Горький аромат фиалок Ч 3 Гл 2

Кайркелды Руспаев
                2
 
        Ученики Заманжола Ахметовича вернулись из столицы воодушевленные. Как же – их приняла сама министр образования. И обещала положить конец безобразиям Тирановой. Они вернулись каждый к своим делам – кто к учебе, кто к работе. А Шокан с Анарой решили пожениться. Шокан заговорил об этом с отцом.
     - А не рано ли? – спросил тот, - Тебе еще предстоит служить.
     - Нет, не рано, - отвечал Шокан, - Я уже взрослый. И потом, Анара беременна.
     Папа Шокана изменился в лице.
     - Что у вас за нравы! – воскликнул он. Но сразу замолчал, хотя хотел добавить еще что-нибудь резкое. Шокан пожал плечами, мол, нравы – как нравы. Разве удивишь кого-либо такими вещами в нынешние времена.
     - Ладно, - молвил его отец более спокойно, - Что случилось – то случилось. Придется поднапрячься. Но я хочу сказать вот о чем. Вам бы  не мешало выучиться, особенно тебе. Сноха что – она женщина, домохозяйка. Как ты собираешься кормить жену и детей, не имея никакой специальности?
      - Поступлю на заочное, когда вернусь из армии. А пока буду работать.
      - А кто будет содержать твою жену, пока ты будешь служить? Конечно, мы ее не оставим. Но ты должен понять, что, женившись, берешь на себя большие обязательства. Это великая ответственность, а ты относишься к женитьбе так легкомысленно.
      Шокан закачал головой, не соглашаясь с отцом.
      - Вовсе нет, - сказал он, - Я знаю все это. И мы с Анарой обо всем подумали. Мы будем пока жить у нее, с ее мамой. Пока. Вот отслужу, а там поглядим. Анара не останется на улице.
      - Ну что ж, - папа Шокана вздохнул с некоторым сожалением, - Если вы уже все решили сами, без нас... только не понимаю своей роли – к чему ты затеял этот разговор? Что я должен сделать?
      Шокан улыбнулся и обнял отца. Он сказал, словно извиняясь:
      - Не обижайся, папа. Я хотел, чтобы вы с мамой знали обо всем. И хотел обрадовать тем, что у вас будет внук. Или внучка.
      Папа хмыкнул. Обрадовал, как же! Свалились новые заботы – нужно провести сватовство, сыграть свадьбу. Шокан, конечно, не думает об этом.
      - Ладно, мы подумаем, посоветуемся с родственниками. Нужно наведаться к сватам, засватать твою Анару по всем нашим обычаям. У нее есть отец? Маму-то ее мы уже видели.
      - Нет, папы у нее нет. Погиб в автомобильной аварии. И родственников у них нет – родители у Анары – бывшие детдомовцы. Так что сватов никаких нет.
       - А – а…- протянул папа Шокана, - Но сватовство все же нужно устроить. У Анары нет родственников, но у нас-то они есть. Да и свадьбу сыграть не мешает.
       - Анара говорит, что никакой свадьбы не нужно – устроим небольшую вечеринку. Пригласим наших бывших одноклассников. Ну и Заманжола Ахметовича с женой.
       - Да? – папа Шокана задумался. Потом спросил:
       - Кстати, где он сейчас? Я слышал, что он уволился. Жаль – вроде бы хороший учитель.
       - «Вроде бы!» - передразнил Шокан отца, - Заманжол Ахметович – самый лучший! Мы с классом ездили в столицу, и нас приняла министр образования. Она обещала восстановить его в школе и наказать нашу Дарью Захаровну.
       - Вот как! Дай-то Бог. Если это произойдет, то я поверю в наше правительство. Значит, министры не зря едят народный хлеб.
      
       Тем временем приехал заместитель министра образования. Он уединился с Тирановой в ее кабинете.
       - К нам в министерство обратились ваши бывшие ученики – нынешний выпуск. Их приняла сама Сания Калиевна, - сообщил замминистра.
       Дарья Захаровна изменилась в лице.
       - Какой класс? – спросила она.
       - Одиннадцатый «Б». Они ходатайствуют за своего классного руководителя, Енсеева Заманжола Ахметовича. Эти ученики считают, что его несправедливо уволили.
       - Никто его не увольнял. Он сам написал заявление по собственному желанию. Я покажу вам это заявление.
        И Тиранова полезла в шкаф, где хранились документы.
        - Не надо, - сказал замминистра, - Я в этом не сомневаюсь. Но ученики сказали, что его вынудили написать это заявление.
        Дарья Захаровна вернулась на свое место, и заговорила, уставив на собеседника свои холодные глаза с красными крапинками на белках.
       - Никто его не вынуждал. Эти ученики ничего не знают. Енсеев выставлялся святошей перед ними, но он – самый настоящий развратник. Да. Он снимал несовершеннолетнюю проститутку.
        Замминистра вскинулся. Тиранова с удовлетворением встретила его удивленный взгляд.
        - Да, да! И проститутка та – его же ученица.
        - Ученица?!
        - Да. Такова нынешняя молодежь. Учителя снимают  учениц, учительницы беременеют от учеников. Что касается Енсеева, то его поймали на месте преступления. Полиция проводила рейд, и задержала его в тот момент, когда он уже посадил в свою машину эту самую проститутку. Меня едва не хватил удар, когда мне позвонили из отдела по борьбе с проституцией.
       - И что было потом?
       - Потом? Пришлось мне выручать его.
       - Каким образом?
       - Я сказала полицейским, что Енсеев был прикреплен к неблагополучной ученице, и просто собирался отвезти ее домой.
       - Но это было не так?
       Дарья Захаровна отрицательно закачала головой.
       - Нет, конечно.
       - Значит, вы ввели работников полиции в заблуждение.
       На холодном лице Тирановой появилось выражение досады.
       - Я была вынуждена это сделать. В противном случае разразился бы грандиозный скандал. Я должна думать о репутации школы. Вы, может быть, не знаете – в прошлом году наша школа была признана лучшей в области, а в этом году мы надеемся победить в республиканском конкурсе. Да что там школа! Речь шла обо всей нашей системе школьного образования. Подумайте – что было бы, если б  это дело предали гласности? Пресса и телевидение постарались бы раздуть – как же, учитель снимает малолетку. И кого – свою же ученицу! Это могло дойти до президента. В каком положении оказалось бы  руководство министерства? Я должна была подумать и об этом тоже.
       «А эта Тиранова не промах, - подумал замминистра, - Спасала свою шкуру, а теперь преподносит себя нашей спасительницей. Нужно быть осмотрительнее с ней. Но и на голову нельзя посадить. Нужно поставить ее на место». И он сказал, сведя свои лохматые брови к переносице:
      - Министерство само способно позаботиться о себе. Да, мы в ответе за каждое учебное заведение, за каждого преподавателя, за каждого ученика. И нам нет нужды скрывать что-то. А что касается вашего проступка, то я проверю все в вашем полицейском участке, и если подтвердится все, что вы сейчас рассказали, то оттуда я отправлюсь в прокуратуру. Да, Дарья Захаровна, мне придется сделать там заявление. Ваш проступок – уголовно наказуемое деяние.
      Тиранова изменилась в лице. Наверное, этот замминистра держит ее за дурочку. Как бы не так!
      - Вениамин Алексеевич, - сказала она холодно, - Не надо меня пугать. В полиции вы ничего не найдете – если уж там замяли дело, то замяли. А прокуратурой меня не испугать. Идите, делайте заявление – я скажу, что так оно и было – Енсеев был закреплен за неблагополучной ученицей и хотел просто отвезти ее домой и поговорить с ее родителями о моральном облике их дочери. И ваш Заманжол Ахметович, за которого вы так печетесь, подтвердит мои слова – он же не дурак, понимает, что сидеть дома лучше, чем в тюрьме. Хотя бы и без работы.
      Замминистра залился краской. Ему показалось, что директриса дала ему пощечину. Он не знал, что сказать. Попыхтев недовольно, он заговорил вновь. На этот раз намного мягче.
      - Дарья Захаровна, я понимаю вас – вы печетесь не только о себе. Да, репутация школы, и все такое прочее. Но, нам, педагогам, не к лицу говорить неправду. А уж вводить органы в заблуждение…
      Дарья Захаровна криво усмехнулась. Началось обычное, то, чем всегда занимается начальство – нотации. Придется выслушать – ведь этому замминистра нужно что-то сказать. А тот продолжал:
      - Нам нужно воспитывать не только доверенных нам детей. Все наши подчиненные, учителя  –  мы в ответе и за них. Если у вас завелся аморальный учитель – это ваш промах. Значит, плохо проводите воспитательную работу…
       Дарья Захаровна слушала начальника с блуждающей улыбкой на лице. Наконец, замминистра закончил, и сказал:
      - Ладно, что было – то было. Но что доложить Сание Калиевне?
      И он уставился на собеседницу вопросительно. Та вновь усмехнулась.
      «А это уже твоя проблема», - подумала она. Но вслух сказала другое:
      - Скажите, что никто не выживал Енсеева. Что он ушел добровольно – не сработался с коллективом. А это правда – спросите любого учителя – все подтвердят, что отношения у него с коллегами были, мягко говоря, натянутыми. У него несносный характер. Он неуживчив. И учитель из него никудышный. Ему лучше разгружать вагоны.
     Замминистра вспомнил слова учеников – «… если спросите учителей, то они не скажут правду… потому что они боятся Дарью Захаровну…». Он поверил теперь им – раз уж с замминистра она обращается так. Но он вынужден был согласиться с ней – нельзя министру передавать историю с ученицей – проституткой.
      - Тогда сделаем так – вы напишете характеристику на этого Енсеева. И приложите к нему два-три отзыва от ваших учителей. От кого конкретно – вы сами решите. Не мешало бы и ученикам написать такие отзывы. Вы можете организовать это?
       Он мог бы и не спрашивать – Дарье Тирановой это - раз плюнуть.
       - Да я хоть сейчас готова пригласить любого учителя или ученика, и вы  не  услышите из их уст ни одного доброго слова о Енсееве, - сказала она. Но замминистра поспешил отклонить это предложение – не хватало, чтобы он выслушивал каждого учителя. Или ученика. Достаточно с него общения с директором.
       - Я вам верю, Дарья Захаровна, - сказал он, - И мне некогда – мне еще нужно поговорить с этим Енсеевым. Сания Калиевна настоятельно рекомендовала встретиться с ним и обо всем его расспросить.
      Дарья Захаровна картинно вздохнула.
      - Он, естественно, постарается обелить себя. И облить меня грязью. Намекните, что знаете об истории с проституткой – это сразу остудит его пыл.
       Замминистра ничего не сказал. Он отправился к Енсеевым.

       А Заманжол в это время разгружал вагон со стекловатой. Это была самая неприятная работа – легче разгрузить два вагона с углем или цементом. Особенно досаждали партии этого стройматериала, не упакованные в полиэтиленовую пленку. Кристаллы стекла лезли за шиворот, вонзаясь в нежную кожу шеи и спины; в глаза и ноздри, вызывая нестерпимый зуд на коже и резь в глазах и слизистой. Но эта работа хорошо оплачивалась.
      Казалось, - стекловате не будет конца. Заманжолу хотелось бросить работу и отправиться в бытовку, чтобы  стать под спасительный душ. Но всегдашняя добросовестность и ответственность за взятую работу не позволяли сделать это.
      «Кому-то ведь нужно разгружать эту вату, - думал он, - Не мне, так другому. Чем я лучше этого «другого»?»
      - Заманжол, на выход! – услышал он голос одного из грузчиков, - К тебе пришли.
      «Кто бы это мог быть? – подумал он, - Балжан? Что-то случилось?»
      Выбравшись из вагона, он заметил хорошо одетого человека. Человек этот стоял под навесом пакгауза, но продолжал держать зонт над собой. Заманжол спрыгнул с вагона и пошел к пакгаузу, отряхивая робу на ходу. Подойдя, он поздоровался. Но руки не стал подавать.
      - Здравствуйте, - ответил человек под зонтом на приветствие, а затем справился, - Енсеев Заманжол Ахметович?
      - Да, - подтвердил Заманжол, вопросительно вглядываясь в незнакомца.
      - Меня зовут Вениамин Алексеевич, - представился тот, - Я – заместитель министра образования. Нам нужно поговорить.
      Заманжол удивился. Это что-то новое – замминистра интересуется его персоной. Что бы это значило? Но он сказал:
      - Хорошо, я готов. Только тут не очень удобное место для разговора. Давайте сделаем так – вы подождите в своей машине немного – я должен закончить работу. Извините, что заставляю вас ждать, но работа – есть работа. К тому же деньги за разгрузку мы, грузчики, делим между собой поровну.
      Замминистра состроил недовольную гримасу. Не очень-то в этом городе церемонятся с высоким начальством. Заманжол заговорил с извиняющимися нотками в голосе:
      - Да вы не беспокойтесь – я не задержусь. Минут пятнадцать – двадцать от силы. Мы уже заканчиваем разгрузку.
       Замминистра кивнул и  направился к своей машине.

       - Я слушаю вас, - сказал Заманжол, подойдя к машине замминистра. Он закончил разгрузку и уже успел принять душ и переодеться в рабочей бытовке.
       - Нам нужно поговорить о вашем увольнении. Садитесь в машину.
       И после того, как Заманжол расположился рядом, продолжал:
       - Заманжол Ахметович, почему вы написали заявление об увольнении по собственному желанию?
       Заманжол вздохнул. Что ответить на это? И почему в министерстве заинтересовались его увольнением? И каким образом там стало известно об этом?
       - А каким образом вам стало известно о моем увольнении? – спросил он, - Неужели министерство реагирует на увольнение каждого учителя?
       - Вы не ответили на мой вопрос, - начальническим тоном напомнил замминистра.
       - Извините. Просто я не ожидал, что моя судьба интересует заместителя министра образования.
       - Нас интересует судьба каждого учителя и каждого ученика, - в том же тоне продолжал собеседник. И вновь вернулся к своему вопросу.
       - Знаете, это долгий разговор… - начал Заманжол.
       - А я, собственно, не спешу, - заметил замминистра, - Я должен разобраться во всем. Так почему вы уволились из школы? Неужели вас прельстила разгрузка вагонов?
       Заманжол усмехнулся. Ему вспомнились его же слова о том, что разгружать вагоны легче, чем работать учителем. Он взглянул на замминистра и предложил:
       - Вениамин Алексеевич, а поехали ко мне домой. Там и поговорим не спеша. Вы где остановились?
        - Пока нигде. Я не собираюсь здесь задерживаться. Вот поговорю с вами, наведаюсь в вашу школу, и домой, в столицу.
       - Ну, тогда погостите у меня. Супруга как раз дома. Там и поговорим обо всем спокойно.
       «А он подмазывается, - решил замминистра, - Сейчас организует пышный стол – бешбармак, выпивка… обычная история. Нет, нельзя соглашаться».
       - Извините, я не могу принять приглашения. Я нахожусь здесь по делу. Если не хотите беседовать в машине, можем отправиться в гороно.
       - Нет–нет! – поспешил отказаться от этого предложения Заманжол, - Давайте поговорим здесь. Дело в том, что в нашей школе невозможно нормально работать.
       Замминистра усмехнулся.
       - Почему? – спросил он, - Не потому ли, что очень трудные ученики? Или ученицы - занимаются черт-те чем?
       Заманжол насторожился. О чем  этот замминистра?
       - Что вы имеете в виду? Чем занимаются ученицы?
       - Ну, например, выходят на панель.
       Заманжола словно обдали холодной водой. Ах, вот оно что! Конечно, замминистра уже побывал в школе. Как же он не подумал об этом. И конечно, Дарья Захаровна  постаралась. Заманжол заметил на лице высокого чиновника усмешку, больше напоминавшую ухмылку, и понял, что разговор с ним бесполезен.
       - Значит, Дарья Захаровна вам все обрисовала? – сказал он, - Только вы очень ошибаетесь, если верите ее словам.
       - Но я разговаривал не только с ней, - солгал замминистра, - Учителя отзываются о вас не очень лестно. И ученики тоже.
       Заманжол кивал, опустив голову. А ведь он уже загорелся надеждой. Ведь он почти уже поверил, что в министерстве есть люди, которым можно все объяснить, поделиться с ними своими мыслями относительно всей системы школьного образования, рассказать о том, что творится в их школе.
      - Если вам известно все обо мне, то зачем я вам? – сказал он, - Или разговор со мной нужен вам для галочки?
      Заманжол попал в самую точку. Замминистра отвел взгляд. Он не нашелся для ответа. Прокашлявшись для порядка, он сказал, не глядя на собеседника:
      - Давайте вернемся к моему вопросу. Почему вы написали заявление?
      - Потому что у меня несносный характер, - Заманжол вкладывал в свои слова всю горечь  испытанного разочарования,  всю горечь очередной несбывшейся надежды, - Потому что я неуживчив с коллегами. И аморален к тому же – не могу пропустить ни одну ученицу на панели. Что еще вам нарассказала Дарья Захаровна?
      Замминистра пожал плечами. Он сказал:
      - Вы сами подтверждаете ее слова. И теперь я убежден – вам и вправду лучше разгружать вагоны.
      - Да, и я так думаю, - сказал Заманжол, собираясь покинуть машину, - Только жаль наших детей. Вам там, в министерстве, стоило бы думать о них хоть иногда.
      Замминистра отреагировал весьма болезненно.
      - Мы сами знаем, о чем нам стоит подумать!
      - Конечно, конечно! – сказал Заманжол, открыв дверцу. Затем покинул машину, бросив напоследок:
      - Прощайте! Привет министру.