День Пасхи

Валентина Гишаева
 День Пасхи, для моих родителей был одним из самых значимых, важным и самым радостным днём. Постилась мама, правда, только последнюю неделю поста, а вот уборка перед самой Пасхой,  была "генеральной". Мама белила,  клеила, чистила, мыла и стирала. Не подумайте, что у нас в доме был непорядок, это был такой обычай.  Когда уборка завершится,  мама принималась готовить.  Ставила тесто на пироги,  красила яички.  Стелила на стол белоснежную скатерть и в самом центре стола ставила кулич со свечкой,  а вокруг крашенные,  луковой шелухой яички.
 В комнате стояла изумительная свежесть и чистота. Помню ситцевые чистые занавесочки. Ни одной пылинки в своём доме не было. Это сейчас мы с тряпками через день протираем пыль,  а тогда машин около домов не было и пылью не дышали.
 В палисадниках,  почти у каждого дома,  рос репис. Это такая ягода, похожая  на смородину.  Весной медовый запах исходил от маленьких, жёлтых цветочков и жужжал шмель. Мы дети ели эти цветочки: нектар у них, как мёд.

Запомнила один случай, который огорчил моих родителей, но не меня.
На пасху, моя бабушка ушла рано в церковь святить куличи и яйца.
 Мы её ждали долго. Но бабули не было и не было. Родители мои начали уже волноваться. Куда пропала бабка?  Отец  стоял у ворот дома и всё посматривал на дорогу.
 Мимо проходила соседка.
 -Небось мать свою ждёшь?  У церкви она. Стоит милостыню просит. Да вон она и сама идёт.

 По дороге медленно шла бабушка с мешком за спиной.

 Мама и отец отругали её. Они кормили бабушку и у неё всё было. Как она могла себе позволить такое и опозорить ещё своих детей? Что теперь скажут люди?

 Но бабка была невозмутима.
  - Я не просила, мне сами подавали. Я и стояла - то с краю. Отказываться в такой день нельзя.

 Мы с бабулей уселись за стол и начали вытаскивать из мешка печенье, конфеты и конечно яйца и куличи. Было много крошек от печенья и куличей, булочек и разной выпечки. Разноцветных яичек тоже было много побитых.

 Я каждую конфетку протирала тряпочкой от крошек. От краски покрасились и печеньки и булки. Перебирая всё это и у нас  пальцы были в синей и розовой краске. Не пачкались только яйца, которые были покрашены луковой шелухой. Так мы с бабулей долго сортировали сладости.

 Крошками она потом кормила птичек, а с конфетками мы долгое время пили  чай.

 Родители, перед каждым церковным праздником предупреждали бабушку, чтобы она у церкви не стояла и домой ничего не приносила. Наверное бабуля поняла: больше такого не повторилось. А у меня так и осталось это в памяти.
 Любила я бабушку и  любила вечерами с ней чаёвничать.
 Помню, как она мне говорила:
 -" Ты не ешь сразу весь сахар, оставь на потом."
 И остаток своего сахара заворачивала или в бумажечку или в платочек.


 Наверное у бабушки осталась в памяти её голодная жизнь, поэтому можно понять и простить её.  Светлая  Память ей.

                На фото - мои родители и сестра.