Тимор - Глава 9

Юрий Беляков
Глава 9.
Новый план.


  Ночью мне никак не удавалось уснуть. Мысли о предстоящем дне не давали мне покоя. Я всё гадал, что же придумал Учёный? Уснул я только к утру. Мне снилось, что я и Учёный всё-таки сбежали из тюрьмы, но на хвосте у нас был Снаряд. Мы отбились от него, однако на нашем пути из ниоткуда появился Хлын. Его улыбка на лице стала последним, что я увидел  перед тем, как проснуться. И вот я снова в своей камере, всё ещё в тюрьме. То ли обрадовавшись, то ли огорчившись, что это был сон, я встал с кровати. По привычке взглянув на часы, я обнаружил, что уже семь утра. Через полчаса заключённых отправят на завтрак, а после завтрака я уже должен быть в библиотеке. Чувство любопытности разрывало меня изнутри, и я с нетерпением ждал завтрака.
 Наконец, дверь моей камеры открылась, и в неё зашёл охранник со словами «На выход!». Я незамедлительно встал с кровати, обулся и вышел из камеры. 
  После завтрака, как и обещал Учёный, конвоиры отвели меня в библиотеку. В это время здесь чаще всего никого не было, кроме библиотекаря и двух надзирателей.
  Сев за один из читальных столиков, я увидел, как, выходя из чащи книжных шкафов, ко мне идёт Учёный. Он молча сел напротив меня и кинул на стол кипу бумаг.
 - Что это? – поинтересовался я.
 - Наша свобода, - прошептал Учёный.
  Я взял в руки одну из бумажек, не до конца понимая, что имеет в виду друг.
  - У тебя в руках – чертежи подземных переходов под тюрьмой, - Учёный вытащил из-под низа стопки ещё одну бумагу и показал мне, - это план переноса внешней восточной стены. Он так и не был исполнен из-за слишком больших затрат. 
  - Ты можешь сказать что-то конкретное? – возмутился я.
  - Начну с самого начала. В марте прошлого года администрация тюрьмы и чиновники района обратили внимание на овраг к востоку от Тимора на расстоянии двух метров от внешней стены, который образовался из-за последствий эрозии. Все боялись, что этот овраг может стать причиной падения стены, и поэтому было принято решение её перенести, но, как я тебе уже говорил, этого не сделали, так как данный процесс был весьма дорогостоящим. Выгоднее было просто засыпать этот овраг. Так и сделали. Однако под этой стеной сохранилась сточная труба, по которой двадцать лет назад в реку выходила грязная вода. Так как тюрьма находится на возвышенности, то вода стекала довольно быстро. Но двадцать лет назад труба сгнила и ту её часть, что была за территорией тюрьмы, отпилили и вытащили. А ту, что была под стеной, вынуждены были оставить в земле, опять же из-за отказа от переноса стены. Труба находится на глубине двух метров, в длину она десять метров, диаметр – метр. Об этом говорят вот эти бумаги.
  Учёный вытащил из середины стопки отдельную папку с наименованием «Чертежи».
  - И что это нам даёт?
  - Раньше эта труба проходила вплотную к стенам подземных тюремных переходов, но и та часть трубы тоже была отпилена. Поэтому остатки трубы, характеристики которой я тебе сейчас говорил, так и остались лежать в земле под внешней восточной стеной. Через эту трубу мы и побежим.
  - Но ты же сам сказал – она замурована.
  - Глубина всего два метра, внутри тюрьмы мы откапаем её, пройдём по ней под восточной стеной и вылезем наружу из земли уже за стенами Тимора.
  - Внутри тюрьмы мы, может и откапаем трубу, но как мы будем пробираться снаружи?
  -  Захватим с собой лопаты, немного подкопаем, и земля, начнёт ссыпаться в пустое пространство, которое сохранилось на том месте, где был овраг. Земля там рыхлая, да и к тому же глубина будем поменьше, так как там крутой спуск. Земля быстро ссыпается с горы к лесу.
  - Где нам копать?
  - Если меня не обманывают расчёты, то труба заканчивается где-то посередине между складом и внутренней стеной напротив него, прямо за другой внутренней стеной, которая их соединяет. Через неё нам придётся перебираться, так как её никак не обойти, оставшись незамеченными вышками.
  - Ну а как мы будем перебираться через неё? С вышек нас всё равно заметят.
  - Я всё придумал, закрепим верёвку и по ней переберёмся. Стена не особо высокая, склад нас закроет от северо-восточной вышки, а рядом стоящая стена от юго-восточной.
  - Но когда мы будем копать?
  - Во время побега.
  - Ты что с ума сошёл, мы не успеем.
  - Другого выхода я не вижу. Хотя… У меня есть ещё новость.
  - Выкладывай.
  - Ты слышал когда-нибудь о Владимире Устимове?
  - Нет.
  - Это крестьянин, прославившийся своими дерзкими грабежами богатых. Так вот, в 1872 году, в двух километрах отсюда он ограбил купца и взял золото на сумму несколько миллионов рублей. Раньше на месте Тимора был густой лес, куда Устимов и побежал. Он зарыл золото в земле, прежде, чем его поймала конница. После чего его отвезли в столицу и казнили. Об Устимове в этих краях много, кто слышал, а вот о похищенном им золоте – единицы. Козлов узнал об этом и решил, что он найдёт золото. Он нанял людей, чтобы они перекопали весь тюремный двор, но они так ничего и не нашли.
  - Так вот оно что…
  - Да, но самое интересное, что здесь нет никакого золота. Устимов воровал золото у богатых, чтобы передавать его бедным крестьянам. Своего рода, аналог Робин Гуда. И перед тем, как совершить ограбление, он сообщил крестьянам, жившим в поселении, которое было недалеко отсюда, где он спрячет золото. Его откопали в тот же день, когда был казнён Устимов. Золота здесь нет, но Козлов наивно полагает, что найдёт его, не зная всей истории до конца.
  - И что это нам даёт?
  - Я могу повлиять на него и убедить в том, что он копает не там.
  - То есть ты скажешь, что копать нужно…
  - В том месте, где зарыта труба. Козлов сделает за нас грязную работу.
  - Но это очень рискованно.
  - Всё получится, в первый день они откопают яму до трубы, на следующий день, они её зароют и начнут копать дальше, к этому времени мы уже сбежим отсюда.
  - Но откуда ты всё это узнал?
  - Историю я эту знал давно, а о планах Козлова узнал от него самого вчера утром, он вызвал меня, чтобы посоветоваться. Я обещал подумать, вот я и подумал.
  - Хорошо, а как всё это будет проходить?
  - Побежим ночью, сразу после отбоя. Верёвку и лопаты возьмём на складе и спрячем там, я это всё устрою, на всё про всё у нас будет не больше получаса, так как после отбоя в это время рядом с внутренней стеной начнут ходить постовые.
  - Как выберемся из камер?
  - Мы туда просто не вернёмся. Ссылаясь на беспорядок в библиотеке, после ночного обхода я договорюсь, чтобы ко мне на помощь отправили тебя.
  - А как же Берцев?
  - Ещё не факт, что он побежит с нами.
  - Но у него есть место, где можно будет скрыться от преследования. Он нам нужен.
  - Тогда возьмём и его. Побежим прямо из библиотеки. Оттуда можно незаметно пробраться на кухню,  так поздно там никого не будет. На кухне есть вход в подсобное помещение, где хранятся продукты. Если верить чертежам, то там, за слабыми картонными стенами находятся подземные тюремные переходы, через них мы попадём в подсобку под крыльцом склада, оттуда быстро переберёмся к стене и дальше по плану.
  - В библиотеке будет охранник?
  - Да, его нам придётся нейтрализовать, но сделать это нужно очень осторожно. Просто усыпим его, закроем дверь библиотеки, чтобы сюда никто не попал. Я не знаю, сколько пройдёт времени, прежде чем кто-то попытается войти туда или выйти на связь с охранником, которого мы усыпим, но времени у нас будет очень мало.
  - Мы не заблудимся в подземных переходах?
  - Нет, там всего лишь один коридор, нам нужно будет идти вперёд.
  - Итак, когда бежим?
  - Сейчас меня должны повести к Козлову, я попытаюсь убедить его, где копать. К вечеру я схожу на склад, возьму три лопаты и верёвку и спрячу их в кустах недалеко от стены. Завтра люди Козлова пророют канаву, но до трубы они не дойдут, я скажу ему, что Устимов закопал золото на глубину не более метра. Докапывать будем сами. Думаю, завтра сразу после отбоя и побежим.
  - И всё-таки ты молодец!
  Учёный улыбнулся и покраснел.
  - Нет, правда, ты всё продумал. Но откуда у тебя все эти чертежи?
  - Ох, они здесь без дела пылятся на полках уже много лет. Они были здесь ещё до моего появления, но на них никто не обращал внимания. Ключ к решению всех твоих проблем всегда находится у тебя перед носом, но ты не хочешь замечать его.
  Оценив очередную умную фразу друга, я улыбнулся и даже не заметил, как сзади ко мне подошёл охранник.
  - Концевич, к тебе адвокат, - произнёс он.
  У меня чуть сердце не ушло в пятки, когда я услышал это.
  - Постойте, это какая-то ошибка…
  Но это была никакая не ошибка, и, к счастью, в комнате свиданий, куда меня привели через несколько минут, сидел давно знакомый мне человек. Тот самый адвокат, который защищал меня в суде и обещавший прийти ко мне ещё две недели назад.
  - Здравствуйте, Иван, - улыбаясь, произнёс он, указывая мне на стул напротив него и, дав понять охраннику, который меня привёл, что он может идти.
  - Честно говоря, я не ожидал вас здесь увидеть, - сказал я, садясь на стул.
  - Ну, я же обещал, что приду, хоть и позже, чем планировал. Но это не столь важно, по сравнению с тем, что я узнал. В общем, ближе к делу, у меня есть показания, которые помогут оправдать вас.
  - Какие показания? – удивлённо спросил я, пытаясь вспомнить, кто мог что-то наговорить этому глупцу, перегнувшему палку.
  - Соседка погибшего по лестничной площадке. Сразу после убийства она была вынуждена уехать в командировку за границу и поэтому не смогла дать показания в суде, но сейчас она вернулась и готова рассказать, что произошло. Буквально два дня назад я разговаривал с ней и обо всё договорился.
  - Да? И что же она готова рассказать суду? – пытаясь проявить всё своё терпение, поинтересовался я.
  - В день убийства, даже в примерное время, когда оно было совершено, она стала свидетелем скандала убитого со своей женой.
  - И что мне это даёт?
  -  Ну как же! Теперь под подозрением окажется его жена, а не вы. Здесь всё сходится. Логично предположить, что данное преступление совершила именно она.
  Адвокат был чрезмерно рад тому, что вот-вот докопается до правды. Он выглядел таким уверенным, что у него всё получится и, взглянув на меня, он, по всей видимости, надеялся, что я сейчас обрадуюсь и поблагодарю его. Мне даже стало как-то жаль этого идиота, который никак не мог понять, что происходит на самом деле.
  - Неужели, вы и впрямь думаете, что слабая беззащитная девушка смогла бы толкнуть такого здорово бугая так, что он разбил бы висок об угол стола?
  - Возможно, дело было так: у них возникли противоречия, они переросли в скандал, и в порыве ярости убитый не выдержал и ударил жену, кстати говоря, приехавшие на место преступления милиционеры, однозначно говорили, что у неё были ярко выраженные повреждения на лице. В ответ она толкнула его, но никак не ожидала, чем закончится падение мужа. Всё очевидно – убийство по неосторожности. Именно в этом я и пытался убедить суд, когда защищал вас. Но я готов встать и на её защиту, чтобы добиться наименьшего срока.
  - Вы даже для меня такого добиться не смогли! Вы просто не видите перед собой самых очевидных вещей. Я был в тот день в квартире. Между ними действительно был скандал, и этот негодяй ударил жену, в ответ я ударил его. Ведь приехавшие на место преступления милиционеры должны были оценить повреждения и на его лице?
  - Да, всё это было занесено в протокол, но нет никаких оснований, что убийцей были вы…
  - А разве мои показания не являются таким основанием?
  - Мы уже обсуждали это с вами много раз, вы только усугубляете свою ситуацию. Убитый был достаточно известным человеком…
  - Да мне плевать, кем он был, я врезал ему за то, что он ударил жену, он поднялся на ноги, и я толкнул его в сторону стола. Да, я не хотел его убивать, но так получилось. Как видите, суд не особо пошёл мне на уступки, учитывая то, кем был этот падонок. А все его друзья, коллеги, которые сидели в суде, они просто пожирали меня глазами, некоторые были благодарны мне, что я устранил такого сильного конкурента, но большинство из них всё-таки готовы были меня просто разорвать прямо там. Да вернись я на волю, меня сразу прихлопнут, но я боюсь вовсе не этого, а того, что за решётку вместо меня, настоящего убийцы, может попасть невиновный. Я, конечно, прекрасно понимаю, что вы молодой, перспективный, делаете себе имя на таком громком деле…
  - Нет, дело даже не в этом. 
  - Но лучше выпустить из тюрьмы самого опасного преступника, чем посадить туда невиновного. Я ведь с самого начала вам говорил, что я виновен, но вы пропускали все мои слова мимо ушей. Я пытался отказаться от адвоката, но мне его просто-напросто навязали, чтобы разыграть эту глупую комедию в суде, исход которой итак был ясен. А всё для чего? Чтобы показать, что убийца именно я! Я, понимаете! Вы копаете совсем не там! Попытайтесь построить свою карьеру на ком-то другом, а с меня хватит! Я виновен, и я наказан.
  - Но в этом деле столько пробелов… Поймите же, что вы губите свою собственную жизнь.
  - Но это моя жизнь, чёрт побери! Не ваша! И я буду делать с ней всё, что захочу.
  -Вы просто запутались, возможно, вы пытаетесь покрыть кого-то, и на случай, если я прав, я дам вам один совет: не делайте этого, это ведь глупо.
  - А ну пошёл вон отсюда!
  В этот момент я просто не выдержал таких натисков и подозрений. Он зашёл слишком далеко и совал свой нос туда, куда не следует. Адвокат посмотрел на меня, открыв рот. Не промолвив больше не слова, он покинул комнату для свиданий. Возможно, он просто обиделся, но мне было плевать. Главное, чтобы он отстал от меня и прекратил заниматься этим делом, пока не узнал слишком много.
  После того, как меня вернули обратно в камеру, я надеялся, что с минуты на минуту ко мне подойдёт Учёный, чтобы сообщить, что он всё подготовил.
  Но он не подходил до самого вечера, что начинало очень сильно беспокоить. А что если ему не удалось убедить Козлова или взять инструменты со склада? Я старался гнать все эти мысли в сторону, полностью полагаясь на Учёного и надеясь только на самое хорошее.
  Между тем, перед самым ужином к моей камере подошёл охранник и передал письмо. Я очень ему удивился. Я осмотрел концерт и с каким-то странным ощущением подавленности обнаружил в строфе «отправитель» имя Анна Борисова. Я долго и безмятежно смотрел на конверт, словно забыв, что с ним нужно делать. Трясущимися от волнения руками я вскрыл его и вытащил единственную небольшую свёрнутую бумажку. Даже сквозь неё, на обратной стороне я смог узнать её почерк. Я развернул письмо и начал читать:
  «Дорогой, Иван! Я не хочу вспоминать нашу последнюю встречу, однако не прошло ещё ни одного дня, чтобы я она не представала у меня в сознании. Я не держу на тебя зла, ведь ты хотел уберечь меня от самого страшного. И то, что ты сказал мне в тот день, было сказано с горяча. Я всё это понимаю, но и пойми же ты меня. Какого мне теперь? Я наняла тебе нового адвоката, который придёт к тебе уже на следующей неделе, старый по каким-то причинам сегодня отказался от твоего дела. Можешь говорить, что угодно, но я всё равно вытащу тебя отсюда, какие бы препятствия ты при этом не чинил мне на пути. Справедливость всегда будет восстановлена, а тайное станет явным. Я люблю тебя.
               
                Анна»
 
 Я несколько раз перечитывал это письмо. И с каждым новым прочтением меня охватывали одни и те же чувства – чувства злости и отчаяния. Ну почему? Почему Аня хочет встать на моё место? Она ведь толком ни в чём не виновата. Это просто-напросто глупая случайность, несчастный случай.
  С каждым днём оставаться в этой тюрьме становилось всё сложнее и сложнее. Меня так и тянуло на свободу, чтобы уберечь Аню от совершения необдуманных поступков. В голове я постоянно прокручивал её адрес, стараясь не забыть, где она живёт, хотя понимал, что я подвергаю её куда большей опасности, чем тюрьма. Оказавшись на свободе, помимо правоохранительных органов, меня могут разыскивать и друзья Свинцова, которые многое потеряли после его смерти, ведь все его сбережения перешли жене. Находясь здесь, в Тиморе, я никак не мог помочь Ане, не имел возможности защитить её.
  Я разорвал письмо на несколько кусочков и откинул их в сторону. Опираясь спиной на дверь камеры, я медленно сполз на пол. Опустив голову вниз, я думал лишь об одном: из Тимора нужно бежать немедленно.