7 Писем о литературных женщинах

Сан-Торас
Сан-Торас

Большая часть моей переписки с друзьями, перешла из рецензий  в почту.
Но, поскольку  прежде ставил в произведения рецы, то сейчас ставлю письма.
От 6 – 8 марта 2014 года.
 *
Письма о литературных женщинах

Большая часть моей переписки с друзьями из рецензий перешла в почту.
Но, поскольку я часто ставил в произведения рецы, то сейчас ставлю письма.
От 6 – 8 марта 2014 года.
 *
Друг мой!
  Не мог ответить сразу, был  занят, а этот ответ требует времени и погружения в тему. Пришлось взять саму "Бесприданницу", чтобы не только по памяти идти, но по тексту первоисточника. Я конечно не « рыцарь Айвенго и  Сирано в одном флаконе», просто по сути не согласен с  программной мыслью, местами выраженной в Вашем письме, постараюсь дать аргументы каждому своему заключению.  Раз уж я
(С) «Почти как наглядное пособие в качестве отправных точек Вашего и моего видения ситуации», то вначале считаю необходимым выразить уважение к Вам и Вашей профессии,  ценю, Ваш вклад в развитие и обучение детей.
Прошу Вас  сказанное мною относить только к той точке зрения, которую выразили Вы, но не совсем разделяю я.
Взгляды наши на «Бесприданницу» абсолютно полярны. Я  считаю, что то «программное» мнение, что насаждается «всему ученическому миру» - поверхностно и этим ущербно, оно искажает  подлинный смысл произведения Островского и обедняет его.
Все же программные понятия не есть мерило истины, и не все должны разделять их.
Придаю нашему дискусу  о «Бесприданнице» большое значение, потому что литература во многом формирует духовный стержень человека.
Еще Пушкин сказал о значении драматургии: «Изображение страстей и излияний души человеческой всегда ново, всегда занимательно, велико и поучительно».
Писатели – это мыслители, художники жизни, они гениальны так же, как их творения.
Но в трактовках учебника дети зачастую получают некий суррогат, который наводит смуту в их  понятия.
Они впитывают суждения, иногда далекие от осмысления глубины и сущности произведения,  в данном случае  взгляд, который Вы выразили, в качестве нравственной оценки главной героини, с моей точки зрения, насаждает  выхолощенную мораль,   перечеркивающую  то понимания ее души, к которому вел автор.
Это дает ученикам неверный ориентир восприятия, отторгая живой интерес к литературе.
Мне не столь неважно, кто из нас прав, но важна истина вне личных приоритетов.
Если благодаря этому письму мы приблизимся к ней - буду рад.

Вы пишете: «Нет в этой пьесе ни одного светлого луча, ни одного положительного героя! И даже столь симпатичная Вам Лариса ВИНОВАТА в том, что согласилась играть по правилам мира чистогана, приняла правила игры и проиграла.»
Лариса охарактеризована Вами как расчетливая женщина, которая играла по правилам мира чистогана.
В своем несогласии с этим мнением опираюсь на слова Островского.
Он работал над «Бесприданницей» 4 года, продумывая все до мелочей, выписывая каждый штрих. Это его сороковая пьеса – знаковая – он отдавал ей всю душу, тщательно продумывал. Давайте будем доверять ему и вникать в то, что сказал автор, а не в то, что кому-то  хочется слышать.
Островский наделил главную героиню духовными качествами, которые Вы напрочь проигнорировали, упростив  этим и ее характер, и само произведение.
В отличие от Карандышева, Кнурова Вожеватова и Огудаловой-старшей, внутренний мир Ларисы богат - это  поэтичная натура, восприимчивая к природе, к музыке, к прекрасному. В пении романсов она  передает глубину поэзии Лермонтова, Баратынского, раскрывает свою душу. Не зря Островский назвал ее Ларисой, что в переводе с греческого  «чайка».
Он также дал центральным персонажам говорящие фамилии, указывающие на характеристики их личностей.
Лариса – чайка.
Ее жених - Юлий Карандышев  (имя римского императора – намек на претензии к величию). Фамилия Карандышев – производное  от коротыш, ибо карандыш — означает коротышка, недоросток - нечто уничижительное.
Такое же «оксюмороновое» сочетание имени и фамилии, хотя несколько с иными смысловыми акцентами, дал Достоевский главному герою романа «Идиот»: Лев Мышкин. В этих именах-контрастах заключена динамическая сущность образов.
Как охарактеризовал Островский ее окружение?
Пожилой состоятельный делец Мокий Кнуров.   Кнур  означает боров, кабан, хряк, свиной самец.
Барин Сергей Сергеич Паратов.   Паратый - охотничий термин, значит  «сильный, хищный зверь».
«Зверские» клички, фамилии-прозвища, конечно, не случайны у Островского, они продуманны и  оправдываются  характерами и поведением действующих лиц во многих его пьесах.
В частности, в «Грозе» тот же контраст: имена Кабаниха и Тихон  подтверждают сущность  личностей:  «тихость» Тихона выражает неспособность противостоять деспотизму Кабанихи. Или Подхалюзин в комедии «Свои люди – сочтёмся».  Имена неоспоримо соотносятся с нравственными качествами людей.
Итак, о чем  сказал Островский? –
О том, что Лариса – чайка.
Кнуров – хряк. Паратов - хищный зверь. Карандышев – коротышка с претензией на значимость – это силы зла, что группируются вокруг героини.
Ваша ремарка - обвинение в том, что она с ними играет в их игры -  несостоятельна: зверь может поиграть с чайкой, но чайка со зверем – никогда!
Игра зверя с чайкой всегда закончится ее смертью.
Если б она играла по правилам этого мира, она бы НЕ ПРОИГРАЛА. Кто с Волками воет, тот не проигрывает, ибо он в стае, в их клане
 Лариса погибла именно потому, что она ДРУГАЯ. Она «проиграла»,  как вы выразились, потому что она ЛУЧШЕ  мира Чистогана – ВЫШЕ,  БЛАГОРОДНЕЕ.
Скажу больше того, Лариса НЕ ИГРАЛА,  она верила - это они ИГРАЛИ!
Хочу отметить, что, давая говорящие фамилии, Островский так же обличает общество, критикует его и показывает недостатки, как Гоголь в «Мертвых душах» или «Ревизоре». Но Гоголь обличил, высмеял и остановился на этом, а Островский идет дальше, ведет к состраданию и уводит в жанр драмы. В этом аспекте он ближе к Достоевскому и  так же,  как Достоевский, порицает гордыню, лицемерие, бездуховность.
Тема гордыни   как порока души волновала обоих авторов, но они оба показали, что гордость гордости  рознь.
У  их героев гордыня принимает формы эпатирующего своеволия, а у героинь выражается в стремление отстоять человеческое достоинство.
В этой драме острота конфликта, основанная на противопоставлении « стаи воронья»  «голубке» невероятно сближает Островского с Достоевским.
Островский тоже видит в Ларисе гордость как самоуважение; оскорбленная Паратовым,  она принимает смерть.
Так же и Достоевский в «гордой» Настасья Филипповне видит проявление достоинства, ибо за это душевное качество  князь Мышкин не может осуждать ее.

Вокруг каждой героини группируются  силы зла:  вокруг Ларисы кольцо  –  Паратов, Кнуров, Вожеватов, Карандышев. Вокруг Настасьи Филипповны — Тоцкий, Епанчин, Ганя, Рогожин.

Призыв «смирись, о гордый человек!» не относится ни к Ларисе, ни к Настасье, ни к Катерине, – все они  не смирились,  предпочли смерть!
Действие в «Бесприданнице» разворачивается на Волге,  как и в «Грозе». Волга дана как мир. Катерина  желала птицей полететь в заволжские просторы. И  Лариса кричит: «Ищите меня, матушка, за Волгой!» Они как птицы, летящие над миром хряков и зверей – это не я придумал, так написал автор.
В образ Ларисы Островский вложил глубочайшие духовные аспекты: это и борьба женщины с угнетением ее личности, ее права на самоопределение своей судьбы. Он поднял тему  общечеловеческих ценностей в патриархальном посткрепостническом обществе, акцентируя внимание на человеческом достоинстве, попираемом в России  во все времена.
Жених Ларисы - небогатый чиновник, а Вы все о деньгах, о ее расчетах говорите, закрывая глаза на то обстоятельство, что она дала согласие на брак, в котором не было  и тени денежных интересов - это брак- жертва,  а  не выгода.
Вы пишете: «Лариса – искушение любовью, замешанной на деньгах (мотив человека-вещи появляется не в момент, когда ее разыгрывают в «орлянку», а с самого начала: Лариса не противится потугам матушки устроить «торг», в котором на кону – дочкина красота). Святотатство! Иначе не назовешь».
Но в данном программном мнении характеристики зациклены на теме «любовь – деньги», на нравственном аспекте сексуальной продажности.
Любовь-нажива имеет место в драме, но, во-первых, это исходит не от Ларисы, которую в этом обвиняют.
Во-вторых, это не тот ключ, которым вскрывается главная ценность пьесы и личности  героини. Поэтому считаю, что такой подход обкрадывает идею автора.
Ваша цитата: «В пьесе она поёт «Не искушай меня без нужды». А искусить и соблазнить можно лишь того, кто не имеет внутреннего стержня! Изъян нравственного воспитания привел к трагедии!»
Должен обратить Ваше внимание на то, что в  пьесе Лариса впервые предстает после того,
как ее мать, Харита Игнатьевна, принимает от Вожеватова в подарок  500 рублей ко дню рождения дочери.
Кнуров сулит за Ларису ее матери десятки тысяч, как он выражается, «даром», но  эти сделки происходит без Ларисы.
В этот момент она с гитарой напевает про себя, будто мечтает: «Матушка, голубушка, солнышко мое, пожалей, родимая, дитятко твое!»
И слова этого романса  звучат, как просьба о сочувствии, помощи, защите, обращенные к матери.
 (С) «Лариса не противится потугам матушки устроить «торг», в котором на кону – дочкина красота.» ?
Это неправда.  Лариса стремится к тихой жизни в  селе  - «отдохнуть душой».
Но мать, выступая как сообщница  и единомышленница циничного Кнурова,  иронически-одобрительно говорит ей: «Сделай милость, отдыхай душой» -  хотя меньше всего ее волнует  душа.
Узнав, что приехал какой-то богач, она хочет втравить  дочь в погоню за богатым женихом.
Лариса:  Опять притворяться, опять лгать!
Огудалова:  И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.
Счастье, которого надо добиваться самой! Вот Лариса и пойдет на «Ласточку» за Паратовым.
Да не потому,  что выгоды искала, а потому, что любила, поверила, идеализировала  его,  не подозревая, что он недостоин ее, что его духовный мир примитивнее, чем ее душа, что он никогда и ни за что не променяет миллионершу на бесприданницу!
Это Кнуров и Вожеватов знали ему цену,  они с ним одного поля ягоды,  вот их разговор:
«Тут не без обмана, он опять словами поманил ее».
А Лариса, восхищенная его решительностью,  горящим взглядом,  поверила в эту любовь и пошла за ним.
Да она бы не только на «Ласточку» пошла  -  а на край света! Какой уж тут расчет?  Это    готовность на все без всяких расчетов!
О приезде Паратова сообщает выстрел, которого она испугалась, – символ предстоящих событий. Как ведет себя Лариса? Если она столь меркантильна, как Вы утверждаете, расчетлива, играет в игры мира наживы, она должна интересоваться встречей с кандидатом на свое благополучие, строить планы, плести интриги, готовиться к броску – это  логичные действия для расчетливого игрока.
Но Лариса просит Карандышева поскорее уехать,  «бежать отсюда». Разве в этом стремлении уйти, исчезнуть есть какой-то низкий умысел?  Лариса хочет найти тишину и уединение, избежать роковой встречи, покинуть все это общество -  не желает  участвовать в их играх, находиться среди них.
А ее искушают все:  и  Паратов, который обручен, и  с самого начала  знает, что ломает ее жизнь,  и  Кнуров, который нацелился купить ее,  и   мать, которая стоит, как за «прилавком» для продажи дочери.
И Карандышев,  который не хочет уезжать, решительно протестует. Почему?
Потому что желает «погордиться и повеличаться» ею перед теми, кто колол его самолюбие.
Отмечу важную деталь его  личности: в меру  своих душевных возможностей Карандышев любит Ларису, но через формы попрания человеческого достоинства, унаследованные от крепостнической эпохи, любит, как трофей, исходя из мужского приоритета и снисходя к ней, будучи и слабее,  и духовно беднее ее.
Вспомните, как  повелевает он ей на своем званном обеде.
Гости упрашивают ее спеть.
Карандышев:  Нельзя, господа, нельзя, Лариса Дмитриевна не станет петь (он заявляет   это без всяких оснований, доходя до полного фанфаронства.)
Карандышев: Уж коли я говорю, что не станет, так не станет.
В ответ на просьбы о пении Карандышев  распоряжается Ларисой по-хозяйски уже, как своей вещью, демонстрирует свою власть над ней:  «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю».
И под наконец  с беспредельной заносчивостью: «Нет, нет! Я положительно запрещаю!»
Это бутафорское «запрещаю» предопределило весь  роковой ход событий.
Он хвалит «главное достоинство Ларисы Дмитриевны (затаскивая одеяло на себя) - ее умение «выбирать людей». Не прельщаясь мишурным блеском, она искала человека «достойного».
И нашла его, Карандышева! – это укол Паратову, и никто не думает о Ларисе, она только средство удовлетворения их амбиций
  Карандышев:  Да, господа, я не только смею, я имею право гордиться и горжусь. Она меня поняла, оценила и предпочла всем.
Лариса, вопреки запрещению, поет  - это  протест против подавления, который потом пойдет  дальше, до судьбоносной поездки на «Ласточку».
«Не искушай меня без нужды» -  слова, которые звучат просьбой: не мучай, не зови.
Карандышев не унимается, кричит тетке: «Исполняйте, что я вам приказываю!»
Если не Лариса, ну хоть кто-то  пусть исполняет его приказы.
Романсом «Не искушай меня без нужды…» Лариса как бы хочет сказать «нет» своим чувствам к Паратову. Не искушай без нужды, уже ничего не изменить, она смирилась.
И ей чужда мысль сделать свое пение орудием обольщения, она  выражает себя в музыке наиболее  полно, вкладывая в  этот романс всю боль неосуществленной  любви.
Она бы уехала, но не может  без Карандашева. А он не хочет, ибо намерен через Ларису самоутверждаться,  во что бы то ни стало удовлетворить свое больное самолюбие.   Но она не подыгрывает ему, не лжет,  а напротив, отрезвляет его правдой.
«Карандышев (с сердцем): Так правду эту вы и знайте про себя! (Сквозь слезы.) Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен.

Лариса: Зачем это?   (не видит смысла в притворстве)

Карандышев: Как зачем? Разве вы уж совсем не допускаете в человеке самолюбия? (а он готов притворяться, лишь бы пыли напустить).
Давайте проследим, как развивается  тема лжи и духовного насилия над ней!
Мать требует от дочери лицемерия, имея свои виды,  того же требует от нее и Карандышев в своих  целях.
Ей лгут и Паратов, и купцы,  и самые близкие люди - все до единого лгут,  и от нее ТРЕБУЮТ лжи, желая манипулировать ею!
Хотел бы рассмотреть  противоположность характеров  Карандышева и Паратова  в свете СХОДСТВА  между ними. Ибо есть нечто, что их крепко объединяет.

Паратов – победитель, сердцеед, внушающий  восторг.
Карандышев -  неказистый чиновник, с помощью очков пытающийся придать себе солидность. Что может быть между ними общего?   
Они оба хотят предстать перед людьми не такими, каковы они есть на самом деле, а  какими хотели бы казаться! В этом себялюбивом лицемерии заключен  главный источник драматизма всех последующих событий - это общее качество  выводит главных  героев на поступки, далекие от первоначальных намерений.
В силу этого и Паратов, и Карандышев,  и Лариса поступают не так, как хотели бы, раскрываясь неожиданно даже для самих себя.
И Лариса хотела бы  казаться не той, что  есть – но не в смысле фальши, как они, а в смысле благородства и достоинства.
Она скрывает, что любит Паратова, желая предстать свободной, независимой от плена любви.
Сила драматургии Островского  в том, что изначально ничто не предвещает трагедии, ни в чьи намерения не входит тот ход событий, который произойдет.
А «проиграет» Лариса вовсе не из-за алчных интересов, или дурного воспитания, а именно потому, что останется искренна и честна в мире лжи и подлости.
Она погибнет по сути из-за того,  что правдива.
Это ясно показано в их диалогах
 Паратов приехал обрученным, попрощаться со своей свободой, не думает о Ларисе.
Но  узнает, что она выходит замуж. Его гордыня, мелкое самолюбие  задето.
До этой минуты  она  была не нужна ему, но она предпочла другого - он уязвлен и теперь хочет встречи с ней, желает самоутвердиться так же, как Карандышев. Вот их диалог:

«Паратов. - Не ожидали?

Лариса. - Нет, теперь не ожидала. Я ждала вас долго, но уж давно перестала ждать.

Паратов. - Отчего же перестали ждать?

Лариса. - Не надеялась дождаться. Вы скрылись так неожиданно, и ни одного письма…»
( Вначале Паратов  признался Кнурову и Вожеватову в своей вине перед Ларисой. Но увидев ее, он переходит к нападению – это уже не тот человек, что намедни каялся,  на нее набрасывается охотник, паратый – хищный зверь, он становиться обвинителем. Хотя никаких оснований обвинять у него нет. )

«Паратов. - А позвольте вас спросить: долго вы меня ждали?

Лариса. - Зачем вам знать это?

Паратов. - Мне не для любопытства, Лариса Дмитриевна; меня интересуют чисто теоретические соображения. Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека.
На Ларису, это не действуют. Тогда он обрушивается на всю женскую природу:
«Паратов. - Об вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих. (Он провоцирует, задевает, ловит ее, хочет, чтоб она доказывала обратное).

Лариса. - Да какой мой поступок? Вы ничего не знаете.

Паратов. - Эти «кроткие, нежные взгляды», этот сладкий любовный шепот, — когда каждое слово чередуется с глубоким вздохом, — эти клятвы… И все это через месяц повторяется другому, как выученный урок. О, женщины!  (прошло два года с момента, как он исчез,  ни письма,  ни объяснений, а не месяц –  это наглый, пустой упрек - провокация)

Лариса. - Что «женщины»?

Паратов. - Ничтожество вам имя! ( Пустое оскорбительное обвинение, украл у
 Шекспира и сгустил краски, ибо в первоисточнике – Вам имя вероломство!)

Лариса. -  Ах, как вы смеете так обижать меня? Разве вы знаете, что я после вас полюбила кого-нибудь? Вы уверены в этом?

Паратов. -  Я не уверен, но полагаю.

Лариса. - Чтобы так жестоко упрекать, надо знать, а не полагать.

Паратов. - Вы выходите замуж? (будто забыл, что сам обручен).

Лариса. - Но что меня заставило…»
Харита Игнатьевна убеждала дочь в необходимости лгать и притворяться. Карандышев умолял ее скрывать правду и делать вид, но Лариса этим урокам не вняла. Она  была полна решимости не отвечать Паратову, но от первоначальных намерений и следа не осталось, его язвительные колкости, обвинения задели ее,  и она неосторожно раскрылась, как мишень для выстрела.
«Паратов. - Лариса, так вы?..  (давит на нее, загоняет в капкан)

Лариса. - Что «я»? Ну, что вы хотели сказать?

Паратов. - Извините! Я виноват перед вами. Так вы не забыли меня, вы еще… меня любите?
Лариса молчит.
Ну, скажите, будьте откровенны!
Лариса. -  Конечно, да. Нечего и спрашивать. ( Вот ее откровение – правда)

Паратов - (нежно целует руку Ларисы). Благодарю вас, благодарю.

Лариса. - Вам только и нужно было: вы — человек гордый».

Паратов и впрямь кажется и  себе,  и ей гордым. И эту позу — гордого, не терпящего поражения героя -  он хочет сохранить  во что бы то ни стало!  И в следующих репликах он выступает не  как гордый,  а как болезненно себялюбивый, непорядочный человек.
«Паратов. - Уступить вас я могу, я должен по обстоятельствам; но любовь вашу уступить было бы тяжело.

Лариса. - Неужели?

Паратов. - Если бы вы предпочли мне кого-нибудь, вы оскорбили бы меня глубоко, и я нелегко бы простил вам это.

Лариса. - А теперь? (Она хочет сказать: не разлюбила, не оскорбила его, не такая, как те, имя которым ничтожество (хотя у Шекспира – вероломство, Паратов перекрасил погуще)
Значит, у нее есть надежда! - ведь она не обманула, она по-настоящему любит! Он поймет, что она другая, что способна на истинную любовь и верность!

Паратов. - А теперь я во всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся как лучшие друзья».
Лжет, потому что ей, как другу, о невесте и помолвке — ни слова. Но пока, на этом этапе его удовлетворило признание Ларисы. Он еще ничего  гнусного не замышляет.
Лариса же   получила удар. Она доверилась, открыв свое чувство – взамен от него всего лишь красивые слова, ее это задело.

Лариса. - Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас?

Паратов. - В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать.
Себя, конечно, он исключает из числа тех, что могут «иногда и плакать»,
Лариса, сделав  признания, просит: «Сергей Сергеич, я сказала вам то, чего не должна была говорить; я надеюсь, что вы не употребите во зло моей откровенности».
 ( У нее такие же понятия о  мужском достоинстве и благородстве,  как у Татьяны Лариной: «Но мне порукой Ваша честь и смело ей себя вверяю»).
Паратов подтверждает ее мнение о его порядочности
- Помилуйте, за кого же вы меня принимаете! Если женщина свободна, ну, тогда другой разговор… Я, Лариса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня дело священное. Я этого вольнодумства терпеть не могу.  ( Какое фальшиво благородное возмущение)
На самом деле хитрыми  уловками он выпытал ее тайну и теперь может использовать это, не боясь быть отвергнутым. Он уже знает, что она любит и пойдет за ним – поражения быть не может, достаточно дать ей надежду, выразить взаимность – сказать любящему  «люблю», заверить… Вот она, замаскированная  ловушка опытного  охотника, расставленная неискушенной девушке!
Как он распорядится ее тайной?

Паратов. - Позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами? (переходит к сопернику,  теперь здесь прощупывает почву, выясняет, с кем ему придется иметь дело).

Лариса. - Нет, одним только.

Паратов. - Немного.

Лариса. - Зато дорогим. (Она не набивает цену  тем, что ее выбор не хуже  самого Паратова, не разжигает его, не играет с ним, не провоцирует, не расставляет сетей, ни о какой выгоде не думает, она совершенно  искренна и прямодушна)

Паратов. - А именно?

Лариса. - Он любит меня.

Паратов. - Действительно дорогим; это для домашнего обихода очень хорошо».
Вот  новый удар, который он наносит ей.
Теперь он знает не только то, что Лариса по-прежнему любит его, но и то, что она ценит в Карандышеве  способность любить.
И   Паратов тут же пытается принизить это достоинство в своем сопернике, обесценить, объявляя любовь пригодной всего лишь «для домашнего обихода», хотя  только что сам добивался от нее признания.
Он пускает пыль ей в глаза, тешится. Карандышев, увидев подъезжавшего  Паратова, сказал:  «Четыре иноходца в ряд и цыган на козлах с кучером. Какую пыль в глаза пускает! Оно, конечно, никому вреда нет, пусть тешится; а в сущности-то и гнусно, и глупо  - «пусть тешится».  –  Вот они вещие слова – они и сделают из нее вещь, чтоб тешиться ею.
Правда, и то, что  «пусканием пыли в глаза» занимаются  оба  - и Карандышев,  и Паратов — каждый в меру способностей, но  Лариса безупречно честна по отношению к обоим.
Должен сказать, хотя Паратов тешится более умело, изощренно чем его соперник,  он барин из тех, кому дано карать и миловать.  (Сцена ссоры с Карандышевым). Но за всей его позой есть скрытая потребность вымещения.  Ему надо на ком-то выместить зло от своих провалов и поражений в жизни. Ведь он вынужден жениться на деньгах, чтобы спастись.
За счет одной женщины он решает свои  материальные дела,  добиваясь благополучия, за счет другой удовлетворяет  тщеславие и  похоть – но  при этом выражает презрение всему женскому роду! Будучи сам  без женщин ничтожеством, он дает им имя – ничтожество,  вымещая раздражение, глубоко спрятанное  чувство собственной ничтожности. Ведь по существу Паратов   гораздо ниже призираемых  им женщин, ибо он мужчина – сильный пол, повелитель, -  а на  деле поступает, как  жалкий альфонс. Он живет за счет женщин, женится на деньгах, получает любовь за счет своей непорядочности, коварства и обмана.
Неадекватность программно-моральных норм и оценок заключается в том, что  в корысти,  лицемерии и безнравственности обвиняют Ларису, которая выходит замуж за бедного чиновника,  переклеивающего дешевые наклейки на винных бутылках. А  ничем не прикрытое ничтожество Паратова никому не мешает восхищаться его «пылью в глаза»,  пыль  у него  работает лучше, чем у Карандышева, потому что как человек  он хуже его.

С самого начала  в Паратове присутствует  ущемленное желание торжествовать над людьми. Это показано через его отношения к Робинзону. 
ТЕМА ШУТА  характеризует моральный облик нескольких персонажей.

Паратов прибыл не один, при нем незначительный человек по кличке Робинзон - это спившийся актер провинциального театра, выступающий в роли шута. «Короля играет свита».
Паратов играет в короля – Робинзон его свита,  но истинные владыки держат шутов, позволяя им насмехаться над собой.
Позеру-Паратову  далеко до величия, он позволяет своему шуту смешить, он  не насмехаться!  Ему нужен Робинзон, как боксерская груша -  а тот  за стакан  будет терпеть барское пренебрежение.  Паратов  тешит себя, властвует, наслаждается хвастовством,   поднимает свою самооценку за счет унижения другого.
Он его рекомендует без имени и отчества. Обращается так:
«Ну, ступай, черт с тобой!» -  и вызывает зависть у Вожеватова, тот говорит: «Кажется, ничего б не пожалел за такого человека».
Не только с Карандышевым есть общее у Паратова. Но есть сходство и с такой полной ему противоположностью, как Вожеватов, все  они из одной стаи, одного поля ягоды.
Что общего между  ними?
Паратов позиционирует себя как человек широкой души.
Вожеватов  -  купчик,  осмотрительный и практичный.
Но вот Паратов говорит: «Ничего заветного для меня нет»  (какая широта, размах!), а заканчивает фразу так:  «Найду выгоду, так все продам, что угодно» -  вот его настоящая суть – купчишка, такой же как  Вожеватов, но строящий из себя барина, короля жизни. Этими словами Паратова -  «за выгоду все продам» –  тот и другой связаны между собой как родственные души, и до Ларисы им всем, как до небес.
Она не только сказать такое, но и подумать  неспособна. Какая уж тут игра с миром чистогана?
В этом мире и купчик, и барин нуждаются в шуте, но не в таком, чтоб колол им глаза правдой, а в обезличенном и  приниженном, чтобы раздувал иллюзию их значительности, их избранности.
А что для Робинзона шутовство?  Это  средство  существования.
И он делает  это профессионально, в отличие от Карандешева, который становится шутом поневоле, потому что унижает себя именно тем, что намерен возвеличиться.
А сам Робинзон так ли уж  «не обидчив», как утверждает Паратов -  мол этот человек не чувствует оскорблений.
Нет, он  делает вид, что не замечает, на самом деле он топит свои обиды в вине – алкогольная зависимость.
В подоплеке у всех действующих лиц разные формы зависимостей: Робинзон поставлен жизнью в рабское положение, но ничего переменить уже не в силах. Мать Ларисы сама хотела бы попасть в зависимость от богача  ради своей материальной независимости. Но ведь расплачиваться не ей, а дочери, она только пользоваться хочет.
Карандышев  духовно зависим от других лиц, хотя стремится доказать обратное, чем еще больше усиливает эту зависимость.
Паратов зависим от своего самолюбия: его победа над женихом Ларисы   ничего не стоит. Он сначала навел о нем справки, «прощупал почву», увидел, что соперник слабее, и сломал его без всякого для себя риска.
Спаивая Карандышева, Паратов  понимал, что причиняет Ларисе боль, терзает ее,  но ему все равно, он уже узнал, что любим, может завлечь ее,  и  спокойно преследует свою охотничью цель. Лариса  - это его  добыча, трофей и месть за все  неудачи.
И хотя Лариса тоже зависима от своих чувств, от любви, в ней не только нет игры, но даже нет тех изъянов воспитания, которые ей приписывают, ибо если б она усвоила воспитание Хариты Игнатьевны, то не было бы никакой трагедии.
Карандышев   был бы  ширмой.
Кнуров – спонсором.
Паратов -  источником  взаимного удовлетворения…  и  Все были бы довольны.
Кнуров получил бы утеху за свои деньги.
Харита - безбедную старость.
Лариса бы ни в чем не нуждалась.
А Карандышев удовлетворился бы возможностью хвалиться ею, он готов лицемерить.
Если б она была столь расчетлива, то все можно было бы обстряпать с помощью матери шито-крыто, как это обычно и бывает в жизни.
Трагедия не в изъяне воспитания, а в том, что Ларисы не коснулся этот изъян!
На протяжении действия драматическая перемена происходит в  самом Карандышеве, это выражено в его посталкогольном монологе.

«Да, это смешно… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной»
  Но   несмотря на то, что он снял маску, перестал топорщиться, показав искаженное страданием лицо, все же  «ешьте мою еду, пейте мое вино»

–   упрек мелкой души, будто его благодеянием воспользовались, а потом обидели, а на деле он никого не одарил своей щедростью,  и  вино его не пили, и еду его не ели – ушли голодными, насладившись только пением Ларисы.  Он получил обиду, но не за добродушное гостеприимство, как ему хотелось все представить, обострив свою боль, а за хвастовство, лицемерие и заносчивость.
И поворот произошел  как раз в тот момент,  когда Лариса пела свой романс-прощание, хоть романс не содержал в себе призыва, вопреки ее намерениям пение привело к действиям, о которых  изначально они оба и думать не могли.
Он  возбужден ее пением – зверь выходит из укрытия и идет в атаку.
Паратов. - Очаровательница!.. Как я проклинал себя, когда вы пели! Ведь я не дерево; потерять такое сокровище, как вы, разве легко?
Что  чувствует после этих слов Лариса?  Что он вновь покорён, не в силах скрыть любовь.

Лариса. - Кто ж виноват?

Паратов. - Конечно, я, и гораздо более виноват, чем вы думаете. Я должен презирать себя.
В сравнении с первым диалогом,  когда он нападал и обвинял, заставив ее оправдываться и признаться в любви, теперь он разыгрывает прямо противоположное - винит самого себя.
Его признания не могут не тронуть, не всколыхнуть  ее уже похороненные надежды.

Паратов. -  Зачем я бежал от вас! На что променял вас?
И это признание затягивает на ней петлю.

Лариса. - Зачем же вы это сделали?

Паратов. - Ах, зачем. Конечно, малодушие. Надо было поправить свое состояние. Да бог с ним, с состоянием! Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я

 и сам страдаю, и вас заставил страдать.
Лариса. - Да, надо правду сказать, вы надолго отравили мою жизнь.
После  его откровения Лариса открывает ему свои страдания.
Паратов. - Погодите, погодите винить меня! Я еще не совсем опошлился, не совсем огрубел; во мне врожденного торгашества нет; благородные чувства еще шевелятся в душе моей. Еще несколько таких минут, да… еще несколько таких минут…

Лариса (тихо). - Говорите!

Паратов. - Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью.
Вот у кого происходит борьба: торгашество, расчеты, опошление чувств в схватке с душой.
На вопрос Ларисы: «Чего же вы хотите?»

Паратов. - «Видеть вас, слушать вас… Я завтра уезжаю».

Лариса (опустя голову). Завтра.

Паратов. - Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве.

Лариса (тихо). - О каком?

Паратов. - О блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног!.
Его слова «забывать весь мир», «быть рабом», «быть у ног» «Видеть вас, слушать вас, ваш очаровательный голос …»  - покоряют ее своим восторгом.

Лариса.  - Но как же?

Паратов. - Послушайте: мы едем всей компанией кататься по Волге на катерах — поедемте!

Лариса. - Ах,  я не знаю, право…  Как же здесь?

Паратов. - Что такое «здесь»? Сюда сейчас приедут тетка Карандышева, барыни в крашеных шелковых платьях; разговор будет о соленых грибах».

Существование Карандышева он игнорирует, говоря не о нем, а о его тетке, но и  Лариса не может думать о пьяном опозорившимся женихе, после этого обеда,  его унижающих команд и приказов.   Своим «запрещаю» Карандышев из соломинки, за которую  она схватилась, хотел превратиться в ее повелителя, в ее господина, которому она обязана повиноваться.
Да с какой стати?! -  Лариса из тех натур, что повинуются себе и тем повелителям, которых они сами избирают!

Лариса. - Едемте. Куда вам угодно.

Паратов. - Ну, признаюсь, выше и благородней этого я ничего и вообразить не могу. Очаровательное создание! Повелительница моя!

Лариса. - Вы — мой повелитель.

Слова Паратова «Повелительница моя!» побуждают ее к мысли, что он, подобно ей, тоже готов пренебречь «условностями»,  подняться над  силой  обстоятельств, над прозой жизни, над выгодой и расчетом во имя любви.
Она уже  в этот момент отдается ему – себя вверяет. Психологически эта  сцена похожа на диалог Катерины и  Бориса из «Грозы»:  в нем выражена хрупкая женская сущность и сама природа женственности.
Не знаю, какую надо иметь силу, чтобы переломить в себе саму природу, ее призывы, ее незыблемые законы -  это уже будет не силой, а какой-то аномалией женской сущности.

Катерина. – Зачем ты моей погибели хочешь?
Борис. - Разве я злодей какой?
Катерина. - Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.
Борис. - Ваша воля была на то.

Ответ Катерины, с моей точки зрения, оправдывает женщин, погубивших себя из-за любви к недостойным мужчинам.
Катерина. - Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе… Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!
Мужчина,  принимая такую любовь, вместе с ней принимает и ответственность более сильного, если мужчина таковым себя считает, за более слабого,  ибо женщина отдается и  физически, и морально.
В этот момент Лариса так же, как Катерина, способна любить  безоглядно.
И все же  они люди разные, и в этом случае есть одно «но».
В отличие от Катерины, говоря «Вы — мой повелитель», Лариса не чувствует,  что у нее больше нет воли, а совсем  напротив, отдав любимому свою  волю, как волю над собой,  она полагает, что  сможет вдохнуть  в него и свою смелость, и  решительность, и готовность жертвовать всем ради любви, ее лихорадит восторженное состояние.
А Паратов  в это время уже  остыл и спокойно сообщает Кнурову и Вожеватову, что дело сделано: «Она поедет».  Затем он подоночно предлагает тост «за здоровье счастливейшего из смертных, Юлия Капитоныча Карандышева» -  это последний плевок человека,  отлично понимающего, что погубит и ее, и его – партия проиграна ими обоими,  уже не нужно коварство,  и все-таки  на прощанье он кидает свой кусок подлости в этот тост -  издевка просто ради удовольствия.
Вот так за внешним изяществом  скрыта внутренняя бесчеловечность, в нем нет и тени подлинной страсти.  Сила увлечения и Ларисы, и Катерины  никак не соответствует достоинствам их избранников – это только мечта о настоящей любви.
А Паратову таких чувств вообще не дано познать, для него главное -  иметь деньги как средство вырвать у жизни  наслаждения для себя.
Если  Лариса видит смысл  жизни  в любви,  то для  Паратова смысл существования - в физических удовольствиях. Он хищный, циничный потребитель жизненных благ и по сути неудачник, скрывающий это. Отсюда в нем мстительная жестокость, потребность выворачивать чужую душу, властвовать, торжествовать.
Отрицая духовную красоту образа Ларисы, Вы привели в пример  Татьяну Ларину как личность, неспособную «поехать на Ласточку» и более достойную уважения, чем Лариса.
Глубоко не согласен с Вами.
Очаровываясь характером Татьяны, ее верностью, устойчивостью, Вы не учитываете того, что когда Татьяна написала письмо-признание Онегину, он  был безразличен к ней,  в нем не горел охотничий азарт, его не пленила деревенская Татьяна, ему было скучно, и он дал ей отповедь: «Начнете плакать; Ваши слезы не тронут сердца моего, а будут лишь бесить его».
Если б на тот момент Онегин был в «паратовской форме»,  то где бы была Татьяна –  еще вопрос ибо  Онегин был опытен:
«Что было для него измлада и труд, и мука и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень, была наука страсти нежной…» -  а Татьяна девушка цельная, но все же наивная и гораздо моложе его. Вы можете возразить: ведь когда Онегин воспылал к ней  страстью, Татьяна дала отпор, не то, что Лариса. На самом деле эти поступки и сравнить нельзя.
Ибо отпор Татьяна дала, будучи женщиной, женой, имея  зрелость  чувств.

Зачем у Вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
 Теперь являться я должна,
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор,
Не потому ль, что мой позор
 Теперь бы всеми был замечен
 И мог бы в обществе принесть
 Вам соблазнительную честь?

Это слова зрелого человека,  отлично понимающего психологию другого.
До  такого понимания Лариса просто  физически не доросла. В момент своих испытаний, в  отличие от Татьяны Лариной, Лариса еще даже  не женщина она  девушка, девственница,  а ее рассматривают как женщину,  требуя  поступков, немыслимых в ее годы.
У Ларисы нет такой проницательности, потому что нет опыта взаимоотношений.
За всю ее жизнь у нее была всего одна ночь любви, с одним мужчиной,  и за этим смерть.
Идя за любимым человеком,  Лариса не имеет никаких расчетов и никакой уверенности, она даже  готова  к поражению, готова если что броситься в Волгу,  и говорит об этом матери, уезжая – такова юность, страсть, надежда, любовь и женственность, готовая покориться, отдаться, принадлежать, служить, любить и жертвовать.
Зрелость,  в которой Татьяна проявляет выдержку, обладает другими качествами, с опытом появляется и осмотрительность, и рассудительность, и понимание чужих намерений -  качество, которое показала Татьяна.
Нельзя такие вещи путать  или смешивать - слишком разные исходные точки.
Кроме того,  и характеры, и условия жизни разные. Татьяна у Пушкина  более флегматична, чем Лариса:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
 Любила русскую зиму,
На солнце иний в день морозный,
И сани, и зарею поздной
 Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

Она больше томилась и мечтала, ее никто не искушал. И то она  при появлении   щеголя на горизонте тут же первая написала ему. Хотя Онегин вовсе не вел за ней охоту, не расставлял ловушек, не подстерегал.
И в отличие от яркой артистичной Ларисы, Татьяна писала: «В глуши, в деревне все вам скучно, а мы, ничем мы не блестим…»
А Лариса блестела, она жила в  кругу страстей, и этот круг постоянно  сжимался.
Татьяна о таких испытаниях понятия не имела, она не пела, как Лариса, желания и надежды той и другой   не сводились к требованиям «естественной» человеческой природы, обе хотели служить любви, а не плоти. И восхищаясь Татьяной, ее жертвой -
"Но я другому отдана и буду век ему верна" -
ею любуются, но мало кто думает о цене такой жертвы, о том,  что такое жить с воякой- генералом, ложиться в эту нелюбимую, постель, слышать эти запахи, храпы, немощь. У нее даже нет детей.
Лариса, которая и за бедняка дала согласие пойти  и готова в село уехать, а не блистать в высшем свете  - меркантильная, а Татьяна, значит, отхватила генерала и   не заметила -  бескорыстная – Вы ее любите, а Ларису нет -  ну где логика?

Если б  Лариса поступила, как Татьяна, ее бы назвали продажной вещью, по накатанной дорожке вбитых в голову клише.
Конечно, люблю Татьяну и не утверждаю, что она корыстна. Но факты ее биографии можно трактовать по-разному.
Если любовь к Онегину была   настоящей, великой, она могла и в монастырь уйти … «когда я бедным помогала или молитвой услаждала тоску волнуемой души…» Ну и помогала бы дальше, однако нет, помогла и хватит – генерал все-таки, лучше, можно и так  ведь отнестись. Мудрая отповедь Татьяны - это  не только благородство, но и темперамент ее зимний, и инстинкт самосохранения. Она живет удобно, приятно, зачем ей все это разрушать, связываясь с  дуэлянтом Онегиным?

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
 Смиренной девочки любовь?

– она его все же упрекает, вот была моложе, а ты ноль внимания,
но и благодарит  за то, что не увлек ее на «Ласточку».

Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной,
я благодарна всей душой.
А нынче, что к моим ногам
 Вас привело, какая малость?
Как с Вашим сердцем и умом
 быть чувство мелкого рабом?

Татьяна отлично понимает, как Онегин относится к любви, чего можно от него ожидать.
Понимает, что он уязвлен, упустил возможность, наверстает и снова заскучает. Деньги не интересуют Онегина, о нем дядя позаботился честных правил и вообще он наследник всех своих родных,  может заниматься исключительно чувствами.
Но на истинную глубину не способен,  ибо, получив отказ Татьяны,  он не сделался поэтом, не умер,  не сошел с ума.
У Татьяны, когда она была моложе и лучше, кажется… был стиль жизни другой и другие идеалы, она как сонная муха зависала в окне и  глядела на зимушку.
А Ларисе  близок  стиль отношений,  что выражен в романтической поэзии.
Связав  Ларису с романсом, Островский опоэтизировал ее личность, дал ей талант,  наделил духовным миром, в котором присутствует резкое неприятие пошлости окружающей жизни.
Идеалы Ларисы вступают в борьбу  не с крепостническим бесправием, какое было у няни Татьяниной, а с миром денег и бездушия, не менее жестоким. Недаром Лариса хочет  вырваться из  дома матери, уйти от общества.
О чем  она думает  после удара, нанесенного Паратовым, стоя у решетки, в последние минуты жизни, какие мысли проносятся в ее потрясенном сознании?
«Вот хорошо бы броситься!», «Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь…»
Ее ужас и страх  понятны.

Лариса. - Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! — Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет… Не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… (Вздрогнув.) Разврат… ох, нет. Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить…  когда нельзя жить и не нужно.

Она говорит с правдивостью,  свойственной ей, почему же ее обвиняют в игре, в лицемерии, где это в тексте Островского? Она отвергает даже в мыслях, в момент высшего отчаянья, готовая покончить с собой,  роскошь, блеск Кнурова – отвергает словами – НЕТ, НЕТ!  (почему этого не видят, не слышат? ПОЧЕМУ?)
Лариса ведь, как на исповеди,  говорит сама с собой – не рисуясь ни перед кем. У решетки, на грани самоубийства она высказывает мысль «всем простить и умереть».
И тут поваляется Карандышев со своим  повелительным «Я вас прощаю».
Да была б в ней хоть капля расчета, могла бы все поправить, наладить и жить.
Но она не хочет, не может, ей невыносимо больно, она оскорблена ими всеми.
Тут его слова: Кнуров и Вожеватов  Вас в орлянку разыгрывают!
Да, Вы не человек - Вы вещь!
И  от обиды,  от оскорбления Лариса восклицает:
«Я вещь, вещь  - вот слово для меня и найдено, но если быть вещью, то не Вашей! Ну-ка позовите ко мне Кнурова!»
Но ведь только что она на исповеди сама себе говорила:
«… Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет…» 
Это же протест, слова вопреки! -  почему Вы воспринимаете такую явную боль, обиду, гордость, как расчет? –  не понимаю.
Карандышев со словами:
« так не доставайся же ты никому!» -  убивает ее.
Он зациклен на вещизме общества, на этой мерзкой дележке - "не доставайся никому" -  игрушка, вещица!
Почему для Вас ничего не значат ее последние слова?!
Почему Вы не даете им оценку?
Умирающая Лариса:
«О, какое же благодеяние Вы для меня сделали».
«Это я сама», - берет на себя его преступление, спасает его!  – это катарсис, очищение души, всепрощение.
Лариса, угасая: « Никто не виноват… Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Но эти полные великодушия слова  должны в  человеке вызвать осмысление, желание что-то изменить в этом мире, потому что в нем не могут жить такие души, как ее душа.
Вместо ненависти к своим мучителям, в состоянии духовного озарения, она по-христиански прощает тех, кто  виновен в ее страданиях и гибели  — но они никогда не признают и не почувствуют своей  вины – не способны! -  и Лариса, приняв смерть как благодеяние, вырывается из пут мира зверей и хряков, возвышаясь над ними и  отделяя себя от этого мира навсегда.
 *

2 письмо.
Уж полночь приблизилась и удалилась.
Друг мой, я зверски устал  в пьесе копаться -  она довольно большая, -  и  убеждать.
Хорошо  хоть Онегина помню, а то бы с ума сошел еще  и его текстами ворочать, уже 5 утра.
Я  ни капельки не обрушивался на Вас, просто это же мнение я слышал еще в школе,  и тогда был не согласен и потрясен черствой слепостью Арнольда Палыча, моего мучителя по рус яз и рус лит.
Знаете, я плакал над Ларисой, был в бешенстве, что никто ее не жалел в этой дурацкой школе, все осуждали, как дундуки, всем плевать, что такая молодая, красивая, талантливая,  хорошая  - убита в угоду  подонкам.
Всем Паратов нравился, а я бы ему яйца оторвал … это честно.
Мош бы больше  сказать об этой пьесе, провести больше параллелей, дать более углубленный анализ личностей, но просто нет сил, закончил писать Вам,  не перечитав, иначе начну дополнять и снова погрязну.
А Татьяну  люблю - это я от обиды за Ларису  наехал на нее, хотя по справедливости и так можно трактовать - все события и поступки героев позволяют.   
Простите, если  чем-то задел,  я ведь не с Вами, а со всей школой боролся.
Я знаю,  были б Вы моим учителем, мы бы защитили Ларису, вы же душа- романтик.
Пойти на "Ласточку" – это не распущенность и не расчет –  а романтизм, любовь и надежда, иначе не было бы смерти.
Распущенные и корыстные не умирают с прощением на устах врагов своих
 Я считаю: и Лариса, и Катя, и Настя, и Аня  – потрясающие люди,  великолепные женщины - великие души.
Они любили! – не все на это способны,   и …я их люблю - на это тоже не все способны.
Но если Вы не любите – не обижусь, может,  Вы лучше понимаете женскую сущность.
Обнимаю Вас.
Санто.
 *
3 письмо

 Хорошо, буду честен, наверное, люблю Ларису, потому что знаю о себе, что,  будучи человеком не корыстным, не лицемерным - я много хуже ее по личным качествам.
Не простил бы врагов, умирая. Никогда не сказал бы  негодяям:
« Вы хорошие люди. Я Вас всех люблю...»
Не спас бы Карандышева!
Подумал бы - ах ты цука! Ты кто такой, чтоб мной распоряжаться?
   Тварь дрожащая - Ты не Бог! - и права не имеешь!
Я бы ему грабли переломал.
А Паратову…  ну, Вы знаете, я  уже сказал - в евнухи путь!
А старому козлу Кнурову - вынес бы моск алчный.
Карандышева - ничуть не жаль -  он мне противен - мелкая вонючка.
Мне Акакия гоголевского жаль, его шинельку украденную  - вовек не прощу – Гоголь говорил у России две беды? Во первых три Дураки-Дороги-Воры.
А во вторых, у России бед не счесть– это он погорячился, т.е просчиталссо.
Хлыщам- купчикам я бы  попортил жизнь непадецки, мне до нравственности
 осуждаемой Ларисы как до Луны – не способен   на такое смирение – это несправедливо.
Всех наказал бы.
Раскаяться,  как Раскольников или Нехлюдов, я способен, а простить, как Лариса – никогда,  это недостижимо для меня - она  восхищает, она нравственно выше!
Вот я ворочал пьесой и могу точно сказать - ни в одном моменте она не проявила того,  в чем ее обвиняют - люди мыслят рикошетом - это мамаша ее корыстная лгуша и притворша.
   Таков и весь  фон, на котором живет Лариса, на нее дурной запах этих людей, их амбре распространяется, как мнение  о ней.
Всетке  рядом с Таней Лариной - не поканка-Кнуров, а голубка-няня-одуванчег:
 "Мне с плачем косу расплели  да с пеньем в церковь повели".
На Таню отсвечивает  доброта окружения.
Ведь вдумайтесь по фактам жизни - Лариса ничего не получила!
Ничего, кроме пули,  и она – плохая.
А Таня  нехотя  получила все:  и богатство, и знатность, "успехи в высшем свете, и модный дом, и вечера"…
При этом она бескорыстная только потому, что она говорит:

Сейчас отдать я рада
 Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
 За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, встретила я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
 Над бедной нянею моей.. .

Прямо уж  готова  –  слова, слова, слова!
Ну, коли готова, так чего ж не отдать? -
Отдавай, ежель то - лучше   этого.
Кто  мешает? – детей нет, генерала не любит, что держит?
Из бедного жилища Таня   нехотя переместилась «в мой модный дом и вечера.»
Но поскольку она недовольна, не шибко кагбэ ценит,
то  считается не корыстна,  а   если б сказала:
 "эко ловко я устроилась, молодец!"
   - то  тут же стала бы отрицательной героиней.
Получается,  слова, важнее  действий?
Хариту осуждаем, а чем мать Татьяны другая?
Харита только мечтала Ларису определить.
А Татьяну мамаша реально пристроила за богатого.

«Меня слезами заклинаний молила мать» -

Мг… молила значит? -  чтобы дочь генерала отхватила.
Разве не понимала, что для девушки  без любви жить -  капец, какая тоска.
Однако же  через брак Татьяны, ее матушка, наверняка поменяла свое бедное жилище в  глуши в деревне на богатый дом в столице.
Харита только суетилась  и зубами клацала, а мать Лариной втихаря:
 "Ничем мы не блестим" –  блеснула, будь здоров!
А дочь что говори?
«Для бедной Тани  все были жребии равны», 
– ну, тогда вышла б  за бедного вдовца с детьми, будто кроме  богатого, изувеченного  генерала нет жребиев на свете:
«Что муж в сраженьях изувечен,   что нас за  то ласкает двор» - будто выхода нет, от ласки двора никуда не деться. 

Из глуши в столицу поневоле! И на балу сидит в малиновом берете.
Бедный Онегин увидел -  офигел: оёёй, что ж я прошляпил, э … как  оплошал.
И давай строчить:
 "Нет, поминутно видеть Вас,  повсюду следовать за вами,
улыбку уст,  движенье глаз ловить влюбленными глазами"…
или устами,  чем-то там ловить хочет, а то не уловил прежде, мимо клювом щелкал.

И Паратов – «видеть Вас,  слышать – блаженство».
И Онегин: « внимать вам долго, понимать душой все Ваше совершенство…
бледнеть и гаснуть -  вот блаженство».

Татьяна ни одной песни не знает,  токо французские романы на уме. 
«Ей рано нравились романы.» -
Угу, за окнцем завьюжит, и Танюша плюх в кроватку с книжечкой – благодать.

Экс - репунсивный на десерт:

Санто:

Он напомажен, она вяжет
 Инивалнуит хтошто скажет :))

ТанЯ -в малиновом жакете,
На бал явилась - стан в корсете,
Объят, что дрын,  китовым усом,
А бюст вздымает   жемчуг в бусах.

Сидит  себе на табурете
- Нет, не в жилете, а в берете!
И взор рассеян  волоокий,
И веер обдувает счеки...

- Ах… вот и Женя! Боже ж мой!
Стоит в колготках! Сам не свой!
На лоб накручен дикий кокон,
К виску прилип фальшивый локон!

И пялитцца он на неё,
Скривив ебличико своё.

- Позвольте, Женя! Здесь так постно,
Бери фужер и сядь ко мне...
- Что,  Танья, что с тобой? - Мне млосно,
Поговорим о мишуре…

- Да полно, Танья, я бывало
 Водил девиц под одеяло,
Но жалло бренное моё
 Скукожилось, как мумиё,

ЗелО обмякло, приустало…
И заскучал я, скучно стало ...
То так, то этак филиграню,
И вдруг, мне захотелось...
- Няню???!

- Ее, канешна! - как некстати,
Неловко, право што за фарс!
Пусть не кошерно, Таня, хватит!
- Хотел я вашу няньку! Да-с!

Она вздохнула  и молчит…
- (Видать, Онегин Трах-глодит)!
- Почто, мон шер,  сдалась вам, няня?
Ведь у нее - голубчег Ваня!

Для няни Ваня - высший свет,
С его одиннадцати лет!
- Эх, не дорвался-с я до няни,
А могбэ знатно трахнуть в бане!

А там… О, Боже, Башмачки,
Они б в чулках со цтуком на пол,
И воск на кожу, на очки,
На платье нянино бэ капал…

Под закопченный потолок
 Взлетали б, Танья, наши спины
 Скрещенье   рук, и глаз, и ног,
Какие сладкие картины!

«2»
- (Маньяк, без-порно, этот Женя!
И мелет, что пустоЕмеля!
Неужто няню он хотел?
Какой в дерЕвнях беспредел)!

Нонивалнуит,  как не слышит,
И только грудь  в припрыжку  дышит.
Лицом немного охладела,
 (Что на балу  святое дело).

И мямлит с грустью волоокой
 Взглянув сквозь тятенькин монокль:
- Колготки вы пошто надели?
Как трансвеститка, в самом деле!

- Дык тут Татьяна, фейс контроль,
На бал в колготах  - и король!
Я нынче встретил Генерала...
- Ах, я намедни, рано встала,

Надраила ему лампасы,
Сменила дайперс суперкласса,
И генерал мой в сей же час
 Сияет сам, как свой лампас!

«3»
- Давайте мы сначала, Таня,
Неразберихи разберем.
О,кей! - Пусть с генералом Няня! -
Они паруются вдвоем!

- Согласны? - Поменяем доли?!
- «Я вас люблю! Чего же боле»?!!

 "4"
Так разрулили Таня с Женей
 Конфликты многих поколений.
И увенчался брак унылый
 Детьми: Русланом и Людмилой.

А Ленский с Ольгой поженился,
И Черномырдин народился!
Чин чинарем - дела  впопад.
Пошел читать я "МАСКАРАД".

4 письмо.

Вы утверждаете, что сюжет "Маскарада" и "Отелло"  - одно и тоже?
Ненене,  «Маскарад» -  совсем другое.
Нену - во-первых -  Дездемонавна не жрала мороженное, как Нина, и   теряла платок, а не браслет! Вернее,  платок украден, а браслет гранатовый потерян.
Во-вторых,   Арбенин белый психопат, а Отелло  черный неврастенник -  это же  соовсем разные весчи!
Она кроватку расстелила - плюх а тут мавр, гробовым голосом:
Молилась ли ты на ночь Дез-демонна?
Она - спасибо, не надо!
Он - лизни мороженного, сладкая моя!
Она - да чота горлышко бобо.
Он -  сейчас подлечим.( свирепыми белками завращал - косшмар и ужос.
И в-третьих, я Демона люблю, а не Дездемону. Лермонтов его в 16 начал.
А Татьяну защищайте, мне все равно интересно))
Хотя мамаша у нее - чистая Харита.
Пушкин с матерью не был близок, он няню Арину Яковлеву любил,
крепостную, неграмотную крестьянку. И вот  у Татьяны мне трогательно то, что никакой мамы, сплошная няня)))
И у Гринева дядька – няня. И вообще про няню – « голубка дряхлая моя» - любимое  мое, о любви и нежности щемящей))))

Да,  конечно,  Татьяне было все равно,  за кого идти. Хотя в постель ложиться черт те с кем,   не любя?!.
Для меня вообще немыслимо. Дайте мне Хариту даже молодую - умру и взорвусь,  не возьму эту бабуиншу.
Мне претят ее нечеловечецкие какчества.
Не представляю,  как такие вещи решались Татьяной - это же не одноразовый компромисс.
Татьяна,  конечно,  совершенно искренна.
«Я Вас люблю.... к чему лукавить?»
К чему?  да к тому,  чтобы торжествовать! Но Татьяна выше этого.
Ее простота, душевная вдумчивость,  искренность,  ни капли рисовки -  трогает.
А Лариса мне  больше нравится как женщина,  ее порывы, бунт, страсть, талант,  красота, ее  правдивость, независимость, яркость.
Татьяна правильная до нудности, если  б Онегин не беленился вокруг нее, вообще не знаю…  о чем говорить)))
А генерал ходил по дому,  бряцая шпорами,  как подкованная лошадь -  ужос!
Но шпор внезапный звон раздался и муж Татьяны показался.
При том,  что  Она одна сидит неубрана,  бледна,  письмо какое-то читает...
А он бряцает шпорами вокруг ее пеньюара, как в казарме,  что  такое,  где тапочки?

Он,  наверное,  и  обедал с шашкой наголо. Пусть не старый, но изувеченный как граф де Пейрак.
Чо-то не  хватало ему каких-нить пальцев,  и чувство, что немолод. А она, как мальчик-паж,  в малиновом берете - это бал или маскарад?
Татьяна жива,  здорова а Ларису  убили.
Пьесу эту люблю,  она глубока.
Я не  укола ради сказал, что ее опримитивливают, это действительно так. Островский хорош,  умен, тонок, глубок, ярок.
А Онегина люблю за то,  что написан прекрасно, это внутренее глумление Пушкина,  строка энергетически наполнена, как летний поцелуй - чудная.
Но Онегин – убийца,  дуэль блеск как  описана,  по всем правилам жанра драмы из пустяка.
Знаете, что интересно?  Поменять их местами  - Татьяну на Волгу, Ларису в деревню.
И проанализировать поведение,  исходя из  психологии и типов характера.
От это круто)))))

Вообще, не поверю, что даж неопытной девушке пофиг с кем спать.
Хотя Татьяне впервой и сразу с генералом.
Даже Катерина – царица, до Петра сначало под телегой поспала.
– Вот у кого карьерный рост через постель - от телеги до царской опочивальни.
А Вы даже усом не моргнули! 

Старушка милая жила
 приятно и немного блудно.
Указ писала, флоты жгла
 И умерла, садясь на судно
 Россия – нищая держава!
Твоя удавленная слава
 С Екатериной умерла.  –      (обожаю – нашафсё! )

Ну, вот. в отношении морального облика - Ларису осуждают, но она по любви пошла.
А Татьяна? Как можно любя, без любви лечь: - Еще и в первый раз  -  кошмаррр и ужос.
Будем считать,  что генерал изувечен де надо и  у Татьяны  душа  свободна  для чистых страданий вне его.

Просто меня в вопросе «с кем жить»  ничто не интересует превыше вопроса  «с кем спать».
Плевать,  как куховарит или  рукоделит - главное какова в любви,  ибо и тут гений Пушкина за меня сказал:

«Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха,
но а третью, наконец поведу я под венец».

Ибо третья богатыря обещала,  а не стряпать, или там шить.
Что я должен на всех домработницах женитццо?!
Она хорошо варит? - молодец иди на кухню!!! Кто же против.
А Татьяна секси барышня,  помните ее эротический сон?
Как медведь на скамью ее слагает -  зоофилийных снов  картины?
Пушкин все это просекал насквозь, с Вашими оценками и мнением - совершенно согласен)))
Слава Богу! А то можно подумать,  что я протестую из протеста.
Хотя нельзя так подумать, потому что мотивирую каждое свое слово.
Татьяна такая,  как Вы  трактуете.
А Лариса – другая,  в ее образе явная недотяжка.
И сон Вы четко охарактеризовали, хотя там больше символов и знаков.
Это я опримитивил ее сон ради сарказма-улыбки.
И в сравнительной характеристике Татьяны и Ларисы, шутил, ударившись в мещанство и утрировал образы ради обострения, хотя был логичен в выводах.
Но вот Карандышева,  Паратова и Ларису, копнул  по существу и дал четкий  психологический рисунок личностей,  проанализировал диалоги, свел причинно - следственные связи.  Можно диссер написать на этой основе.
Но до конца  не высказался, мне много больше есть, что сказать
 и показать, чем я это сделал.
Просто за ненадобностью остановился.
Не надо это никому - трата времени и сил,  да еще после работы.
Но  хотелось немного повлиять на Ваше восприятие
 Потому что  тепло к Вам отношусь, люблю, как Вы работаете с детьми. 
Вы очень хороший учитель, и я хотел обратить внимание на то, с чем не согласен, зная, что многое  не примете, но кое-что и переоцените в то же время.
Это полезно, потому что никто не даст столько глубины и осмысления,  столько тонкостей, даже в спорных вопросах.  Ну пусть спорные, зато не штампы и подумать есть о чем.
Главное -  не общность мнений и взглядов, а главное -  это пусть к истине  в свете приближения к ней ...
 *

5 письмо
 Еще  вопрос. Скажите по совести -  Вы совсем не изменили мнение о Ларисе?
Если нет, то дайте оценку ее последним словам в срезе Вашей цитаты  -" нет ни одного положительного героя!"
Должен сказать,  что это заявление противоречит самому жанру драмы.
По законам драматургии -  не бывает совсем  ни одного положительного персонажа.
Это  все равно, что в балете никто не танцует.
А в опере никто не поет.
Так же и в драме нет ни одного хорошего?
Все плохие - нереально! Без положительного героя - произведение  развалится, как дом без опоры.
Вы  вынесли вердикты,  но не дали по тексту  подтверждения своим словам.
Спорить о том,  пошла бы Татьяна на «Ласточку», канеша,  бессмысленно,  это риторический вопрос.
А вот то,  что она,  завидев столичного денди,  сходу настрочила признание - это факт.
И то,  что Онегин ее не провоцировал - тоже факт,   он не играл с нею, деревенская Татьяна ему была неинтересна.
А Ларису атаковали со всех сторон  - у нее другие нагрузки.
И то, что отповедь Татьяны - это слова женщины,  а не девушки - имеет значение.

 *
6 письмо.
Друг мой, не боритесь за Таню!
Я же в третьем письме написал, что люблю ее, что в отместку, от обиды за Ларису наехал.
Просто гротескно преподнес, намеренно обострил, до уровня сатиры.
Конечно, я  не думаю так, как написал, просто абсурдировал Татьяну, так же, как с моей точки проЗрения,  Вы несколько абсурдировали Ларису.
Но кто-то может и так трактовать Татьяну, повод для этого есть)))
Но этот кто-то - не  я,  просто имитировал чужой абсурд - это письмо с поэмой-шуткой о Татьяне -  остроумно, но совершенно несправедливо.
Так, что спорить я не буду -  мы с Вами совпадаем во взглядах.
А вот о Ларисе я не только с Вами не согласен,  но со всеми,  кого слышал.
И то,  что я Вам изложил - это четкий режиссерский разбор.
Я бы ставил пьесу в этом ключе.
Подав героев так,  как вижу.
 *

7 письмо.
Конечно,  не обвиняю Татьяну в расчетах, такой расклад ей выпал.
Просто и таким образом, как это сделал я, МОЖНО  припарировать по фактам, этот поворот мысли - работает занятно - не на отношении к браку героинь, а на их биографических линиях:
У одной все есть и она бескорыстна у другой - ничего и она  расчетлива - таков Ваш взляд.
Но ведь Татьяну  не искушали, а на Ларису шла охота.
У Татьяны, няня – человек, а у Ларисы - никого она, совершенно, одна в стане врагов.
На нее оказан чудовищный пресс. Помните монолог Карандышева,  когда он изумлялся и ведь они не негодяя, не бандиты - это люди из общества.
Няня Татьяны, разделяет ее понятия - это большая  поддержка.
А у Ларисы - ни души - одна против всех, с теми нравственными качествами, которые и не понятны ее окружению, и не ценны.
У Настасьи был Мышкин.
У Сони - Раскольников
 А Ларису все только ловят, покупают, продают, дурят совращают - все до  единого
 Ларисе морально, совершенно, не на кого опереться.
Все лгут и используют! - Ее одиночество, страшнее плена.
Она, как в сумасшедшем доме – здоровый человек  среди больных людей.
*
Написать рецензию

Бесподобно интересно.
Ещё почитаю.

Апокалипсис 13   08.03.2014 21:52 

Добавить замечания

Благодарю))
Все разговоры и тайные и явные, о женщинах милых.
Получилось, к 8-му марта опубликовал.

Сан-Торас   08.03.2014 22:48