О литературном творчестве Э. С Рыбкина

Иван Татаренко
Татаренко И.П.
1 февраля 2014 г

О литературном творчестве Э.С Рыбкина


Важным событием в литературной жизни города Бийска, а значит также в деятельности Бийского литературного филиала краевого отделения писательской, организации, в которую входит "Парус" и в частности студия прозы "Гран" Алтайского краевого Союза писателей Российской Федераций явился выход из печати прекрасной книги Эдуарда Сергеевича Рыбкина в 2013 году "Время себялюбов".
Эта небольшая книга содержит в себе восемнадцать рассказов на разлиные темы, три повести, восемь стихотворений опубликованных на сто пятидесяти одной странице.
Я, как читатель, с большим интересом прочитал книгу автора Эдуарда Сергеевича Рыбкина "Время себялюбов". Интересно само название книги "Время себялюбов". Сразу возник вопрос кто же такие себялюбы, в нашу историческую эпоху? Оказывается есть не один, не два, а целая общественная прослойка в нашей социальной жизни после развала Советского Союза. Это трагедия страшная для людей как богато одаренных от природы талантов и вынужденных тратить бесполезно все свои таланты, умственные силы и кипучую энергетику на противодействие гнетущим души внешним условиям.
В рассказе "Ботаник" автор показал Федора Синцова, оказавшегося на самом дне жизни "явно нетрезвого вида, обросшего месячной давности щетиной, худощавый, рыжеватый мужик из соседней девятиэтажки. Рядом автор показал с ним Виктора Петухова. Первый трезвенник, ботаник, но в силу встречи выпили, из-за выпивки рассорились, разошлись. Федор с женой и сыном ушли. Петухов выразил свое недовольство с явным негодованием критикой:
-Был один ботаник - теперь трое. Из-за такого ботаника и я бы бросил пить и курить.
В такой же манере автор показал борьбу против алкашей в рассказе "Война на погребах", Дуська", "Проводница", "Прозрение".
Интересные детали в социальном потоке жизни автор показал в рассказах "Проводница", "Прозрение" - обман так называемых "дельцов" - мошенников в рассказах "Снежана", "Художница", "Палата № 6" и других. Автор рядом интересных деталей в образах показал жизнь героев, опустившихся на самое дно жизни, но пробующих бороться в условиях пьянства, нищеты, полового разврата. Почти во всех произведениях автор критикует не только добровольный секс /"Надежда"/ ..." если нальешь, сто граммов, останусь у тебя",  /"Ботаник"/ - "Давай-ка сонного свяжем и изнасилуем"... /"Роковая рыбалка"/ "Только я, чур, первая"! - /"Проводница"..., "мама пьет и мужиков водит"...  /"Роковая рыбалка"/ и другие, в которых автор осуждает в разговорах матерщинные, нецензурные слова ругательского тона и полное падение культуры поведения в социальной жизни. Это, как говорили раньше, "лишние люди" но их породила эпоха и они существуют.
Прекрасным литературным стилем автором написан рассказ о крановщике Николае - главном положительном герое. За его уважение к народу, за помощь его людям они благодарят ого от чистого сердца:
-Привет Николай!
-Привет крановщику!...
Читаешь произведения Э.С. Рыбкина и видишь, что он идет в своем творчестве к вершинам народно - поэтических образов, усвоенных с первых лет жизни детства и юношества, которые оказали на него ещё в молодости литературные тропинки уже проявляющегося таланта.
Чудесно написаны Э.С. Рыбкиным повести "Чудик Славка", перекликающийся с героями В.М. Шукшина, "Володька" - связь с событиями 93-года, а также повесть "'Отмщение монашки". Прекрасные повести современного вида.
Автор Э.С. Рыбкин опубликовал в книге свои стихи, о которых сообщает следующие мысли личного характера:

Птицы детства

Сторона ты моя сторонушка,
Вся Алтайская наша земля,
Хлеборобы встают до солнышка,
Раньше там же вставал и я.

Надо мною смеясь перепёлки,
Все кричали мне: "Спать пора!"
Когда в поле рожь за посёлком,
А в лугах сенокоса пора.

А теперь даже ночью не спиться,
Возвратить бы мне те года,
Да в полях те исчезли птицы,
Как и детство моё, навсегда.

Сильной эмоциональной направленностью и несправедливостью заучат строки стихотворения "Поле чудес":

Растут тарифы, цены бесят,
И всё понятно, что там впереди,
На рынке обсчитают и обвесят
И вновь попросят вежливо прийти.
В России веселы певцы и барды,
Скупают виллы и живут, как Боги
Чиновники крадут так миллиарды
Пенсионеру сто рублей найти не могут.

В литературном творчестве Э.С. Рыбкина явно слышится свой поэтический голос и литературная целенаправленность. Его творчество перекликается с Блоковским скорбным радушьем о современной эпохе и о России. Он говорит: "Правда писателем я не стал, хотя и не член я Союза, хотя глядя на нынешнее поколение добивающегося этого, как все творческие люди, с помощью денег и по знакомству. Смог бы конечно и я, и деньги собрать, и по головам пройти, через все препоны./стр. 119/, пробиться к заветной цели, ...усомниться в собственном таланте". "А есть ли он у меня, если за него пришлось платить деньги?... членстве в Союзе, мне, зачем оно. Издав свои книги, а мне за это ни копейки. Одно меня утешает сейчас, что я же спился. Хотя не стал известным человеком, но я не пьяница. Благе, что руками что-то сделано, то, что меня и кормит. За мое творчество платят лишь мелкой завистью, знакомые, даже родные.
Стоило мне так бездарно растрачивать свою жизнь?

На пути встал 93-й год... Началась новая эпоха, расколовшая всё российское общество и даже историю, культуру, литературу, духовные ценности подверглись последовательно переоценке тупой и бессмысленной, выработанной россиянами за многие века. С чьего это позволения позволено читать "Майн камф”. Куда девались Грибоедов. Пушкин, Тургенев. Шолохов? Не потому-то видит автор книга сомнение в том, что в бывшем Союзе все любили читать литературные книги, а в новую эпоху молодые люди перестали читать, впились в компьютеры? Что видит автор - это слишком узкий круг читающей молодежи, но и слишком слаб голос писателя, говорящего о вечных истинах. Время фантазий прошло. Страна дорого заплатила за тухлый либеральный романтизм, который ничего нового не принес в литературу.
Мы, читатели, можем принимать или не принимать авторские рассуждения о творчестве. Но с другой стороны, мы видим, что уже существует авторское литературное творчестве в семи книгах прозы и двух книгах стихов. Это значит, что уже можно отметить положительные и менее положительные стороны. Положительным является то, что читатели уже знакомы с творчеством Э.С. Рыбкина. Это уже хорошо.
Наряду с этим есть мелкие неудачные нестроения предложений, не точно расставлены знаки препинаний в некоторых предложениях, что затрудняет понимание смысла, например:
…"Всего-то через два лишь поколенья
Скинхедам кайф он преступил"…
Две строчки в точках /сначала и в конце/. Но эти недочеты устранимы.
В новых литературных произведениях Эдуарда Сергеевича Рыбкина все недостатки будут устранены.
В целом книга Э.С. Рыбкина ’’Время себялюбов" хорошо читается, оставляет хорошее впечатление от прочитанных произведений.


И.П. Татаренко - член литературного объединения "Парус". город Бийск алтайского Края, Россия