и наша вина

Маргарита Школьниксон-Смишко
продолжение воспоминаний Балдура фон Шираха

1.10.1932 — суббота. На  поле Потсдамского аэродрома вырос огромный палаточный город. В нём могут разместиться 50  000 юношей и девушек.
Но приедут ли они?
Из Мюнхена мой зять сообщил, что школьное ведомство запретило всем учащимся пропускать занятия из-за всеобщего дня молодёжи. Полиция задерживала грузовики и  снимала с них всех учащихся.
Правительство Саксонии внезапно запретило перевозку всех в униформе гитлер-югенда.
Действительно, в последний момент может всё сорваться...
Но ведь известно, что запретный плод особенно сладок. При входе на стадион мне доложили, что полиция только что его закрыла из-за того, что он был переполнен. К тому времени уже прибыли 70 000 юношей и девушек И изо всех направлений  продолжали прибывать всё новые грузовики.
Тысячи факелов освещали ночное небо. Музыкальные капеллы  играли марши, раздавалась барабанная дробь и свистки.
Я коротко объявил выступление Гитлера. Я сказал:» Молодежь, мой фюрер прибыл, чтобы подарить вам на вашей встрече любовь и веру, которых ещё никто и никогда  людям и вообще всем живым существам не дарил.»
Началось неописуемое ликование. Когда он появился в свете прожекторов из темноты, стадион кипел. Первый раз я ощутил, какую силу  может иметь овация 70 000 молодёжи. У Гитлера выступили слёзы на глазах, настолько поразил и его этот момент, сделавшийся в последующие годы  привычным.
Я верил в Гитлера с 17-ти летнего возраста. Как и многие, знавшие его близко, я считал, что он в принципе добрый человек, был просто вынужден вести себя жёстко, чтобы справиться со своей, превышающей обыкновенные человеческие возможности, задачей.  О таком Гитлере , каким я его видел, я всё время усердно рассказывал молодёжи. Таким образом  из  честного убеждения и я поработал над мифом фюрера, к которому немецкий народ был так восприимчив. Это безграничное почти религиозное почитание, в которое я как и Гёбельс, Геринг, Хесс, Лей и бесчисленное множество других внёс свою лепту, укрепило в Гитлере веру, что он  находится в союзе с провидением. 
Немецкая катастрофа произошла не только из-за того, что из нас сделал Гитлер, но и из-за того, что сделали из него мы. Гитлер не явился со стороны, он не был захватившим власть демоном , каким его сегодня многие представляют. Он был человеком, которого немецкий народ желал и которого мы сами своим безграничным почитанием сделали господином наших судеб. Это коллективный рок у нас немцев, что мы людей с необычными свойствами так почитаем, что внушаем им чувство сверхчеловека и непогрешимости...
Семь с половиной часов маршировала молодёжь в воскресенье 2 октября 1932 года перед Гитлером. Более 100 000 прибыли в Потсдам, в три раза больше, чем числилось членов по нашей картотеке. На следующий день пресса нашего противника сосчитала и упрекала нас в том, что были случаи когда молодёжь, от усталости и не получив питания, теряла сознание.
Обычно Гитлер был особенно чувствителен к такой критике, но на этот раз он махнул рукой:» Это марш молодёжи перед воротами Берлина был уничтожающим ударом для правительства Папена.»