Ветер перемен

Надежда Жиркова
      
          Ирина раскладывала товар, когда к лотку подошёл седовласый покупатель, попросил показать наволочки на подушки из качественной ткани. Мужчины  такого склада редко обращали внимание на сугубо женский товар, поэтому она безразлично взглянула на него, выложила на прилавок  разных размеров и расцветок.
         Необычный покупатель внимательно рассматривал текстильную продукцию. Ирина терпеливо ждала, наблюдая за его действиями, но всё же не смогла сдержать сарказма, насмешливо подчеркнула:
        —  Вы, я вижу,  один из тех редких индивидуумов, кто разбирается в тонкостях тканей.  Знала, что такие люди есть, только ни разу не встречала!
       Её едкое замечание покупателя не возмутило, наоборот —  он внимательно и с какой-то теплотой посмотрел на продавца, выбрал, отложил в сторонку две наволочки, попросил завернуть, оплатил, но не спешил уходить, продолжая стоять у прилавка, словно хотел что-то сказать, но не знал с чего начать.
      Ирина заметила его замешательство, у неё появилась маленькая возможность продать ещё что - ни будь.
       — Советую: простыни для комплекта, такой же расцветки как и вами приобретенные наволочки. Двуспальные наборы из Шуйской ткани — односпальные, евро.
           — Нет,благодарю, я приобрёл именно то, что мне заказывали.
      Он продолжал смотреть на женщину как-то странно, и для Ирины вся сложившаяся ситуация была не понятна, вызывала раздражение.
У неё появилась жёсткость во взгляде,  улыбка с лица исчезла, она желала одного — распрощаться с назойливым покупателем.
           — Вы расстроены? — его тихий, но уверенный голос немного  охладил её  раздражительность. — Чтобы  вы успокоились, давайте просто поговорим, — покупатель  дружески улыбнулся. —  Послушайте одну забавную историю, которая перевернула мою жизнь.  —  при этих словах в его карих глазах отразилась тихая нежность.
            Непонятная перемена во взгляде совсем незнакомого  человека, в душе женщины вызвала вновь бурю чувств, любопытства и интереса. Что-то в этом взгляде притягивало, настораживало и будоражило сознание. Он смотрел на неё с каким- то снисхождением, это ощущалось в движениях, в голосе и даже в наклоне головы:
          — Восемь лет назад умерла жена, мы остались втроём с девочкой подростком и старенькой, очень больной бабушкой, чьё здоровье ухудшилось со смертью единственной дочери. Жизнь на десятки лет превратилась в безрадостное существование.
Но однажды  в автобусе мне приглянулась незнакомка, что сидела у окна. Её образ притягивал взгляд: короткая стрижка «сглаживала»   возраст, а чёрная куртка с капюшоном, отороченным мехом, подчёркивала стройность женской фигуры, небольшая сумочка лежала на коленях.
Прекрасная незнакомка уловила мой к ней интерес, подняла на меня свои обжигающие глаза, улыбнулась. Взгляды наши встретились, из автобуса вышли  вдвоём. С тех пор живём вместе.
         Он взял с прилавка приобретённую покупку и сказал:
         —   Жизнь странная штука, не знаешь, где найдёшь или потеряешь.  Я желаю и вам найти своё счастье, оно рядом, только его трудно заметить в нашей скоротечной суете.  Вы достойны счастья, не унывайте, боритесь, и верьте в себя!
         Ирина слушала молча,но в груди зашевелились змейки чёрной зависти к незнакомой женщине, а этот лощёный интеллигент влез в её душу железным когтем, вытащил на поверхность из затаённых складок огромный  пласт  горечи. В памяти острыми иголками отозвалась глухая боль невыплаканных слёз, несостоявшегося личного счастья. Она почувствовала себя мотыльком с обожжёнными крыльями.
         — Забирайте свою покупку и уходите, мне пора домой,продавцы с рынка давно ушли, только я с вами впустую трачу время! — больше она не смогла проронить ни слова, внезапно подступили слёзы.
       Ирина спешила  уйти от навязчивого покупателя, который продолжал стоять у закрытого ларька и смотрел ей в след. Она шла, ускоряя шаг, ей хотелось побыть  одной.  Торопясь, бежала от себя и своих душевных терзаний, и не замечала  перемен в природе —  небо потемнело, подул колючий ветер, он гнал по небу свинцовые тучи.
Горькие мысли роликом из тысячи кадров всколыхнули всю прожитую жизнь:
        «Да, мне  тоже хотелось надёжной и крепкой семьи, быть любимой женой и матерью, поддержки от  родных в сложных жизненных ситуациях. Безусловно, я сама своими руками слепила всё, что получила, не всегда поступала правильно. А кто знает — как правильно? Приходилось работать за троих, муж  —  из племени лентяев, безразличный к проблемам семьи. Возможно  поэтому, удача и достаток обходили наш безрадостный дом стороной. Родня у мужа большая, понятно, между собой очень  не ладили, часто пироги летали по улицам, когда  они выясняли друг с другом отношения. А я — камень преткновения, невестка-бесприданница.
        Свекровь не тратила время даром, разными кознями пыталась выжить меня, развести.  Мой муж первым сдал позиции, не выдержал постоянных скандалов в доме, «сломался», нашел утешение в бутылке, всё чаще задерживался на работе, заводил новых подружек. К сожалению,  и дети сторонились меня, своей матери,  и родной дом стал для них карцером. Дочка — девочка одиннадцати лет перешла жить к подружке, сын нашёл себе пристанище в общежитии, настало время и мне искать другой угол.
         Ночами, в пустой съёмной квартире, на чужой кровати, думы о детях, о муже, не давали уснуть. Я жалела супруга, оправдывала, забывала обиды, а когда он просил вернуться, возвращалась с надеждой и верой. А вдруг всё наладится? Ведь знала его другим — милым, добрым парнем. Разгульная жизнь довела моего единственного любимого человека до белой горячки и психушки.  До последнего мгновения  я боролась за его здоровье, но не уберегла, умер рано, ему не было и пятидесяти лет.
        Дети словно сговорились, устраивали состязание, кто из них сделает матери больнее. Сын связался с дурной компанией,  и чтобы  они отвязались,  пришлось от них откупиться. Дочь приходилось ловить по ночным улицам  с ребятами постарше. Уговоры, беседы не приносили результата, уроки свекрови дали свои плоды. Правду говорят в народе: «Пришла беда — отворяй ворота».  Ко всем несчастьям добавилось ещё одно — со стороны самых родных и близких. Отец лишил меня наследства, всё отписал брату и средней сестре. Только меня, младшую дочь, просто вычеркнул из жизни и забыл. А я в это время пыталась выстоять, не упасть, но родные дружно копали для меня глубокую яму. Старший брат приложил для этого немало сил и мерзкой лжи. Он и средняя сестра тянули, как говорится, одеяло на себя. Зачем делить пирог, когда есть своя семья и свои дети? Так вот и вышло, что родная младшая сестра стала без вины виноватая во всех грехах, которые никогда не совершала. В моей душе  разгоралась обида на родную мать, брата и сестру, в их сердцах  не зародилось зерно сострадания, любви к ближнему, только предательство, жадность и подлость».
       Ирина не замечала времени, часами бродила по пустынным улицам, призраки прошлого не отпускали.  Устав, остановилась перед небольшим сквером, присела на скамейку, старалась скрыть слёзы от редких прохожих:
        «Одна, во всём хаосе своей горемычной жизни! В моей груди разрасталось огромное желание всё бросить, разорвать замкнутый круг и бежать, бежать, уехать как можно дальше, и может быть, всё само собой изменится. Но я не смогла решиться, внутренний страх не давал разорвать железные цепи, которые связывают с постылой семейкой мужа, алчными родными. Они создали для меня на земле ад! Сорок семь, большая часть жизни прожита, и уже вдова, самые сладкие годики прошелестели осенним листопадом. Беды не желали отступать, приклеились, прижились, не оторвать. Из-за постоянных стрессов здоровье ухудшилось. Медикам пришлось приложить огромные усилия, чтобы выхватить меня из лап смерти во время очередной операции. Вся моя жизнь —  огромная чёрная полоса безысходных проблем».
         Ирина  долго сидела на  скамейке,  придавленная  грузом воспоминаний, они буравчиками сверлили виски тупой болью, отзывались в сердце, не было сил встать, идти домой:
         « Странно, всех кого любила, в кого верила — предали» —  с горечью подметила она.
        Память вернула ход её мыслей к рассказу покупателя,  она грустно улыбнулась, и проговорила вслух:
         —  Желаю им счастья, они заслужили, прошли через многие испытания, нашли друг друга, а всполохи моей зависти улетучились, их разогнал ветер перемен. 
         Она глубоко вздохнула полной грудью, расправила плечи, осмотрелась.
« Интересно, как это я здесь очутилась?  Почему-то это место мне незнакомо!» Ночь медленно растворялась в наступающем рассвете.  Свет фонарей всё ещё освещал сквер, затерянный в большом городе. Маленькие снежинки  медленно закружились в воздухе, укутывая Ирину белым покрывалом. Она подставила руку, и холодные капельки, которые образовались в ладошке, прикладывала к разгорячённым щекам.
     « Вот я и выдержала все удары судьбы, высшие силы добавили мне ещё один виток земного времени, нужно обязательно воспользоваться этим шансом, попробовать начать всё с начала, отбросить сомнения, поверить в себя. Странный покупатель поделился  со мной искоркой своей любви, душевным теплом, он заглянул в мою душу, словно в глубокий колодец, увидел там лёд и попытался растопить в нём огромный айсберг. Это всё не случайно!» — подумала Ирина.
      В её душе буря улеглась, тоска и боль растворились вместе с прошедшей ночью, женщина почувствовала облегчение, лёгкость во всём теле.
Круговорот назойливых мыслей улетучился, её душа стала невесомой, появилось огромное желание съесть что-нибудь. Неожиданно рядом со скамейкой остановился мужчина с собакой.
        — Помощь нужна? —  он наклонился, осторожно тронул женщину за плечо. — Вам одиноко, я могу чем - то помочь? —  поинтересовался прохожий, подумал и присел рядом.
   —  Вы не замёрзли? Почему вы одна в сквере в такой час? — он задавал вопрос за вопросом, но ответа не получал. Собака подошла женщине, заглянула в её глаза, положила морду на колени.
       — Не бойтесь, она все понимает, чувствует ваши переживания — это Вита, мой  единственный друг, — дружески предупредил прохожий.
       Ирина,  молча, смотрела на незнакомца и собаку. « Какие странные события происходят со мной в последнее время! И всё почему-то связанно с незнакомыми мужчинами. Главное,  ничего плохого ночью не снилось» —  подумала она. Ей вдруг стало приятно от простого дружеского участия, от теплых слов незнакомого прохожего. Она незаметно встряхнула головой, словно сбрасывала остатки былых переживаний.
   —  Мы с Витой можем проводить вас домой? — мужчина поднялся со скамейки и подал ей руку.
  Втроём они вышли из сквера и зашагали. Куда? Быть может,  навстречу новому дню?

2004 г