Я тебе расскажу о России. Соловки. Каналы

Алексей Ратушный
О Соловецких островах написано много. О Соловецких островах писали многие. Но мне не посчастливилось прочитать описаний Соловецких каналов. Не довелось. Не выпало. Не попалось на глаза.
Сейчас, в век Интернета и всезнающего Гугла ситуация меняется. Есть и описания и стоимость маршрутов.Но одно дело - чужие описания, и совсем другое - собственные переживания и воспоминания.
Ни мощные глыбы стен Соловецкого монастыря, ни древние каменные лабиринты, ни таинства скитов и пустыней не дают достаточно полного представления о Соловках.
Самое потрясающее на Соловецком архипелаге - озёра пресной воды и соединяющие их каналы.
Вот вы попали на архипелаг. Вот вы бродите по монастырю, по лесным тропкам, по морскому побережью. Всё здесь просто пропитано святостью!
Но найдите небольшую лодочную станцию, возьмите напрокат двухвесельную шлюпку и отправьтесь на прогулку по озерам Большого Соловецкого острова. Один день проведенный на каналах и озерах и вы скажете: я был в раю! И я общался с Богом!
Каналы эти узкие и длинные, весла буквально упираются в выложенные камнями берега.Выход и вход в очередное озеро скрыты ветвями низких кустов, а вода в озерах чистая и прозрачная! И дно каналов прекрасно просматривается! Такой чистой воды я не встречал нигде, кроме Байкала. И вот вы потихоньку идёте на лодке по каналу смотрите в небо! Боже мой!!! Какая красота! Какая гармония высоты, чистоты, глубины и прозрачности! И мысли становятся высокими, чистыми, глубокими и прозрачными! Вы растворяетесь в этой прозрачной глубине, вы становитесь сами частицей этого неба, сливаетесь с этим обступающим вас лесом, с этой прозрачной водой вокруг вас.
Каналы и озёра Соловков это не одна из главных достопримечательностей архипелага. Это то самое главное в нём, ради чего сюда и надо приехать. Это душа Соловецкая. Это подлинная душа русского мира!