В театре на Моховой

Михаил Хорунжий
«Он вспомнил, как однажды поймал на крючок самку марлина....попавшись на крючок, самка со страха вступила в яростную, отчаянную борьбу..., а самец ни на ладонь не отставая от нее, плавал и кружил вместе с ней по поверхности моря. Когда старик зацепил самку багром...и...потом он...втаскивал ее в лодку, самец оставался рядом. Потом, когда старик стал....готовить гарпун, самец высоко подпрыгнул в воздух возле лодки, чтобы поглядеть, что стало с его подругой, а затем ушел глубоко в воду....И он не покинул свою подругу до конца. “Ни разу в море я не видал ничего печальнее”, - подумал старик.»

                Э. Хемингуэй. Старик и море.



Вероятно нельзя относить себя к постоянному посетителю театров, поэтому и доля анализа не может принимать столь явные очертания. Театральная постановка, в моем понимании, известного литературного произведения обычно передает читателям основной смысл произведения, не теряя при этом его изначальный жанр и наполненность сюжетных линий. Очень нравится наблюдать постановки, в которых режиссер вносит по настоящему своеобразный взгляд на литературный источник. Это добавляет новизны, и дополнительно подобранные актеры, с их личным восприятием данной сюжетной линии вносят свои особенности в характеры, создаваемых героев на сцене. Однако, здесь присутствует другая явно возникающая сложность, когда происходит излишнее упрощение сюжета и все видится зрителю как высмеивание актерами самих себя, играющих свои роли и сведению достаточно драматического произведения к банальному фарсу. Честно говоря, наряду с своеобразно расставленными акцентами и затянутостью там, где это не требовалось, трагикомедия воспринимается вначале как некая прелюдия, подготовка зрителя к серьезному театральному представлению, но на деле оказывается, что происходит полное размытие границ, набор бессмысленных и оторванных от сути произведения действий, что только отдаляет зрителя от проблематики произведения, превращая театральную сцену в развлекательный подиум. Театральные постановки могут быть отнесены к развлекательным, однако театр это прежде всего искусство, а значит требования у зрителя значительно выше. Вместе с тем, постановка оригинальна, но требует все таки своего зрителя, т.к. замена монологов героев на чтение текстов под музыку вызывает вначале улыбку, а затем при многократных повторах чувство досады и даже недоумения.

Безусловно, современная трактовка произведения, его стиль исполнения с целью заинтересовать и привлечь молодежь может использоваться, однако добавление излишнего контраста и синтеза всех направлений в одном спектакле выглядит не очень органично. Борьба женщин за свои права является одной, если не самой главной основой постановки. У Гоцци Турандот и жестока и коварна, но в ней нет поспешности в решениях, она, на мой взгляд, более выдержанная и держится с спокойствием и достоинством. У зрителя не должно было возникать чувство жалости при наблюдении за ее метаниями. В таком случае нельзя не вспомнить Станиславского и сказать «не верю!», также не могу не вспомнить другую замечательную девушку, которая очень верно подметила, что женская истерика прежде всего унижает саму женщину. Трагедия современного представления для зрителя в том, что его восприятие сужено до буквального восприятия смены цветов и музыки с перемещениями актеров и их репликами. Очень грустно наблюдать за тем, как традиции театрального искусства, в том виде, в каком мы все привыкли его видеть, постепенно сходят на нет и заменяются наборами сцен, подходящих больше для КВН, чем для постановки серьезного драматического произведения.


Обзор постановки "Турандот".