достоинство, в епископский сан, ему подвластны генералы монашеских орденов. Ближайшие помощники папы – кардиналы, назначаемые из числа епископов разных стран. Папа в своей деятельности опирается на разветвленный аппарат католической церкви и ее организации, на подчиненную ему Римскую курию, на дипломатических представителей – нунциев и интернунциев, на личных представителей – легатов. Римская курия состоит из конгрегаций, трибуналов секретариатов. Конгрегации – вероучения, по епископам и епархиям, восточнохристианской веры, таинств и церковной дисциплины, церковных соборов, школ и светских обществ католической церкви, монашеских орденов, пропаганды веры и миссионерских организаций, церемониала и протокола папского двора, учебных заведений, по чрезвычайным религиозным делам, по вопросам отношений Ватикана с другими государствами, по делам собора Святого Петра. Трибуналы занимаются разбором  апелляций на решения епархиальных судов, ведают отпущением грехов, наказаниями за нарушение догм. Важнейшим секретариатом является государственный секретариат, глава которого – кардинал и государственный секретарь выполняет функции председателя правительства и министра иностранных дел. Официальные  титулы папы -  Епископ Рима, Викарий Иисуса Христа, Преемник князя Апостолов, Верховный священник Всемирной церкви, Патриарх Западный, Примас Итальянский, Митрополит-Архиепископ Рима, Владыка Государства – города Ватикан, Раб рабов Божьих.

   В XVIII веке Европа перешла на новые пути развития, огромный по тем временам прирост населения невозможно было прокормить средневековыми, феодальными  методами. Началось Новое время истории человечества.

   Английская революция XVII значительно усилила позиции буржуазии в обществе, хотя и не привела  ещё ее к власти.
   Король Карл I Стюарт правил Англией без участия парламента. Он формировал бюджет государства принудительными займами и секвестированием земель, даже продавал патенты на придуманное им дворянское звание – баронет. В 1640 году для введения новых налогов король созвал парламент, но сразу же распустил его. Через полгода он был вынужден снова собрать парламент, который потребовал от короля права назначать министров и чиновников, контролировать расходы на армию, внести изменения в церковную иерархию. Парламент хотел запретить королю собирать налоги по своему желанию, не судить без  своего участия. Ситуация в стране резко накалилась и Карл I «отдал» парламенту своих  самых одиозных министров, некоторые из которых были казнены. В 1642 году Карл I попытался арестовать лидеров парламента, его исполнителям сделать это не удалось и  в Англии началась гражданская война.
   После нескольких лет кровопролитных сражений парламентская армия, созданная по новому образцу Оливером Кромвелем, разгромила кавалеров и наемников короля. Карл I  бежал в Шотландию, но шотландские дворяне  продали его парламенту за полмиллиона  фунтов стерлингов. Парламент  хотел просто ограничить королевскую власть,  но в Лондон  во главе армии вошел Оливер Кромвель и просто выгнал из здания парламента сторонников Карл I.  Парламент из сторонников Кромвеля приговорил Карла I Стюарта к смертной казни и в 1649 году  – впервые за много веков – английский король был казнен.
После казни в парламенте была отменена палата лордов  и в Англии объявили республику, в которой законодательная власть была у парламента, а исполнительная – у Государственного совета.
   Парламент тут же погряз в коррупции и в 1653 году Кромвель разогнал его. Он «назначил» новый парламент, который, оставив  за собой законодательную власть, исполнительную поручил Кромвелю. Пока правитель Англии воевал в Ирландии и Шотландии, парламент вместо разработки конституции  страны занялся коммерцией. Кромвель вернулся в Лондон, парламент преподнес ему звание лорд-протектора и был распущен. Оливер Кромвель стал править Англией один.

   Во время Гражданской войны ведущую роль в морском транзите в страны Европы стала играть Голландия. Кромвель и парламент приняли «Навигационный акт», по которому все товары можно было привозить в Англию или на английских кораблях, или кораблях страны-производителя. Голландия сгоряча объявила Англии войну, была мгновенно разбита, её морская торговля заметно сократилась. Благодаря резкому увеличению объемов внешней торговли и низким ценам на товары благосостояние английского народа постоянно увеличивалось.
Новоизбранный парламент предложил Оливеру Кромвелю корону и утвердил подготовленную конституцию, названную «Скромной петицией и советом». Кромвель корону не принял и в 1658 году распустил парламент.
   Оливер Кромвель заменил  в судах французский язык на английский, ввел относительную свободу вероисповедания, подписал выгодные торговые договоры со Швецией, Данией, Португалией. Лорд-протектор умер через год после принятия конституции, в 1659 году – «англичане не могли не ценить заслуг Кромвеля, водворившего внутренний порядок, возвысившего международное значение Англии, но установленный им военный деспотизм возмущал многих англичан, вследствие чего на жизнь Кромвеля составлялось несколько заговоров; вызванные ими тревоги и опасения расшатали его здоровье и преждевременно свели его в могилу».
   В революциях отсутствие диктатуры порождает анархию и хаос. Примеров этому множество. Через два года после смерти Оливера Кромвеля в Англии была восстановлена королевская власть династии Стюартов и англичане, недовольные «военным деспотизмом» Кромвеля, были казнены без суда и следствия, или с его фикцией.

   Новый этап исторического процесса начала Великая Французская революция
В 1789 году  французский король Людовик XVI Бурбон собрал сословное Собрание  представителей всех слоев общества. Он хотел, чтобы оно без обсуждения утвердило его решения  по введению новых налогов – необходимо было возвращать созданный королем своими необузданными тратами громадный государственный долг Франции. Общефранцузское  Собрание - Генеральные Штаты - не собирались с 1614 года. В Париже собрались 300 депутатов от дворянства, 300 – от духовенства и 600 представителей третьего сословия – городской буржуазии. Собравшиеся вместе депутаты, взбудораженные успехами революции в образовавшихся Соединенных Штатах Америки, преобразовали Генеральные Штаты в Национальное Собрание. 1200 депутатов приняли решение не расходиться до тех пор, пока не будет принята конституция и не создан парламент английского типа. Возмущению народа активно способствовала недалекая политика деградировавшей династии Бурбонов и во Франции началось всеобщее восстание – 14 июля 1789 года была взята тюрьма Бастилия - символ королевского абсолютизма.
   Национальное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина», которая провозгласила во Франции свободу, равенство, неприкосновенность собственности и право защищаться от угнетения. Французский король пошел по пути Карла I Стюарта, забыв, чем он   кончил – со времени казни английского короля прошло полтора столетия. Короли часто забывали прислушиваться к мнению и чаяниям народа и тогда приходили доктора Гильотины.
   Людовик XVI не подписал «Декларацию прав человека и гражданина». Взорвавшийся народ  ворвался в  королевский дворец Версаль и привел короля в Париж, где  он подписал все, о чем «просил» народ. После этого король окончательно лишился уважения и, вследствие этого, и  власти. Национальное Собрание объявило себя Учредительным и начало разработку французской конституции.
   Король решил уехать из Франции для организации военного похода на взбунтовавшийся народ из стран-соседей. Это ему почти удалось, но король не смог три часа спокойно посидеть в карете, выглянул в окно, был мгновенно узнан по монете со своим изображением, арестован и возвращен в Париж. Тут же была принята конституция Франции. В стране провозглашалась монархия, ограниченная властью Законодательного собрания, которое избиралось всеми платящими налогами гражданами.
   Франция, до этого состоявшая из провинций, была разделена на 83 департамента, равных по территории и населению. Департаменты делились на округа, кантоны, городские и сельские общины. Департаментами управляли выборные органы.
   Франция получила уголовные суды с присяжными, мировые суды. Судьи избирались на 6 лет народом из образованных юристов. Судопроизводство было гласное, наблюдение за справедливостью решений судов вела кассационная палата.
   Все привилегии духовенства были отменены, церковные имущества отобраны. Было отменено наследственное дворянство – с титулами, гербами, майоратами. Законодательное собрание объявило о равноправии при избрании на государственные должности. При отмене церковного и монастырского землевладения богатое крестьянство и зажиточные горожане начали скупать земли и перепродавать их. Появился многочисленный и богатый класс, в него вошли богатые предприниматели, владельцы производств, купцы – это была буржуазия.

   Францию покинули многие знатные дворяне, которые стали подстрекать иностранные дворы выступить против революционной Франции. По всему миру создавались революционные клубы и наблюдались сходные с Францией народные настроения. С заразительным примером попробовали покончить - в апреле 1792 года Австрия и Пруссия начали войну с  Францией. В сентябре созданная французская  революционная армия победила в сражении  при Вальми.  В Париже был создан новый  законодательный орган –  Конвент, который 21 октября 1792 года провозгласил Францию республикой.
   Депутаты Конвента разделились на умеренных – жирондистов, стремившихся создать буржуазную республику и распространить ее идеи за рубежом, и на якобинцев, непримиримых  во главе с Робеспьером, выступавших за санкюлотов,  беднейшие слои населения. В яростной  революционной борьбе жирондисты были изгнаны из Конвента и казнены, в январе 1793 года после судебного процесса был казнен французский король Людовик XVI.
   После казни короля против Франции была составлена коалиция из Англии, Германии, Испании, Португалии, Голландии, Австрии, Пруссии, Неаполя. Началась война, продолжавшаяся двадцать лет.

   Продовольственное положение во французских городах резко ухудшилось. Якобинцы ограничили цены на рынках, что привело к исчезновению продуктов в открытой продаже. Революционеры ввели огромные налоги на богатых, объявили войну с бедностью, конфисковали имущество эмигрантов и  множества казненных дворян и объявили о передаче его бедным, до которых ничего не дошло. По всей Франции  начались восстания голодных и недовольных, и якобинцы начали Большой террор.
   Во главе Конвента стоял триумвират – Дантон, Марат и Робеспьер. С августа 1793 года они встали во главе общинного совета секций -  районов Парижа. Коммуна, возникшая сразу после ареста короля, никем не избиралась, просто «подняла на улице упавшую власть во имя спасения общественного блага». Её  главной задачей стало «поддержание в народе революционного порыва», заседания Коммуны в парижской Ратуше шли непрерывно.
   Первый триумвир Дантон занимался внешней политикой французской республики. Чересчур эмоциональный оратор, он «жаждал мести за слезы толпы, которую презирал». Это и конфликт с Робеспьером чуть позже  привели его на гильотину.
   Бедный швейцарский кальвинист  Марат, называвший себя доктором,  ввел во Франции  кошмарную систему доносов, по которым казнили без проверки,  следствия и суда. Ходивший в рванье Марат  постоянно находился дома, редко выходя на улицу. Не имевший образования  швейцарец получил прозвище «Гунн», данное за внешность и садистские наклонности. Садист и убийца Марат «стал воплощением мстительности и подозрений; это озлобленное существо не искало ни блеска, ни наслаждений, но жизнь любого француза была у него в руках; это была диктатура крови».
   О бедном адвокате Робеспьере говорили «далеко пойдет, он верит в то, что говорит». Вначале его называли Неподкупным, потом, когда он «понимал равенство, как сглаживание всего выдающегося», Робеспьер объявил себя  «пророком Разума».

   Через месяц после создания Коммуны австрийские войска стояли под Парижем. Дантон организовал набор добровольцев, которые с пением только что сочиненного революционного гимна «Марсельезы» отбросили оккупационные  войска от столицы Франции. Пока Дантон защищал революцию, Марат и Робеспьер покрыли парижскую  Ратушу огромным черным знаменем с надписью «Отечество в опасности!». «Спасая Отечество, неизвестные люди ходили по тюрьмам Франции, куда их беспрепятственно пускали, и убивали возможных противников Коммуны, включая женщин и детей. Убийства обосновывались властями, как «акты устрашения для сковывания ужасом скрытых изменников», имущество которых, естественно, конфисковывалось в пользу убийц.
   Французы назвали эти убийства невиновных сентябрьской резней. Однако это было только начало Большой Резни – новой вакханалии убийств, начавшейся вскоре. Сентябрьские убийства начали Большой  террор – систему устрашения, державшую в течение нескольких лет в страхе всю Францию.

   Для отражения внешней угрозы во Франции была создана трехсоттысячная армия, заодно утопившая в крови восставшие департаменты  Вандею и Бретань. Революционная армия ушла на фронт, а в стране была создана система  трибуналов.
   Марат и Робеспьер организовали публичную казнь 17000 человек, за что Марат присвоил себе звание «друга народа». Публичная казнь такого масштаба вызвала не только ужас, но и гнев сотен тысяч французов. Марат, принимавший посетителей дома в ванне, был там же и зарезан. Робеспьер казнил конкурента Дантона и организовал новые массовые казни – людей топили в закрытых баржах, убивали в тюрьмах. Через столетие этот бесчеловечный «опыт» использовали российские большевики, намного «обогатившие» его новыми видами массовых убийств невиновных людей.
   С помощью террора члены Конвента правили французской республикой, поддерживая «новый государственный порядок». Вместо католической религии Робеспьер попытался ввести культ Разума, а вслед за ним - культ «Верховного Существа».
   Робеспьер настоял, чтобы революционный Трибунал мог судить и членов Конвента. У суда был только один приговор, и депутаты начали уничтожать друг друга. Продовольствия  для содержания  воюющей армии не хватало, и в ней начались голодные бунты. Робеспьер в очередной раз потребовал, чтобы ему разрешили казнить людей, «имена которых он пока не желает огласить».
Члены Конвента и созданного Комитета общественного спасения, наконец, поняли, что за этим последует.  27 июля 1794 года Робеспьер и его приверженцы были арестованы. Чтобы Робеспьер, прекрасный оратор, не мог говорить в суде, ему отстрелили челюсть. Скорый суд на следующий день казнил двадцать якобинцев во главе с бывшим «Неподкупным». Конвент проголосовал за создание новой конституции и самораспустился. Со смертью Робеспьера державшаяся на нем система террора начала ломаться. Казни  продолжались, но уже не с таким размахом и цинизмом.

   К власти во Франции пришла Директория из пяти членов, которая собрала двухпалатный парламент. И Директория и новый парламент  постоянно «перестраивались и улучшались». Во Францию вернулись дворяне-эмигранты, которые полностью вырезали якобинцев. Из «движущей силы французской революции» остались только парижские санкюлоты.
      Еще в сентябре 1793 года во Франции  разразился экономический кризис – с сокращением  внешней торговли в условиях войны, с уменьшением ввоза иностранного сырья многие  мануфактуры-производства закрылись. Цены на продовольствие постоянно росли. «По воле народа» якобинцы ввели максимальные цены на продовольствие и продукты широкого потребления – на мясо, рыбу, масло, сахар, соль, овощи, фрукты, мыло, одежду, обувь, свечи, уголь.
С падением Конвента максимум на цены был отменен и они мгновенно выросли. Рабочие предместья  парижских санкюлотов возглавил Франсуа Бабеф, просивший называть себя Гракхом. Бабеф потребовал у властей полного равенства и коммунизма. Пролетарии вышли на улицы и сразу начал грабить пекарни. Санкюлотов разогнали, Бабефа казнили. Рабочие перестали быть политической силой.

   К власти во Франции пришел генерал Наполеон Бонапарт. На должность первого, а потом пожизненного консула он был выбран огромным большинством голосов – народ больше не выдерживал казни, не хотел ни якобинцев, ни санкюлотов. Народ желал сильной власти. Наполеон повел французов умирать на поля сражений и за это в 1804 году принял титул французского императора  - из рук римского папы. Через  шесть лет  наполеоновская империя кроме Франции включала Бельгию, Голландию, часть Италии, в германских княжествах, в Испании, итальянских городах  правили братья и зятья Наполеона, под его протекторатом были Швейцария, польские земли, Австрия была связана с Наполеоном договором.  Наполеоновские войска вступали в бой с революционной «Марсельезой».
   Наполеон Бонапарт разработал «Кодекс» - свод законов, который закрепил достижения Великой французской революции – свободу личности, свободу совести, свободу труда, светский характер государства, равенство всех перед законом, защита собственности. За первую половину XIX века основные положения Кодекса Наполеона распространились по европейским странам.
   «Достигнув высшей власти» в Европе, император Наполеон Бонапарт  захотел  повторить подвиги Александра Македонского. Он напал на Российскую империю и впервые потерпел сокрушительное поражение. Это стало началом его конца, хотя он и смог восстановить свою военную мощь в 1814 году атакованный со всех сторон Наполеон отказался от власти. Количество невосполнимых военных потерь только Французской республики-империи  с 1804 по 1814 годы составило два миллиона человек.

  После реформы английского парламента 1832 года, революций 1830 и 1848 годов во Франции, германских государствах, Австрии, Венгрии, политический строй в Европе изменился – к власти пришла буржуазия. Этот приход сопровождался многочисленными кровопролитными войнами.
   В 1832 году в Англии была принята Хартия избирательных прав, утвердившая всеобщее избирательное право, тайное голосование, отсутствие имущественных ограничений для избирателей и избираемых. В Европе начался промышленный бум, сопровождаемый быстрым развитием естественных наук, множеством научных открытий, двигавший экономический прогресс. Для сбыта промышленных товаров ведущие мировые державы Франция, Германия и Англия начали колониальную экспансию. Передел колониальной собственности и получаемых из колоний огромных прибылей закончился Первой мировой войной и распадом трех могущественных империй – Германии, Австро-Венгрии и России. Развалилась и Османская Порта. Передел мира, борьба за сферы влияния, не ограниченные надежными политическими системами «сдержек и противовесов» сделал неизбежной и Вторую мировую войну, вызвав перед этим к жизни идеологии коммунизма и фашизма. Борьба коммунизма и фашизма оказалась чрезвычайно кровавой, в результате этой борьбы погибли десятки миллионов ни в чем не повинных людей по всей планете.

   После Второй мировой войны Европа выдвинула новую идеологию – учение о правах личности. О правах человека говорили английская «Великая хартия вольностей», французская «Декларация прав человека и гражданина», американский «Билль о правах», но эта идеология стала господствующей во многих европейских странах только в последней трети XX века. Первым государственным образованием, где идеология прав личности стала фактически господствующей, стал Европейский союз, в который объединились десятки стран; сам процесс объединения занял не один десяток лет.

   Именно Европа в XIX веке стала лидером мировой промышленности, поделив это первенство в XX веке с Соединенными Штатами Америки. В Европе XXI века проживают более 800 миллионов человек. В  Европейском союзе  действуют специальные механизмы экономического планирования, он – мировой лидер по развитию системы социального обеспечения. Предприятия малого бизнеса Европы, в которых работает половина населения, создают половину стоимости ВВП - валового внутреннего продукта. Европейские страны полностью удовлетворяют потребности своего населения во всем необходимом, развитая транспортная система способствует развитию торговли, комфортному существованию и благосостоянию граждан.
   По подписанному в 1997 году в Амстердаме договору о создании Европейского союза в Европе снимаются таможни и границы, готовятся к приему новые члены-государства. Повышению благосостояния способствует свободное межгосударственное движение товаров, услуг, людей, капиталов. ЕС усиливает свою роль в мировой экономике, стабильна единая европейская валюта – евро.
На уровне глав государств, правительств, министерств работает Совет Европейского Союза, правительство – Комиссия ЕС. Европейский парламент избирается прямым голосованием во всех странах – членах ЕС. Работает Европейский суд по правам человека, центральный Европейский банк. В 2009 году создан пост президента Европейского Союза, который постоянно развивается и совершенствуется.