Олегоffляндия Видение третье В рейхсканцелярии

Павел Соколов
               
Теперь уже бывшее здание парламента. Кабинет теперь уже рейхсканцлера Навалиона. Окно раскрыто нараспашку, перед ним стоит сам канцлер. Слышны восторженные крики толпы перед зданием. В кабинет заходит Анна Люксембург.
Анна. Господин канцлер!
Навалион.(резко оборачивается.) Вообще-то, ситуайен! Господ больше нет!
Анна. Я подумала, что в сложившейся ситуации данное обращение будет уместнее.
Навалион. Обращайтесь так, как принято в рейхсвере!
Анна. Слушаюсь, гос… ситуайен канцлер! К вам ситуайен Бауман, разрешите принять?
Навалион. Конечно-конечно, и прикажите, чтобы исправили внутреннюю связь как можно скорее.(Анна уже собирается идти. Навалион останавливает ее.) Анна! Скажите честно, вы участвовали в антицахеских демонстрациях?
Анна.(пауза.) Нет. Мне было некогда в то время. 
Навалион. Вот как? Мне все ясно. Идите.

Анна уходит. Навалион закрывает окно. В этот момент в кабинет заходит Вальтер Бауман.

Вальтер. Волею народа майор рейхсвера Вальтер Бауман прибыл по вашему приказу!
Навалион. Хорошо-хорошо!(оборачивается.) Отныне вы не майор, а подполковник рейхсвера. Приказ уже подписан, это вам за успешное выполнение опасного задания!(достает из кармана коробочку с шпалами, подходит к Вальтеру и прикрепляет к его петлицам. Жмет руку.) Вы молодец, Вальтер. Вы уже сделали многое. Я слышал, что вас, как и меня, в свое время хорошо потрепала охранка Цахеса. По идее, я должен вам верить. Но недавно, произошли события, которые заставили меня по-новому взглянуть на некоторых людей, в том числе и на вас. Эта история со змеей всего лишь наиболее яркий эпизод. Итак, ближе к делу. Это вы написали рекомендательное письмо Анне, моей секретарше?
Вальтер. Да, я.
Навалион. А вы знали, что она не участвовала в борьбе против прежнего режима? 
Вальтер. Да, знал.
Навалион. И все же написали. Что же вас подвигло на этот проступок?(Вальтер колеблется.) Впрочем, можете не отвечать. Я слышал, о ваших отношениях. Они уже ставят крест на вашей карьере в рейхсвере,(иронично.) хоть мы и сидели с вами в когда-то в одном СИЗО. Я все знаю.
Вальтер. Ситуайен канцлер…
Навалион. Я вам не ситуайен! Сегодня вы напишите заявление о добровольном уходе из рейхсвера.(срывает петлицы со шпалами на мундире Вальтера и бросает их на пол.)
Вальтер. Разрешите идти?
Навалион. Вы переводитесь в Комиссариат Иностранных дел, я рекомендовал вас на должность первого секретаря посольства по торговым вопросам. Через три дня едите в Лютецию. Это все, что я могу для вас сделать. Считайте, за прежние заслуги. Надеюсь, на этом посту вы проявите себя также ярко, как и на предыдущем. 
Вальтер. Я слышал, вы отстранили еще пятерых. Я не последний, так? Вы ведете себя очень  неразумно, вы убираете всех сильных людей вокруг себя.
Навалион. У нас пока что демократия, так что говорите, сколько влезет. Эти ходы более чем разумны. На шахматной доске может остаться только один король. Мне нужны сильные люди, но за границей, наш имидж, имидж всей страны, будет зависеть от таких, как вы. Не опозорьте нас. И не забывайте, что на каждого человека всегда можно найти рычаги давления.
Вальтер. Моя жена?
Навалион. А что она? Пускай работает, я слышал, она судит всех ударными темпами. Все нормы перевыполняет. Так сейчас и надо. Гоминдоновцы теперь прибавились к бывшим полицаям. Если не дать сейчас народу того, что он хочет, а хочет он врага, то и меня и вас выскоблят и раздавят как клещей, которые присосались к телу Матушки-Олегоффляндии и вот-вот заразят ее какой-нибудь энцефалитной дрянью.
Вальтер. Разве мы за это сражались? За то, чтобы быть паразитами?
Навалион. Это суть власти.
Вальтер. Разрешите взять с собой в качестве секретарши Анну. Ей все равно здесь больше нечего делать.
Навалион. Ах вы плут! Я слышал про ваши отношения, мне доложили. Ну, так уж и быть, черт с вами. Но ваш сын останется здесь с матерью.
Вальтер. Еще один рычаг давления?
Навалион. Вы свободны.
Вальтер. А вы нет.(разворачивается и уходит. Дверь снова скрипит.)
Навалион открывает окно и снова слушает шум восторженной толпы.
Слышится голос: «Зря ты так с ним!» Навалион резко оборачивается.
Дверь со скрипом медленно открывается и закрывается. За столом медленно материализуется Тень Цахеса, которая выглядит куда более молодой и величественной, чем живой Цахес до этого. У Цахеса снова есть волосы, как в те давние времена, когда он был молод и только пришел к власти, и выглядит он очень счастливым.
Навалион. Кто ты? Что ты здесь делаешь?
Тень Цахеса. Хотел спросить тебя о том же. Я тот, чью голову ты выставил на всеобщее обозрение.(пауза.) Я тот, благодаря кому ты есть. Я тот, чей побег ты подстроил. Зря ты обругал того молодца. Если бы он был чуточку быстрее и успел бы на заставу, я был бы жив. Впрочем, кто знает? Я сам прикусил свой воротник с пришитой ампулой. Сам себя замочил. Я же разведчик…
Навалион. Тебя не существует, ты умер.
Тень Цахеса. Формально, да. Но стоило мне умереть, как я снова ожил и обрел свою силу.(гладит свои волосы.) Каждый мой волосок – это человек. Ты не представляешь, сколько людей хотят, чтобы я был жив. Сколько людей с тупой радостью и скорбью вспоминают меня. Сколько людей кричат: «Цахеса на вас нет!». И вот я есть, в меня верят, а, значит, я существую.(достает из стола Навалиона доску с шахматами, высыпает их на стол и расставляет фигуры.) 
Навалион. Нет, тебя нет. Это бессмысленно.
Тень Цахеса. Я стал мифом. Я мертв, но я живее тебя. В политическом смысле. Ты умен, это ты подстроил мой побег, чтобы я выглядел бОльшим злодеем. Но хуже уже быть не могло. Живым я вам не дался.
Навалион. Выходит, я проиграл?
Тень Цахеса. Я был лыс очень долго, я утратил власть еще при жизни, за много лет до переворота. Я так и не понял, кто его совершил. Миллионы людей не умеющих работать кормились за счет меня, я был им выгоден, меня называли лысым колоссом на глиняных мозгах. Меня использовали.  Но они не верили в меня…
Навалион. Так я проиграл или нет?
Тень Цахеса. Давай сыграем в шахматы. Победителю достанется страна.
Навалион играет с Тенью Цахеса в шахматы на судьбу страны.