Горький аромат фиалок Ч 2 Гл 30

Кайркелды Руспаев
                30
 
      
     Балжан готова была пожертвовать долларами на депозите, хотя и жалко их  - она планировала построить дачу. Она любила работать на земле – отец приучил копаться в ней с  малых лет. В каждом  современном городском жителе скрытно живет земледелец, скотовод или охотник, и еще не одну сотню лет будут заявлять о себе гены, доставшиеся нам от предков. Перекапывая огород, высевая семена и высаживая рассаду, и затем, пропалывая, поливая грядки, внося подкормку, любуясь зримыми результатами своего труда, Балжан обретала душевное равновесие, в каком бы состоянии ни начинала она работу. Это была отдушина, посредством которой она могла отдышаться от проблем, хватавших за горло, это был рай, где она спасалась от ада современной городской жизни.
      Во все время после переселения в город она пользовалась небольшой частью родительского участка. И, топчась на одной сотке, Балжан мечтала о своей собственной даче, и после получения щедрого подарка от Владимира, мечта ее начала реализовываться. Всю зиму она выбивала участок за городом, и, с наступлением лета взялась за постройку добротного дома на том участке.
       «Можно поселиться на даче, а квартиру сдавать внаем, - думала она, - И тесниться не будем, и гостей будет, где встретить, и машина  всегда при доме».
      Теперь эту мечту, уже начавшую реализовываться, грозили отобрать сомнительные люди. Балжан думала о том, как будет счастлив Заманжол, если ей удастся вернуть Алтынай, как он будет признателен ей. Она вспомнила, как он воскликнул: «Умница! Какая ты у меня умница!», когда она предложила самой добиваться опеки над Алтынай. И как она почувствовала прикосновение счастья, когда он принялся целовать ее. Ради этого стоило пожертвовать своей мечтой.
      Балжан подошла к телефону, чтобы позвонить и сказать, что она согласна расстаться с долларами на депозите. Но вдруг она представила, как отреагирует Заманжол, когда узнает, какой ценой Балжан удалось вернуть Алтынай. Одобрит ли он ее действия? И, как бы он сам поступил в подобной ситуации?
      Балжан задумалась. Изрядно поломав голову, и, не придя ни к какому решению, она во второй раз подошла к телефону. На этот раз чтобы позвонить Заманжолу и посоветоваться с ним о выкупе. И вновь она остановилась в нерешительности, и вновь, немного подумав, отошла от аппарата.
      «Ты хочешь переложить тяжесть выбора на его плечи, - сказала она себе, - А ведь это  твой выбор. Поставив перед этим нелегким выбором, ты заставишь его страдать. Ведь его принципы будут диктовать отказаться от выкупа Алтынай, а любовь будет принуждать поступиться принципами. Нет, нельзя этого делать. Ему и без того сейчас нелегко».
       Балжан  подошла к окну – столица громоздила перед ее взором свои скромные небоскребы. Опустила глаза – толпы спешащих по своим делам людей и машин. И каждый занят своими делами,  каждый ежеминутно делает свой выбор, идя порой на компромисс с совестью, поступаясь убеждениями и принципами, ибо так повелось с давних времен, что никому не дано пройти по жизни без потерь. Ибо убеждения и принципы у каждого свои, и никак не хотят ужиться, тогда как люди вынуждены жить вместе. И с каждым годом, с каждым веком, мы все больше теснимся, и наши души испытывают все большую деформацию,  в чем-то уступая или подстраиваясь под принципы, или, что происходит чаще, под беспринципность других наших сородичей.
       «Но, что делать? - Балжан закружила по комнате, - Что же делать? И, чего я добьюсь, отказавшись от предложения тех людей? Я смогу покончить с коррупцией? Или смогу опровергнуть тезис, ставший истиной, гласящий, что всё и вся имеет свою цену, и что нет ничего, что невозможно было бы купить? Заманжол не согласен с этим, он всю жизнь бьется над тем, чтобы доказать, что есть вещи, которые не продаются. Но многого ли он достиг? Спросить его учеников, так ли это? – вряд ли все они поддержат своего учителя. А ведь они уважают его. Уважают и любят. Но окружающая действительность ежечасно преподает им другие уроки, более убедительные и наглядные, чем уроки их любимого учителя. Значит…».
      Балжан остановилась возле телефона. Но она так и не прикоснулась к аппарату.
      «Да, жизнь преподает нам урок за уроком. Но, все же выбор за нами. Вот теперь я должна сделать выбор, решить для себя, кто прав – те люди или Заманжол. А главное - решить, за кого я, решить для себя, с кем я – со своим мужем, или с совершенно чужими мне людьми. Вот что я должна решить для себя. И, ведь речь идет не о  покупке Алтынай. Нет, я должна решить, продаюсь ли я. Можно ли меня купить. Вот в чем вопрос!».
      И Балжан отправилась обивать пороги столичных инстанций. Но чиновники словно сговорились – отказ за отказом. И все словно озаботились одним – благополучием в семье просительницы.
      - Да как вы не понимаете! – воскликнула Балжан в одном из кабинетов, - Благополучие в нашей семье впрямую зависит от того, будет  Алтынай с нами или нет. Поймите – она для нас теперь, как наш ребенок. Будет ли благополучной ваша семья, если у вас отобрать ребенка?
      - Не сравнивайте мою семью со своей! – взвилась чиновница, - Мой муж относится к нашим детям, как к детям.
      Балжан смутилась. Она поняла, что хотела сказать эта чиновница.
      Но вот вроде встретился хороший человек – директор благотворительной организации «Жанбобек». Джамбул Кошенович расспросил Балжан обо всем. Затем сказал:
      - А что если вам усыновить настоящего ребенка, малыша? Подумайте, как бы ни было, но ваша Алтынай взрослая. Да-да, конечно, она большой ребенок! Но сколько маленьких детей, младенцев ложится спать с мечтой о том, что завтра придет мама и заберет домой! Разве эти дети менее достойны участья, чем ваша Алтынай?
       Балжан подумала и сказала:
       - Хорошо, мы готовы усыновить или удочерить ребенка. Мой муж не будет против. Но все равно нам нужна Алтынай. Понимаете, она уже была у нас, она успела стать членом нашей семьи, наша дочь Амина до сих пор скучает по ней.
       Затем предложила:
       - Джамбул Кошенович, помогите мне добиться опеки над Алтынай, а я хоть сейчас дам согласие на усыновление ребенка.
      Директор «Жанбобека» улыбнулся с грустью в глазах.
      - Наш разговор напоминает торг -  «Ты мне – я тебе».
      Балжан смутилась.
      - Простите меня, но поймите – я испробовала все способы вернуть Алтынай. Если для этого нужно усыновить ребенка – я готова. Можно было бы и двух, но  мы оба сейчас безработные. Правда, муж работает на станции – разгружает вагоны. А ведь он учитель!
       - Хорошо, я посодействую вам.
       Взгляды их встретились. Джамбул Кошенович смотрел испытующе. Что оставалось Балжан?
       «Будь что будет! – решила она, - В конце концов, Амине нужен братик».
       И она сказала:
       - Я согласна. Только, если можно, я хотела бы мальчика.
       - Хорошо - сказал Джамбул Кошенович, - Вы сможете выбрать. Давайте, поедем сейчас в дом ребенка, там и посмотрите.

       Балжан поняла, что поступила опрометчиво, войдя к малышам. Она шла в сопровождении заведующей и одной из воспитательниц, но взгляды детей сосредоточились на ней. Малыши оставляли свои игрушки и с надеждой в глазах поворачивались к Балжан. И у всех у них появлялось одно слово на устах – «мама». Эти дети никогда не видели своих матерей, но это священное слово родилось вместе с ними.
      - Мама! – и пара глаз умоляет сказать, что они не ошиблись, что, наконец, пришел день, о котором малыш мечтал всю свою короткую жизнь.
      - Мама? -  всматриваются другие, словно могут вспомнить лицо той, что так безжалостно бросила, едва произведя на этот свет.
       Балжан заплакала. Ей захотелось крикнуть на весь белый свет: «Люди! Скажите – что происходит? Почему вы бросили этих прелестных малышей? И как вы можете жить после этого? Как вы можете смотреть в глаза окружающим?  Как можете спать спокойно? И как вы можете дышать свободно, когда ваш ребенок, плоть от плоти вашей, беззащитный и беспомощный, страдает, страдает и ждет, ждет вас каждую минуту, дни напролет…»
      И она выбежала из помещения.

      Ее встречали Заманжол и Амина. Амина захлопала в ладоши, завидев Балжан с ребенком на руках. А Заманжол  сказал, глядя на жену с восхищением:
      - Ты ли это, Балжан?!
      Затем взглянул на новоприобретенного сына.
      - Ну, давай знакомиться.  Я Заманжол - твой папа. А ты?
      За мальчика ответила Балжан:
      - А я твой сын -  Толеген.
      - Папа, дай его мне, – попросила Амина, и, получив на руки малыша, представилась:
      - А я твоя сестра – Амина.
      Малыш прильнул к ней, и лицо ее сестры осветилось счастливой улыбкой.
      «Вот ведь как, - думала Балжан, поглядывая на мужа и дочь, - Столько жили втроем и никогда не думали, что нам не хватает еще кого-то».
      - Мне не удалось добиться возвращения Алтынай, - сказала Балжан Заманжолу, - Но зато привезла Толегена. Ты не рад?
      - Почему? Конечно, он не заменит Алтынай. Но ведь и ему нужна наша любовь. Ты все правильно сделала. И я рад за тебя.
       - Я познакомилась с Джамбулом Кошеновичем – директором «Жанбобека». Он обещал посодействовать насчет Алтынай. Будем надеяться на него.

       Забота о новом сыне отнимала время у Заманжола, занимала его мысли. Но, играя с малышом, уча его простейшим премудростям жизни, он часто видел перед собой Алтынай. Амина без устали возилась с братиком,  но и она время от времени вспоминала  Алтынай.
      - Пап, смотри, как Толеген шлепает руками по воде, - кричала она из ванной, - Помнишь, Алтынай тоже так делала.
       Заманжол подходил к дверям ванной и с улыбкой наблюдая, как дурачатся малыши в воде, вспоминал образ дивной девушки, шлепавшей своими изящными руками по воде, и его сердце щемило от неизбывной печали.

      Оля Придько обходила одного одноклассника за другим. Все были заняты сдачей экзаменов и подготовкой к студенческой жизни.
      - Нам нужно собраться всем классом, - говорила она им, - И подумать, как помочь Заманжолу Ахметовичу.
       - Что ты имеешь в виду?
       - Во-первых, он сидит без работы. Ну, я хотела сказать, что разгрузка вагонов – это не его дело. Он должен работать учителем. А во-вторых, нужно подумать, как добиться возвращения Алтынай. Мы должны что-то придумать.
       - Но что?
       - Не знаю пока. Вот как раз и поговорим об этом. Не может быть, чтобы мы ничего не придумали.

       Бывший класс Заманжола Ахметовича собрался в парке в укромном уголке, огороженном живой изгородью. Девчата расселись на скамьях, а ребята с удовольствием растянулись на траве.
       - Кто-нибудь что-нибудь придумал? – спросила Оля.
       - Нужно обратиться к нашему депутату Мажилиса, - предложил Азамат.
       - А кто это?
       - Не знаю.
       Все рассмеялись.
       - Чего смеетесь? – Азамат приподнялся и сел, сложив ноги, как мусульманин, - Я не знаю его имени, но ведь в парламенте есть депутат, которого избрал наш город.
        - И что? Он будет заниматься Заманжолом Ахметовичем? – Катя по школьной привычке противоречила Азамату.
       - А почему не будет? Ведь он представляет интересы наших людей.
       Небольшая полянка потонула в шуме голосов.
       - Тихо! – призвала к порядку Оля, - Мне кажется, Азамат прав. Нужно обратиться к депутату. Всем классом.
       - И как мы это сделаем?
       - Нужно ехать в столицу!
       - Да, всем классом!
       - Устроить митинг перед зданием парламента!
       - Изготовить транспаранты!
       Ребята опять расшумелись. Предложения посыпались со всех сторон.
       - Постойте! Замолчите! – крикнула вновь Оля, - Чего расшумелись! Давайте спокойно поговорим. Да, нам нужно поехать в столицу. И всем классом. Но митинговать пока не надо. Нужно написать обращение к депутату, или прошение, я не знаю, как это называется, короче, составить документ и всем подписаться под ним. Написать, что Дарья Захаровна выжила Заманжола Ахметовича из школы, и как она сделала так, что у него отобрали Алтынай.
       На том и порешили. Весь остаток дня бывшие одноклассники сочиняли обращение к депутату, горячо обсуждая  каждое выражение. Наконец, документ был составлен, и бывшие ученики Заманжола разошлись по домам, вновь ощущая себя  классом, единым коллективом.

      Столица встретила учеников Заманжола мелким нудным дождем, поубавив их энтузиазм. Они вышли из поезда и быстро перешли в здание вокзала. И там столпились, не зная, как  им добраться до парламента. К ним подошла молодая женщина.
      - Здравствуйте. Вы впервые в нашей столице?
      - Да… нет… - вразнобой отвечали ребята.
      - Вы приехали отдохнуть у нас, посмотреть столицу? Предлагаю свою помощь. Наше агентство организует поездку по столице, мы  познакомим вас с его достопримечательностями. Я экскурсовод, мое имя Гуля Саметова.
      - Мы приехали по делу, - сказала Оля, - Но помощь нам нужна. Мы не знаем, как добраться до Мажилиса.
      - До Мажилиса? – удивилась экскурсовод, - И,  какое дело у вас?
      - Нам нужно встретиться с депутатом от нашего города. Поговорить с ним о нашем учителе. Его несправедливо уволили.
      Экскурсовод взглянула на ребят с уважением. Она сказала:
      - Хорошо, я помогу вам. Пойдемте, там нас ждет наш экскурсионный автобус. По дороге к парламенту я покажу вам нашу столицу.
      Автобус катил по проспектам, а Гуля увлеченно рассказывала о своем городе, о строящихся объектах, о грандиозных планах перестройки и застройки столицы. Ребята глазели по сторонам и внимательно слушали экскурсовода. Правда, время от времени Азамат бросал реплику и тогда остальные, либо смеялись его очередной шутке, либо начинали с ним спорить и тогда Гуля Аметова призывала их к порядку и ей не сразу удавалось успокоить вчерашних учеников.
      Но вот они добрались до здания парламента, и депутат принял их сразу, как только ему доложили о них. Его помощник рассадил девочек, а мальчики остались стоять – не хватило стульев.
      Депутат представился официально:
      - Утемисов Калам Сакенович – депутат по избирательному округу номер такой-то.
      - Я слушаю вас, - сказал он затем.
      Заговорила Оля:
      - Мы ваши земляки. И решили попросить у вас помощи. Мы окончили школу в этом году. Классным руководителем у нас был Енсеев Заманжол Ахметович. Он замечательный учитель. Мы его очень любим и уважаем. И не только мы – все ученики нашей школы. Но он сейчас разгружает вагоны на станции.
      - Разгружает вагоны?! Почему?
      - Потому что его уволили из школы. Потому что наша директриса, Дарья Захаровна Тиранова…
      Оля замялась, не зная, как охарактеризовать ее. Депутат ждал. Тогда заговорил Азамат.
      - Дарья Захаровна любит, чтобы все лебезили перед ней. А Заманжол Ахметович всегда говорит правду в глаза. И он против показухи.
      - А ваша Дарья Захаровна, значит, за показуху?
      Тут заговорили все сразу.
      - Да, она всегда устраивает показуху, когда приходят  начальники!
      - И всякие комиссии!
      - Дарья Захаровна при них такая добренькая, а вообще она злая.
      - Никто ее не любит –  только боятся.
      - Она завидует Заманжолу Ахметовичу за то, что все ученики уважают его, а не ее.
       Депутат слушал ребят и улыбался.
       - Я понял вас, - сказал он, когда его посетители угомонились, - Вы хотите, чтобы ваш Заманжол Ахметович вернулся в школу. Но, как могла ваша Дарья Захаровна уволить его? Ведь нужен повод для этого. Хотя бы формальный.
      - Заманжол Ахметович сам написал заявление, - сообщила Оля, - Он вынужден был уйти – Дарья Захаровна не давала ему спокойно работать.
      - Ясно, - резюмировал депутат, - Нужно разобраться. Вы хорошо сделали, что обратились ко мне. Молодцы!
      И, помедлив, добавил:
      - Давайте сделаем так – я попробую организовать вам встречу с кем-нибудь из министерства образования. Если министр или кто-нибудь из ее  заместителей согласятся принять вас, вы расскажете им о своем учителе. Идет?
      Ребята зашумели, выражая согласие.
      - Вот и хорошо, - сказал депутат, и, сняв трубку телефона, позвонил куда-то.
      - Алло! Сания Калиевна? Здравствуйте! Это из Мажилиса вас беспокоят. Утемисов Калам Сакенович.  А вот по какому – у меня сидят мои избиратели. Выпускники школы. Они ходатайствуют за своего учителя Енсеева Заманжола Ахметовича. Они считают, что с ним обошлись несправедливо – он был вынужден уйти из школы. И, что он теперь разгружает вагоны на станции. Хорошо. Спасибо!
      И положив трубку на аппарат, депутат сказал:
      - Министр образования готова принять вас. Но не сегодня. Завтра. В десять часов утра. Сегодня у нее неотложные дела.
      И спросил, оглядев ребят:
      - Вы где остановились?
      - Нигде пока, - ответила за всех Оля, - Мы думали – подадим вам прошение и сразу уедем.
      - Ничего страшного, - успокоил депутат, - Я позабочусь о вас. Сейчас вы пообедаете в нашей столовой, потом вас отвезут в гостиницу. А после отдыха вас ознакомят с нашей столицей. А вечером я приглашаю вас в цирк. Годится?
       Ребята обрадовано загудели. А Азамат сказал:
       - Нам бы на дискотеку…
       Оля взглянула на него с укоризной.
       - А что? – вскинулся тот, - Съездить в столицу и не побывать на дискотеке?
       Калам Сакенович улыбнулся. Он сказал:
       - Ладно, будет вам и дискотека.
       И вызвав  помощника, повелел:
       - Отведите ребят в столовую и покормите. Я закажу номера в отеле – после обеда отвезете туда – пусть отдохнут.
       Помощник с готовностью кивнул и сказал, обращаясь к посетителям:
       - Идемте за мной, ребята.
       Но те не спешили. Депутат с помощником взглянули на них вопросительно.
       - Мы хотели попросить еще об одном, - сказала Оля, - Дело в том, что у Заманжола Ахметовича была одна девушка на воспитании. Алтынай обнаружили без чувств в зале ожидания нашего железнодорожного вокзала. Она ничего не помнит, и она стала, как маленький ребенок. Заманжол Ахметович оформил над ней опекунство, а Дарья Захаровна добилась, чтобы ее отобрали у него. Алтынай сейчас содержится в каком-то интернате. Вот. Не могли бы вы и в этом ему помочь?
      Депутат смотрел на ребят с интересом. Он  взял ручку и добавил что-то в свои записи.
      - Я постараюсь помочь, - сказал он, - Но с этим вопросом нужно обращаться в другое министерство. Вы отдыхайте, а я свяжусь с теми, в чьем ведении вопросы опекунства. Идите обедать.

      На другой день ребят приняла министр образования. Кроме Сании Калиевны присутствовали еще два человека, видимо, ее заместители.
      - Итак, вы считаете, что с вашим учителем обошлись несправедливо, - начала беседу министр.
      И вновь разговор повела Ольга Придько.
      - Да. Наша директриса Дарья Захаровна попросту выжила Заманжола Ахметовича.
      Министр не удержалась и сделала замечание:
      - Вернее будет сказать «директор».
      - Да, наша директор – плохой человек. Никто не любит ее, ни ученики, ни учителя.
      - Знаете что, ребята. Давайте договоримся так – вы говорите только от своего имени. Любят ли вашу Дарью Захаровну другие ученики или учителя – этого вы не можете сказать. Вы говорите лишь о том, кого вы сами не любите. Понятно?
       - Да, - согласилась с ней Оля, - Мы, наш класс не любим нашего директора Дарью Захаровну. Это так, ребята?
       Ее одноклассники дружно подтвердили правильность ее слов.
       - И мы любим и уважаем Заманжола Ахметовича, так?
       И вновь гул голосов поддержал Олю.
       - Потому что Заманжол Ахметович – самый лучший учитель. Он замечательный человек. Вы можете спросить у любого ученика нашей школы, и любой скажет, что это правда. Когда мой папа пропал в прошлом году, а маму парализовало, он помог нам.
       - Вот как, - министр переглянулась со своими заместителями, - Ну, если он такой замечательный, то мы готовы помочь вам его вернуть. А что касается  директора вашей школы, то обвинения против нее вы выдвигаете серьезные.
      - Мы думаем – вам лучше приехать в нашу школу и расспросить всех учеников  о ней. А если будете спрашивать учителей – то…
      - То – что?
      - Мы не можем говорить за них, но думаем, что они не скажут вам правду.
      - Почему?
      - Потому что они боятся Дарью Захаровну. Только Заманжол Ахметович не боялся ее.
      И Оля добавила:
      - Никому ведь не хочется стать безработным.
      А Азамат заметил:
      - И бесполезно наводить справки о нашем директоре в гороно – и там вряд ли скажут правду о ней.
      - Почему вы так считаете?
      - Потому что говорят, что у Дарьи Захаровны обширные связи и сильные покровители.
      Министр вновь переглянулась с заместителями.
      - Ребята, не нужно повторять того, что говорят, - вмешался в разговор заместитель министра – солидный мужчина интеллигентного вида, -  Это в народе называют сплетнями. Вы должны говорить только о том, что вам самим хорошо известно.
      Азамат не смутился. Он сказал, обращаясь к замминистра:
      - Как вас зовут?
      - Вениамин Алексеевич.
      - Вениамин Алексеевич, мне хорошо известно, что у Дарьи Захаровны обширные связи и высокие покровители. В противном случае она вряд ли проработала в школе столько лет, и вряд бы стала директором.
       Замминистра смутился.
       - Хорошо, - вмешалась министр, - Мы разберемся в этом деле. Если и вправду директор вашей школы не пользуется уважением среди учеников и если она выживает уважаемых и любимых учителей, то мы положим этому безобразию конец. И, поверьте, ничьи обширные связи и никакие высокие покровители не помешают нам.
      - Мы верим вам, - сказала Оля, - Но вы должны знать – мы не остановимся, пока не добьемся ухода Дарьи Захаровны из нашей школы, и возвращения туда Заманжола Ахметовича. Даже если нам придется обратиться к самому президенту.