Генеалогическая история Дагестана-3

Эдуард Дейнекин
Э.Дейнекин.    ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ  ИСТОРИЯ  ДАГЕСТАНА.
                Раздел 3 (согласно набора иллюстраций)

           АЛБАНЦЫ  ДАГЕСТАНА
   Российские историки, включая и дагестанских академиков, написанную выше древнейшую эпоху  скрывают за терминами «не известно», «возможно», «не доказано»,…
Более-менее дружно классики ведут историю Дагестана от Куро-Аракской археологической культуры и последующей за ней Кавказской Албании.

Карта 8-Д. КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ   http://sergeytsvetkov.livejournal.com/275399.html
 
[W]:Становление албанской государственности было обусловлено распадом Персидской империи Дария III (Кодомана), произошедшего в результате поражения в битве при Гавгамелах в 331 г. до н.э. с войском Александра Македонского. В это время на исторической арене появляются албаны. О существовании в Албании царской власти в IV в. до н.э. свидетельствует сообщение о поднесении албанским царем Александру Македонскому подарка – двух собак, способных победить слона и льва. Однако одни исследователи относят время формирования государственности в Албании к III в. до н.э. (Дж.А.Халилов), другие – ко II в. до н.э. (К.В.Тревер).
   Кавказская Албания на различных этапах своего развития занимала разные территории. В отдельные периоды наибольшего военно-политического могущества в него входили значительные районы Азербайджана, Грузии и Дагестана.  Основная группа албанских племен занимает горные районы. Сильвы (шилы, шибы, чишбы, джигбы), например, локализуются поблизости от Шахдагских высот, а лбины (лупении) – у их подножия, с южной стороны. В Шахдагской зоне проживали и кеты, этноним которых созвучен с самоназванием хиналугского населения кет. В горах Западного Дагестана (современный Цунтинский район) размещаются диды (дидойцы), северо-восточнее их в Цумадинском районе – тидии (тиндинцы). Недалеко от дидойцев и тиндинцев на территории современного Ботлихского района и Ичкерии (Чеченская республика), жили соды, исонды, андаки и др. , прямые наследники письменной Кавказской Албании - удины, лезгиноязычный народ.
Становление албанской государственности было обусловлено распадом Персидской империи Дария III (Кодомана), произошедшего в результате поражения в битве при Гавгамелах в 331 г. до н.э. с войском Александра Македонского. В это время на исторической арене появляются албаны. О существовании в Албании царской власти в IV в. до н.э. свидетельствует сообщение о поднесении албанским царем Александру Македонскому подарка – двух собак, способных победить слона и льва. Однако одни исследователи относят время формирования государственности в Албании к III в. до н.э. (Дж.А.Халилов), другие – ко II в. до н.э. (К.В.Тревер).
Кавказская Албания на различных этапах своего развития занимала разные территории. В отдельные периоды наибольшего военно-политического могущества в него входили значительные районы Азербайджана, Грузии и Дагестана.
ЛЕЗГИНЫ  И (или) ЛАКИ
   Существует давний научный и паранаучный спор о том – кто их двух созвучных этносов был государствообразующим в Кавказской Албании. Одна лишь цитата:
«Албания которые эти кюринцы-лезгины описывают является территорией от реки Кюра до кавказского хребта. Лакцы в свою очередь описывают Албанию подвласную лакскому царю: весь горный Дагестан. Историки только сопоставляют ал-Лакз (лезгов-леков) с предками современных лезгин, но история лакской государственности точно подтверждает и указывает что Лакз было лакским государством, что неотделимо от истории Дагестана. В лакский Лакз входили все народы Дагестана. Такого эти кюринцы-лезгины не могут сказать так как они всю историю Дагестана были под властью лакского царя.» [W]
   Данная книга не может заниматься арбитражём такого спора, одно остаётся неоспоримым: термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в., но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам». В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами  (преимущественно аварцев). Начиная с конца XIX — начала XX в. термин «лезгины» стал употребляться в основном применительно к нынешнему народу. После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы . В этом этнониме ясно отражается главная река Закавказья Кура(кюра).

   ЛАКЦЫ – древнейшее самоназвание самого «горного» из этносов Дагестана. [8]. Лакское «лак» по своему значению не имеет отношения к таким наименованиям на других языках как «лагъ», «лыг», «л;г» или «лек». Мифических «легов» относят более к «лезгинам». По главному городу-крепости Кумух лакцев именут «казикумуки».

ДНК-ГЕНЕАЛОГИЯ. Рассматривая таб.№1 мы видим лезгин и лакцев рядом, но набор гаплогрупп у них имеет существенные различия.
1. Европейско-кроманьонский ген I+I2a  у лезгин мал: 3.3%,
                У лакцев  значительно выше: 14.3%.
Это говорит о большей сохранности у этого этноса автохтонного бореального населения.
2. Чувашско-башкирский ген  К*  у лезгин 30% - уникальное явление; нам ещё предстоит выяснить : какой из компонент суперэтноса лезгин является прямым мигрантом из Центра Урала.
3. Примерное равенство в %      у лезгин J1* - нахский ген;
                у лакцев J1   -арабский ген;
Считается, что лакцы более других народов находились в прямой зависимости от арабских завоевателей Кавказа.
4. Кавказоидный ген G, наоборот, у лезгин  20%,
                У лакцев 12%.
5. Хурриты  J2  отметились фактически никак  у лезгин: 0.8%;
          составили  значительный мужской прилив  у лакцев: 14.3%.
6.Лезгинские кавказоиды  «молоды» в виду близости по р.Куре Грузии(Гурджан) –главного аккумулятора гаплогруппы G. Лакские кавказоиды, видимо, принимали в свой состав адыгейских мужей.
7. Сакско-дахский ген  R1a+R1b+R2+L  у лезгин 18.2%,
                у лакцев 14.5% -
Сопоставимые показатели, почти такие же, как у других этносов Дагестана

            Страбон.География. Перевод Ф. Г, МИЩЕНКО
                Книга XI, гл. 5-я.
6. Наивысшая часть подлинного Кавказа — южная, об¬ращенная к Албании, Иберии, к колхам и гениохам. Часть эта заселена народом, который, как я сказал, сходится к Диоскуриаде; а сходится сюда главным образом для покуп¬ки соли. Одни из них занимают вершины гор, другие обита¬ют в ущельях, питаясь преимущественно мясом диких зве¬рей, дикими плодами и молоком. Зимою горные вершины недоступны, а летом люди взбираются на них, прикрепивши к ногам подошвы из бычачый кожи, обитые гвоздями, подошвы эти широки, как литавры, а подвязывают их ради снега и льда. Спускаются с горы лежа на звериной шкуре вместе с кладью и скользя по льду, что встречается также в Атропатской Мидии и на горе Масии в Армении; там к подошвам прикрепляются еще деревянные, обитые гвоздями колесца. Таковы вершины Кавказа. Спускаясь к подошвам гор, мы вступаем в область более северную, но и более теплую, потому что местности эти соединяются уже с равнинами сираков. Здесь есть и часть троглодитов, живущая по причине холода в пещерах; у них хлеб в изо¬билии. За троглодитами следуют так называемые хамай-койты и полифаги, деревни ейсадиков, которые могут об¬рабатывать свою землю, так как живут не совсем на се¬вере.
                2

                ИДЕЛЬ  И  ДАГЕСТАН
   На евразийском континенте в течение 17 тысяч лет была и, по существу, имеется сейчас   невероятная человеческая общность под самоназванием Идель. «землю, географически определяемую как Волго-Урал, люди называли Ура-Арья или Туран (позднее - Иске или Старый Туран).Около 40 тыс. лет назад ледник стал отступать туда, откуда пришел - на север. Климат стал более мягким. Люди спустились с Уральских гор на волго– камские равнины и заселили весь наш край.Согласно булгарским легендам, около 35 тыс. лет назад семь сакланских (индоарийских) и синдииских (древне-тюркских) племен объединились в мощный союз племен, который так и стали называть: идель ('семь племен') 'семь (иде) племя (эль)'. Название 'идель' стало первым именем нашего народа. На знамени идельцев было изображение волчьей головы. Поэтому это знамя называлось булгар 'волчья или черная (булг) голова (ар)'. Упомянутое изображение появилось на знамени идельцев не случайно - ведь волк был тотемом идельцев. Тотемом называется в науке дух в виде какого-либо животного, от которого вели своё происхождение древние племена, В те древние эпохи люди еще верили в различных духов, представлявших в их воображении силы природы, перед которыми человек был еще тогда весьма беззащитен. Духов идельцы называли 'алп' ('алып'), 'ас', 'диу' ('див'), 'дйинн'.  Тотем идельцев Волк (Бури, Маг-Мак, Син (Чин, Хин, Сян) и т. д.) был духом победы - 'барын' (поэтому его называли также и алпом Барьном).» [Дт.т2.гл1]

Рис.2-Д. Тотем «волк»  на флагах  народов Дагестана.
 

   Идель лишь иногда представлял собой государство в обычном нашем понимании. Чаще это был культурно/цивилизационно- политический союз общностей уральского происхождения, то есть союз субкладов гаплогруппы  IJK. Впрочем во многих местах Евразии в него симбиотически вхола американская группа   Q+C (онгры=угуры=угры= венгры).  Какую-то часть 17-килолетней жизни этого союза отображает Джагфар Тарихы (что принято «в штыки» классикой историографии)». Покороче эту суперисторию написал а.д.р. с применением ДНК-генеалогии  под названием «ЕВРАЗИЯ. ИДЕЛЬ. Этногенетика»
   Дагестан, как общность тех же самых уральских этносов, но в частичном составе, частично отграниченная от метрополии горными условиями жизни, к нашему времени полностью забыл свои истоки – это сказано в адрес учёных-историков и этнологов. Народы, скорее всего лучше их помнят культурные и этнологические истоки, но это тоже приобрело только лишь туманные воспоминания  о далёких предках.
   Идель создал необычайно ВЕЛИКУЮ  колонию в Месопотамии под названием САмар=Сувар=Шумер. (Об этом пдробно в книгах «Уралоиды» [] и «Урал-Анатолия» []
Шумер с Дагестаном соотносился братскими, но паритетными отношениями, то есть всё то политическое, что создали дагестанцы в течение известных нам 5 тысяч лет – независимо:  ни от севрного соседа Иделя, ни от южных её колоний.
   Несколько самостоятельно существовали имэнцы-хурриты в верховьях Двуречья (гос-ва Хурри,Шубар,Митанни, Урарту, Атропатена,…). Эти политические образования тоже не подчиняли Дагестан, при том, что население последнего постоянно пополнялось именно имэнцами и арианами с юга.
   В Закавказье идельцы имели политические образования Арми(Арьяк), Маскут, Албанию,Хонджак, Ширван,… - они уже фактически включали в себя южные этносы Дагестана. Отношения с Иделем оставались дружественно-независимыми.

   Тем не менее  масштабные события, движения, войны, производство и торговля в Великом Иделе чётко отображались в жизни дагестанцев все 17 тысяч лет.
   Джагфар Тарихы так описывает историю, что Идель был во все времена династически-монархическим государством. Из наших исследований следует, что это специальна подделка действительности, хотя она довольно близка к действительности узкой центральной части Иделя (Ичке-Идель), котоая концентровалась в Камско-Агидельском(р.Белая) междуречье. Вся периферия Иделя, а это 19/20 от её территории была на 90% демократическая=казачья. Дагестан очень редко входил в системы монархизма, и тоже стойко относил себя к системе общинно-демократической.
   Будет интересно знать об Иделе такие данные: ДТ содержит список царей в количестве 123 от -  14653 г. до +653г (случайное и специальное совпадение в последних трёх цифрах?), то есть ровно на интервал 15 тысяч лет. При этом
1. цари до -2 килолетия называются по одному(редко по 2-7) в тысячелетие (номера 1-25);
    летописцы поздних булгар, видимо, перерабатывали народный эпос, составляя «красивый» равномерный список из таких же туманных мифических сведений, как и во всех других эпосах мира.
2. Все цари разбиты на крупные «национальные» династии:
   2.1. Имэнская – от -15 Кл до -0.9Кл.                /14 тысяч лет\
   2.2. Сарматская – от  -9века до -140г.                / 760 лет\
   2.3. Аланская – от -140г. До +159г.                / 300лет\
   2.4. Хонская (Гуннская) – 1) от +159г до   +565г.                / 404 года\
   2.5. Тюркская (по восточной половине империи)  от +565г. до ????????
   2.6.  Аварская (по западной половине империи) - от +565г. до +630г.  /65 лет\
   2.7.  Суварская Идель в период правления Суварской династии (6 - начало 7 в)
   2.8. Условно кыпчакская (по западу) – от 630г  до ??????
   Имэнская  (гапло J) династия должна считаться очень условной, ибо собственно имэнцы потеряли первенство ещё в палеолите, ибо сильно расточали свои рода по всей Евразии: Северный Китай, Месопотамия, Кавказ, Анатолия, Греция, Балканы. Исследование имён и «кусочков» событий по царям этой династи показывет, что случались неимэнские царские, либо просто управляющие, династии и личности.
2.1.1. Карьяла
2.1.2. Сакско-скифские  от -775г  до -300г???
2.1.3. Асско-ирмэнские
2.1.4. Угорские (иштякские)
2.1.5. Баш (су-баш, башкорт)

    В первых веках -1 килолетия Великий Идель также и в азиатских лесостепях превратился  в «не-великие» общности, отложившиеся от Центра. Реанимацию государственного величия предприняли сарматы (западные), которые преимущественно проживали в Волго-Уральском регионе (Абашевская архео-культура). Дж.Тарихы отображают имя «Сарматская династия» как"Чирмышская": "Чирем-Миша (Чирмыш) иджибак" - "Повелитель Степи (Чирем) и Леса (Миша), то есть уводят читателей от национальной принадлежности. Однако последующие события  -1 килолетия в классике дают ясное представление о народе сармат. Не забываем, что сарматы=сар`ы  -  заставляют видеть внутри этой династии 

   «В 7 веке до н. э. знаменитый булгарский царь из Сарматской династии Буртас ('Партатуа' ближневосточных источников) решил присоединить к Иделю другие области булгар, рассеянные по всему миру от Северного Китая до Малой Азии (Турции). Сын Буртаса Азак совершил поход в Среднюю Азию и, дойдя до Булгарского озера (Балхаш) присоединил к Иделю индоарийские племена северных саков (их булгары называли кыпчаками). Однако индоарийские племена южных саков - массагетов (булгары чазывали их масгутами) отказались подчиниться Иделю и стали нападать на кыпчаков. Разбитые ими кыпчаки обратились к Буртасу с просьбой предоставить им новую землю для жительства - подальше от масгутов. Буртас попросил у живших в Северном Причерноморье киммерийцев уступить Иделю половину их земли - Приазовье - для поселения кыпчаков, а когда те отказались, направил против них Азака.
   Киммерийцы были объединением четырех германоязычных племен (булгары называли их 'доут' - 'четыре', или 'камырцы') - предков ряда германских народов (готов, кимвров, тевтонов и др.). Часть киммерийцев под именем хеттов еще в 3 тыс. до н. э. сумела утвердиться в центральной части Малой Азии, где попала под влияние местных булгар и сильно булгаризировалась.
Азак наголову разгромил киммерийцев и заставил их в панике бежать на Ближний Восток. Вся территория между Прибалтикой и Черным морем была включена в государство Идель. В память о победе Азак назвал себя старобулгарским именем Азовского моря - Маджи (Мада), а булгары назвали это море его именем - Азакским (то есть Азовским). Земля киммерийцев была отдана подчиненным Иделю кипчакам, булгарское название которых греки переделали в 'скифы'.
После этого Маджи с небольшой булгарской дружиной и многочисленным кыпчакским ополчением отправился выполнять приказ отца о завоевании Ближнего Востока. Здесь союзниками булгар были ассирийцы (их государство находилось на территории Ирака, который былгары называли Суваром - то есть 'Междуречьем'. Царь Буртас был женат на дочери ассирийского царя Асархаддона (680 - 669 гг. до н. э.) Самар-би. Булгарское войско подчинило Мидию, разгромило Урарту и Палестину, и стало нападать на Египет. Египетский фараон Псамметих предпочел согласиться платить дань Иделю и этим спас свою страну.

 [Историки Осетии]:  И с этих пор ассирийские хроники называют Партатуа «царём» и впервые упоминают Скифское царство в Передней азии – Ашкуз.  Центр Скифского царства находился в Восточном Закавказье – на территории современного Азербайджана .   После Партатуа царем скифов был его сын Мадий. В его время скифы продолжали оставаться союзниками Ассирии. Но в тоже время Ассирия начинает клониться к упадку и постепенно теряет свою гегемонию в Азии. А новый скифский царь Мадий является внуком ассирийского царя Ассархадона и претендует на своё господство в Азии.  Военные маршруты скифов пролегали по северокавказским и закавказским землям. Вторжение конных отрядов кочевников в Переднюю Азию происходило по кавказскому побережью Черного моря и через перевалы Большого Кавказа. Пользуясь перевальными дорогами, скифы очень скоро освоили обе стороны Кавказского хребта. По данным археологии, зона постоянного скифского присутствия сложилась к северу от реки Куры и к западу от Арагвы
  «Булгары господствовали на Ближнем Востоке 28 лет (с 653 по 625 г. до н.э.). В 625 г. до н. э. подчинявшийся Иделю мидийский царь вероломно перебил кыпчакскнх военачальников прямо у себя на пиру. Скифское ополчение рассеялось, и Маджи пришлось вывести свою небольшую булгарскую дружину обратно в Идель.»


    АС-САКИ  ВО  ГЛАВЕ  ИДЕЛЯ
   К началу -8 века сарматская династия как будто «Вновь объединила лесные и степные земли Иделя», однако примерно с -775г появляется линия царей совершенно иной ветви ариан – ас-сакская: Туймос;Самар;Канакбал;Тухча;Буртас. Почему ас-сакская?
Всё, что далее происходит в Иделе в интерпретации классической истории – это «скифская эпоха», а в интерпретации осетинских учёных – «скифо-иранская эпоха».
 Царь Иделя (№33). Буртас Бурджан или Бурджантай, Берендей (683-633 гг. до н.э.). С его правления началась эпоха "сильных правлений" или "Тазбашаз-(Аз-баш)" - "бритых голов". Бритьё головы – на первый взгляд, мелкая деталь, но она становится очень крупной исторической деталью, если добавить к бритью головы оставленную на макушке прядь волос – аселедец (АС-лэдэць), каковой стал «исторической визитной карточкой» КАЗАКОВ.
 Для темы данной повести интересен также факт, что имя этого царя совпадает с именем Северного Дагестана: Бурджан; почему так, пока нам неясно. Есть сведения, что род Буртаса откочевал в район р.Ока (Ака) именно с территории Северного Дагестана.

   [ДТ, т.3.гл.1]: «В 7 веке до н. э. знаменитый булгарский царь из Сарматской династии Буртас ('Партатуа' ближневосточных источников) решил присоединить к Иделю другие области булгар, рассеянные по всему миру от Северного Китая до Малой Азии (Турции). Сын Буртаса Азак совершил поход в Среднюю Азию и, дойдя до Булгарского озера (Балхаш) присоединил к Иделю индоарийские племена северных саков (их булгары называли кыпчаками).» Мы отмечали, что Джагфар Тарихы написаны реальными булгарами в 9-13 веках н.э., и летописцы все национальности Иделя нивелировали до национальности «булгары». Существует абзац в томе 3, где летописец обижается на мировую привычку переносить имя царской династии на некий народ внутри Иделя: на сармат, на алан, на гуннов, на сувар. То есть мы – по мнению летописцев -  «должны» думать, что таких народов не было, а были сплошь и везде «булгары». Между тем доказано, что булгары – вообще не этноним а соционим, означающий со времён Шумера военно-чиновничью элиту. Идель стали именовать Булгаром только лишь  с +7 века.
   Привлечение понятия «индоарийские» - это тоже новодел совсем уже поздних летописцев, ибо само понятие введено лингвистами в 18веке. Однако нам становится понятно, что Сарматская династия в -7 веке «перелицевалась» в асско-ирмэнскую династию, почему осетинские этнологи именуют её «иранской».
И отнюдь не потому, что в ней имели какое-то значение персы-иранцы. Наоборот в эти времена асс-саксакий (скифо-ирский)  Идель имел тяжёлые войны с Персией.
ЛИНГВИСТИКА. Интересны расшифровки имён царей этой династии из «Краткого словаря», имеющегося в сборнике ДТ:
Буртас - 1) одна из областей губернии Мардан-Беллак;( Байлакцы – поляки; Мардан-Беллак - булгарская приволжская губерния . Назывался булгарами также "Мардан" и "Беллак", а приокскими арами - "Мурома" (отсюда - название города Мурома).
2) крупный город - центр Буртасской области Мардан-Беллакской губернии(Муром).
Буртасы - 1) часть массагетского племени руссов (урусов), вошедшая в состав булгарского народа;
    Азак дингезе - Азовское море.
   В имени царского сына Азака ясно видим «АЗ=ас» окский (по имени р.Ака=Ока).
   В Окско – Волгском междуречье (ещё называется Мишар=Мещёра) твёрдо бытовали сары-азман (Абашевская архео-культура, сарматы) в перемешку с су-башами(чуваши), но сюда же издавна переселялись асы Беловодья (сэбэрцы по булг.), получившие ещё и этноним бур-т-АС, что можно перевести как «волки-асы».
   Буртасы к «русским» никакого отношения не имеют, ибо кроме родно иранского языка не знали «русского». [ДТ]:  «Однако индоарийские племена южных саков - массагетов (булгары называли их масгутами) отказались подчиниться Иделю и стали нападать на кыпчаков.< индоарийские племена северных саков (их булгары называли кыпчаками)- Э.Д. > Разбитые ими кыпчаки обратились к Буртасу с просьбой предоставить им новую землю для жительства - подальше от масгутов. Буртас попросил у живших в Северном Причерноморье киммерийцев уступить Иделю половину их земли - Приазовье - для поселения кыпчаков, а когда те отказались, направил против них Азака.»
   
   Конечно, является мифологией то, что один царь «попросил» у другого царя «подарить пол-царства. Нашествие кыпчаков=саков=скифов на киммерийские территории  Причерноморья  обусловлены значительным усилением саксо-кыпчакской группы этносов (ас-саков) и стали обычным захватом природных ресурсов – богатых и тёплых степей. Следует помнить, что киммерийцы как сложная смесь уралоидов(камырцев), онгров, дравидов, норманнов и хамитов, появившаяся в Египте(Мисре), затем затвердевшая в Хеттском царстве, была испокон веков недругом ариан-демократов, недругом, несущим антильскую монархическую конструкцию общества. Воевать с таким недругом было для ас-саков двойным удовольствием: духовным и материальным.
   «Азак наголову разгромил киммерийцев и заставил их в панике бежать на Ближний Восток. Вся территория между Прибалтикой и Черным морем была включена в государство Идель.….
…     После этого Маджи с небольшой булгарской дружиной и многочисленным кыпчакским ополчением отправился выполнять приказ отца о завоевании Ближнего Востока.…   Булгарское войско подчинило Мидию, разгромило Урарту и Палестину, и стало нападать на Египет. ..
…    Булгары господствовали на Ближнем Востоке 28 лет (с 653 по 625 г. до н.э.). В 625 г. до н. э. подчинявшийся Иделю мидийский царь вероломно перебил кыпчакскнх военачальников прямо у себя на пиру. Скифское ополчение рассеялось, и Маджи пришлось вывести свою небольшую булгарскую дружину обратно в Идель. [ДТ.т.2,гл1]

   СКИФСКОЕ  ЦАРСТВО НА КАВКАЗЕ
  Классика, описывающая те же самые события,  опирается на сведения греческих историков, которые почему- то напрочь не видели роль уральского Иделя в судьбе скифов-завоевателей.  [W]: «Ассирийские хроники называют Партатуа <Буртаса Бурджана-Э.Д.> «царём» и впервые упоминают Скифское царство в Передней Азии – Ашкуз.  Центр Скифского царства находился в Восточном Закавказье – на территории современного Азербайджана. О характере скифского царства того времени можно только догадываться, потому что у скифов не было собственной письменности, а другие хроники писали о них мало. Однако утверждение скифов на новой территории очевидно сопровождалось так же как и в Северном Причерноморье подчинением местного населения и кочевого и земледельческого. Это подчинение было достаточно прочным, так как Скифскому царству удалось просуществовать около 80 лет, примерно до 90-х гг. 6 в. До н. э.
После Партатуа царем скифов был его сын Мадий. В его время скифы продолжали оставаться союзниками Ассирии. Но в тоже время Ассирия начинает клониться к упадку и постепенно теряет свою гегемонию в Азии. А новый скифский царь Мадий является внуком ассирийского царя Ассархадона и претендует на своё господство в Азии. Неслучайно именно при нём Скифское царство было в зените своего могущества. Как повествуют Геродот и Диодор Сицилийский он разгромил мидийского царя Киаксара, когда тот осаждал Ниневию, и установил скифскую гегемонию в Азии.»
   Владычество скифов не могло быть продолжительным, потому что они не заботились об укреплении своей власти. Обложив побежденных данью, скифы не создавали собственного аппарата управления, а сохраняли существовавшие до них государства. Скифское царство было прежде всего закавказской базой для набегов. Семья, дом, родина ждали скифского воина в северных степях. А Передняя Азия оставалась для него целью дальних походов, достойным военным поприщем, неисчерпаемым источником добычи и приключений.
Военные маршруты скифов пролегали по северокавказским и закавказским землям. Вторжение конных отрядов кочевников в Переднюю Азию происходило по кавказскому побережью Черного моря и через перевалы Большого Кавказа. Пользуясь перевальными дорогами, скифы очень скоро освоили обе стороны Кавказского хребта. По данным археологии, зона постоянного скифского присутствия сложилась к северу от реки Куры и к западу от Арагвы. Важно заметить, что именно этот участок Главного Кавказского хребта никогда не служил границей между народами и культурами. По обеим его сторонам в раннем бронзовом веке жили племена куро-аракской культуры, а в эпоху поздней бронзы — кобанцы(Кобанская архео-культура). Внутренним был этот хребет для территории средневековой Алании и Осетии нового времени. Легкость освоения скифами кобанской территории и тот факт, что именно этот район стал очагом непрерывной (от скифов до современных осетин) иранской этнокультурной традиции, некоторые ученые считают доказательством индоиранского происхождения кобанцев.»
   В любом изложении видно, что Дагестан не входил в «царство скифов», но близкое соседство горских народов Восточного Кавказа не могло отобразиться в их жизни. Скифы – это саки, но саками были пришедшие в Дагестан даги=дахи, касбы=кушане, хотя первые были  «западники Турана», а вторые – «восточники Турана». Во всяком случае неизвестно, чтобы мощное наступление сармато-скифов на Англы-Самар плохо отразились на жизни горских народов Дагестана.

   Джагфар Тарихы: «Сорен.(Зарина)( -558-518 гг ) -  Жена младшего сына Буртаса-Катрага <Азака Маджи=Мадая>, управлявшего степной частью Иделя. Ей удалось на некоторое время завоевать Азербайджан.» [ДТ,т.2.гл.1] Классика даёт о царице Зарине побольше сведений, причём имя её мужа столь же искажено до неузнаваемости, как и имя свёкра Буртаса.
«…. Зарина (царица ) (первая половина 6 века или около. до н.э.) - дочь царя саков, жена полководца Мармарея (Мермера, Мурмура и т.п.). Правила городом «роксов» - Роксанаки. Среди локализаций - версии о существовании этого города на берегу Сырдарьи, неподалеку от г. Сыгнак. Есть версии и о рождении Зарины в округе Подонья, откуда войска скифов (иногда включая и саков) уходили на завоевания Мидии и соседних стран. Нередко упоминается как яркий пример женщин-воительниц. Образ активно используется в литературе и искусстве.» [W]
   Диодор Сицилийский сообщал, что во времена падения Мидии от войск Персии саки находились под властью царицы («женщины по имени Зарина»). Смелые женщины саков разделяли со своими мужьями тяготы войн. Зарина отличалась не только красотой. Она покорила соседние варварские народы, которые угрожали сакам. Развивала города и цивилизованный образ жизни. Сделала жизнь своих людей более счастливой. Соотечественники в память о её благодеяния и достоинствах возвели на её погребении высотой в стадию пирамиду (треугольную ?), длина каждой стороны 3 стадии (стадия - по 60 метров)…….
… Диодор Сицилийский, поместивший страну Зарины, царицы саков, рядом с Парфией. А вот согласно Николаю Дамасскому (1 в. н. э.) , «Роксанаком» называлась столица Зарины, которая располагалась где-то к северу от Кавказа. Разрешить сей спор предоставляю будущим исследователям.»
    Историк Е. П. Савельев высказал предположение, что ныне грандиозные развалины города Роксанак и пирамиды Зарины находятся на правом берегу Терека близ Боровского аула. Городище, по свидетельству историка, там возвышается над Тереком на 20- 30 саженей, а сама крепость имеет вид усеченной пирамиды со сторонами у основания около половины версты. На верху ее видны развалины древней башни.
 По Н.И. Васильевой, правление Зарины можно отнести к 6-5вв. до н.э., когда к востоку от Дона образовалось царство савроматов и в Приазовье возникали города.
   Славяно-Арийские Веды посвятили сакской царице следующий противоречивый рассказ:  «Глава 7. Войны русов казаков с Киром и Дарием В VI веке до н.э. царь персов Кир II, из династии Ахеменидов, вторгается на Кавказ, где его полчища были разгромлены Царицей Саков (казаков)-масагетов, Сиромахой. Царица Сиромахова (вдова Махова, Мах-означиет Великий) имела свои летние пастбища на Дону и Донце, а зимние — в современном Азербайджане, где граница её царства пролегала по реке Араксу. Тут и произошла в 529 г. до н. э. , описанная в сказе (см. ниже) битва руссов (саков-массагетов) с персидскими полчищами., а плененный Кир был казнён» . Здесь летписцами допущено наложение событий закаспийских(парфянских), где с Киром II успешно воевала сакская царица Томирис (в обратном чтении Сиромаха), на события предкаспийские, где тоже успешно воевала савроматско-идельская царица Сорен, правда не против персов, а против мидян.

   САВРОМАТЫ  И  ДАГЕСТАН
  Никто из историков никогда не связывал Дагестан и савроматов, однако скудные сведения о царице Зарине и  одна фраза из Джагфар Тарихы создала для нас такой прецедент: «Ей удалось на некоторое время завоевать Азербайджан». Но мы знаем, что в –6 веке Азербайджана ещё не было как такового, и не было даже Кавказской Албании, но были где-то на р.Куре остатки скифского царства Ашкуз. Скифы сармато-идельского царя Азака Маджи (Мадая) отступали, а вслед за ними к Главному Кавказу ,видимо, подступали ассиро-мидяне. И тут «слово взяла» Сорен(Зарина) - жена скифского (сакско-сарматского) царя. Хотя её царская ставка Роксанак находилась на Тереке, она силами своих савроматов, при поддержке  курцев (а это – предки лакцев, лезгин) и других даглыкцев остановила нашествие южан.
   Возникает вопрос – откуда здесь взялись савроматы, если веком ранее пришли на Кавказ и в Закавказье скифо-сарматы под управлением асского царя Буртаса?

 Карта 9-Д. САВРОМАТЫ  В  СЕВЕРНОМ  ДАГЕСТАНЕ.
 
   [W]: «Савроматы, кочевые скифо-сарматы ираноязычные (по мнению некоторых историков) племена, близкие скифам Северного Причерноморья и сако-массагетскому миру Средней Азии, жившие в VI—IV веках до н. э. в в Подонье и и на территории Нижнего Поволжья. Греческие писатели (Геродот и др.) называли савроматов народом, «управляемым женщинами». Имели своих царей (басилевсов, василевсов), например, Скопасиса (Скопаса) около 512 г. до н. э. в низовьях Дона, отличившегося в войне против Персии, которая пыталась покорить Скифию.»
   Этнология савроматов, тем более их генеалогия, не разъяснена историками. Многие считают их частью сарматов, и определённое их содружество заметно. Царица савроматов стала женой царя сармато-скифов. Нормальное явление. Однако между савроматами и сарматами, и даже в отношение саков(скифов) мы должны признать значительные отличия. Савроматы – их внешний (эндо) этноним, самоназвание – савиры. Имя савроматов И. Маркварт сблизил с авестийским именем народа сайрима(cairima, sarima. Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52) как вариант имени «савромат». Авеста воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима», но не указывает их местопребывания. В источнике есть упоминание реки Ранги (Яшт XXIII и XXIV), которую И. Маркварт сопоставляет с Волгой.
История савиров=суваров=сабаров очень объёмна, и в данной повести её излагать невозможно. Лишь два минимальных сообщения:
1. Зарождение: Волго-камье; базовый этнос су-баш(чуваш); миграция: Идель ;Беловодье;Гималаи;Южная Индия;(назад) в Семиречье(Алтай);Иртыш (Сибирь) ; Волго-Дон;Даглык(Юж.Дагестан);Кубань. Таков тысячелетний миграционный путь савиро-чувашской популяции до рассматриваемого здесь времени. (Дальнейшие миграции савиров тоже  интересны).
2. Гаплогруппа древнейших су-баш (речные волго-камские баши) – K+K*+P+R, однако не исключено присутствие именно в савирской ветви именского гапло J+J*. Почему-то су-баши К остались на родине, а савиры её покинули на тысячелетие?! ПО сведениям ДТ это они вынесли гапло J в Прибайкалье ещё ранее своего похода к Индийскому океану.
   Камские сувары =саувиры  сыграли значительную роль в Акаданланской истории В начале -6 века На северо-западе и западе Индии(Пакистан) среди наиболее значительных были государства  Саувира (Шэнвира), Синдху (Синдхйа) уральские синдийцы. В конце -6 века они вели ожесточённые войны с персидскими завоевателями и приобрели значительные воинские способности и воинственный дух. Часть сувиров ушла на север, добравшись до Беловодья (Иртышского). Здесь они выбили давнюю самодийск-угорскую оккупацию, освлбодив асское Беловодье  - свою вторую родину. Именно это событие в трудах историков даёт нам первое знакомство а абарами. Действительно в Туране савиров по-булгарски именовали сабарами, от чего отдалённым, например греческим, историками нетрубно потерять первую букву «а» и писать о «загадочном» народе «абары». Также считается, что от имени «савир» произошло наименование географической области СИБИРЬ. Здесь савиры, освободив от самодийского гнёта ас-саков Пятиречья Ангары,Енисея,Оби, Иртыша и Тобола, вместе с ними значительно усилились как арианский союз. Не спроста историки считают савиров сакской ветвью. Конечно, симбиоз родственных популяций уралоидов имел место, однако сакско-скифская гаплогруппа R1a  не была характерной для савиров, их гапло значительно более древнее : K*+J*+P*+R*. Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Ученые полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся еще по женской линии.
   Савиры-савроматы дольше других уралоидов сохранили  СИНДИЙСТВО – лунопоклонство, способстовавшее матриархату. Это ещё один довод к тому предположению, что основа савиров была в имэнской гаплогруппе J – именно той, которая в те же времена была ключевой в коренных народах Дагестана.
 

   В V-IV вв. до н.э. савроматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через савроматские земли. В войне с персами савроматы были надежными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, савроматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы савроматов-сарматов поселялись на территории Европейской Скифии (Кара-Булгар)
 С конца V в. и в IV в. до н. э. отдельные племена савроматов(саурима) начали теснить скифов за Дон. В 4—3 вв. до н. э. у савроматов сложились новые союзы племён, куда вошли и родственные им племена, пришедшие с Верхней Волги и Камы(чуваши). Начиная с III в. до н. э. эти новые племенные группы выступали под общим названием сарматов, дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства….В связи с большим влиянием савроматов на землях Скифии некоторые цари античного Боспорского (Приазовского) царства в первые века нашей эры гордо носили имя Савромат. В III в. до н.э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением «сарматов» на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства.
   Не исключено, что присутствие савроматов царицы Зарины(Сорен) на р. Куре  дало культурологический толчок для образования Кавказской Албании, ибо истоки государственности будущих албанцев начинались именно в конце -4…начале -3 веков.
САвиры по генетике были близки и к аборигенам-имэнцам (лазам, лакцам, …) , и каспиям-кушанам, с которыми они рядом проживали в Кушане(Кашане), и дагам-дахам, которые тоже оттуда.

   Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Ученые полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся еще по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматс-ких племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли..
  Священная книга зороастрийцев Авеста упоминает савроматов под именем «сайрима» и называет их кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей». Действительно, савроматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них еще не было государства.

      САРМАТСКИЕ СОЮЗЫ
   СТРАБОН: 8. Далее живущие народы между Меотидою и Каспией — кочевники, каковы набианы, панксаны, а также племена сираков и аорсов. Аорсы и сираки, как кажется, беглецы из среды народов, обитающих выше... они севернее аорсов. Абеак, царь сираков, выставил 20000 всадников, когда Фарнака овладел Боспором; Спадииа, царь аорсов, выставил 200000, верхние аорсы еще больше. Они занимали большую страну, владели почти всем самым длинным Каспийским берегом, так что вели караванную торговлю и вавилонскими товарами, получая их от армян и мидян; они носили золотые украшения, потому что были богаты. Аорсы жили вдоль Танаида. Сираки — вдоль Ахардея, который вытекает из Кавказских гор и впадает в Меотиду).


   Аорсы и сираки. Восточные сарматские союзы аорсов и сираков населяли пространства между Азовским и Каспийским морями, на юге их земли простирались до Кавказских гор. Сираки занимали приазовские степи и северокавказскую равнину к северу от Кубани. Предгорные и равнинные районы Центрального Предкавказья тоже принадлежали сиракам, но на рубеже новой эры их потеснили аорсы. Аорсы кочевали в степях от Дона до Каспия, в Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье. За Волгой их кочевья доходили до Южного Приуралья и степей Средней Азии. Название аорсов в переводе означает «белые». Судя по сообщениям древних авторов, аорсы были самым сильным и многочисленным объединением сарматских племен. В одной из войн I в. до н.э. царь сираков Абеак выставил 20 тысяч всадников, царь аорсов Спадин — 200 тысяч, «а верхние аорсы еще больше, так как они владели более обширной страной».

  По словам древнегреческого географа и историка Страбона, аорсы и сираки «частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием». Подчинив на Кавказе скифо-кобанские, меотские и, возможно, другие племена, сарматы включали их в состав своих союзов. Археологи установили, что происходило постепенное продвижение сарматов от степей к горам. Смешиваясь с местным населением, сарматы осваивали его хозяйственные и культурные достижения. Господство кочевников над земледельческими областями приводит, как правило, к усложнению их политической организации — к возникновению ранних форм государства. Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и создали свое государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря.

   Аорсов, которые жили в степях Прикаспия и Предкавказья, называли «верхними аорсами». Они господствовали над западным и северным побережьем Каспийского моря и контролировали торговые пути, шедшие через Кавказ и Среднюю Азию. Могущество и богатство аорсов уже в древности объясняли участием в международной торговле. В Китае страна аорсов называлась «Янтсай» — через нее шел путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям. Этот путь огибал Каспийское море с севера. Другой торговый маршрут шел по западному берегу Каспийского моря через проход, который позже стали называть Дербентским. По этому пути аорсы вели верблюжьи караваны с индийскими и переднеазиатскими товарами, которые получали от армянских и мидийских купцов. Еще одна дорога, которую называли Сарматской, проходила по долинам Терека и Арагвы. Третий путь в Закавказье шел по черноморскому побережью Кавказа.

   В начале новой эры аорсы, вытесняя роксоланов, освоили междуречье Дона и Днепра и дошли на западе до дельты Дуная. По-видимому, именно аорсы первыми в скифском мире сумели объединить под своей властью огромную территорию от Северного Причерноморья на западе до Аральского моря на востоке, от Поволжья и Южного Приуралья на севере до Кавказа на юге. Экономической основой такого объединения была, несомненно, заинтересованность скифо-сарматских правителей в развитии международной торговли и необходимость контролировать широкую сеть караванных дорог.

   О взаимоотношениях сираков с аорсами известно мало. В середине I в. до н.э. они были союзниками и совместно оказывали военную помощь боспорскому царю Фарнаку. В середине I в. новой эры, во время борьбы за престол между боспорским царем Митридатом III и его братом Котисом, аорсы и сираки выступают как враги. Сираки поддержали Митридата, аорсы вместе с римлянами оказались на стороне Котиса. Объединенные войска римлян, аорсов и боспорской оппозиции захватили сиракский город Успу. Эти события описал римский историк Корнелий Тацит. Он рассказывает, что после падения Успы царь сираков Зорсин «решил предпочесть благо своего народа» и сложил оружие. Лишившись союзников, Митридат вскоре прекратил сопротивление. Не желая попасть в руки римлян, он сдался царю аорсов Евнону. Тацит пишет: «Он вошел в покои царя и, припав к коленям Евнона, говорит: Перед тобой добровольно явившийся Митридат, которого на протяжении стольких лет преследуют римляне».

Впоследствии аорсы и сираки вошли в аланское объединение, включившее всех скифо-сарматов Кавказа и Восточной Европы.

   

                ИДЕЛЬ = БУЛГАРИЯ
   Примероно с -7века Идель стали называть БУЛГАРОМ, поскольку шумерские «беженцы»-булгары уже значительно укрепились в национальных элитах супер-державы Идель. Старое имя страны перешло на реки этой страны: Идель=Итиль(Волга), Агидель=Ак-Идель(Белая), и т.к.
   Ас-сакская династия на царице Сорен, видимо прервалась; далее три столетия Идель растроился на Запад , Центр(Урал) и Восток. Запад(Кара Булгар) управлялся  скифскими выборными царями, Центр(Эчке-Булгар) – сарматскими династиями, Восток(Ак Булгар) познал небывалую активность сакской военной днмократии, которую не подпортила даже царская власть в Парфии. Для Дагестана, для Кавказской Албании, были существенными Центр и Восток, в первую очередь Парфия.
   Даглык значительно уменьшился в размерах в виду того, что степи и предгорья заняли сильные пришельцы-номады: с севера – скифы и савиры,  с юга- азеры Атропатены. О такой маленькой стране летописи и профессиональные исторические труды сообщают очень мало. 

       Обращаем внимание на аорсов, которые «владели почти всем длинным каспийским берегом», то есть прибрежной частью современного Дагестана. Аорсы кочевали, с началом -1 килолетия, в степях от Дона до Каспия, в Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье. За Волгой их кочевья доходили до Южного Приуралья и степей Средней Азии.
[W]: Название аорсов возводят к осетинскому урс/орс — "белый",  В древнеиндийском санскрите слово «ARUSHA» это «Солнце; День; Утренняя Заря; Красный» …. говоря об Аорсах, делают сравнение с авестийским "AURUSHA" (белый), и где связь с древнеиндийским "ARUSHA" (солнце) убедительна!»  Вместе с тем страна аорсов предстаёт перед нами из китайских хроник как «Яньцай»; одно из значений китайского слова "Янь" переводится, как "Соль",  слово “цай”, означающее “еда”, звучит так же, как “богатство”.  "Яньцай есть, несомненно, китайская транскрипция(перевод с иранского) народного названия аорсов= « солью богатые». География проживания аорсов проясняет эту «солевую» концепцию: всё начиналось с Южного Урала и Южного Поволжья, где неимоверные запасы пищевой соли во всех её физических состояниях.

  Судя по сообщениям древних авторов, аорсы были самым сильным и многочисленным объединением сарматских племен. В одной из войн I в. до н.э.   царь аорсов Спадин предоставил дружественному царюФарнаку, сыну Митридата  200 тысяч, «а верхние аорсы еще больше, так как они владели более обширной страной».
Аорсов, которые жили в степях Прикаспия и Предкавказья, называли «верхними аорсами». Они господствовали над западным и северным побережьем Каспийского моря и контролировали торговые пути, шедшие через Кавказ и Среднюю Азию. Могущество и богатство аорсов уже в древности объясняли участием в международной торговле. В Китае страна аорсов называлась «Янтсай» — через нее шел путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям. Этот путь огибал Каспийское море с севера и с юга по западному берегу Каспийского моря через проход, который позже стали называть Дербентским. По этому пути аорсы вели верблюжьи караваны с индийскими и переднеазиатскими товарами, которые получали от армянских и мидийских купцов. Еще одна дорога, которую называли Сарматской, проходила по долинам Терека и Арагвы. Третий путь в Закавказье шел по черноморскому побережью Кавказа.
  Из энциклопедии Брокгауза и Эфрона:  «Аорсы (Aorsi) — capмaтскoe племя, признаваемое некоторыми за аваров. Об аорсах говорят Птоломей и Страбон. Могущественнейшая и богатейшая ветвь этого племени обитала по берегам Каспийского моря и вела обширную торговлю.» 

   Выполняя одну из двух головных целей данной повести, мы собираем «по крохам» эпические и научные сведения, сводя их к некоему общему знаменателю; выполняя вторую цель, пытаемся разобраться в ДНК-генеалогии больших, либо даже малых этносов, ибо «упрямые»  генетические линии предопереляли  поведение, взаимоотношения, культуру и цивилизационный процесс всех участников исторического развития.
   Этноним «аорсы» представлен западными историками, но отсутствует в летописях Иделя, а ведь территория Северного Кавказа всегда была явной или неявной(захваченной) вотчиной уральцев; они называли её Саксин, а две южные доли Саксина – Джураш(центр), Бурджан(восток). Вместе с тем Джагфар тарихи даёт краткие сведения о соведях аорсов сираках: <Царь Иделя>« Мосха (494-488 гг. до н.э.). Старший сын Кундуза. Воевал против Барджиля (Персии), за свои частые нападения на Тимер Капа ("Железные Ворота") получил прозвище "Тимер". Его женой была Симбирбика - дочь вождя идельского племени ширак (или ширин) Эльбира.» [ДТ,т.2.гл.1]
   Из этой цитаты ясно, что «идельское племя ширак» - сираки дали уральцам жену царя Симбир (бика – это титул царицы), а Симбир есть не что иное как сабиры-савиры, то есть савроматы в применении к середине -1 килолетия. НЕ случайно в летописи упоминается царица Симбир, поскольку она для матриархальных савроматов была не просто жена царя, а действующим монархом  савроматов-с(ш)ираков. Кстати термин «ШИР-аки» должен исходить из булгарского имени реки Дон = Шир. ТО есть сираки есть одно из подразделений донских казаков – «ширских кыргызов», как они упоминаются в ДТ.

ДНК-ГЕНЕАЛОГИЯ.
1. С(Ш)ираки не отметились явно в судьбе Дагестана, однако, при том, что классика не может раскрыть происхождения хоронима «Ширван», есть предположение, что сарматское племя ширак всё-таки имело здесь  свою колонию. Гаплогруппа сираков, скорее всего, прямо соответствует генотипу сарматов – R1a1+R1a1a, тех сарматов, которые обосновались в Центре Урал-Иделя (Абашевская архео-культура).
2. Классика рассматривает сарматскую общность слишком узко,именно в смысле предыдущего пункта 1. Восточные сарматы, которые являются «десантом» уральских сармат в Дальнюю Азию (от середины -2 Кл), рассматриваются только в истории той далёкой (северокитайской) стороны. Но многие народы возвращаются на свою пра-родину спустя даже тысячелетия. Это в контексте данной повести относится к суварам и к аорсам.
Сайт "). http://rushanin.narod.ru/ARUSHA.html сообщает, что
«А. Скрипкин обобщает мнение Габуева о связи ЮЭЧЖИ и ЯНЬЦАЙ!
Т.А. Габуев обратил внимание на тот факт,   территория, где раньше обитали юэчжи , а после ухода большей их части там остались малые юэчжи», а куда делись «большие» юэджи – след теряется в тумане.
   Сначала нужно вспомнить, кто такие юэджи: это тохары, сдвинувшиеся из Турана в Таримский  регион(Гималаи) и далее в Северный Китай. Тохары=дахары=дахи уже фигурировали в данной повести, они задали имя современному ДАГестану, равно как имя средневековому ДАГлыку. Тохары – главные тормэны Средней Азии, гаплогруппа R1b1b2. Другие имена этой генетической платформы: массагеты, готы, башкорты, масгуты(по булгарски).
   Согласно ДТ, масгуты в Туране долгое время тесно по-братски существовали в союзе с саками (гапло R1a), но в -6 веке «рассорились», и далее создавали сами свою историю. Но восточные тохары под ханьским именем юэчжи встретились и соединились в Таримской области с восточными сарматами, которые здесь именовалис серы, хотя долгое время древние историки их путали с тохарами, затем стали именовать «псевдотохарами». Серы стали цивилизаторами Северного Китая, не ханьцам, а серам ныне отдаётся первенство в создании шёлковой индустрии, и сам шёлк в древности назывался «серка». Союз серов с тохарами(дахами=дагами) создавал Великий шёлковый путь, один важный участок которого принадлежал Древнему Дагестану.
   Итак, аорсы – это союзная общность дахов с восточными сарматами-серами, возвратившимися в Уралько-Кавказский регион и сумевшая создать здесь крепкую военно-торговую  миссию в ПРикаспие, включая Дагестан(Даглык). Значит их гапло является сборным: R1a1(сар`ы-азман)  & R1b1b2(дахи). Вспоминая вышестоящий текст, мы можем считать, что дахи=даги, имеющие новое имя «аорсы» встретили в Дагестане тех своих родичей, которые пришли сюда раньше совместно с касбиями. Нет никаких сведений о том, что горские народы дагестана сопртивлялись пришествию аорсов.
    ЕСТЬ ЛИ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ  МОСТИК  МЕЖДУ АОРСАМИ И СОВРЕМЕННЫМИ НАРОДАМИ ДАГЕСТАНА?
  Главный претендент на звание потомков аорсов – кумыки. Табл.1 даёт хорошее подтверждение: R1b (20%), (R1a+R2+L) (17,2%) – это есть реальное наследство дахов и сарыйцев(составлявших аорсов). Однако J*+J2 (26,3%) кумыков относятся к имэно-хурритам, и, поскольку этот народ всегда относился к номадам(животноводам-кочевникам), то данный компонет следует отнести не к соседям-горцам, а к савроматам-савирам, поскольку для этой кроманьонской популяции имэнская  гапло J доказана, а также – к гуннам, о которых речь пойдёт ниже.
   Кумыки — второй по численности после азербайджанцев тюркоязычный народ на Кавказе, являясь при этом крупнейшим тюркским народом на Северном Кавказе . Принадлежат ли аорсы, как смесь тохаров и сарыйцев, к тюркской языковой общности – да, несомненно, если под «тюркским» понимать «туранский».
   В этнологии замечна тенденция для любого народа и ,даже для этноса, в течение 2-3 столетий изменять своё самоназвание (иногда – в зависимости от приобретённых внешних названий). Кумыки в настоящее время проживают в бассейне р.Кума, и это было последние 1,5 тысяч лет. Имя реки и народа совпадают; Для части (популяции) народа савроматы+аорсы, связанной с конкретной рекой Кумой, было естественным отобразить этот топоним в этнониме.


ИСТОРИЯ  ЮЖНОГО  ДАГЕСТАНА  ПОСЛЕ УХОДА АС-САКОВ(СКИФОВ)
1. В СВЕТЕ ДЖАГФАР ТАРИХЫ
Южный Даглык пержил во второй половине -1 килолетия два великих нашествия – персидское (Ахеменидское) и греко-македонское. Горцы выдержали все наскоки империалистов, а Куро-Аракская долина получила череду оккупаций. Однако сопротивление «курцев» оказалось сильнее, и здесь одно за другим возникали небольшие суверенные государства, естественно на базе сложившихся генетических плаптформ:
- кавкасионная(J+J*):…
- именско-хурритской(J+J2):….
- именско-нахской(J1+J1*):….
- кавказоидной(G+G1+G2):…
- дахо-касбийской(R1b1b1):…
- готской(R1b1b2):…
- ас-сакской (арманской)(R1+R1a):…
   

Карта 10-Д. ЮЖНЫЙ  ДАГЕСТАН  в середине  -1 килолетия.
 


 АС-САКИ  ЗАКАВКАЗЬЯ
   Булгарские летописи отмечают ас-саков в Закавказье ещё со времён освоения Месопотамии, со времён Сувара-Шумера:
   <Из Сувара синдийского>  На запад ушли те, кто называл изваяния словом "тарвиль". Их называли еще асами или арманами:…..По пути некоторые переселенцы ослабли и были брошены остальными у подножий гор Каф в Азербайджане. Потом на них напали масгуты и на время подчинили их, превратив в своих рабов. Часть брошенных асов, не выдержав гнета, убежала в сакланские степи к северу, где получила название "колы", то ебть "рабы". Их также называли "ас-колы".
   Оставшиеся ас-саки заложили в КУро-Аракском бассейне АРМАН – странную, сташую много позже Шаке, Сюник, Утик, Арменией.
МАССАГЕТЫ  ЗАКАВКАЗЬЯ
   Ответвление массагетов-масгутов, известное как гутии=хуты=готы, прошли через Закавказье ещё в начале -2 килолетия; ушли они на запад в Анатолию и на север в ПРичерноморье, потом – на Балтику.
   Масгуты Азии входили в тесный союз с саками, а вместе с ними – в Идельскую супердержаву. Дадим слово армянским летописцам:
   «Маскуты жили на берегу Каспийскоо моря и принадлежали к скифскому племени.
Маскуты массагеты, поселились в этой области со времен существования в регионе скифского государства Ишкуза. После падения скифского государства, часть скифов возвратилась обратно в северопричерноморские степи и ассимилировалось с местным населением, а другая часть осталась кочевать на окраинах бывшей скифской державы. К ним, по его мнению, и относились массагеты западного побережья Каспийского моря».
[ История Армении Фавстоса Бузанда . Ер., 1953. — С. 212]
Наоборот, А. П. Новосельцев считает их родственниками аланов[13]. С. Г. Микаэлян, опираясь на свидетельства свидетельства Аммиана Марцеллина и Диона Кассия о тождестве массагетов и аланов,[14][15] считает прикаспийских массагетов частью аланского племенного союза.  Однако аланская эпоха до новой эры на Кавказе ещё не наступила, а государство Маскут уже назревало.

Маскуты составляли основу кавалерии войска Албанского царства

   Впрочем «главная массагетская карта» была разыграна на другой стороне Каспия – в Парфии.

   Далее: раздел 4.