Сказка про Ивана, сына Ивана-дурака

Александр Маевский
Родила баба-Яга сына.

Эта новость моментально облетела всю округу. К её избушке шли, ползли и летели звери, птицы и разные сказочные персонажи, чтобы убедиться в чуде. Все гадали, кто же отец ребёнка? Кощей Бесмертный лишь один раз взглянул и сразу развеял всякие сомнения и догадки:
- Что тут думать? Mалец- копия Ивана-дурака! Ты же говорила, что его в печи испекла и съела?
Баба Яга густо покраснела и прошептала:
- Так ведь это... ну, не полез он в печь-то, охальник, обманул меня, девушку доверчивую.
Кощей, пытаясь вспомнить, сколько лет исполнилось этой девице, только ухмыльнулся.

Но роды так изменили ведьму, что все лишь диву давались, и бабой Ягой её уже никто бы не решился назвать.
Похорошела, помолодела, клюку отбросила, распрямилась. Навела впервые за много лет порядок в избушке. Нянек у сына было хоть отбавляй. Наконец-то, учёный кот Баюн нашёл себе благодарного слушателя и день и ночь рассказывал малышу сказки. Кощея использовали в качестве большой ходячей погремушки, и стоило ребёнку заплакать, как Бессмертный, отбросив всю свою солидность в сторону, начинал прыгать вокруг него, гремя костями. Он настойчиво заставлял называть себя теперь дедушка Коша.

Долго думали, какое имя дать сыну, но баба Яга отметала все. Прилетел Змей Горыныч и, стараясь дышать в сторону, чтобы ненароком не поджечь чего, пробасил всеми тремя головами:
- Назовите его Иваном, как отца. Будет Иван Иваныч.
Яга подумала и согласилась: всё-таки, Иван-дурак в её сердце рану оставил.
А дед Коша заявил:
- Одна голова хорошо, две лучше, а три- совсем гениально.
Змей Горыныч от похвалы друга взмыл в небо и скоро вернулся назад, принеся гору фруктов: мол, полезно и маме и сыну.

Рос Ваня, как на дрожжах, смышлёный и шустрый. Дёргал кота за усы, и сам уже рассказывал ему его же сказки, а Кощея щекотал по рёбрам так, что тот визжал от смеха, крича,что он умрёт скорее от хохота, чем от иголки в яйце.
Старичок-лесовичок обучил Ваню всяким лесным премудростям. Кикиморы и русалки плавали с ним наперегонки. И только умение колдовать не перешло к нему от матери.
Вырос он в пригожего крепкого юношу и однажды спрашивает Ягу:
- Мама, а отец-то мой кто?
И рассказала она ему про Ивана-дурака, что не знает, где он, и не искала никогда. Жив ли он, нет ли- неизвестно. Подумал сын немного и сказал:
- Пойду искать его по свету.
Отговорить Ваню не смогли. Собрали в дорогу припасы, сел он Змею Горынычу на спину и долетел до ближайшей деревни. На прощанье Змей дал ему свисток и наказал свистеть, если помощь понадобится.

Идёт Иван по земле, расспрашивает людей про Ивана-дурака, но или никто не слышал про такого, или боялись что-то рассказать. Схватили его стражники. Уж больно вид был подозрительный, да и разговаривает чудно (как кот Баюн научил- нараспев). Доставили Ваню во дворец, посадили в высокую башню. Там уже сидел старик седой. Спрашивает тот:
- За что тебя-то, малый, посадили?
- Да вот, старче, ходил я и спрашивал про Ивана-дурака, никому ничего плохого не делал, а меня сюда заперли. Может, ты знаешь чего про него?
- Тихо, парень. Не дай Бог, услышит кто.
- А что такое?
- Так ведь не Иван-дурак он теперь, а царь наш Иван. И всем головы порубил, кто его прозвище ещё помнил.
Ваня удивлённо спросил:
- А как это: дурак- и в цари?
- Ах, мой милый, так, в основном, в правителях-то и сидят такие... Пока он Иван-дурак звался, так не было парня в округе добрее нравом. Но вот выполнил царские задания и получил царевну в жёны, а как царь помер, так и правит нами. Одна беда- наследника ему Бог не дал.

Ваня говорит:
- Должен я его увидеть обязательно.
- Эх, как с этой башни выберешься? Только на плаху к палачу.
Пошарил Ваня в карманах, вынул свисток и дунул в него, что есть силы. Дед укоризненно проворчал:
- Нашёл время баловаться...
Немного погодя в окно заглянул жёлтый глаз одной из голов Горыныча:
- Ваня, ты чего тут?
- Выручай, друг, надо мне на волю. Да и дедка прихватим с собой.
Одним когтём вырвал решётку Змей, подставил хвост в окно, и узники скатились по нему на спину к Горынычу.

Дед улетел в сказочный лес со Змеем, а Ваня пробрался во дворец мимо стражников ночью, ходит по комнатам, ищет отца. Но так и не нашёл.
Утром поднялся переполох- сбежали заключённые. Ваня прятался в густой кроне раскидистого дуба и наблюдал за суматохой. Вдруг он увидел, что во двор вышла женщина в яркой одежде с плёткой в руке. Прислушался: слуги называли её царицей. Но где же отец?
За пару дней он проверил все помещения, бесшумно пробираясь мимо слуг и стражников, но царя так и не встретил.

Однажды он заметил, что снарядили слуги повозку, и двое из них поехали на ней куда-то. Целый день крался Ваня сбоку дороги следом за телегой. К вечеру прибыли на берег большого озера.
Навстречу вышел из избушки человек, странно переступая ногами. Скинули слуги груз на землю и поехали обратно. Мужчина переносит продукты в избу, а Ваня, приглядевшись, заметил, что ноги у того скованы короткой цепью. Вышел он из кустов и окликнул человека. Тот настороженно молчал. Ваня спросил его имя.
- Иван...
Ваня уточнил:
- Иван-дурак?
Улыбнулся грустно в ответ:
- Это точно. Дурак и есть. А ты откуда меня знаешь? И как сюда попал?
И рассказал ему Ваня всё с самого начала. Старший Иван слушал, всё более удивляясь и в конце воскликнул:
- Так ты, что ж, сын мой?
Ваня облегчённо вздохнул:
- Ну, слава Богу, дошло до тебя, наконец,... папа.
Обнялись они крепко, и тут Ваня решил спросить:
- Батя, а что ж ты так лютуешь, людей казнишь? Жестокий ты царь!
- Что ты, сынок, я и мухи не обижу. Как царём стал, так меня сразу в цепи заковали и сюда сослали. А от моего имени царица правит.

Задумался Ваня:
- Отец, а ты не хочешь назад к матери вернуться?
Иван-дурак даже в лице переменился:
- Знаешь, сынок, твоя мама, конечно, достойная... женщина, но я её что-то побаиваюсь. Да и старше она меня лет этак на... много, в общем. Мне бы в деревню назад и царём я не хочу больше быть. Вот только государство бы от злой правительницы избавить.
Ваня весело крикнул:
- Ну, это мы легко сделаем.
Дунул в свисток, зашумели крылья, и опустился Змей Горыныч на поляну.
- А-а-а, знакомое лицо,- пробормотал Змей и пощупал голову, у которой Иван когда-то зуб выбил.
- Что, попался? Во-от, не будешь больше добрых людей, то есть, Змеев, калечить. И Кощей тебя помнит, кое-как успел иглу свою спасти...
- Ну, простите уж... Молодой был, неловкий.

Рассказал Ваня Змею всю историю. От цепей отца легко освободили. И решили украсть царицу из дворца, отправить её на перевоспитание в лес. Через час уже нёс Змей всех троих к бабе Яге.
Иван-дурак глазам своим не поверил, когда увидел пусть не красавицу, но хорошенькую женщину. Пробормотал, обращаясь к сыну:
- А, пожалуй, я бы остался с ней здесь жить.
Кощей, сделав несколько кругов вокруг царицы, предложил:
- Я, как самый умый здесь, думаю сделать так: царицу поселим в избушке на курьих ножках, так как нравом она больше злую ведьму напоминает. Иван с Ягой и сыном вернутся в царство и пусть правят честно и по-доброму. А в советники себе деда возьмут, с которым я уж подружился- он такой же стройный и мудрый, как я.

Почесал в затылке Иван-дурак, да и согласился. Быстро донёс их Змей Горыныч во дворец, ворча всю дорогу, что не думал не гадал извозчиком работать.
Но править царством стал, всё же, молодой Иван, слушая добрые советы старика, а отец с Ягой, которую он называл теперь не иначе, как Ягушенька, поселились на берегу озера, где им отстроили новый большой и светлый дом.
И рожала ему жена почти каждый год детей, один другого краше. Да и сама от любви становилась из годa в год красивее и милее.
Ну, а в лесу появилась злющая ведьма, бывшая царица. И если бы не жёсткий контроль Кощея и Змея, то извела бы она в округе и зверей и людей.

И стал народ в царстве жить в сытости и радости и благославлять своего мудрого правителя. А про Ивана-дурака рассказывал теперь сказки ребятишкам кот Баюн, который перебрался во дворец и занимался воспитанием всех детей, живущих в этом царстве.