Грибы

Авдотья Светозарова
 




Чёрный  джип мчался по трассе, проглатывая километры мокрого, от прошедшего накануне дождя,  шоссе. Стоял тёплый октябрь, кусты и деревья по обеим сторонам дороги, убегающие назад, багряные, жёлтые, яркое  голубое небо над головой, облака пастельных тонов  -   нам казалось, что мы попали в чудесную разноцветную трубу и мчимся, мчимся по ней, навстречу к удивительным необыкновенным приключениям…



Она  прибавила звук - по радио шла какая-то передача о грибах.


«Грибы, как известно, являются настоящими природными фильтрами, губками, вбирающими в себя все химические соединения, витающие в воздухе и находящиеся в почве… чистят планету…».


- Послушай, а ведь тут - самые грибные места! Давай купим каких-нибудь рыжиков! Или, что там продают! Грибочков. Солёных!


- Как-то не хочется покупать грибы на трассе! Я в них абсолютно ничего не понимаю! Ты, кажется, тоже…



«Опытный грибник может различать…».



-Да что там понимать! Рыжики - они и есть рыжики! Рыжие. Или маслята… Скользкие! Нет, ну,  в самом деле, давай  возьмём пару баночек!



- Не знаю… Честно, не знаю. Моя бабушка, та в грибах разбиралась, у неё и книжки были специальные, с цветными картинками. Я в детстве их любил смотреть. Ходили с ней в лес по грибы, по ягоды… Осенью… Но я в них совершенно  ничего понимаю! А тем более - покупать на трассе! Вон, сколько предупреждают…  Давай, знаешь что? Въедем в какой-нибудь посёлок и там спросим. Может, какой рынок будет…


- Я хочу солёных рыжиков! Или груздей. И ещё ягод! Ягод тут тоже полно!- и она мечтательно цокнула языком. - Брусничка, клюква…



Я рассмеялся. Поглядел на неё и рассмеялся. Такой у неё был забавный вид!



«При сборе грибов должны действовать золотые правила грибника…».




Посёлок представлял собой одну-единственную  короткую улицу. Скорее, это был и не посёлок, а маленький хутор, расположившийся неподалёку от трассы.  Пока машина ныряла в ухабах и рытвинах,  я насчитал с десяток  домов. Старых бревенчатых  домов, тёмных покосившихся от времени. Боже ты мой,  глушь, глушь  какая! Это же край географии. Совершенно дикие места! И всё здесь было странно. И очень странно. На одной-единственной улице посёлка не было видно ни одной собаки. Не говоря уже, о людях. Ни собак, ни людей. Ни кур, ни уток, ни кошек. Ни единой живой души. Только стоят эти страшные бревенчатые избы, смотрят  на  тебя мёртвыми окнами, поверх проваленных заборов,  да столбы кое-где понатыканы деревянные, без проводов. Чашки вот эти керамические есть, а проводов нет! И на столбах вороны сидят. Вроде, как без дела, а сами за тобой наблюдают… Картина безрадостная,  нагоняющая смертельную тоску. Да ещё перед самым въездом в хутор - погост. Торчат из земли обломанные перекосившиеся древние кресты. И на них – вороны.  «Похоже, деревенька-то, вообще,  вымершая!  - подумал я – Заехали к чёрту на рога…».


-Куда теперь?


-Давай, постучимся в крайний дом. Вон тот, с двускатной крышей, видишь?  Он как-то особнячком стоит, да и поновее, что ли… Может,   отзовётся кто?


-Если здесь, вообще, люди живут! Дикость!


Мы остановились у покосившегося забора. Чёрный от снегов и дождей, давно некрашеный, местами проваленный  внутрь, сколоченный из разнокалиберных досок. Прошли к калитке, висящей на одной петле.



-Хозяева! Эй, хозяева! Ау-у! Есть кто-нибудь дома?



Тишина. Только ворон прокаркал в ответ хрипло и утробно. И, вдруг,  словно  из ниоткуда,  на дорожке,  ведущей к дому, возникла фигура старушки, опирающейся на суковатую клюку. Старушка, в шерстяной кофте, накинутой на плечи тёплой шали,  чистеньком переднике и цветастом платке нам  понравилась.



- Кто такие? Чего надо? - спросила  хозяйка, подойдя поближе и щуря на нас подслеповатые выцветшие  глаза.


-Да мы… Здравствуйте, бабушка!


-И вам, детки,  не хворать!



- Мы… Мы вот, мимо проезжали. А у вас в посёлке никого, похоже. Вымерли у вас все, что ли? Хотим купить грибочков. Рыжиков там, или маслят… Здесь везде продают. На трассе. Но как-то на трассе не  очень хочется покупать - опасно. Не знаешь, что тебе подсунут. Так у вас есть? Грибы? Мы бы и ягод каких-нибудь купили!



-Грибочков? Ну, так их вона, в лесах полно! Хотите – идите, ищите! Коли есть нужда. И грибы там, и ягоды. Всё, чего душа пожелает!  Да только… если не разбираетесь – нечего и ходить.  Вы-то, поди,  не местные? Нарвёте поганок да  волчьей ягоды… А у меня нет. Ничего нет. Ни грибов, ни ягод. И покупать - старушка внимательно поглядела на нас: сначала на жену, потом на меня - покупать я вам тоже здесь ничего не советую!



Мне показалось, что в тот самый момент, старуха  заглянула прямо мне в душу! Прямо в душу, своими слепыми старческими глазами. Это ж привидится такое!  Чур, чур,  меня! Какая-то странная бабка. Живёт одна, наверное. Дед её помер, а она всё коптит землю. А может, и не было у неё никакого деда… И место здесь странное. Пугающее. Жутковато как-то мне стало от её пронизывающего взгляда. Не по себе. Что за чёрт?!



-И что, совсем-совсем,  нет ни грибов, ни ягод? У вас же места тут знаменитые, грибные!



-Не собираю я. Сказано – нет! И вам сегодня не надо покупать ничего. Езжайте себе, с Богом. И нигде не останавливайтесь! Грибов им…  Дома грибы, в магазине, купите. А мне с вами недосуг! Мне пирожки печь. Шляются… - не прощаясь, старушка развернулась и пошла к дому, шаркая ногами и стуча по дорожке своей корявой клюкой.



-Да, погодите же! Бабушка! - но она уже исчезла, будто её только что здесь и не было.



-Чёрт, знает что! Какая вредная старуха! И гадкая! Она мне сразу не понравилась! Грибов ей,  что ли жалко? Не поверю, что она не собирает грибы и ягоды! Как это – «не собираю!»? Да тут все собирают! Не надо было и заезжать сюда!  Наверное, одна бабка тут и живёт, в этой деревне. Век свой доживает. Пирожки она, видите ли, печёт! Так, небось, с грибами! Баба-яга, настоящая! Остальные люди разъехались. В город подались.  Тут же нет ничего! Одни могилы вокруг… Дикость! И, вообще, место здесь нехорошее! Мороз от таких мест по коже… Что, поехали?


-Поехали. Но ты, как хочешь, а рыжиков купим на трассе!


- Дались тебе эти рыжики!



Мы выехали из негостеприимного посёлка на трассу. «Надо же – мимо проезжали! Ха-ха-ха!  Умереть! Да если бы с трассы этих домов не видно было…».  Холодное осеннее солнце давно перевалило за полдень и медленно клонилось  на  запад.


-Вот, вот! Гляди – стоит кто-то! Кажется, женщина.



Мы остановили машину и увидели  закутанную в тёплое пальто женщину. На голове цветастый платок, на плечах шаль… Но, что это?! Святые угодники! Я решил, что мне это почудилось: на обочине стояла та самая неприветливая старуха, с которой мы распрощались час назад. И продавала грибы.



От испуга и изумления у меня сделались круглые глаза. Я моргнул, прогоняя наваждение, и  глянул на свою жену. Она -  ничего. Уже разговаривает с женщиной. «Показалось!» - с невероятным облегчением выдохнул я. Конечно, не она! Значительно моложе и выше ростом. И лицо… Я попытался вспомнить лицо неприятной старухи и не смог.  Да что это со мной?! Та старуха, из заброшенной деревни – она просто не могла оказаться здесь. Физически не могла! На трассе, впереди машины! Даже, если предположить… Нет, что за бред я несу!  Что предположить? Нервы никуда! Надо передохнуть. Почти шестнадцать  часов за рулём.



Вылез из машины и  подошёл поближе.



- …и рыжики у меня отборные! Солёные. Берите, не пожалеете!


-Знаете, мы в грибах не очень…


Женщина улыбнулась.


-Да что тут понимать! Ума много не надо! Рыжик он и есть рыжик! Ни с чем не спутаешь! У меня гарантия! Будьте покойны! А засол, засол какой! Вы попробуйте, вот и вилочка. Ах, не хотите? Ну, так я вам тот гриб, что не съели, в довесок положу! Нигде не купите таких грибочков! А может, ещё груздей возьмёте? Со смородиной посолены, пальцы проглотите! Тут ни у кого и близко нету  таких. Берите, не думайте, я вам даром отдаю! У меня вот, и ягодка! Клюковка мочёная! Ягодка не простая… Необыкновенная! Это же задаром! Мне бы расторговаться. Вечер уж скоро.



-Но точно, грибы хорошие?- я с сомнением разглядывал грибы, лежащие  в вёдрах. «Интересно, а как она тащила сюда всё это хозяйство: грибы и ягоды? Все эти кастрюли и вёдра?  И столик… И откуда? Здесь же только та деревня, мёртвая, поблизости, а больше мы, кажется, ничего и не встречали. Все, кто продаёт – стоят на небольших придорожных рыночках или на машинах… Наверное, подвёз кто-то…».



Женщина рассмеялась.



-Точно. Точно хорошие! Не переживайте вы так. Я знаю, что отдаю. По наследству грибница я. От прабабки  своей умения взяла. Всё про грибы знаю. И торгую на месте этом уж сколько лет!



Мы купили ведёрко солёных рыжиков. И груздей. Со смородиной. И ещё моя жена взяла несколько банок опят и «необыкновенной»  мочёной клюквы.  Предложили женщине  подбросить её, со всеми  вёдрами,  до деревни.  Машины-то  здесь раз в пятилетку ходят. Но она отказалась. Хотела ещё продать кому-нибудь своих замечательных грибов. «Уж я-то всегда уеду! А вам, милые мои – дорога дальняя!».  Распрощались с доброй приветливой грибницей. И уехали, шелестя  шинами, по непросохшему асфальту.



Отъезжая, я глянул в зеркало. И… чуть не вылетел на встречную полосу! На обочине стояла высокая худая фигура, с ног до головы закутанная в чёрный саван. В руке она держала  огромную  страшную косу  и глядела нам вслед. Потом она приветливо помахала нам  рукой и… исчезла.



Моя нога с силой вдавила в пол педаль акселератора. Машина, взревев мотором, рванулась вперёд. А перед моими глазами, ничего не различающими вокруг от сковавшего меня ужаса, стояла зловещая  фигура в чёрном. Со страшной  косой в руках.



- Слушай, надо бы остановиться. Знаешь, у меня уже и без этих грибов – глюки! Всякая чушь мерещится. Бредятина такая, не поверишь! Поспать бы, хоть пару часиков.



Моя жена заботливо поглядела на меня.



-Вот и замечательно, дорогой! Остановимся, прямо сейчас! Перекусим немного, и ты поспишь. Я просто изнемогаю, сейчас  захлебнусь слюной  – так хочу этих рыжиков! И солёных груздей, со смородиной!  Добрая женщина  их так нахваливала…





Таганрог, октябрь 2013г.







© Copyright: Светозар Афанасьев 2, 2013
Свидетельство о публикации №213102100428