Оставил людям память о себе

Алексей Кожевников 3
        - Василий Петрович, к вам товарищ Бутко из Москвы, - сообщила, приоткрыв дверь, секретарша.
        - Просите, - ответил Ревебцов, вставая из-за стола.
        В кабинет вошёл мужчина средних лет и возраста. Приветливо улыбаясь, директор завода протянул ему руку:
        - Здравствуйте, Фёдор Андреевич. Мне из Главка уже сообщили о вашем приезде.  Присаживайтесь, будем знакомиться.
        Гость опустился на стул, стоявший у стола напротив хозяина кабинета, достал из портфеля папку с документами и протянул её директору.
        - Документы я посмотрю позже. Расскажите коротенько о себе,– попросил Ревебцов.
        - Я родился в 1901 году в донбасском городе Макеевка. С четырнадцати лет на местном металлургическом заводе осваивал профессии электрика, учётчика, слесаря, котельщика. Но в 1920-м травмировал кисть левой руки и был вынужден сменить их  на бухгалтерскую и счётную. Отслужил в Красной Армии, окончил Макеевский металлургический техникум и заочно два курса в Днепропетровском металлургическом институте. Экономист-плановик. На том заводе занимал и руководящие должности, связанные с расчётом заработной платы, экономикой и охраной труда.
        21 июля 1939-го по приказу из Главного Управления металлургической промышленности СССР был направлен в Молотовскую область (позже она стала Пермской) начальником отдела охраны труда Чермозского металлургического завода, где в конце 1943-го меня назначили  заместителем директора завода по труду и кадрам.
        На ваш завод, в этой же должности, направлен по приказу заместителя наркома черной металлургии СССР от 25 октября 1947, то есть нынешнего, года.
        Ревебцов улыбнулся:
        - Судя по наградам на вашей груди – значку «Отличник социалистического соревнования НКЧМ», медали и ордену Знак Почёта – вы  на любой должности трудились на советь. Надеюсь, что так же будете трудиться и у нас. После окончания войны, с Северского завода уехали в родные края многие специалисты, в их числе - и ваш предшественник. Идите в отдел кадров, там о вашем назначении знают. Вызывайте семью. Жить будете от заводоуправления недалеко - на улице Свердлова, в доме номер четыре.
        Ревебцов вышел  из-за стола и протянул Бутко руку:
        - Желаю удачи, На ближайшем заседании я представлю вас руководству предприятия и его подразделений, введу в круг ваших обязанностей. А пока до свидания.
        Фёдор Андреевич взялся за работу, засучив рукава. Директору он понравился.
        Но проработали они вместе чуть больше года. В начале 1949-го место В.П. Ревебцова занял В.Г. Вершинин,
        Прибыв на Северский металлургический завод, Василий Григорьевич свою деятельность начал с того же, с чего начинал директорство на однородных Алапаевском и Добрянском - в первые дни познакомился с предприятием, его продукцией, с посёлком.
        В клубе, размещённом в здании бывшей церкви, он собрал  руководителей цехов,  подразделений завода и посёлка на первое совещание, которое отныне получило название постоянно-действующего (ПДПС).
        Заканчивая встречу, пообещал:
        - Если в сороковые годы, из-за войны, на территории завода и посёлка было не до борьбы с неряшливостью, то теперь нам придётся объявить ей беспощадную войну. Обновим завод, расширим ассортимент выпускаемой продукции, озеленим и благоустроим посёлок, возведём новые социально-культурные и бытовые объекты, облегчим труд и разнообразим отдых трудящихся и членов их семей, улучшим заботу об их здоровье.
        Вскоре он добавил к обязанности Бутко ещё одну, не менее  хлопотную - помощника директора завода по быту.
        В начале 1950-х годов Вершинин создал на заводе  новый отдел – жилищно-коммунальный и должность Фёдора Андреевича стала именоваться уже так: «Начальник ЖКО – помощник директора завода по быту»,
        Медленно осуществлять задуманное Вершинин начал с середины 1950-х годов, когда завод стал приносить небольшую прибыль, а в городе появилось строительное управление. Его сразу же загрузили работой на возведении жилья, новых цехов, в переводе мартеновских печей на мазутное топливо, на других объектах.
        Последствия войны долго сказывались на развитии предприятия и посёлка. Преодолевая их, В.Г. Вершинин и его активные помощники, в числе которых был и Ф. А. Бутко, не считались с личным временем, силами и здоровьем. 
        1950-е годы доказали, что В.Г. Вершинин был человеком не только слова, но и дела и ему заслуженно позже присвоили звание Героя Социалистического Труда.
        При нём завод и посёлок претерпели огромные изменения. Были построены новые цеха, общеобразовательные, музыкальная и художественная школы, пионерский лагерь, кинотеатр «Металлург», Дворец культуры, больничный городок, дом отдыха, магазины, профилакторий, молочный и шлакоблочный заводы.
        По примеру горьковчан, труженики завода, ввиду перегрузки строительного управления, стали своими силами, за счёт заводской сверхплановой экономии, строить себе жильё из малоквартирных и частных домов. Для освоения строительных профессий и получения этой экономии, 2500 заводчан прошли обучения на различных курсах и семинарах. Огнеупорный цех только за семь месяцев 1957 года изготовил для «самстроя» 900 тысяч штук красного кирпича. 
        Для рабочих-студентов заочного и общеобразовательного обучения открылись консультационный  пункт Нижне-Тагильского металлургического техникума и школа рабочей молодёжи. С 7 ноября 1955 года  о событиях, происходящих на заводе и в посёлке,  стала рассказывать своя многотиражная газета «Северский рабочий».
        У завода появились и свои отделения подсобного сельского хозяйства – Широкореченское, Кургановское, Кособродское.
        Ещё в мае 1950-го северские металлурги принимали участников первой Уральской производственно-технической конференции по белой жести - специалистов предприятий и учёных из вузов Урала. С 1957 г. СМЗ стал завоевывать переходящее Красное Знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС, занимать первые места в соревнованиях предприятий чёрной металлургии Свердловского Совета народного хозяйства.
        Трудовая жизнь начальника ЖКО - помощника директора завода по быту Фёдора Андреевича Будко теперь осложнилась ещё больше. Правда, она и до этого была не простой -  организация труда и расстановка кадров, работа по наглядной агитации, показ лучших людей, бригад, начальников смен ведущих профессий, подведение итогов их борьбы за присвоение почётного звания ударников коммунистического труда; ежедневные решения вопросов по быту и размещению рабочих в связи с недостатком жилого фонда; участие в общественно-политической жизни предприятия и много другого, что ему приходилось делать.
        Строились кинотеатр «Металлург» (открылся в октябре 1952 г.), Дворец культуры (открыт в конце апреля 1959 г.), в которые Ф.А. Бутко вложил также немало сил и здоровья.
        Осенью 1957 года было затрачено сто тысяч рублей на приобретение деревьев для посадки в северной части города. За короткий период на улицах и дворах посёлка было высажено 5000 тополей, 2000 клёна, 10 000 акаций, 100 берёз, 500 лип и т. д. Из Камышловского питомника в дендрарий пересадили разные сорта яблонь, 32 вида декоративных растений. На Октябрьском посёлке, у детского сада № 24, разбили фруктовый сад из яблонь, крыжовника, смородины.
И посёлок изменился неузнаваемо. В нём появились новые, озеленённые и асфальтированные, улицы  и скверы, кварталы с многоэтажными благоустроенными домами и дворами. Изучались возможности соединения асфальтированной автострадой Полевского и Свердловска через Северский посёлок.
        В декабре 1980 г. я позвонил бывшему секретарю-машинистке Управления капитального строительства Нине Николаевне Зыряновой и поинтересовался, помнит ли она Бутко?
        - Да. Фёдора Андреевича я помню хорошо. Он работал при Вершинине заместителем директора завода по быту и кадрам. Вершинин был требовательным директором и, случалось, гонял его. Очень хороший, исполнительный человек. За кинотеатром «Металлург» он разбил парк-дендрарий, который жители Северска звали «Садом Бутко». После смерти  Фёдора Андреевича, его место занял Василий Загудайлов.
        На днях, в беседе со мной, исключительно хорошо отозвалась о семье Бутко, с которой дружили её родители, и учитель–ветеран школы № 17 Лия Александровна Плюснина.
        А вот что вспоминала в том же, 1980, году вдова Ф.А. Бутко - Евгения Борисовна:
        - Фёдор Андреевич болел – у него была гипертония второй степени, но он на болезнь не обращал внимания. Я ему помогала, как могла – вела общественную работу, устраивала субботники. По улице Ленина есть сквер, который жители назвали «Сквером Бутко». В нем мы сажали деревья, расчищали аллеи, посыпали их песком. Скверик  получился очень хорошим.
        - В постройке кинотеатра «Металлург», в оборудовании общежитий, жилья для молодёжи принимал участие и мой муж. А мы в них шили шторы, делали уборку, наводили порядок.
        - Тот Северский, в который мы приехали в 1947 году, был страшным. А сейчас он красавец. Мой муж участвовал в создании и засадке дендрария на улице Трудовой. Заводчане рассаживали кустарники, тополь и по улице Ленина. Но жители, имевшие скот – коров, коз - выгоняли его ночами на улицы, и он портил и уничтожал посадки. Муж приходил домой поздно, сердитый, звал меня: «Женя, пойдём загонять животных. Завтра будем штрафовать хозяев».
        - Под его руководством была оборудована и первая в Северске ёлка, сделан  снежный городок. Ёлку и фанерные домики украшали разноцветными лампочками. Внутри домиков ставили столики и лавочки, помещали внутрь играющих во что-то крохотных тряпичных кукол. К потолочкам домиков подвешивали электрические лампочки и они освещали в тёмные вечера содержимое комнаток. Радости-то у детей и взрослых  было сколько!
        - Позже, под руководством мужа, ёлку стали устанавливать на Октябрьской площади, перед дворцом культуры СМЗ. Здесь она была другой конструкции – её каркас состоял из железных трубок, в которые  вставлялись еловые ветки. И была она уже вращающейся.
        - Такой красавицы-ёлки - богато украшенной, с разноцветной иллюминацией, с целым городком - нигде не было. Посмотреть на неё приезжали на «Икарусах» родители с детьми из Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга.    Полевчане гордились этим!
        Весной 1959 года, от постоянных на работе перегрузок и волнений, у Фёдора Андреевича случился инфаркт. 6 мая этого же года («За выслугу лет и безупречную работу в чёрной металлургии») Правительство СССР наградило его орденом Ленина, а 19 сентября его проводили на заслуженный отдых.
        После смерти Ф.А. Бутко (16 января 1964 года) и похорон на северском кладбище, его семья уехала в Запорожье.                15-17 февраля 2014 г.