Сент-Экзюпери и Майдан

Валерий Николаевич Полетаев
O, сколько пищи для размышления  дал Майдан, «Евромайдан», киевская революция и беспредел украинских ультра-националистов!..

Сколько политики на квадратный метр суши!

Сколько слёз, горя, радости и надежды в одном флаконе нового сорта духов, выпущенных неизвестным Парфюмером!
Сколько ароматного нектара и отвратительного дёгтя в одной наспех сколоченной бочке мёда!
Мысль не поспевает за действительностью: картину Мира кисти Рафаэля, висящую в Лувре,  увозят на реставрацию. Потом оказывается, что её похитили гангстеры.
Потом оказывается, что реставраторы и есть гангстеры, только украли не Рафаэля, а Леонардо.
Потом оказывается, что не Леонардо, а Рафаэля, но картина – подделка, и весь мир 400 лет любовался копией, а оригинал давно продан в другую Галактику.
Оказывается, что  кое-кто уже давно летает в Космос,  который уже поделён
между Россией, Китаем и Америкой.
Потом, оказывается, что и Лувр давно не Лувр, а передвижной цирк Шапито,
Франция давно называется Англией, а Рафаэль никогда не писал картину Мира, и вообще не был художником, а был фермером в маленьком шотландском селении на острове Борнео…
И всё это нам рассказывают честные средства массовой информации в красках, с подробностями, фактами и фотографиями, преданно глядя в глаза и трогательно вибрируя голосовыми связками…

Мир подлеет на глазах…

А каких-нибудь два десятка лет назад казалось, что мир понял что-то очень-очень важное, рванул вперёд и ввысь – и уже никогда не будет таким безумным и подлым, каким был несколько тысяч, обозримых в прошлом, лет…
Но это только казалось: человек остался верен своей куцей страсти быть богатым, народы – верными своей мании величия, государства – своим подростковым принципам.
Всё вернулось на круги своя и вновь стали готовится к войне, радостно увидев друг в друге своего обидчика и врага.
О-о-о - а-а-а!..
Только буква «о», длинное, сдавленное «о», переходящая в скрипучее «а»  может наиболее близко выразить стон, преходящий в рык, при наблюдении подлых выкрутасов мировой политики в связи с украинскими событиями февраля-марта!..

Мы так ничему и не научились, и снова готовы разорвать друг друга – каждый за свою любимую идею: за демократию! За справедливость! За целостность страны! За либеральные ценности! За великую Украину! За великую Россию! За великую Европу! Ну и, конечно, за великую Америку!..

Так,что же такое – Майдан?
Для начала скажу, что Майдан и «Евромайдан» -  разные вещи!
Майдан - самоорганизация людей «снизу», составляющая  основу прямой демократии.
«Евромайдан» - конкретная политическая акция с определённой идеологией и набором требований.
Евромайдан был организован системной прозападной оппозицией в знак протеста против  отмены подписания «интеграционных» документов между Украиной и ЕС.
Видимо, акция задумывалась как   репетиция перед президентскими выборами, которые должны были состояться  через год.  Самопровозглашённые лидеры  - Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок - вели себя аналогично «болотным» лидерам в России. С трибуны  много дней звучали одни и те же лозунги и призывы, никаких  решительных  шагов  не предпринималось.
Лидеры Евромайдана  публично осудили попытки силового захвата  административных зданий и столкновения с милицией. Участники подобных действий были объявлены провокаторами. В целом сложилось впечатление, что задачей  оппозиционной тройки было  всего лишь припугнуть Януковича возможностью массовых протестных выступлений в период выборов.
Но последовал разгон на площади, а затем целый пакет  законов, резко ограничивавших свободу собраний и шествий. В ответ жёстко выступили радикалы, которые с тех пор  и стали играть первую скрипку.
Власть, сама того не желая, «сорвала резьбу», и впервые за множество лет на историческую сцену вырвались народные пассионарии.
Стушевавшаяся тройка оппозиционеров-евроинтеграторов в считанные дни потеряла авторитет.
Политическая акция «Евромайдан» закончилась. Началось восстание Майдана.

Тем временем в Украине под влиянием Майдана развивалось движение против опротивевшего уклада общественной жизни.  Дело не только в ненависти к каким-то конкретным чиновникам - Януковичу, Азарову, Пшонке…., а в стремлении сбросить сам этот уклад.
Всё достало!
Сегодня всё больше людей в мире тяготится установившейся системой ценностей, но мотивы их выступлений, конечно, могут быть самые разные: демократические, либеральные, феодальные, буржуазные, социалистические и, к сожалению, фашистские.
Вот почему так много россиян выступают, по зрелому размышлению, против Майдана.

Вот почему так много россиян восторженно выступают в поддержку Майдана.

Точно так же разделилась и Украина: за Майдан и против Майдана.
Но каждый, подчёркиваю: каждый украинец, русский, россиянин и наблюдающий за Майданом издалёка иностранец вкладывают свой смысл в это понятие, часто прямо противоположный.
Отсюда – и грядущая беда: надвигающаяся война всех со всеми, так как никто не понимает никого!..

Наивно думать, что причиной вооружённых столкновений в Киеве и других украинских городах стало желание украинцев вступить в ЕС или вернуться к Конституции 2004-го года. Бюрократические уставы не вызывают таких мощных страстей.
 
Прорвалось глубинное недовольство человеческой природы противоестественным порядком вещей.
 
На месте Януковича мог бы оказаться и куда более внешне цивилизованный президент.
Конечно, он - никакой ни «кровавый диктатор» - просто доставший народ  хапуга и жлоб.

Вот почему так много россиян выступает в поддержку Майдана – недовольство укладом жизни: столетия - крепостное рабство,  почти век – большевистская диктатура, десятилетия – диктатура олигархов…
А когда же – чистая радость и воздушное счастье?

Когда же жить-то начнём?!.

С другой стороны,
В любом восстании всегда присутствует изрядная доля варварства. Это зона исторической турбулентности, в которой действуют самые разные силы. Украина сейчас находится как раз в такой зоне. В этом смысле снос памятников Ленину ещё меньшее из возможных зол.

Но когда я читаю:
««Уничтожение России как империи было, есть и будет стратегической целью украинского национализма. Это вытекает из жизненных интересов украинской нации. Уничтожение московской империи чрезвычайно важно. Речь идет о позиции традиционалистского, консервативно-революционных, антилибералистических и антиглобалистких стремлений.
Современный Запад — это территория деградации. Под неоном реклам и богатой жизнью западного человека кроется цивилизационная гниль — труп некогда величественной цивилизации. Жизнь в этом болоте заставляет тех, кто не принадлежит мейнстриму, искать какую-то альтернативу»,
Я понимаю, что существует опасность реставрации нацизма.

И тогда я думаю: ну, допустим, произошло немыслимое, но передо мной сидит Ярош или Тягнибок, или Кличко, или безработный из-подо Львова, или студент из Киева, или сын Шухевича…
Мы мирно беседуем за чашкой чая, пусть это фантазия, но мы мирно беседуем, и я пытаюсь убедить его, что Россия и Украина  должны быть вместе…
Что мы – братья… И европейцы – наши братья… И американцы – наши братья и сёстры…
Что я скажу ему, чтобы развернуть сердца украинцев к России и «москалям»?..
Что я скажу, чтобы он согласился, что это не выход: убивать «москакалей», «жидов», поляков или предателей-украинцев?

Почему не надо войны?

……………………………………………………………………………………


Чтобы понять, в чем же сущность человека, надо хоть на время забыть о разногласиях, ведь всякая теория и всякая вера устанавливают целую Библию, целый Коран незыблемых истин, а они порождают фанатизм.
Можно делить людей на правых и левых, либералов и социалистов, на горбатых и не горбатых, на фашистов и демократов - и любое такое деление не опровергнешь.
Но истина - это то, что делает мир проще, а отнюдь не то, что обращает его в хаос.
Истина - это язык, помогающий постичь всеобщее.   
Ньютон вовсе не "открыл" закон, долго остававшийся тайной, - то, что совершил Ньютон, было творчеством.
Он создал  язык, который говорит нам и о падении яблока на лужайку, и о  восходе солнца.

  Истина - не то, что доказуемо, истина – это простота.

  К чему спорить об идеологиях? Любую из них можно подкрепить доказательствами, и все они противоречат друг другу, и от этих споров только теряешь всякую надежду на спасение людей. А ведь люди вокруг нас, везде и
всюду, стремятся к одному и тому же.
  Мы  хотим  свободы.
  Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ее ударе был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар только унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый ее удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд.
  Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми. И мы хотим бежать с каторги.

     Во всём мире миллионы, миллиарды людей бессмысленно прозябают в тупой и однообразной жизни и рады бы возродиться для истинного бытия. Промышленность  оторвала их от той  жизни, какую ведет, поколение за поколением крестьянский  род, и заперла в громадных гетто, похожих на сортировочные станции, забитые вереницами черных от копоти вагонов. Люди, похороненные в рабочих поселках, рады бы пробудиться к жизни, но не могут…
     Есть и другие, кого затянула нудная, однообразная работа, им недоступны радости первооткрывателя, верующего, ученого, творца. 
Кое-кто вообразил, будто возвысить этих людей не так уж трудно, надо лишь одеть их, накормить, удовлетворить их  повседневные нужды.
Близость супермаркетов. Своя машина. Свой дом...
И понемногу вырастили из них мещан, узколобых специалистов без каких-либо духовных интересов. Это люди неплохо обученные, но к культуре они еще не приобщились. У тех, для кого культура сводится к затверженным формулам, представление о ней самое убогое.
Последний школьник знает о законах природы куда больше, чем знали Декарт и Паскаль.
Но способен ли школьник мыслить, как они?

Кого мы выбираем на высшие должности наших руководителей?

Прочли ли они «Планету людей» Сент-Экзюпери?

Сделали её своей настольной книгой?

Размышления Сент-Экса о едином человечестве и счастье каждого человека, будущего Моцарта, Ньютона, Шекспира, Пушкина, Толстого, побудили его быть садовником, трепетно и любовно, выращивающего человеческие души?

     Все мы - кто смутно, кто яснее - ощущаем: нужно пробудиться к жизни. Но сколько открывается ложных путей... Конечно, людей можно воодушевить,
обрядив их в какую-нибудь форму. Они станут петь воинственные песни и преломят хлеб в кругу товарищей. Они найдут то, чего искали, ощутят единение и общность. Но этот хлеб принесет им смерть.

Сегодня принесёт им смерть в Украине, завтра - в России, а послезавтра - во всём мире…

  Можно откопать забытых идолов, можно воскресить старые-престарые мифы, которые, худо ли, хорошо ли, себя уже показали, можно снова внушить людям  веру в пангерманизм или в Римскую империю, в великую Россию или великую Украину, или в великую Европу.
Можно одурманить немцев спесью, от того что они - немцы и соотечественники Бетховена и Гёте, русских – от того, что выиграли великую Войну, украинцев – от того, что в их жилах течёт кровь свободолюбивых казаков Запорожской сечи...
  Так можно вскружить голову и последнему трубочисту.
  И это куда проще, чем в трубочисте пробудить Бетховена.
  Но эти идолы - идолы плотоядные.
  Человек, который умирает ради научного открытия или ради того, чтобы найти  лекарство от тяжкого недуга, самой смертью своей служит делу жизни. Быть может, это и красиво - умереть, чтобы завоевать новые земли или отстоять свою независимость, но современная война разрушает все то, ради чего она будто бы ведется.
Ныне речь уже не о том, чтобы, пролив немного жертвенной крови, возродить целый  народ. 
С того часа, как оружием стали самолет, ракета, иприт, ядерная бомба, война сделалась просто бойней.
Победа достанется тому, кто сгниет в своём бункере последним.

  И оба противника гниют заживо.

  Мир стал  пустыней, и все  мы жаждем найти в ней товарищей; ради  того, чтобы вкусить хлеба среди товарищей, мы и приемлем войну.
 
Единство целей и устремлений! Знание врага и друга!

Но чтобы обрести это тепло, чтобы плечом к плечу устремиться к одной и той же цели, вовсе незачем  воевать.
 
Мы обмануты.
 
Война и ненависть ничего не прибавляют к радости общего стремительного движения.
     Чего ради нам ненавидеть друг друга?
     Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля.
Мы - экипах космического корабля по имени "Земля".
Хорошо, когда  в споре  между различными цивилизациями рождается  нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга.
     Чтобы нас освободить, надо только помочь нам увидеть цель, к которой мы пойдем бок о бок, соединенные узами братства, - но тогда почему бы не искать
такую  цель, которая объединит всех?
Врач, осматривая больного, не слушает стонов: врачу важно исцелить человека. Врач служит законам  всеобщего. Им служит и физик, выводящий почти божественные уравнения, в которых разом определена сущность атома и звездной туманности. Им служит и простой пастух.
Стоит тому, кто скромно стережет под звездным небом десяток овец, осмыслить свой труд - и вот он уже не просто слуга. Он - часовой. А каждый часовой в
ответе за судьбы империи.

     Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую  скромную и незаметную, тогда лишь  мы  будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

От поколения к поколению передается жизнь - медленно, как растет дерево, - а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение!
Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены  звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы - люди - и поднимались все выше, ступень
за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.
     Старая крестьянка передаёт детям не только жизнь,  она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что  досталось ей на сохранение  - скромный  запас преданий,
понятий и верований,  все, что отличает  Ньютона  и Шекспира от первобытного дикаря.
По большому счёту мы должны признаться самим себе:
«Мы – тёмные! Мы – звери! Мы только-только вылезли из своего логова! Надо догонять человечество!»
Но человечество – это не Европа, не Америка, не Азия, не развитые страны. Человечество это – лучшие умы Европы, Америки, Азии.
Это – Сократ и Платон, Христос и Авиценна, Аристотель и Декарт, Ньютон и Гегель, Толстой и Сент-Экзюпери – те маяки, которые осветили нам путь к Истине.
     Тот голод, что одного тянет умереть за свою родину,  а другого - к стихам, а третьего – открыть неизведанное - это вечное чувство неутоленности возникает потому, что человек  в своем развитии далеко еще не достиг  вершины  и нам надо еще понять самих себя и Вселенную.
Надо перебросить мостки во тьме.
Этого не признают лишь те, кто мудростью почитает себялюбивое равнодушие; но такая мудрость - жалкий обман.

Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.
Все так называемые герои, жаждущие военной или революционной славы и готовые за неё умереть, тоже ещё не пробудились для жизни.
Они пробудились для смерти, но для этого и не стоило рождаться на свет…

…Вспомните, пожалуйста, какого-нибудь маленького ребёнка, своего или чужого…
Представьте себе мягкое, хрупкое тельце…
Нежное, розовое личико, в обрамлении пушистых волос, пухлые ручки, как бы перевязанные в запястьях ленточками, ясные, чистые глаза, заливистый смех…
Красивый или не очень, но он нам кажется ангелом, не правда ли?..
Как из этого хрупкого комочка любви двух счастливых людей, из этого природного совершенства получился тиран, садист, убийца?..
Какие тиски, жернова, какая ржавая машина жизни должна была мять, мучить, издеваться над этим слабым тельцем, полным любви ко всем людям, которые его окружают, чтобы получился тот монстр, который едет сегодня в горячие точки планеты, чтобы убивать, грабить, насиловать?..
Сколько горькой нищеты, бессмыслицы, несправедливости  и хаоса жизни должно было утрамбовывать его мысли и чувства, чтобы изуродовать Божий замысел?..
Как благородная глина, из который Бог вылепил Человека, превращается в нашей действительности в комья  грязи? Под  какой страшный пресс они попали? Что их так исковеркало?  Животное и  в старости  сохраняет изящество. Почему же так изуродована  благородная глина, из которой вылеплен человек?
Когда же мы прекратим издеваться над своими детьми на потеху монстров во власти?..
Сколько же можно испытывать терпение Создателя?..

Сент-Экзюпери ещё 70 лет назад размышлял над этой общечеловеческой проблемой и оставил нам поразительные строки:
«Ребёнок - он  весь обещание! Вот он - новый Моцарт! Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые  надежды!
Когда в саду, после  долгих поисков, выведут, наконец, новую  розу, все садовники приходят в волнение. Розу  отделяют  от других, о ней неусыпно  заботятся,  холят ее  и лелеют.
Но люди растут без садовника.
Маленький Моцарт, как и  все, попадет под тот же чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков.
Моцарт обречен».
 
Язва человеческого заблуждения поразила и разъедает не отдельного человека, она разъедает всё человечество.
Проблема не в нищете, бедности, отсутствии демократии или национальной самостоятельности: мы не воспитываем садовников, а садовники не ухаживают за своим садом...
В конце концов, люди свыкаются с бедностью, с безделием, с отсутствием свободы и это не излечить свободным рынком, демократией, либеральными ценностями, как не излечить социальными революциями, равноправием, равным доступом к образованию и борьбой за счастье и свободу.
Без трепетного отношения к каждой человеческой личности мы тиражируем уродство бесформенной, измятой человеческой глины.
 
И в каждом, быть может, убит Моцарт…

И если сегодня Россия не поймёт Майдан, а Майдан не протянет руку России, если Европа и весь мир не прислушаются к России, А Россия не услышит голос Человечества, то завтра начнёт безумие - Третья мировая война!..

И Создатель с грустью закроет ещё одну цивилизацию на Земле, и перенесёт свой взор на Проксиму Центавру...