Горький аромат фиалок Ч 2 Гл 29

Кайркелды Руспаев
                29

 
       Все же усилия частного детектива дали первый результат, - нашлась одна пропавшая из квартиры Семена Игнатьевича вещь. В ломбарде, расположенном в одном из райцентров. Это были золотые запонки с рубинами.  Работник, оформлявший залог, сказал, что  запонки принесла какая-то цыганка, Леонтьева Василиса. Сегизбай Егинбаевич привез Семена Маркова в ломбард и тот опознал свои запонки. После этого детектив организовал поиск цыганки.
      Он быстро нашел Леонтьеву. Цыганка не отрицала, что запонки заложила она. Но утверждала, что их она получила в наследство от отца. Детективу пришлось обратиться к полицейским, чтобы заключить эту цыганку под стражу. Но она оказалась стойкой – твердила из допроса в допрос, что запонки достались ей после смерти отца. Для того, чтобы разоблачить ее, требовалось доказать, что запонки принадлежат Семену Маркову.
       Но тут возникла одна загвоздка. Сегизбай Егинбаевич  решил пробить  запонки по картотеке полиции, и результат ошеломил его. Рубиновые запонки оказались в числе драгоценностей, похищенных около двадцати пяти лет назад из ювелирного магазина. При ограблении магазина погибли сторож и его жена, видимо, помогавшая мужу скоротать долгую зимнюю ночь. Тогда это преступление осталось нераскрытым. 
      Сегизбай Егинбаевич выяснил, что отец цыганки и вся их семья жила во время налета на ювелирный магазин очень далеко от Казахстана – аж в Бессарабии. Невозможно было выяснить, имел ли покойный родитель цыганки отношение к ограблению и двойному убийству, или он купил запонки после того, как перебрался в Казахстан. Если цыганка не лжет, и вещь досталась ей от отца, то значит, лжет Семен Марков или он ошибся, признав своими эти запонки. А возможно, что оба они не лгут и речь идет о двух одинаковых вещах. Этого нельзя исключать. Ладно, пусть цыганка не солгала и запонки ей и впрямь достались после смерти отца. А что же скажет Марков?
       Детектив вновь обратился к потерпевшему:
       - Семен Игнатьевич, где и у кого вы приобрели эти запонки с рубинами?
       Коммерсант нахмурился.
       - Какое это имеет значение?
       - Я нашел ту цыганку, которая заложила запонки, но она утверждает, что  вещь досталась ей от отца. Она не хочет признаться в том, каким образом к ней попали эти запонки, видимо потому, что в таком случае ей придется вернуть в ломбард полученные деньги. Если я докажу, что запонки принадлежат вам, то сумею «прижать» ее и, возможно, смогу выйти на воровку.
       - Вас наняла моя падчерица, не так ли? – сказал Семен Игнатьевич.
       - Да, это так.
       - И вы получили от нее гонорар?
       - Пока только аванс.
       - Ну, тогда выполняйте сами свою работу! Причем тут я?
       Сегизбай Егинбаевич внимательно всмотрелся в собеседника.
       - Но разве вы не заинтересованы в том, чтобы вернуть свои драгоценности?
       - Да.
       - Как же вы получите назад те запонки? Ведь цыганка их вам не отдаст. Она получила их в наследство от покойного отца.
        Семен Игнатьевич ответил с важностью в голосе:
        - Я подал заявление, и теперь полиция обязана найти эти вещи и вернуть их законному владельцу.
       - Формально это так. Но ни один полицейский не пошевелит и пальцем для этого. Мне пришлось здорово попотеть, побегать по городу, по области, чтобы обнаружить одну из ваших вещей. И, если вы откажетесь помочь мне, то своих драгоценностей вам  не видать.
       Марков недовольно насупился.
       - Хорошо, - согласился, наконец, он, - Что вы от меня хотите?
       - Где вы приобрели эти запонки?
       - Их подарила мне моя покойная жена.
       - Хорошо. А вы не знаете, как они попали к ней?
        - Не знаю… наверное, купила.
        - Где, в каком магазине?
        - Откуда я знаю!
        - Может быть в комиссионке? – Сегизбай Егинбаевич в тот момент не смог бы объяснить, почему вдруг он так спросил, но именно этот вопрос стал ключевым в разгадке тайны золотых запонок с рубинами.
        Семен Игнатьевич  изменился в лице. Детектив заметил еле заметную испарину, выступившую у него на лбу.
        - Что же вы замолчали?
        - Я не знаю, где жена взяла те запонки. И, какое это имеет теперь значение? Я –  законный владелец, вот и верните их мне.
        Так. Кто-то когда-то ограбил ювелирный магазин и, возможно, сдал запонки в комиссионку. Покойная жена коммерсанта купила их, подарила мужу, а через несколько лет лицо без определенного жительства Зоя украла их у этого коммерсанта и… нет, так не годится! Ну не дурак же этот грабитель, чтобы такую, паленую, выражаясь воровским жаргоном, вещь сдавать в комиссионку. Но как же они оказались там? Значит, опять возникает альтернатива – либо Семен Марков лжет, либо речь идет о третьем экземпляре запонок. По всему это так.
       «Но почему он так забеспокоился? Не причастен ли он сам к ограблению? И как добраться до грабителя – двойного убийцу?» – думал детектив. Он, по профессиональной привычке, задался этим вопросом, хотя, вроде бы это дело двадцатипятилетней давности его не касалось. Но, другого выхода нет, запонки – единственная на сегодняшний день зацепка.
      Сегизбай Егинбаевич  отправился в архив и нашел запись в регистрационной книге комиссионного магазина. Там были подробно описаны особенности запонок, и была ссылка на клеймо мастера. В записи также фигурировало имя человека, сдавшего вещь в комиссионку. Детектив установил, что этот человек и поныне живет в городе.
      Сегизбай Егинбаевич навел справки об этом человеке. Орехова Мария Ильинична, пенсионерка. Безупречная репутация. Ничего, что могло бы заинтересовать детектива. А вот ее муж, Василий Георгиевич Орехов, проработал более тридцати лет в потребсоюзе, и сейчас был на пенсии. Детектив поднял архивы потребсоюза, и каково же было его удивление, когда он узнал, что вместе с Ореховым в те годы работал и Марков Семен Игнатьевич.
      Дальше – больше. Нашелся приказ председателя потребсоюза  о назначении Маркова директором комиссионного магазина. Детектив  присвистнул.
      «Это становится интересным», - сказал он и продолжал расследование. Установил фамилию тогдашнего заведующего ювелирным магазином - Тейманов Даут Саутович. Но, оказалось, что его уже нет в живых. Но была жива его вдова – Дарига Жагоровна.

      - Дарига Жагоровна, вы знаете Орехова Василия Георгиевича? – спросил Сегизбай Егинбаевич у вдовы Тейманова. Он напросился на разговор со старушкой, представившись журналистом, получившим задание написать статью о ее покойном муже.
      - А как же! – отвечала старушка, - Он ведь был лучшим другом покойного Даута.
      - А Семена Игнатьевича Маркова?
      Пожилая женщина закивала, умильно улыбаясь.
      - Они оба были друзьями моего мужа. Даут, Семен и Василий работали в одной конторе. Они всегда были вместе – и в радости, и в горе…

       Вырисовывалась любопытная картина –  двадцать пять лет назад был ограблен ювелирный магазин, которым в то время заведовал Тейманов. Украденные из этого магазина запонки попали затем в комиссионку, где к тому времени директорствовал Марков. Их сдала туда Орехова, а ее муж - председатель потребсоюза. И все эти мужчины – неразлучные друзья, если верить вдове одного из них. Детектив копает дальше. Он поднимает архивы милиции. Исследует папки с делом об ограблении ювелирного магазина. Читает протоколы допросов.
      «После обеда в магазин приехал  Орехов Василий Георгиевич, - показала уборщица, - Он прошел в кабинет Даута Саутовича. Потом к ним присоединился Марков Семен Игнатьевич.
      - Что они там делали? - это вопрос следователя.
      - Разговаривали о чем-то. Я еще удивилась – обычно они довольно шумели. Бывало, посылали меня в гастроном, ну, там, за водкой и закусью. А в тот день они сидели тихо.
      - И когда они ушли?
      - Я не знаю. Наверное, перед самым закрытием. Я ушла без четверти пять, а в пять часов магазин закрывается».
       Сегизбай Егинбаевич  хотел прочесть протокол допроса продавца, работавшего в тот день, но ничего не нашел. Оказалось, что продавщица, Яблокова Ирина Николаевна, исчезла бесследно. Она тогда была объявлена в розыск, как главная подозреваемая, но так и не была найдена. Орехов, Тейманов и Марков показали, что покинули магазин одновременно. По их показаниям следовало, что продавщица еще оставалась в магазине.
       И вновь детектив у Дариги Жагоровны.
       - Вы не помните, - спросил он, как бы между делом, - Яблокову Ирину Николаевну? Она работала продавщицей у вашего мужа.
      Старушка смутилась. Отвела глаза и принялась поправлять безупречную скатерть. Детектив ждал.   
      - Ну, так как, вспомнили? – осторожно поторопил он.
      - Да, - ответила старушка без особого энтузиазма.
      - Вы не знаете, где она сейчас?
      - Нет.
      Детектив хотел задать еще один вопрос насчет пропавшей продавщицы, но тут Дарига Жагоровна спросила:
      - А зачем она вам?
      Пришел черед смутиться детективу. И насторожиться, ибо старушка добавила:
      - Слушайте поменьше сплетни. Расскажут вам всякое о Дауте. Конечно, он не был ангелом, но его уважали. И ценили. У него столько наград…
      И она пригласила гостя в горницу – там на самом видном месте висел  пиджак с рядами орденов и медалей.
      - Вот видите, - с гордостью произнесла старушка, - Он был уважаемым человеком, его труд высоко ценили. А его личная жизнь никого не касается. Уж могли бы покойника оставить в покое…
      «Не иначе, как ее мужа и Яблокову что-то связывало – не зря старушка так всполошилась. Да и ее слова о сплетнях… она решила, что я узнал о взаимоотношениях заведующего и продавщицы от кого-то из ныне живущих. Так. Кто бы мог мне о них поведать? Орехов? Или Марков? Но, вряд ли можно ожидать такое  от мужчин. Значит – Орехова. Нужно с ней поговорить».
       Орехова Мария Ильинична оказалась общительной женщиной. Сегизбай Егинбаевич подкараулил ее возле гастронома, куда та наведывалась по два раза на дню, видимо, она из неусидчивых натур.
      - Мария Ильинична! – окликнул детектив, и женщина с любопытством взглянула на незнакомца.
      - Что-то не признала вас...
      - Здравствуйте. Я – журналист, получил от редакции задание - написать очерк о ветеранах труда. В их числе и о Василии Георгиевиче.
      - Да? – лицо женщины озарилось радостью, - Ну, тогда пойдемте к нам. Василий как раз дома.
      Детектив пошел рядом с ней.
      - Дело вот в чем. Я хотел бы поговорить с вами о вашем  муже без него. Знаете, ветераны так скромны, они не любят рассказывать о себе. Боюсь, Василий Георгиевич и вам не даст этого сделать. Лучше мы поговорим с вами спокойно, а уж потом пойдем к вам. Лады?
      - Хорошо, я готова, - согласилась женщина, опускаясь на скамейку в сквере.
      Детектив дал ей разговориться, направляя разговор в нужную сторону.
      - А что вы можете сказать о друзьях мужа? Я слышал, например, что Даут Саутович был неравнодушным к женщинам.
      Мария Ильинична улыбнулась.
      - Да, водился за ним такой грешок, - подтвердила она.
      - И, сколько у него было женщин?
      - Ой, всех и не упомнить, -  Мария Ильинична рассмеялась.
      - Ну, например, Ирина Николаевна…
      - Ах, Ира! – на лице собеседницы появилось выражение брезгливости, - Да, Ира – настоящая вертихвостка. Ведь она пыталась и Василия Георгиевича соблазнить. Но мой не такой…
      - Значит, Ирина Николаевна была легкомысленной женщиной?
      - Чего там – «была»! Она и сейчас еще не угомонилась.
      - Да?! – детектив не сумел скрыть заинтересованности.
      - Да. Правда, она намного моложе нас, но все же могла бы  вести себя скромнее в пятьдесят-то лет.
      - Значит, она живет… здесь?
      - Конечно. Я почти каждый день вижу ее на рынке. Она торгует там трикотажем. Коммерсантка. По нынешним временам богачка, обвешалась золотом, даже не поздоровается, как следует. А ведь в свое время готова была…
       Мария Ильинична спохватилась. Детектив заторопился. Он выведал у нее все, что было нужно. Ему не терпелось взяться за женщину, объявленную в розыск двадцать пять лет назад, а теперь преспокойно торгующую на рынке.
      - А разве вы не повидаетесь с Василием? – удивленно спросила Орехова, когда детектив начал прощаться с ней.
      - Я навещу Василия Георгиевича завтра, а сейчас мне нужно срочно в редакцию – совещание в пять.
      - А-а… - разочарованно протянула пенсионерка, - Я-то думала – мы с вами  устроим вечер воспоминаний. Василий любит вспоминать свою молодость. Ведь он пацаном попал в ФЗО. И потом целина. А работа в потребкооперации – ведь это целый роман.
      - Да-да! Мы обязательно послушаем его, - заверил женщину детектив, - А вас прошу: ничего пока не говорите ему, пусть мой визит станет для него сюрпризом.
      И он отправился на поиски торговки трикотажем.
      Сегизбай Егинбаевич сразу узнал ее – в деле об ограблении ювелирного магазина фигурировало  фото главной подозреваемой. Прошедшие с того времени годы наложили отпечаток на внешность женщины, но не настолько, чтобы наметанный глаз бывшего опера не выхватил ее из множества лиц за бесконечным торговым рядом. Сомнений не оставалось. Перед детективом – Яблокова Ирина Николаевна.
      Он перекинулся с ней несколькими словами, словно прицениваясь к пуловеру. Коммерсантка начала расхваливать товар, не забывая кокетничать с покупателем.
      - Значит, вы теперь торгуете трикотажем, - сказал Сегизбай Егинбаевич.
      - Да, и очень хорошо разбираюсь в нем. Этот пуловер словно специально связан для вас.
      - Но я хотел бы поговорить с вами о другой вещи, - с этими словами детектив передал ей фотографию рубиновых запонок, - Что вы можете о них рассказать?
      Коммерсантка побледнела. Ее пальцы, державшие снимок, задрожали.
      - Почему вы спрашиваете меня об этих… об этих запонках?
      - Потому что они когда-то лежали под стеклом прилавка ювелирного магазина. Того самого, в котором вы работали продавщицей.
      Яблокова облизнула губы и оглянулась, как затравленная.
      - Ирина Николаевна, я знаю все, - сказал детектив, но тут же поспешил успокоить женщину.
      - Не надо так волноваться. Это дело давно прекращено. Но…
     Ирина Николаевна вздохнула с некоторым облегчением.
     - … но нам нужно поговорить. Не согласитесь ли вы уделить мне полчаса своего времени? У меня машина.
      - Да-да! Сейчас, - согласилась она с предложением и, оставив свой товар помощнице, отправилась за детективом.
      - Я частный детектив, - сказал Сегизбай Егинбаевич, когда они с Яблоковой обособились в салоне его автомобиля, - Расследую одно дело о краже, и на ограбление ювелирного магазина вышел совершенно случайно. Я не представляю органы, однако, предлагаю вам сотрудничество в разоблачении настоящих преступников, ибо такие преступления не имеют срока давности. Когда-то вы были объявлены в розыск и фигурировали в деле, как главная подозреваемая. Но я не верю, что слабая женщина в одиночку способна убить двух человек. Прошу рассказать обо всем подробно.
      - Я никого не убивала. Я лишь отдала завмагу ключи и ушла домой.
      - Зачем?
      - Он оставался в магазине, и сказал, что ему нужно закончить отчет.
      - Даут Саутович был один?
      Коммерсантка взглянула на детектива и тут же отвела взгляд.
      - Нет. С ним был Орехов Василий Георгиевич.
      - И все?
      И вновь быстрый взгляд. Яблокова понимала, что этот полный человек с быстрыми движениями знает о многом.
      - Был еще Марков Семен Игнатьевич.
      - Хорошо, вы оставили завмагу ключи. Тогда почему же вы скрылись? Вы знали о готовящемся ограблении?
      - Нет, я ничего не знала. Я испугалась. Я просто испугалась. В тот день, поздно вечером, ко мне приехал Даут Саутович. Он передал мне портфель с изделиями и билет на самолет. Я должна была улететь на Украину к дальним родственникам матери.
      - Значит, вы заранее были посвящены в планы грабителей?
      Яблокова замотала головой, глядя на детектива расширенными глазами.
      - Нет-нет! Что вы! Я ни о чем не знала. Даут Саутович ввалился ко мне совершенно неожиданно. Он сказал, чтобы я немедленно одевалась – самолет должен был вылететь из столицы на другой день. А до столицы я должна была добраться на его личной «Волге». И дал билет до Киева.
      - Значит, он знал, что у вас есть родственники там?
      Коммерсантка отвела взгляд.
      - Да, знал… - только и сказала она.
      - И, больше вы никого не видели?
      - Нет. Даут Саутович посадил меня в свою машину. За рулем сидел незнакомый мужчина, который и отвез меня в столицу, в аэропорт.
      - Что он сказал вам на прощание?
      - Даут Саутович сказал, чтобы я сидела у родственников тихо и никуда не звонила и не выезжала. Что он сам вызовет меня, когда сочтет нужным. И сказал, что отвечаю за содержимое портфеля головой.
       - Хорошо. А что было дальше?
       - На следующий год ко мне приехал Даут Саутович и забрал портфель. Он сказал, что меня ищут, и что мне не стоит возвращаться в Казахстан. Он оставил мне денег.
       - Много?
       Ирина Николаевна замялась.
       - По тем временам много. Но скоро пошла инфляция, деньги обесценились, и мне пришлось искать работу.
       - А когда вы вернулись сюда?
       - В девяносто четвертом. Даут Саутович телеграфировал мне о том, что я могу возвращаться. Но посоветовал изменить фамилию, на всякий случай. Я вышла замуж и приехала сюда.
      - Понятно. Вы приехали сюда и занялись коммерцией?
      - Да. Даут Саутович дал мне денег на раскрутку. И поселил нас с мужем на своей даче.
      - И все это время вы знали, что в ту ночь погибли сторож магазина и его жена?
      Яблокова вскинулась и взглянула на детектива обреченно.
      - В то время я ничего об этом не знала…
      - Я верю, что вы не были соучастницей преступления. Что вас попросту использовали. Но вас обвинят в сокрытии преступления и  хранении награбленного. Поэтому советую помочь мне в разоблачении настоящих преступников. Давайте сейчас наведаемся к Семену Игнатьевичу Маркову, послушаем, что он скажет нам об этих рубиновых запонках и о других вещах из вашего ювелирного магазина, прошедших через его комиссионный магазин.