Глава 8. Что мы можем сказать о времени

Валерий Шлихта
1
Возможно ли себе представить вечность
О миге жизни жалобно скуля,
Где скорость плющит время до нуля,
А горизонт* стремится в бесконечность.
2
А как нам сформулировать пространство?
Их множество повсюду и вокруг.
Быть может, это некой сферы круг,
Голографических иллюзий хулиганство.
3
Пространства нам не только дарят кров,
Они всему дают приют и пристань
И это многомерное единство
В себя вбирает множество миров.*
4
Нас иногда преследует вопрос:
В каких полях  и от какого семени,
Рождаются ростки мгновений времени,
Кто их лелеет, и вершит покос?
5
И если окунуться в мир понятий,
И подойти к пространству с шириной,
То время будет выглядеть длиной,
И мерою движенья восприятий.
6
На всё что изменяется дивясь,
Мы мало знаем, в сущности, о времени,
Которое распавшись на мгновения,
Несёт причинно-следственную связь.
7
И как его взнуздать никто не скажет.
На то нет полномочий и инстанций.
Оно из тех таинственных субстанций,
Что ум пытливый вечно будоражит.
8
Его нельзя увидеть и услышать
И намотать для памяти на ус,
На запах ощутить или на вкус,
И лишнего из времени не выжать.
9
Оно в «сей миг», «сейчас» сознанье будит
В «сию секунду» тянется из «завтра»,
Оно эпох и эр немой соавтор,
Оправдывает нас порой и судит.
10
С надеждою сквозь цепь событий мчась,
Мы замечаем только «это время»,
Оно есть наша жизнь и наше бремя –
Ничто не происходит вне «сейчас»!
11
Оно течёт без чувственных вибраций.
Его ничем нельзя остановить.
Поток его замедлить и сдавить
Способны только силы гравитации.
12
Не повернуть его теченье вспять,
Не изменить ушедшие мгновенья
И времени ли было мановенье
За нас Христа невинного распять?
13
При солнышке, костре или лучине,
За всю историю Земли, хотя бы раз,
Кто замечал, имея зоркий глаз,
Как следствие предшествует причине?
14
О времени потерянном истошно,
Когда-нибудь придётся возопить:
Нам будущего чашу не испить,
Для будущего мы - в далёком прошлом.
15
О нём познанья мИзерны и скУдны*.
И не предмет они для укоризны,
Но что же происходит в организме
За долю миллиардную секунды?
16
А там работа с клетками тонка
Над признаками вида от соитья...
Все временные циклы их развитья
Затиснуты в программу ДНК.
17
Там клетки обновляются в мгновенья,
Там в краткий миг вершатся чудеса,
Пределы там свои и небеса,
Там откровенья смерти и рожденья!
18
Нам кажется, что время безучастно
И не дано судьбу предугадать,
Но корректировать её и выправлять
Обязаны  всегда и ежечасно!
19
Природа времени не познана доселе.
Его иллюзию доказывал Зенон*
И спор о нём уходит вглубь времён…
В раздумьях мудрецам не до веселья.
20
Они, его почувствовав бескрайность,
Дают предположительный ответ:
Ни прошлого, ни будущего нет.
Одна в сейчас "скользящая реальность!*
21
Скорее время сдвинется с пути,
(Что даже и представить невозможно)
Чем в силах что-то в будущем и прошлом
«Немедленно», «сейчас» произойти.
22
У Времени нет места для причала,
Как нет конца с началом у кольца.
Есть связка непрерывного конца
И вечного, бескрайнего начала.
               
                *
Примечания:
1. Горизонт - здесь горизонт видимой части Вселенной, расстояние до которого 15-18 миллиардов световых лет. горизонт как предел любого обмена сигналами, а значит, и предел причинной связи.
3. В последнее время много сказано о так называемом непроявленном, ноуменальном мире. Наука уже попыталась заглянуть в этот мир с помощью современных приборов и аппаратуры. Так, в книге Лучио Баконе «НЛО – скрытая реальность» рассказывается, как в Италии на двух высоких холмах в Генуи и Неаполя разместили аппаратуру кругового обзора, которая могла вести синхронную запись сразу в трёх диапазонах электромагнитных волн: ультрафиолетовом, видимом и инфракрасном. Включение аппаратуры происходило автоматически по срабатыванию какого-либо градиентного датчика то есть в результате резкого изменения акустического, электромагнитного, гравитационного, радиационного и т.п. параметра окружающей среды. Все записи были корреляционно обработаны на вычеслительных машинах. Результаты всех ошеломили. Ноуменальный мир кишит сущностями, основу которых составляют амёбоподобные оболочки, проявляющие все признаки присутствия интеллекта.
Анатолий Мартынов «Богочеловечность» стр.26. Москва, «Импульс», 1995г
15. Здесь заглавными буквами выражено ударение.
19. Зенон Элейский (ок. 490 – 430г до н.э.) – др.гр.философ. Примерно в 450 году до н. э. за три или четыре поколения до Аристотеля, Парменид утверждал, что время и движение нереальны и являются всего лишь иллюзиями. Его ученик, Зенон Элейский, доказал это посредством метода «доведение до абсурда». Этот же метод он использовал в некоторых из своих знаменитых парадоксов – апорий. Среди наиболее известных – «Ахиллес и черепаха», а также «Парадокс летящей стрелы». Из «Книги о времени» Адама Харта-Девиса.
20. Подмечено Блаженным Августином. Аврелий Августин -древнеримский христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский, один из Отцов христианской церкви. Википедия
Родился: 13 ноября 354 г., Тагаст, Нумидия, Римская империя, ныне Сук-Ахрас, Алжир
Умер: 28 августа 430 г. (75 лет), Гиппон, Африка, Западная Римская империя
«Настоящее исчезающе мало, оно настолько ничтожно, что за него нельзя «ухватиться». Но не меньшие сложности связаны с прошлым и будущим. Нельзя говорить о том, чего нет. Если прошлого уже нет совершенно, то как люди могли бы правдиво повествовать о нем? Если предсказатели прозревают будущее, значит и оно существует, прячется в каком-то тайнике. Значит, говоря о прошлом и будущем, мы должны признать их существование» (Исповедь. 11, XVI). Но где они существуют? «Позволь мне, Господи, Надежда моя, спрашивать и дальше, да не приведут меня в смятение искания мои. Если и будущее и прошлое существуют, я хочу знать, где они. Если мне еще не по силам это знание, то все же я знаю, что где бы они ни были, они там не прошлое и будущее, а настоящее. Если и там будущее есть будущее, то его там еще нет; если прошлое и там прошлое, его там уже нет. Где бы, следовательно, они ни были, каковы бы они ни были, но они существуют только как настоящее» (Исповедь. 11, XVIII).
Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее.
Таким образом, прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда.
При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира — вместе с тем и начало времени.
Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и изменения.
Вечность — она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность — мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

                ***