Дерево влюблённых

Нэлли Симонова
             В Красноярском заповеднике «Столбы», недалеко от живописных скал
             "Манская стена», растут две сосны, которые тесно переплелись
             друг с другом. Эти деревья называют «Деревом влюблённых».

Случилась эта история на Красноярской земле очень давно, ещё в 17 веке. В те нелёгкие времена русские люди только начали заселять эти неласковые земли. Суровый климат, глухая тайга, в которой водятся дикие звери. Всё это создавало большие трудности для русского человека. А тут ещё постоянные разрушительные набеги енисейских кыргызов, джунгаров, чёрных калмыков, которые не хотели, чтобы русские селились на этих землях.

Но, несмотря ни на какие трудности, крестьяне и промышленные люди пускали здесь свои корни, строя хутора, заимки, деревни.

Несколько семей облюбовали место недалеко от могучего Енисея в Базаиховском урочище. Срубили деревянные дома и зажили нелёгкой крестьянской жизнью.

В этой деревне жили по соседству две семьи, обе работящие, дружные и многодетные. Очень сдружились эти семьи, постоянно помогая друг другу, и через несколько лет стали как родные. Особенно подружились мальчик Николай и девочка Машенька. Друзья были  - не разлей вода. Когда были малышами, то постоянно играли вместе, а как подросли, то тоже друг без друга и дня прожить не могли. Постепенно эта дружба стала перерастать в настоящую любовь.

Хороши собой были оба. Николай высокий, стройный, чёрные кудри вьются кольцами. Силы тоже был немереной. Ну, а с Машеньки – хохотушки, только портреты писать. Глаза изумрудами сверкают, косы льняные в руку толщиной, а как песню запоёт, так душа как в раю побывала.

Чем старше становилась Маша, тем ярче расцветала её красота. Парни за ней увивались, даже из соседних деревень приходили на неё полюбоваться. Сватов засылали. Да куда там. Всем «от ворот поворот» давала, только Коленьку своего любила. Родители были с ней заодно. Зачем девушке жизнь портить, выдавая замуж за нелюбимого. Решили подождать, пока дети окончательно не повзрослеют, а там и свадьбу сыграть.

Но молва о девичьей красоте не ждала, она летела на быстрых крыльях по сибирским сёлам и городам. Слухи о необыкновенной красоте сибирской девушки дошли до Верховного князя енисейских кыргызов - Иреняка. Сам он был уже стар, но пожелал красивой жены для своего сына Корчуна. Корчун тоже загорелся. Русские девушки ему нравились больше, чем свои кыргызки, они были стройнее станом и белее кожей.

Богат был Иреняк и хитёр. Он решил мирным путём засватать Машу. Приготовил богатый калым – сто коней и сто баранов, мешок золота, мешок серебра, ещё меха и богатые украшения. С небольшим отрядом они приехали в Базаиху. Поставили богатые шатры недалеко от села, вокруг бараны блеют, кони мирно траву щиплют.

Узнали, в каком доме живёт невеста, и пошли посмотреть, правильны ли слухи о красоте девушки. А как увидели, то чуть не ослепли от этих лучезарных глаз. Корчун, конечно же, тут же влюбился, еле дождался воскресения, чтобы честь по чести послать сватов.

А что до Маши и её родителей, то, как они увидели невысокого, кривоногого и некрасивого жениха, то тут же и отказали сватам. Так и сказали, что у Маши уже есть жених и на следующую осень намечена свадьба. Не помог богатый калым и разговоры о несметных богатствах жениха.

Рассердился Иреняк, не привык он к отказам. А Корчун голову от любви потерял, только Машу перед глазами видит. Есть, пить перестал, к отцу пристаёт:

- Не могу жить без неё, и всё тут. Делай, что хочешь, а без Маши домой не поеду.

Замыслил Иреняк похитить девушку. Это у нас, русских, считается за грех, а у татар это обычное дело девушку похитить. Стали слуги Иреняка следить за Машей, чтобы улучить удобный момент. А Маша везде с Колей ходит. Догадался тот о коварных планах кыргызов, поэтому и не отпускал свою девушку ни на шаг.

Ничего не вышло у князца. Но не тот это был человек, чтобы отступать, да и обида отказа глубоко засела в его чёрную душу. Поздним вечером, когда звёзды зажглись на небосводе, он собрал своих воинов у белого шатра и велел убить Николая, чтобы не мешал в осуществлении их плана.

На следующий день Коля и Маша пошли на дальнее пастбище доить коров. Этим воспользовались слуги Иреняка. Они набросились на Колю, чтобы зарубить саблями. Но не учли огромной силы и ловкости этого человека. У парня в руках была хорошая дубина. Он заранее её подготовил, зная, что кыргызы так просто не успокоятся. Несколько взмахов дубиной, и тщедушные воины кто лежит, а кто и врассыпную от русского богатыря.

Ещё больше рассердился Иреняк, узнав об этом позоре. Что делать не знает, злоба в груди клокочет, да и сына жалко, который от неразделённой любви уже и спать не может. Похудел, почернел, аж шатает всего.

Решил Иреняк: «Ум хорошо, а два лучше». Позвал к себе старого и мудрого шамана, стал просить совета – как избавиться от такого позора и завладеть красивой женой для сына. Долго думал шаман, а потом молвил такие слова:

- Есть у меня один должник – дух ветра. Позову я его на зорьке да велю отработать должок. Нашлю его на неразлучную пару. Силы у ветра много, хватает корабли в море топить, скалы рушить, а уж людей разъединить и подавно сможет.

Деревенские жители, после того как было совершено нападение на Колю, насторожились. Они собрали сход, на котором решили не давать спуску неудавшимся сватам и защищаться от их нападок. Чтобы знать, что те замышляют, установили слежку. Разговор между князцом и шаманом подслушали деревенские парни. Они рассказали о новой грозящей опасности Николаю и Маше. Что же делать? Ясно, что Иреняк не даст житья ни молодой паре, ни деревенским жителям. Решились тогда Маша и Коля на побег из деревни как можно дальше в Саянскую тайгу, где их никто не найдёт. А когда кыргызы успокоятся, они вернутся домой.

Тёмная ночь спустилась на землю. Тихо в деревне, тихо в тайге, только чёрные тучи гуляют по тревожному небу. Неслышно отворилась дверь одного из домов, и две молчаливые тени метнулись к ближайшим деревьям леса, который со всех сторон окружал деревню. Ни один сучок не хрустнул под их ногами.

Но что это? Ещё одна тень бесшумно метнулась в сторону белого шатра. Так и есть, выследил наших влюблённых проклятый кыргыз.

Когда слуга сообщил весть о побеге Иреняку, тот, не мешкая, разбудил шамана и велел, не дожидаясь утра, вызывать ветер немедленно. Старик знал, что дух ветра этой ночью дремлет в одном из таёжных ущелий и не стоит его тревожить раньше времени.

- Не торопись, Великий князь, пусть дух отдохнёт до утра, тогда он будет сильнее и ловчее.

- Нет! – взревел в гневе Иреняк. - Как эти непокорные русичи посмели пойти против моей воли! Как посмели они отказаться от богатств, которые я им предложил за какую-то девку! Пусть ветер займётся своим делом, а я сожгу эту проклятую деревню дотла. – И он выскочил из юрты.

- Храбрые воины, верные слуги! Быстро просыпайтесь и немедленно идите ко мне.

Когда кыргызы прибежали к княжеской юрте, тот велел им немедленно идти воевать деревню. Всех мужчин убить, женщин и детей полонить, дома сжечь.

Как ни яростен был Иреняк, но и этому плану не удалось осуществиться. Деревенские казаки тоже не дремали. Когда кыргызы бросились к деревне, то не успели пробежать и десяти шагов, как вокруг их стана зажглось множество факелов. Здесь были не только базаиховские мужчины. К ним на помощь пришли казаки из всех ближайших поселений.

Завязался жестокий бой, который, к счастью, длился недолго. И, конечно же, в нём победили казаки.

Правда, не все кыргызы остались лежать на земле, нескольким удалось бежать, пользуясь покровом ночи. Это были Иреняк, его сын Корчун, старый шаман и пара слуг.

Когда они убежали довольно далеко и были вне опасности, Иреняк снова велел шаману разбудить ветер. Что оставалось делать старику. Он развёл костёр, взял в руки бубен, стал творить заговор, приплясывая вокруг костра. И вот затрепетали листья осин под первым дуновением, потом зашумели остальные деревья. Ветер всё нарастал, шумел, ломая слабые ветви деревьев и, наконец, превратился в настоящий ураган. Только голос шамана слышался сквозь этот грохот:

- Дух ветра! К тебе обращаюсь! Отдай свой долг! Найди двух непокорных в тайге, разъедини их. Парня убей, а девушку принеси мне!

Дико захохотал ветер и унёсся прочь исполнять свой долг. Там, где он пролетал, валились деревья, птицы и звери в страхе убегали прочь.

Коля и Маша к этому времени были уже далеко. Ветер настиг их под длинной горной грядой, налетел быстрым вихрем, стал рвать на них одежду, путать волосы, старался повалить юношу на землю, отделить от девушки. Коля крепко обхватил руками свою невесту, и та со всей любовью прижалась к своему единственному избраннику. Ветер кружил вокруг, ревел, но ничего не мог сделать, только крепче держали друг друга влюблённые.

Вот сквозь грохот ветра послышался девичий голос:

- Ветер, ветер, добрый ветер! Не рушь нашего счастья, оставь нашу любовь!

- Не могу, красавица, я долг свой отдаю старому шаману. Должен я убить твоего жениха, а тебя унести в кыргызский стан.

«Не быть этому. Не смогу я жить без любимого. Если ему суждено умереть, то я пойду на гибель вместе с ним», -  подумала девушка и ещё сильнее прижалась к Коле.

Обратилась тогда Машенька к матери Земле:

- Мать сыра-земля! Защити нас от злых людей, от ветра разлучника. Держи нас крепче за ноги. Не дай убить любимого, а меня унести в чужие края, к чужим людям.

Услышала этот страстный призыв горная землица, крупная дрожь прошла по ней, даже с ближайших скал посыпались камни. Крепко за ноги ухватила она двух влюблённых, удерживая от буйного ветра. Она так сильно их держала, что ноги стали уходить всё глубже в землю, прорастая корнями. А ветер всё кружил и кружил вокруг них, сплетая тела.

Так и закончилась наша сказка о великой силе Любви, силе такой большой, что ничто во всей Вселенной не может её победить.