Памяти странного барона-А. Л. Штиглиц

Михаил Окунь
                Михаил Окунь

ПАМЯТИ СТРАННОГО БАРОНА

Есть неподалёку от Ивангорода, за окраинным старым районом, называемым Парусинка, заброшенная церковь. Несколько лет назад мы с моим спутником и гидом, знатоком здешних мест, в ней побывали. Сохранившиеся остатки полусгнивших строительных лесов свидетельствовали о том, что когда-то церковь пытались реставрировать…
Вошли внутрь, и глазам предстала большая роспись – многофигурная композиция, выполненная по картону художника Бруни.
Спустились в подвал. Он был отчасти затоплен – сказывалась близость искусственного водохранилища Нарвской ГЭС, почти на самом берегу которого оказалась церковь. Посередине подвала возвышалось строгое мраморное надгробие, подножием уходящее в воду. «Это могила барона Штиглица», – сказал мой спутник. Я удивился: «Того самого? Почему здесь?»
Александр Людвигович Штиглиц родился в 1814 году в Петербурге, в семье выходцев из Германии. Его отец в начале прошлого века стал банкиром  русского императорского двора, за что в 1826 году был пожалован титулом барона. В 1843 году Александр Людвигович вместе с огромным состоянием отца унаследовал и должность придворного банкира. Последующие двадцать три года он занимается множеством государственных и финансовых дел: управляет Государственным банком, финансирует строительство Николаевской железной дороги.
В 1866 году Штиглиц полностью отходит от дел, уступив принадлежавшие ему выгодные подряды и концессии своим компаньонам. Казалось бы: человеку  немногим более пятидесяти – возраст расцвета для коммерческой деятельности, финансовые возможности практически неисчерпаемы, деньги текут рекой… Но Штиглиц отдается деятельности иного рода – меценатству.
В 1876 году он жертвует колоссальную по тем временам сумму – миллион рублей – на устройство Училища технического рисования в Петербурге. Следует заметить, что до этого в России существовало единственное учебное заведение, готовившее рисовальщиков-прикладников, – учрежденная в 1825 году в Москве графом Строгановым «Школа рисования в отношении к искусству и ремеслам».
Училище технического рисования, получившее имя барона Штиглица, открылось в 1879 году, а в 1881 году было завершено строительство учебного корпуса на отведенной для него территории по Соляному переулку. В 1895 году рядом был открыт музей училища Штиглица. Начало коллекции положили дары частных лиц, а пополнение ее осуществлялось за счет регулярных приобретений, в основном на аукционах Европы, на средства, завещанные бароном. Кроме основного капитала в размере миллиона рублей, на проценты с которого существовало училище, он оставил также в пять с половиной миллионов на формирование музейного собрания.
В художественном календаре «Сто памятных дат» на 1989 год («Советский художник», 1988) в статье, посвященной Штиглицу, есть следующая фраза: «Сегодня трудно определить, почему свое внимание барон обратил на насущную для России тех лет потребность подготовки квалифицированных специалистов для бурно развивавшейся художественной промышленности». Думается, архивные розыски отчасти дают ответ на этот вопрос. А именно: оказывается, Штиглиц, имевший под Ивангородом текстильные фабрики (отсюда и название – Парусинка), еще раньше, чем в Петербурге, основал в здешних местах подобное училище, хорошо, видимо, понимая необходимость подготовки своих рисовальщиков.
Александр Людвигович Штиглиц скончался в 1884 году. Могила его – на самом краю нынешней России, в полузатопленном подвале полуразрушенной церкви...

Опубликовано: "Невское время" от 30.07.1994.