Счастливый убийца Часть7

Влад Ривлин
Продолжение. Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2014/02/11/2155

-И все-таки, что побудило вас убить их?
-Я уже все сказал на следствии.
-Я знаю. Следователю вы сказали, что они мешали вам заниматься творчеством.
-А вы считаете, что это не достаточный повод для убийства? -он с вызовом посмотрел на меня.
-Большинство людей обходятся в жизни без совершения убийств. Вы могли бы просто писать свои книги никого не убивая
-Просто писать книги?-переспросил он с сарказмом и глядя на меня сверху вниз, как Мастер на несовершенное творение, изрек:
-Прежде чем что-то написать, нужно все это прожить.
-Прожить можно и не убивая,-вставил я.
На этот раз он внимательно посмотрел на меня и сказал уже без всякого сарказма:
-Убийство было неизбежным. Вы просто не хотите или не можете этого понять.
-И тем не менее, попробуйте объяснить.
Он сел на тюремную койку, посидел так какое-то время, как-будто собираясь с мыслями, и наконец заговорил:
-Всю жизнь я был занят чем-то, что нужно было другим, но не мне. И всем казалось это естественным- ведь я не обладал никакими способностями в глазах окружающих. И даже более того: был хуже, если не сказать худшим среди всех- в семье, в школе, ну и вообще в жизни. Школьная наука давалась мне с колоссальным трудом, родственники постоянно говорили о том, что руки у меня растут из задницы, что я бестолковый... Ну и так далее. Насмешки со всех сторон: со стороны сверстников особенно. Даже учителя в школе не стеснялись меня третировать, потому что и дома меня тоже считали бестолковым.
Как вы понимаете, друзей у меня не было-всю жизнь я был очень одинок.
-Хотите сказать, что вы жертва?-перебил я его. Он все еще был непонятен для меня. Разыгрывает психа? Бьет на жалость?
Он внимательно посмотрел на меня и сказал:
-Нет, мне повезло гораздо больше чем тем, кто третировали меня, больше, чем следователям, больше чем судьям, которым предстоит меня судить, больше, чем вам.
Потому, что у меня есть дар, которого нет ни у кого из вас. Это вас нужно жалеть, а не меня.
-Вот как?
-Ну скажите мне, на что вы тратите свободное время, которое остается у вас после работы?
-У меня его не много... Но я стараюсь заполнить это время новыми впечатлениями, общением с близкими мне людьми... Словом, получить максимум удовольствия от жизни. Разве не это является одной из главных целей нашего существования?
Он прищурился глядя на меня и свой следующий вопрос задал таким тоном, как-будто это я был подследственным, а он-следователем:
-Вы когда-нибудь замечали, как люди тратят время своей жизни не предназначенное для работы - свое собственное время?
-Что вы имеете в виду?-ушел я от прямого ответа.
-Да все очень просто,-усмехнулся он, - Люди решают кроссворды, играют в игры, на своих мобильных телефонах или смотрят фильмы. А собравшись вместе, играют в карты, пьют водку... 
-Люди отдыхают как могут. Снимают стресс и накопившуюся усталость.
-Но они ведь ничего не создают, как вы этого не можете понять!-воскликнул счастливый убийца.-Они даже не задумываются о том, зачем живут. Чем такая жизнь отличается от жизни амебы?
-Однако почему вы всех меряете по себе? По вашему все должны писать книги, картины или создавать шедевры архитектуры? А вам не приходило в голову, что человек может быть просто занят любимым делом, от которого тоже нужно иногда отдыхать?
-Любимым делом?-переспросил он,-Много ли вы знаете людей, занятых любимым делом? Вот вы, например, заняты любимым делом?
-Ну, как вам сказать... Свою профессию я выбрал совершенно осознанно. Мой отец был профессором в университете, мать-учительницей. После знаменитого кризиса, оба остались без работы. Потом отец умер от инфаркта, мать осталась одна с двумя детьми. Чтобы как-то жить, она продавала рыбу на рынке. Я приносил ей горячий чай в термосе и помогал таскать ящики с замерзшей рыбой...
-А как это связано с вашей нынешней работой?
-Мне захотелось разобраться: почему все так в жизни? Вот, счастливая семья, где родители любят друг друга и своих детей, а дети-своих родителей. А потом все рушится в одночасье. Кто-то на этом наживается, а кто-то лишается всего.
-Вам захотелось найти виноватых?
-Не скрою-да. Это было первым моим порывом. Но я тогда был еще ребенком. Потом, став старше, я старался понять, почему люди разрушают чужую жизнь в качестве необходимого условия для обустройства собственного дома. Почему обманывают, грабят и убивают друг друга.
-Разобрались?
-Все не так просто,-честно ответил я. -Поэтому я  здесь.
-Разумеется, не просто,- подтвердил он.-Убивают ведь не только ради комфорта или даже ради дома. Об этом мало пишут и не любят говорить люди благополучные, занятые любимым делом или распоряжающиеся чужими жизнями. Но убивают еще и ради свободы, чтобы освободиться от власти всяких упырей вроде тех, которых убил я, ради права оставаться самим собой, ради права жить так, как хочется тебе, а не кому-то...
-Почему за убийство судят, а когда у человека отнимают свободу и жизнь, заставляя работать на других - у вас это преступлением не считается?-вдруг спросил он.
-Но вы ведь тоже считаете себя лучше и выше других людей. Например, тех, кто в свое свободное время вместо того, чтобы сочинять стихи играют во всякие игры на своих мобильных.
Кстати, это общее для всех убийц: оценивать жизнь других людей. Самой ценной для вас является ваша собственная жизнь, не так ли? Ну, что ж вы замолчали?- перешел я в контрнаступление. - Это ведь именно так. Но вы оказались слабее- у вас нет ни денег, ни протекции, а потому осудят вас, а не тех упырей, которых вы так ненавидите.
-Человек становится человеком только тогда, когда стремится к познанию, к самосовершенствованию, к самовыражению. И все начинается с вопроса о смысле собственного существования.
Если человеку все это не нужно, то он человек, по-вашему?
-В жизни есть еще очень много важных вещей, помимо самовыражения.
Я читал ваши сочинения. Да, вы талантливы. Но в то же время, со всем вашим самопознанием и самосовершенствованием, вы не в силах понять одну простую истину: человеческая жизнь имеет смысл только в контексте жизни всего человечества, эпохи, истории. 
Поэтому человек способен не только убивать, но так же жить или жертвовать собой ради других людей. Примером такого самопожертвования для меня была моя мать. Возможно у вас таких примеров в жизни не было...
 И на мой взгляд, это больше, нежели самопознание и самосовершенствование. Но вам этого не понять. Нет, вовсе не потому, что вы бестолковы.
Скорее всего вы были лишены в жизни самого главного, без чего такое понимание невозможно. И именно по этой причине я буду защищать вас в суде.

Я уже собрался было уйти, но он вдруг бросил мне вслед:
-Я не нуждаюсь в вашей защите! Мне это не нужно. А вам зачем нужно-защищать меня?
-Зачем?-переспросил я. -Это долгая история... Но если коротко, то однажды столкнувшись со злом, еще в детстве, я решил искоренить ту несправедливость, которая питает его корни. Мне нравилась моя работа следователя, пока однажды я не понял, что борюсь не со злом вообще, а только с тем, что мешает существующей системе.
Например, убийство крупного бизнесмена считалось у нас "громким" делом, а убийцы бездомного отделывались символическими сроками и даже находили себе работу по специальности будучи еще в тюрьме. Чаще всего убийства полу-нищих стариков или бездомных вообще оставались нераскрытыми только потому, что у нас, в прокуратуре,  были более важные дела. А торговцы живым товаром и сутенеры и вовсе выходили сухими из воды, заключив так называемую сделку со следствием или их просто не трогали под тем предлогом, что они необходимы нам для контроля над преступным миром.
И тогда я выбрал для себя новое поприще, став адвокатом. Я стал защищать слабых - тех, кто не мог добиться справедливости в суде из-за отсутствия денег и связей. Я требовал справедливого наказания для убийц, насильников, торговцев живым товаром.
-И что, добились справедливости?-съязвил он.
-Нет, не добился. Вернее добился, но очень мало. Но зато я понял, что все мы: убийцы, жертвы, обвинители, защитники, судьи-мы все части одной системы.
Кстати, вам никогда не приходила в голову мысль о том, что у вас немало общего с вашими жертвами?
-Что за бред?!-возмутился он.
 -Это не бред, дорогой мой, это реальность. Для ваших жертв весь мир был их собственным благополучием. А для вас тот же самый мир-это вы и ваше творчество. Мы все часть единого целого и играем в одну и ту же игру.
Вы не изменили правила. Вы ничего не изменили в нашем мире.
 -Я изменил свою жизнь.
-К лучшему? - не удержался и съязвил я.
-Не важно. Главное-изменил,-ответил он.
-Ничего вы не изменили,-уверенно возразил я,  -Ни для себя, ни тем более, для других людей. Более того, вы сделали жизнь еще хуже, и в первую очередь, для таких как вы сами.
-Вы говорите, что я ничего не изменил своим поступком. А кому это удалось, что-то изменить к лучшему, как вы говорите? Вы никогда не задумывались о том, что во имя добра было убито больше людей, ну, или по крайней мере, не меньше, чем во имя зла? Каков результат всех религиозных учений, революций, справедливых войн? Разве не то же убийство?!
Да что с вами говорить, -досадливо махнул он рукой. -Когда вас хватают за горло, все ваши помыслы только о том, как освободиться. И не важно как! Вам просто хочется свободно дышать и не до справедливости, а тем более, морали.
Но вас же никогда не хватали мертвой хваткой за горло и поэтому вы разглагольстувуете о системе, о справедливости и прочей ерунде. А хватят вас, так вы тут же запоете по другому!
О превышении мер самообороны и слезинке ребенка разглагольствуют те, кто судят других. Система, говорите?
Общество, в котором каждый человек не живет нормальной, человеческой жизнью-бессмысленно. А уж тем более - все ваши суды, с их обвинителями, защитниками и судьями. А раз так-то все дозволено, перефразируя Достоевского.
Кстати, он ведь хотел оправдать своего Раскольникова, да только струсил и приплел юродивую в сцену убийства...
 Он сделал паузу и сказал:-Нет, мне не в чем оправдываться. Если бы у меня был свой угол, я бы не стал их убивать. Но они лишили меня даже этого! Огромная кровать на всю комнату, зеркало во всю стену, а перед ним-тумбочка, сидя на которой она красилась и пудрилась... Мне нужен был хотя бы небольшой столик, за которым бы я мог работать так, чтобы меня никто не трогал. Но этого не было...
Ладно, давайте закончим этот ненужный разговор.
-Вот,-он протянул мне самодельную папку с исписанными листами,-это та книга, о которой я вам говорил. Здесь все. А мне больше добавить нечего-я все сказал.
Я взял из его рук папку, а он демонстративно замолчал.
И действительно, больше он не произнес ни слова- ни тогда, ни на суде.
Но мне было что сказать. Возможно именно это дело и было той недостающей деталью, которой мне не хватало для понимания природы зла, борьбе с которым я посвятил всю свою жизнь.