Таких людей надо помнить

Алексей Кожевников 3
        На возведении одного из очень важных поселковых объектов мне хочется остановится более подробно
        До вступления В.Г. Вершинина в 1949 году в должность директора Северского  металлургического завода (СМЗ), поселковым центром культуры для металлургов и членов их семей служило здание бывшей Свято-Троицкой церкви. В нём проводились производственные совещания, рабочие, партийные и комсомольские собрания, культурно-массовые мероприятия. Использовалось оно и в качестве кинотеатра, дворца пионеров и школьников.
        Судя по просмотренным мною в архиве проектно-конструкторского отдела (ПКО) завода калькам и чертежам, Вершинин сразу понял, что здание храма всё меньше и меньше удовлетворяет запросам растущего посёлка, числа его жителей и их новой послевоенной жизни.
        Хотя из-за нерентабельной деятельности изнурённого войной предприятия, сразу осуществить задумку было невозможно, однако Вершинин к этому стремился.
        К 1950-му Дворцы культуры уже были возведены на Верх-Исетском и Нижне- Тагильском металлургических заводах. Чтобы не начинать дело с нуля, Василий Григорьевич посылает на них своего помощника Фёдора Андреевича Бутко, конструкторов и других специалистов для подробного знакомства с теми дворцами, документацией по их строительству и с возможностью снятия с неё копий.
        Осуществлять задуманное Вершинин начал только с середины 1950-х годов, когда завод стал приносить прибыль. 
        Трудовая жизнь начальника ЖКО-помощника директора завода по быту Ф.А. Будко теперь осложнилась ещё больше. До этого ему никогда не приходилось изучать строительную архитектуру, теперь же, вместе со специалистами завода и северского стройуправления потребовалось заняться ею срочно и вплотную.
        Уралгипромез, Свердлоблпроект, Гипрокино Министерства кинематографии СССР, Свердловское отделение Промстройпроекта, Культремснаб Свердловского областного управления культуры, Минкультпроект РСФСР, Тяжпромэлектропроект, Главуралмет, Комитет по делам искусств Всесоюзного треста «Теапроект» - куда только не открывали двери Ф.А. Бутко,  конструктора и другие специалисты завода.
        Во время этих поездок они расширяли круг знакомств как с организациями, так и с полезными в будущем людьми – архитекторами, художниками, реставраторами, сотрудниками отделов капитального строительства родственных предприятий.
        Особенно Фёдор Андреевич подружился с Виктором Петровичем  Елисеевым  –  свердловским художником – реставратором, ранее принимавшим активное участие в  архитектурном украшении ДК металлургов Верх-Исетского завода. Бутко уговорил его оказать такую же помощь и Северскому предприятию
        Елисеев был на семь лет старше Бутко, но эта разница в возрасте потом не мешала их крепкой дружбе, которую они берегли до конца жизни.
        Наконец, участок под строительство «клуба на 500/530 мест» (так во всех документах именовался будущий Дворец культуры СМЗ) был определён, выделен заводу и документально утверждён. Получен и план застройки участка.
Большего труда и времени потребовалось на разработку, составление и согласование подробного проектного задания, состоящего из характеристики будущего здания, перечня помещений в нём, их размеров, основных строительных материалов, конструкций, оборудования, сантехнических и электротехнических изделий, схем,  чертежей, сметных расчётов, пояснительных записок и иного.    
        На это ушло ещё несколько лет.
        Следует учесть, что в это же самое время, на заводские средства, под присмотром Ф.А. Бутко, в посёлке строилось много и других объектов, в том числе кинотеатр «Металлург» на 350 мест (сдан в эксплуатацию в октябре 1952 года).
        Когда пришло время проведения в «клубе» больших внутренних работ, Вершинин 9 марта 1957 года издаёт приказ № 27/к: «1. В связи с предстоящим вводом в эксплуатацию нового клуба, - назначить ответственным куратором за оформление клуба… т. Бутко Ф.А., освободив его от обязанности начальника ЖКО. 2. Назначить и.о. начальника ЖКО т. Шляпникова С.М.».
        Василий Григорьевич, который жил недалеко от строящегося объекта, и главный инженер завода Иван Прокопьевич Ковырялов, внимательно следили за ходом строительства дворца.  Но вот возведение жилья в посёлке,  застопорилось, 22 января 1958 года члены ВЛКСМ СМЗ опубликовали в печати открытое обращение к членам ВЛКСМ Северского стройуправления, а в ноябре и коллективы цехов отправили открытое письмо коллективу ССУ с предостережением об угрозе срыва выполнения заводом годового плана по вводу объектов жилья и  соцкультбыта.
        Также «подлило масла в огонь» сердитое письмо слесаря механического цеха Ю. Жигулёва, напечатанное в газете «Северский рабочий» № 93 за 19 ноября 1958 года. Он писал: «Ещё в 1956 г. на митинге, посвящённом празднованию 39-й годовщины Октября, бывший начальник северского строительного управления т. Гапон, заверил трудящихся посёлка, что Дворец культуры металлургов будет готов к 1 Мая 1957 года. Но с тех пор прошло более двух лет, а ДК по-прежнему в стадии строительства.
        Такие обещания мы слышим семь лет. Идёт время, осыпается с карниза краска, дала трещины штукатурка в стенах, тускнеет мрамор…».
        Конец 1958-го и первая половина 1959 годов были особенно напряжёнными. Заводские художники под руководством Бутко и свердловского художника В.П.Елисеева, создали в левом крыле дворца (на месте нынешнего кафе) мастерскую по изготовлению форм для лепки и отливок архитектурно-декоративных изделий – гирлянд, консолей, сандриков, балясин, кронштейнов, элементов плафонов,бус и пр. Для отливки угловых изделий формы имели длину до 70 см .
        Кое-что из них довелось изготовлять и студентке-практикантке Свердловского архитектурного института, будущему главному архитектору города Полевского Нине Петровне Мишутиной.
        - Всеми работами в мастерской руководили Виктор Петрович Елисеев и Бутко, - рассказывала она мне. - Фёдор Андреевич был среднего роста, очень трудолюбивым, всю душу отдавал работе. Он всегда ходил с тетрадкой, в которую часто что-то записывал.
        Вот как вспоминала о том времени много лет спустя вдова Ф.А. Бутко -  Евгения Борисовна:
        - Муж занимался оборудованием общежитий, приведением в порядок жилья для молодёжи, на улице Труда создал дендрарий. В общежитии мы шили шторы, в дендрарии и в сквере на улице Ленина садили деревья, кустарники, расчищали аллеи, посыпали их песком, берегли их от порчи безнадзорным скотом.
        Муж достроил и оборудовал ДК. Все ценности, которые находятся в ДК – это дело его рук. Особенно люстра, которая висит в зрительном зале. Она очень дорогая и красивая. Привёз он её из Москвы. Сколько нужно было энергии и умения, чтобы её доставить в порядке, не повредить хрусталь. Когда он увидел эту люстру, состоящую из трёхсот лампочек, в магазине (там было много и других люстр), то сказал продавцам: «Я хочу только эту. Она украсит наш зрительный зал».
        Денег у него на неё не хватало. Он позвонил В.Г. Вершинину, но тот ответил: «Денег нет. Все перечислили». Тогда Фёдор Андреевич позвонил в Свердловск, в Главк, и тот выслал. За упаковку и отправку люстры он доплатил 50 рублей своих.
        Дома признался: «Люстра мне стоит три литра крови. Я ночью не мог заснуть – так переволновался»
        Он мне рассказывал многое о своей работе. Чтобы закупить всё то, что нужно было для дворца, ездил в Москву, Ригу, Ленинград. Скульптуру Ленина, которая стоит перед дворцом, у входа, муж тоже привёз из Москвы.
        Работал с ним художник-оформитель Елисеев Виктор Петрович. Жил он в Свердловске. Елисеев расписывал в дворце малый зал. Останавливался у нас, когда приезжал в Северск и потому я многое знаю об их работе: как они спорили, находили рисунки, подбирали колорит, а я всё слушала и поражалась их энергии, любви и преданности своей работе.
        Елисеев был тогда уже немолодой – ему было за 60 лет – перенёсший инфаркт, и ещё работал на такой высоте, на лесах, расписывая потолки и стены. И Фёдор Андреевич, тоже болел – у него была гипертония второй степени, но он не обращал на это внимания. Я ему всегда говорила: «Перестань так работать», а он отвечал: «Вот эту работу проверну, а там будет легче».
        Бывало, придут с работы в перерыв, я их накормлю и говорю: «Отдохните минут 20-30». Они отвечают: «Нет, что вы! Сегодня нужно закончить, краска засохнет» - и приходили домой в 12-1 ночи.
        За месяц до открытия ДК, у Фёдора Андреевича случился инфаркт.
        У меня всегда волнуется сердце, когда я прохожу мимо ДК или захожу в него. Смотрю на эту люстру, на эти светильники, бра и вспоминаю, как он работал, сколько отдал сил и любви. Водил меня, показывал, рассказывал, где что будет в этом дворце, показывал план всего дворца. Работа была проделана большая.
        - И Елисеева вспоминаю. Таких работников – честных, неутомимых, добросовестных - забывать нельзя. Жаль таких людей».
        Летом 1955 г.за большой вклад в развитие уральской металлургии В.Г. Вершинину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
        6 мая 1959 года Фёдор Андреевич Бутко («За выслугу лет и безупречную работу в чёрной металлургии СССР») был награждён орденом Ленина, а 19 сентября этого же года «уволен по старости» на пенсию.
        - Все эти награды лежат в коробочке, а человека нет, – горевала Евгения Борисовна.
        Елисеев Виктор Петрович умер 4 июля 1961 года и похоронен в Свердловске, на Ивановском кладбище. На его могиле товарищи установили высокую гранитную глыбу с высеченными на ней фотографией покойного и датами его рождения и смерти (09.12.1894-04.07.1961).
        16 января 1964 года не стало и Фёдора Андреевича. С ними работал еще некий Новиков, но он умер уже давно…
        В архиве проектно-конструкторского отдела и поныне хранятся две толстенных папки с чертежами и кальками, изготовленными для строительства ДК СМЗ свердловскими архитекторами Панкратовым, В. Золотарёвым, А.Г. Лапировым, но больше всего – В.П. Елисеевым. А о наличии в папках проектных документов заводских конструкторов хочется сказать одним словом – уйма!
        Дворец культуры и техники («клуб») в городе Полевском был открыт в конце апреля 1959 года – перед самыми первомайскими торжествами.
                18.02.2014 г.