Наум Латинский - скрипач-виртуоз

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Наум Гершевич Латинский (1922 — 1994), советский скрипач виртуоз.


Месяца два я пытался вспомнить фамилию скрипача, который помог Вере Августовне Лотар-Шевченко найти её приёмного сына Денисико. Помог случай. Я просматривал кинофильм «Мы ещё будем жить настоящей жизнью» и вдруг увидел его лицо и услышал его голос. Сразу вспомнил, что не его воспоминания а читал, а смотрел и слушал его рассказ в этом кинофильме. И фамилия его оказалась близкой к той, что мне запомнилась. Я помнил что-то вроде «Минский», а, на самом деле, фамилия оказалась «Латинский».

Наум Гершевич Латинский сначала был знаменит как вундеркинд, мальчик-скрипач-виртуоз. Ходит легенда, что юное дарование было представлено Сталину, которому его игра понравилась. Пишут, что даже сохранилась фотография, на которой он сидит у Сталина на коленях.

Мальчик вырос и, как все юноши его возраста сразу после школы ушел на фронт. Стал танкистом. Был контужен. После лечения в госпитале играл на скрипке во фронтовых артистических бригадах и дошел до Берлина.

После войны выступал как солист «Москонцерта» и преподавал исполнительское искусство по классу скрипки в Петрозаводской консерватории.

Прославился потрясающей самозабвенной виртуозной игрой в фильме А. Роома "Гранатовый браслет" (1964 г.), где вместе с замечательным пианистом Давидом Ашкенази показал, как должен звучать и работать дуэт кабацких музыкантов.
Его называли сумасшедшим скрипачом. Посмотреть и послушать отрывок из этого фильма можно на сайте http://vk.com/video2295215_164468715. 

Александр Майкопар, органист и музыковед, писал о Науме Латинском:
Для него "… исполнительство - это не вопрос заработка. Это страсть. Я  вспоминаю слова Наума Латинского, замечательного скрипача (помнишь сцену в кабаке в фильме "Гранатовый браслет"? - это он там играет):

"Ты же понимаешь, - обращался он ко мне в очереди к окошечку кассы за гонораром, - мы будем играть, даже если будут платить рубль".

Получив ведомость, он, правда, добавлял:

"Я испытываю творческое волнение, когда мне говорят: сумма прописью!"

Вот такой человек случайно встретился Вере Августовне. Наум Латинский был на гастролях в Свердловске в 1957 году и…

Впрочем, пора дать ему слово. Я записал на слух его рассказ и предлагаю Вапм его прочесть:

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/03/09/745