Везучий человек

Владимир Шаповал
Бывает так, что с родиной у человека связаны большей частью печальные воспоминания, но его все равно влечет в родные места.

Вот и Коньков Иван Трофимович что только не пережил в детские годы в Украине! Отца раскулачили и сослали в Архангельскую область. Ивану было в то время двенадцать лет. До сих пор в памяти порой очень ярко всплывает эта картина. Отец молча собрался, с укором посмотрел на односельчан и, не проронив ни слова, сел на подводу. Мать, наоборот, подняла крик, запричитала:

-Люди, что же мы плохого сделали вам? Зачем издеваетесь? Будь проклято
это село и все...(Она родилась и выросла на хуторе, а в село переехала, выйдя
замуж, поэтому не считала себя коренной жительницей села).
Тогда дед тихо молвил:

       -Из-за меня страдают дети. Я своим горбом нажил добро, передал сыну, а
теперь он стал врагом для людей. Бог вам судья, добрые односельчане.., - сел на
подводу и уехал в ссылку.

Иван остался с бабушкой без имущества и средств к существованию. Вскоре разразился голод. Бабушка и другие родственники поумирали, а дед и отец замерзли где-то в лесах под Архангельском. Двух сестричек разобрали тети по линии матери, а через несколько лет мать и сама возвратилась в село. Правда, оставаться дома было опасно, вот она и уехала в другую область.

Сам Иван тоже голодал, едва не умер. Как - то приобщился к музыке. В сельском клубе научился играть на трубе, примкнул к колхозному духовному оркестру. Таким образом зарабатывал на пропитание. Выжил.

В положенный срок его призвали в армию, но не долго пришлось служить в мирное время. Началась война. Полк Ивана с первых дней оказался на передовой. Через неделю или две попал в окружение. Часть рассеялась. Выходили поодиночке или мелкими группами. Долго лесами и болотами пробирался к своим. Только вышел из окружения, как вскоре попал в плен к немцам. И завертелось, закружилось. Прошел Дахау, затем Освенцим, а закончил в Маутхаузене. Выжил чудом. Спасибо французы, бельгийцы да голландцы иногда подкармливали. Им-то поступали посылки через Красный Крест. Это советским никто не помогал.

Освободили американцы и передали Красной Армии. Узник был настолько слаб, что его вынесли на носилках. Определили в госпиталь. Это и спасло ему жизнь. Ведь многие другие при возвращении на родину были арестованы на фильтрационных пунктах и препровождены кто на Колыму, кто в Воркуту, где им пришлось отбывать наказание в лагерях как изменникам родины.

Конькову повезло... Кстати сказать, с рождения он был Конько и не Иван Трофимович, а Трофим Нестерович. Русское окончание в фамилии появилось при выписке из полевого госпиталя. Не умышленно, просто писарь был русский и записал фамилию на русский манер. Такое случалось часто. Были, к примеру, Дегтярь, Гончар, Гринько, а стали Дихтярев, Гончаров, Гриньков. Удивительно, но это сослужило хорошую службу. Он легко затерялся на просторах огромной страны. Имя и отчество показались старомодными, и он стал представляться сначала девушкам, а потом и всем Иваном Трофимовичем. Так и уцелел, пережил годы сталинских репрессий. И только значительно позже слал рассказывать о тех страданиях, которые довелось пережить в гитлеровских концлагерях.

В последние годы и вовсе фортуна балует Конькова. Ни с того ни с сего однажды его пригласили в Германское посольство в Москве как бывшего узника концлагеря, одели с ног до головы, а позднее еще и денег дали. И Родина стала проявлять заботу. Выдали удостоверение ветерана и инвалида войны, а это определенные льготы. Орденов и медалей не удостоили. Во времена Черненко их выдавали всем подряд. Орденом Отечественной войны II степени награждали тех, кто был в действующей армии хотя бы несколько дней. Но у Конькова ведь никаких документов нет, так как раньше он был Конько. Ну, да это ничего. Прожил без наград до сих пор, можно и дальше жить. Лишь бы здоровье не подводило. Вон уже какая-то аденома прицепилась. Надо съездить в Украину, пока еще можно управлять машиной.
Как обычно, Иван Трофимович объезжает оставшихся в живых родственников по кругу: Днестр - Дунай - Дон - Десна. Жизнь разбросала родню. В последние годы дороги стали приличными. Поломок старенькой «Победы» в пути не боится - сам в состоянии устранить любую неисправность, а запчастей имеется необходимый запас. Дорожная автоинспекция проявляет снисходительность, учитывая возраст и статус.
Складывается впечатление, что удача ждет его на каждом шагу. Если пойдет на рыбалку, то наловит рыбы больше других. Выйдет в лес за грибами, то набредет на такое грибное место, что тары не хватает, чтобы собрать все белые, подосиновики или рыжики.

И так в хорошем настроении катит он по родным просторам, любуется природой. Подмосковные леса тоже хороши, но ничего, кроме деревьев, подступивших к дороге, не видно. А тут приволье. Широкие поля, обрамленные лесополосами. Неплохо придумали ученые защищать украинские степи от засухи. Раньше насаждение посадок называлось «Сталинский план преобразования природы». Все у нас было сталинским. Да не имеет это значения. Главное - лесополосы удерживают влагу в почве, защищают поля от суховеев.

Автомобилисту бывает приятно остановиться где-то на краю цветущего подсолнухового поля в тени деревьев, попить крепкого чая, чтобы взбодриться, размять затекшие суставы. Только подумал об этом, как жена говорит:

-Остановись, Вано, вон под той акацией, - так игриво обращается жена к мужу уже несколько десятилетий.

-И так всегда. Я только подумал, а ты уже произносишь вслух.

Иван Трофимович по привычке обошел машину, осмотрел со всех сторон, проверил колеса, потянулся. Вдруг что-то сверкнуло под лучами солнца в придорожном спорише. Поднял, предчувствуя очередную удачу. Оказался золотой браслет. Не стал пока говорить жене, чтобы не смеялась - вдруг это не золото. Положил в карман и поехал дальше. Жена задремала, а водителю после крепкого чая спать не хочется.

«Как попал браслет в эту степь? Кто его обронил? Каких только не бывает случаев!» - думает счастливчик.

Постепенно отвлекся от мыслей о находке и забыл о ней, переключившись на более существенные проблемы. Например, хватит ли бензина.
Вспомнил только дома, вернее, на даче под Москвой, куда вскоре выехал после возвращения с Украины.
-Где наша лупа? - обратился к жене.
-Посмотри на письменном столе. А зачем тебе?
-Я нашел браслет на дороге. Помнишь, мы останавливались под Вознесенском? Кажется, золотой. Хочу рассмотреть.

Вышел в сад, сел за стол под яблоней, стал изучать. Точно, золото, вот и проба «585». Только замок немного испорчен. Вот диво!

-Вано подойди на минутку, - позвала жена почти как всегда некстати. Оставив браслет на столе, отошел. Через несколько минут возвратился.  По столу ходит сорока, рассматривает золото. Увидев Ивана Трофимовича, схватила в клюв браслет и взлетела.

-Брось, дура, - непроизвольно крикнул Коньков.
Но птица не послушалась. У них это бывает. Однажды, говорили, был случай, когда сорока унесла на крышу дома мундштук с горящей сигаретой. Чуть дом не сожгла хулиганка.

Перелетела на соседний участок и скрылась в кроне высокой ели.
"Говорили же люди: «Заставь соседа срубить эти ели. Пол участка затеняют», - мысленно отругал себя.

-Юрий Александрович, сорока утащила золотую цепочку. Села где-то в ваших елях. Шуроните может бросит.

-Да Вы идите сюда, попробуем заставить воровку вернуть ваше имущество.
Долго вдвоем шумели, бросали камни, стучали по стволам. Вспугнули. Белобокая выпорхнула из укрытия и улетела в близлежащий лес. Мужчины увидели, что в клюве у нее золота не было. Появилась надежда: - значит, оно где то здесь, не проглотила же. Но радость была преждевременной. Обшарили землю под всеми шестью елками, взбирались на деревья, трясли их. Не нашли. Сосед вошел в азарт:

-Я сейчас спилю все деревья. Надо же найти.
-Не стоит, - удержал его Иван Трофимович. - Деревья дороже золота. - А сам подумал: «А добрососедские отношения еще дороже». Так и пропала находка. Как пришло золото, так и ушло.

Через несколько дней Юрий Александрович отремонтировал проходящую по его участку часть общей трубы водоснабжения. Денег не взял. Вот что значит добрососедские отношения. Это только утвердило Ивана Трофимовича в том, что он везучий человек. Его окружают добрые люди. Сколько раз спасали, помогали. А золото - чепуха. И находки еще будут. Сказано - везучий человек. Так оно и будет.