Деньги

Александр Вигер
        (Гротеск)
  В огромном зале собрались купюры и монеты всех стран и номиналов. Они были таких размеров, что занимали кресла, предназначенные для людей.
  На кафедру под одобрительный шелест купюр и звон монет взошел председатель собрания – насыщенного зеленого цвета Доллар с изображением Бэнджамина Франклина. Доллар осмотрел сидящие в зале купюры: Евро, Фунт Стерлингов, Рубль, Йена, Юань, Лат, Лей, Гривна. Так же была и валюта, вышедшая из обихода: Франк, Марка, Драхма и редки нумизматические находки. Доллар поприветствовал всех и начал свою речь: - Дамы и господа. Свершилось. Мы наконец официально избавились от человеческого гнета!
Эта новость была известна уже давно, но к ней все еще не могли привыкнуть. Зал взорвался аплодисментами, от которых задрожали стекла. Когда зрители окончательно успокоились, Доллар продолжил:
  - И теперь перед нами встал вопрос: что делать с людьми? Здесь и сейчас мы должны его решить.
  Из зала начали доноситься выкрики, которые Доллар попросил прекратить.
  - Уважаемые купюры, я понимаю, что человечество вам насолило, но давайте судить справедливо, то есть, выслушивая все точки зрения. Введите обвиняемых.
  Монгольский тугрик внес на кафедру несколько маленьких, почти игрушечных людей, бывших банкиров. Деньги освистали, ошикали и презрительно заулюлюкали им.
  - Что вы можете сказать в свое оправдание? – спросил Доллар.
  - Это абсурд. Мы – люди, вы – деньги. Вы испокон веков подчиняетесь нам, и иначе быть не может, - воинственно заявил один из людей.
  Зал расхохотался.
  - Неверную тактику Вы вобрали, господин подсудимый. Вам сейчас нужно извиняться и каяться, а не ставить условия. Неужели вы думаете, что мы после этих слов снова вернем вам власть?
  По большому счету, из тех самых древних времен, о которых Вы говорите, мы управляли вами. Как только появились первые образцы денег – ракушки и камешки – вы уже потеряли свою свободу и начали делать все, чтобы завладеть нами. Но официально вы все же правили нами. И мы бы не бунтовали, если бы вы сами не привили нам любовь к официальности.
  Залу понравилась логичность Доллара. Всегда приятнее победить не только по факту, но и в теории. А люди настолько были смущены абсурдностью ситуации, что не могли воспринимать ожившие бумажки, как равных. Гордыня мешала им извиниться…
  - Уничтожьте людей, - раздались голоса с задних рядов пошамканных купюр мелкого номинала.
  Их радикальность поддержали звоном копейки разных стран.
  - Деньги-деньги, откуда в вас столько жестокости? Вы, люди, что ли? – улыбнулся Доллар, а потом серьезно добавил. – Людей уничтожить можно, но какая от этого нам польза. Как нормальный человек раньше просто так не выкинул бы купюру, так и нормальная купюра сейчас не может просто разбрасываться людьми, предоставленными ей в служение.
  - Давайте их просто отпустим, - гуманно предложила Йена.
  Японскую валюту поддержали несколько банкнот.
  - Вы очень добры. Но, если посудить глубже, что они будут на свободе без нас делать? Они потеряют стимул для жизни, и со временем сами нам сдадутся в плен. Давайте еще думать.
  Деньги долго пытались найти золотую середину между уничтожением людей и их роспуском. И когда Доллар уже хотел закрывать заседание и собрать всех на следующей неделе, на кафедру взошло Евро.
  - Дамы и господа, а почему нам бы просто не поменяться местами. Пусть люди будут нашей валютой.
  Единодушный восторг охватил сидящих в зале. Евро словно с языка сорвало идею, что витала в воздухе. Доллар без обсуждения хлопнул деревянным молотком по столу – идея принята.
  С тех пор люди официально стали заложниками денег.