Тайна стиха

Борис Аксюзов
Тайна стиха...

   Терпеть  не могу писателей и поэтов, которые держат меня за дурака, досконально разъясняя мне: что, как и для чего... Или, как говорил мой дед Тихон: «Шо, як и до чого»...

   Именно по этой причине я разлюбил Некрасова, которого в детстве читал взахлеб, считая его превыше всех российских поэтов...

   И в прозе,  и в стихах что-то должно быть недосказанным...

   Диалоги  Лермонтова, например...

«-Завтра будет славная погода!— сказал я.
Штабс-капитан не отвечал ни слова и указал мне пальцем на высокую гору, поднимавшуюся прямо против нас.
  - Что ж это? — спросил я.
  - Гуд-Гора.
- Ну так что ж?
- Посмотрите, как курится»

Писатель, который не уважает меня как читателя, обязательно бы разъяснил, что это за Гуд-гора, где она находится, и какова ее высота и  почему погода изменится, если она курится и т.  д., и т. п.
   А ведь во времена Лермонтова и читатель был другой. Большинство из них сидели в своих поместьях и глаз не казали на  Кавказ.
   «А расшевелю-ка я их воображение и интерес», - сказал себе озорной Михаил Юрьевич  и построил свой диалог именно так, как вы его сейчас прочли....

Или возьмем поэзию Пастернака, к примеру:
«Кругом весна, но за город нельзя.
Еще строга заказчица скупая.
Глаза шитьем за лампою слезя,
Горит заря, спины не разгибая»...
«Что за заказчица?! - кричит любитель ясности во всем. - Почему заря занимается шитьем, да еще и спины не разгибая?!»
   А я счастлив оттого, что Поэт заставляет меня думать...
   Пусть я в чем-то даже ошибусь, не важно...
   Главное, что я чувствую этот стих,  вижу его душою...

   Недавно я написал стихотворение «Как за Суздалем...»...
  И никогда не думал, что оно будет для меня таким значимым...
Чтобы понять, о чем идет речь приведу его здесь полностью:

Как за Суздалем, да за городом,
Течет важко река, не река
Обмакну-ка я в реке бороду
И уйду от вас на века...

Надоело-то мне спорить и драться,
Глотку рвать свою почем зря,
Ох, и злыми стали мы, братцы,
По-пустому себя растеряв.

Бога чтим, а в добро мы не верим,
Рвем любви незримую нить
И души нашей тонкие двери
Норовим железом обить...

Как за Суздалем, в чистом-то поле
Стоит криво крест, да не крест,
Засмурнело мне в этой юдоли ,
Не ищите меня окрест...
 
    Получил много положительных отзывов...
    Кое-кто сразу угадал в нем стилизацию, утешил меня, что она   талантлива и оттого  имеет право на существование... 
    Посыпались вопросы: что за обряд обмакивать в реке бороду, почему река — не река, крест -  не крест и т. д., и т. п..
  Я растерялся, потому что писал о другом, в надежде, что меня поймут...
   И вдруг - звонок по мобильному телефону...
   - Валентиныч! - кричит мне чей-то чрезвычайно далекий голос. - Это я,  Валера Конюхов! ( Фамилия изменена.. Почему — поймете позже)  Помнишь такого?  Твой ученик с Острова! Из 60-х!  Сейчас прочел твой стих  в  «Избушке» о Суздале! Это здорово!  Я понял, о ком и о чем ты пишешь!
   И он мне сказал, о ком.... Всего три очень коротких слова.
   С тех пор, как я пишу стихи, а пишу я их с десятилетнего возраста, я никогда не был так счастлив... Потому что меня поняли до самой моей глубокой сути... 
   - Я напишу тебе большое письмо, - продолжал кричать Валера. - Отправлю по почте. С Сахалина будет идти долго, но ты жди... Ты слышал что-нибудь обо мне?
    Я слышал... Его одноклассницы сообщили мне еще с год назад, что Валера нежданно-негаданно ушел в монастырь... Для меня это было тоже непонятно, так как я помнил его веселым,  разбитным парнем, сердцеедом и  умником... Я знал, что он работал нефтяником на буровой, зарабатывал большие деньги, ездил туристом в Японию, Индию, Таиланд.. И вдруг...
  А теперь большое отступление...
  Начну его с того, что у каждого из нас есть свой Бог...
  Нет, конечно, Бог для всех един  и неизменен, но представляем мы его по-разному... В этом я удостоверился давно..
   Помню однажды в детстве  я спросил бабушку, когда она окончила молитву:
   - Бабушка, а кому ты молилась?
    - Богу нашему, Спасителю, -  ответила она.
    - А какой он, Бог?               
    - Милостивый, то бишь, добрый... Но коль грешишь, то спросит, не помилует...
      - А где он живет?
       - На небе, понятно...
       - И все оттуда видит?
       - Всё-всё...
  Увидев на моем лице недоверие, бабушка задумалась, скрестив на коленях натруженные руки, всегда пахнувшие молоком.
   А потом сказала, почему-то улыбнувшись:
   - А еще Бог у всех у нас в душе живет...
   - И у меня?
   - Конечно... Ты же крещеный....
   Об этом стоило подумать, но было некогда... В детстве у нас столько  дел, что думать времени не хватает...
   Лишь засыпая,  я подумал о Боге, который живет у меня в душе, и потрогал грудь, где она, то есть, душа,   должна была, по моему мнению, находиться... Ничего постороннего я там не ощутил и уснул  в сомнениях...
   Вторая версия о местонахождении Бога оказалась для меня более близкой и понятной...
    Высказал мне ее  дед Тихон... Церковь он никогда не посещал, молящимся дома я тоже его не видел... Крестился он, лишь садясь за стол  потрапезничать и вставая из-за него... Причем делал это так быстро, не оглядываясь на иконы, что  я принимал этот взмах его  руки   за привычку...
   Но зато он любил рассказывать мне, какая церковь была у них в Березовке, что в Воронежской губернии, и как справлял службу батюшка, а он с малых лет пел там певчим... Я видел, как меняется при этом его лицо, яснеют глаза, и мне становилось понятно, что в Бога он все же верит, просто не хочет этого всем показывать... Ведь дед был директором лесозавода и хотя в партию не вступал, но линию ее  держал твердо...
   И однажды  во время такого  рассказа я  спросил его, как и бабушку: так где же живет Бог...
  Дед ответил сразу же, не задумываясь:
   - Он меж нами...
   - Как это? - не понял я.
  - А вот так! Ходит меж людей и присматривается... Кому поможет, кого за грехи накажет... Новорожденных на жизненный путь наставит, умерших причастит и отправит их души в рай...
    Про ад он почему-то мне ничего не сказал... Видимо, берег мою детскую душу...
   - А Его можно увидеть? - спросил я.
  - А Он такой же, как и все люди... Сегодня — в одном обличье, завтра — в  другом... Натрудится за день, а в ночь к себе улетает, на небеса... Ангелы Его под  ручки держат, чтобы, значит, полегче Ему было лететь...   
   Такое объяснение  существования Бога было для меня простым и понятным ...  И,  хотя со временем я понял, что дед Тихон, высказал свою личную точку зрения, забыв про Святое Писание, мне тоже захотелось иметь в душе своего Бога,  справедливого и простодушного, доброго и указывающего  путь …
    Образ Его складывался в моем воображении долго, но затем укрепился прочно и навсегда...  Небольшого росточка старик с окладистой  белой бородой, в руке палочка... Не посох, а именно  березовая палочка, на которую он слегка опирается при ходьбе... Ходит быстро, смотрит на людей добро, иногда насмешливо: ну, что же вы, человеки, творите, суетой пустой свою жизнь подменив...
   По Земле похаживает всюду, но есть у Него свое место проживания, тихое  место где-то в глубине России...
  Побывав в Суздале, я сразу сказал себе: мой Бог живет здесь!  В одной из этих серых избушек с резьбой на фасаде, с  надстроечкой над средней частью дома, какую нынче зовут чужим словом «мезонин»....Он часто сидит там  наверху,  смотрит на улицу в крошечное окошко, видит прекрасные маковки церквей, слушает колокольный звон, которым богат Суздаль....

     А теперь прочитайте внимательно письмо моего ученика Валеры Конюхова...
   «Валентиныч!  - пишет он. - Я понял, о ком ты написал свой стих «Как за  Суздалем»!  Это наш Бог! Он всегда был с нами, пока не увидел, к чему мы пришли!  Нет, он не оставляет нас на произвол судьбы. Мы по-прежнему Его дети, Его паства!  Но Он не хочет жить меж нами и видеть нас такими, какими  мы стали! А река за Суздалем — это не река, это -  наша  жизнь, с которой Он сроднился....
   «Обмакну-ка я в реке бороду...»   Он сроднился с нами настолько, что  наша жизнь стала Его жизнью, и Он берет  капли этой жизни с собой, на память, уходя от нас на века...
   Я даже понял, почему Он говорит везде «мы»!  Он был одним из нас, и оттого Ему так больно!
   Вот про железо только.... Я твой образ понял... Очень это точно и сильно... Но Он так бы не сказал.... Это я душой понял, а душа у меня сейчас — ой! - какая понятливая  стала... Ведь я уже боле года как в монахах.
  А вот про крест кривой я не понял совсем. Хотя чувствую что-то совсем близко, что этим ты хотел сказать... И потому не объясняй мне ничего. Сам дойду когда-нибудь.
    Спасибо тебе. И за стихи, и за то, как ты учил нас... Если бы я тогда знал!
   P. S. Монахам стих твой не читал. Боюсь, не поймут. У всякого из них был свой учитель.»

  Я привел здесь письмо полностью с согласия его автора. Скрыл только его  имя. И вы должны понять почему...  Он — монах, а у служителей церкви взгляд на Бога должен быть един. А потому мой стих  и  комментарий моего ученика могут быть восприняты как святотатство...
  Не раскрою я и тайну  кривого  креста... Подумайте сами... Но я знаю, что наша официальная церковь  осудила бы меня за за эту строку... 
  Но мой добрый и понятливый Бог со мной бы согласился...