19. История Филиппова

Виктор Мазоха
 
               
В назначенное время, три раза в неделю, Яковлев принимал избирателей в небольшой комнате школы №1 города, именуемой в народе «Первой школой».  Надеясь на конкретную помощь, люди обращались с разными вопросами. Одни жаловались на плохие дороги, другие возмущались отсутствием на улице питьевых колонок, тротуаров... Были и такие, которые просто приходили посудачить, держа в кармане "компромат" на соседа, или еще кого-нибудь.
Сегодня Яковлев пришел на встречу с избирателя чуть позже - автобус сломался на линии, пришлось до следующей остановки идти пешком. Можно было не торопиться. Избирателей, ожидающих его, не было. Андрей разложил на столе бумаги, положил рядом авторучку. «Надо заниматься вплотную  расследованием, - думал он. – Время идет, а ощутимых результатов еще нет. Нужно обязательно сходить к женщине, адрес которой указал Дедчин…»
Дверь открылась,  на пороге стоял Филиппов. Рядом с ним он увидел пожилую женщину.
- Проходи, - пригласил его Яковлев и спросил: - Вы вместе?
- Это моя мать, - пояснил Виктор, представляя щупленькую старушку. – Сильно хотела прийти.
–  Виктор мне рассказал о вас. Я вас очень прошу, помогите ему получить деньги.   
Хрупкая, сгорбленная от невзгод женщина, вызывала жалость и сочувствие. Да и во взгляде Виктора отражалась боль и усталость от бесплодных скитаний.
"Я для них являюсь, наверное, последней надеждой", –  подумал Яковлев.
– Постараюсь. Но мне надо знать все обстоятельства, – ответил он и, обращаясь к Виктору, спросил: – Ты с собой принес документы? Мне нужно все, что касается этого дела. Судебное решение, ответы судебных приставов. В общем, все…
– Я все принес, что у меня есть.
– Хорошо. А теперь расскажи все по порядку, - сказал Андрей, приготовившись слушать
– Так… Значит... Пять лет назад, я устроился на работу к Завьялову… – начал свой рассказ Виктор.
– Недавно сына его встречал, - вставил Андрей. - Тоже, видно, далеко от отца не пойдет. Извини, что перебил. Продолжай.
– Он  переманил меня из РСУ, обещая "золотые горы" в "ТОО" – товарищество с ограниченной ответственностью – "Память". Это предприятие занималось изготовлением гробов...
Яковлев внимательно слушал своего собеседника, и перед ним открывалась типичная, но мрачная по своей сути история простого рабочего.
– Нашему предприятию нужны хорошие кадры, сказал мне Олег Владимирович при встрече, – продолжал свой рассказ Виктор. – А ты, я слышал, мастер своего дела. Переходи ко мне. Зарплата будет высокая, и выдаваться вовремя.
Я, хоть и не без колебаний, согласился. Ремонтно-строительный участок, где я проработал почти двадцать лет, не сегодня-завтра мог приказать долго жить. Заказов со стороны уже давно никаких не поступало, рабочие не видели заработной платы почти девять месяцев, но терпели: при  повсеместной безработице идти особо было некуда. И вдруг такое предложение. Смысла не видел больше держаться за предприятие.
Так я стал работать на Завьялова. Из столяра-краснодеревщика заделался обыкновенным гробовщиком. И не чудные с какой-нибудь золотой каемочкой (хотя случалось и такое) сколачивал я гробы для сильных мира сего, а самые обыкновенные. Но заказов поступало много. Очень много, даже иногда казалось, а живет ли в нашем небольшом городе  столько людей.
Все бы ничего, но прошел месяц-другой, а за ними  –  и третий, а зарплаты ни я, ни другие рабочие еще в глаза не видели. Я возмутился, стал требовать зарплату. А он  мне: не хочешь работать, никто тебя не держит... А потом случилась трагедия, отрезало пальцы...
– Как это произошло?
– Подавал доску, она выскочила, пытался удержать... В судебном решении все есть?
– Хорошо, я посмотрю его внимательно…
– Да. Потом я подал в суд. Конечно, перед этим клянчил, клянчил деньги, он ни в какую... Мне понадобилось целых три года, чтобы собрать документы в суд! Представляешь: три года! – произнес Виктор. – Даже для составления акта о несчастном случае пришлось обращаться в областную инспекцию по охране труда. Хотя предприятие обязано было в течение трех дней провести расследование и выдать копию акта.
– И что же?
– Ничего… Спустя четыре года, состоялось судебное заседание. Судья вынесла решение: взыскать в мою пользу с "Памяти" восемь тысяч рублей и ежемесячно – по двести пять рублей до очередного переосвидетельствования во ВТЭК… Странно, как будто у меня могут отрасти пальцы…
– После стольких лет мытарств, хоть какая-то справедливость все-таки восторжествовала! – заметил Андрей.
–  Вначале, я тоже так думал, – вздохнул Филиппов. – Но шел день за днем, месяц за месяцем, а я не получил ни копейки. Пришел однажды к Завьялову, а он мне вместо денег заявил: "Извини, я теперь частный предприниматель. Строгального станка у меня нет, здания бывшей хлебопекарни, где я арендовал помещение, тоже нет… Ничего –  нет!  Короче, дал понять, что с него все взятки – гладки.
– Ты в кафе мне говорил о вашей встрече. Что  хотел от тебя Завьялов?
– Откупиться тысячью рублями. Нашел меня рано утром и привез в кафе. И давай торговаться. Говорит, мол, денег я все равно от него никогда не увижу, а его уже задолбали судебные приставы. Пиши, мол, расписку, что  рассчитался я с тобой сполна, а я тебе в счет компенсации дам тысячу рублей. Я послал его подальше.
– Правильно сделал.
– Что мне его тысяча, если у меня вся жизнь теперь наперекосяк? Здоровые найти работу не могут, а кто возьмет "полуинвалида". Мне до инвалидности трех миллиметров не хватило… врач говорит, вот если бы отрезало чуть повыше…
- Хорошо, - сказал Яковлев и, понимая,  что задача перед ним встает очень серьезная, добавил. – Мне надо будет все спокойно обмазговать. Я сделаю все возможное, чтобы разобраться в этом деле.
– Вы уж постарайтесь, – у матери выступили слезы на глазах. - Помогите сыну получить деньги. – А мы в долгу не останемся.
– Я сделаю все, что смогу. Мне от вас ничего не надо. Даже не думайте – это моя обязанность.  Для начала я подготовлю статью для газеты, – сказал Андрей. – Все документы,  если Вы не против этого, я оставлю у себя до следующей нашей встречи.
– Да нет, я не против, – не стал возражать Филиппов.
– Тогда, встретимся… – Яковлев стал думать, за какой срок он сможет все подготовить,– …через два дня. Идет?
– Хорошо, – согласно кивнул Филиппов.
Мать и он ушли.
Сидя за столом,  и просматривая бумаги, оставленные Филипповым, Яковлев  думал о том, какое трудное время наступило для простого человека. Ни прокуратура, ни суд ничего делать не хотят. По собственному опыту, он знал, что исполнение судебных решений из-за нерасторопности судей, выносивших эти решения, судебных приставов-исполнителей, прокурора, в компетенцию которого входит и проверка состояния исполнительных производств по всем трудовым спорам, затягивалось до неопределенного времени.
Иногда, судебные решения оставались не исполненными ввиду реорганизации предприятия-ответчика. И здесь, в случае с Филипповым, имел место именно такой случай. Было очевидным, когда дело дошло до суда, Завьялов в спешном порядке "ликвидировал" предприятие. А теперь, прикрывшись другой вывеской, продолжает "делать бабки" и посмеивается над теми, кого он обвел вокруг пальца.
Яковлев закурил. "Пройдет время, – думал он, – и будет все происходящее сейчас казаться чуть ли не выдумкой. Кто поверит, что суды были настолько унижены, а люди беззащитны и поставлены на колени.  Ведь реализовать свое право на судебную защиту, записанную в Конституции, гражданин мог лишь наполовину. Он мог только обратиться в суд. И получить (при удачном стечении обстоятельств) решение – бумажку на память о состоявшемся заседании».