Василёк

Руслан Абеликс
«Бабуль, а почему ребята называют меня убогим? Я что, не у мамы с папой родился, а у Боженьки? Я что, его сыночек?» - задумчиво спросил мальчик, держа бабушку за руку, когда они после воскресной литургии возвращались из церкви к себе на хутор. Бабушка, остановившись и поправив узелок платочка, закашлялась и посмотрела Васе, так звали мальчика, в глаза с укором, но потом что-то изменилось в её взгляде, и она отвела взор. «Не знаю внучек.» - промолвила она: «Может быть и так.» -  и, прижав Васеньку к себе, вдруг, задумалась о чём-то своём, мальчику не ведомом. «Пошли Василёк скорее! Дома дел невпроворот, да и утомилась я чего-то.»
 
Жили они одни в двух километрах от села, в котором располагались церковь Покрова Пресвятой Богородицы, магазин и средняя школа, куда Вася ходил каждый день, вот уже почти год. Хозяйство у них было небольшое. Корова кормилица, коза ангорская, две дюжины кур пеструшек с цесарками и верный друг Васеньки, а по совместительству сторож, кобель по кличке Кузя, которого боялись все в округе…

Гости к ним заходили редко, да и кому нужно навещать тех, у кого поселилось горе, так считали сельчане и обходили хутор стороной. Частым гостем у них был только отец Михаил с сыном своим Александром. Приходили и побеседовать душевно, да и по хозяйству помочь мужскими делами. Так и жили тихонечко, никому не принося неудобства. Душа в душу жили…

А горе было… Страшное горе. Родители Васи погибли в горах на восхождении и даже тел их не нашли после страшного камнепада, когда их погребло заживо вместе с группой. Тогда бабушка и забрала внука к себе. Три годика ему стукнуло той порой. Он еще долго ждал маму с папой, каждый день сидя у окошка и бросаясь к двери на каждый стук, но так и не дождался. Только молился искренне у иконы Пресвятой Богородицы об их возвращении и тихо вздыхал по ночам, надеясь на чудо, которое всё не приходило….

 Бабушка тоже молилась, она и приучила его верить и просить у Той, кто и есть надежда верных. У Той, которая и сама потеряла Сына. Слова молитвы неслись к небесам, оставляя в душе надежду и свет, а мальчик, засыпая тихо шептал: «Матушка… Матушка Богородица… Пусть мама с папой вернутся! Плохо нам с бабулей без них… Горько очень!»

 Вася засыпал и не ведал того, что, иногда, во тьме над его головой в свете серебристом и чудном возникала рука и нежно гладила по голове, а он чему-то улыбался и стонал. Ведь, когда тебя гладит рука любящая, всегда хочется заснуть и улыбнуться от счастья…

Потом новая беда. Вася, поскользнувшись, упал и сильно повредил спину. Так, что она стала кривой. Пришла хромота. Доктор сказал, что его надо бы отправить на лечение в столицу, но это будет стоить очень дорого. Бабушка тогда продала свою квартиру в городе и собрала еще сколько смогла у добрых людей, но на всё лечение денег не хватило, и они вернулись уже не в город, а в старый дом в деревне, где когда-то родилась она сама…

Хромать он стал меньше, а кривым так и остался. Но это не мешало ему помогать бабушке по хозяйству, ходить в церковь и в школу. Так и рос. В вере и прилежании. Ребята Васю очень любили и жалели за душу добрую и честность. Никогда он не слышал от них дурного слова или упрёка. Иногда он оставался на ночь у кого-то из них, но всегда потом бежал к единственному человеку, без которого не мог жить. К бабушке. Потому, что когда любишь, всегда хочется быть рядом…

Ребята, хоть и уважали его, но втайне прозвали убогим. Вася не понимал значения этого слова, оно ему даже нравилось, ведь в нём жил Бог, которого он очень любил и, о котором ему так много рассказывали отец Михаил и бабушка. Когда ему стукнуло семь, отец Михаил стал приглашать его помогать во время службы, а иногда петь в хоре, поскольку у Васи был высокий и чистый голос. «Прямо ангелочек!» - говорила бабушка сквозь слезы, когда слушала его пение…

Мальчишки же, занятые играми и еще Бог знает чем, всё звали и звали его с собой куда-то, а когда он не шёл, то посмеивались над ним, видя, как Вася спешит после школы в церковь или ковыляет домой помогать бабушке. Да и что с него взять, с убогого…

В пятницу, как обычно, бабушка достала из комода альбом с фотографиями и они, по традиции, сели за стол в свете большой лампы. На столе шумел старый самовар. В блюдечки положили сушки и варенье. Бабушка открыла альбом, и Вася замер в трепетном ожидании…

Он очень любил этот день, когда можно было вот так просто послушать от бабули о тех, кого он уже совсем не помнил зримо, но которые всегда жили в его маленькой, доброй душе, о тех, за кого он молился каждую ночь…

 Мама с папой смотрели на него с фотографий такие молодые, загорелые и улыбающиеся, что он сам начинал улыбаться, иногда поглаживая их лица. От этого ему становилось тепло, а потом приходила грусть, и Вася шел в кровать, под вздохи бабушки. «Спи внучек! Спи родной! Господь не оставит тебя в твоих молитвах!» - шептала бабушка и дом затихал…

Мальчик летел над полем из васильков, что-то громко крича и смеясь. Крылья, размашистые и белые, как снег, несли его ввысь, а потом опускали вниз. Сердечко замирало от счастье и хотелось петь. Он и пел, там во сне, пел громко. Песнь эта была соткана из любви, радуги, маминой улыбки, папиных крепких рук и святой молитвы о счастье. Она и была счастьем…

Песня внезапно закончилась, и он увидел в отдалении две призрачные фигуры, возникшие ниоткуда, сразу узнав их. «Мама, папа!» - прошептал он. Фигуры взмахнули крыльями и полетели к нему, переливаясь светом и источая добро…

Когда они слились воедино, сердце мальчика, вдруг бешено забившееся, успокоилось благодатью. Всё, о чём он мечтал, внезапно сбылось и захотелось жить. Вася открыл глаза. Солнце только-только выходило из-за горизонта. За окном стояла тишина, которая впитала в себя силу новой жизни благословенного Богом утра и сбывшихся надежд того, кто ждал и верил…

 С первым стрекотом кузнечиков, Вася встал и, взяв бидончик, пошел собирать ежевику, растущую по берегу реки. «Пусть бабушка поспит, а я ворочусь скоро.» - подумал он. А бабушка изумлённо смотрела в окошко на уходящего внука и не верила глазам своим. К лесу шел маленький человечек с ровной спиной, перепрыгивая через буераки и что-то негромко напевая. Ведь, когда мечты сбываются всегда хочется петь о тех, кто отдал тебе свою любовь и сердце …


*Картина А.А. Дейнеки "Спящий мальчик с васильками", взято из интернета.