Генеалогическая история Дагестана-2

Эдуард Дейнекин
Э.Дейнекин.
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ  ИСТОРИЯ  ДАГЕСТАНА.
Раздел 2 (согласно набора иллюстраций).

ИМЭНЦЫ  БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
   Понятие «имэн» отсутствует в научной литературе Западного полушария Земли. Кто-то из учёных знает, но помалкивает. «А слона-то мы и не приметили!»  Исторический «слон» здесь просматривается  в полную силу для тех, кто изучает булгарские летописи «Джагфар Тарихы». Естественно, что эти летописи ничего не знают о гаплогруппах, но мы , сопоставляя архео-, лингво-, исторические данные, однозначно соединяем древнейшую человеческую общность ИМЭН с кроманоидной платформой ( J+J2).  Несмотря на генетическую близость субклады J1  к этой общности мы не относим, они остаются «особняком».
   В самих Джагфар-летописях  «имен» предстаёт для нас очень туманно. Первое упоминание приводит читателя летописей в полное замешательство:
   «Начало наших начал - в племенах имэн и синд. Габдулла ибн Микаиль Башту писал, что люди племени имэн жили разрозненными семьями по обоим берегам реки Амул, кишащей змеями, и занимались рыболовством, охотой и сбором плодов» [ДТ.т1.гл.1] Где река Амул(Амур), и где Булгар Уральский?

Карта 6-Д.
ВОСТОЧНО-ЦЕНТРАЛЬНАЯ  АНАТОЛИЯ  В СЕРЕДИНЕ БРОНЗОВОГО «ВЕКА» 
 

В  карту №6-Д, позаимствованную у [W], сделаны добавления, соответствующие вышеизложенным данным времени среднего бронзового века -2,2 ... – 1,6 Кл.

   О том, что «имэн» происходит из Уральского региона, повествует том 2 ДТ: «БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ ИМЭНСКОЙ ДИНАСТИИ. Джам-Иджи или Иджик (14953-14653 гг, до н.э.). Первый булгарский царь Иделя из династии Имэн. В честь него все представители Имэнской и Сарматской династий именовались "иджибак" -"правитель из рода Иджи(ка)". Для простых людей слово "иджибак" стало значить "царь", "господин", "повелитель", а для знатных означало "августейший"... В государство Джама вошли семь племен (народов), часть которых составила господствующий в нем народ булгар. Поэтому государство Джам получило название Идель - "Семь (иде) Племен (эль)".
   Как видно из ДТ, супер-общности «Идель» почти 17 тысяч лет, но передвижение одной из частей этой общности – имэнцев –  в кавказско-Анатолийский регион возрастом ещё больше, именно с -30/-25 Кл, когда стало «нажимать» Валдайское оледенение.
   Карта №4-Д обозначает укоренение имэнцев J  в купе со своими «сыновьями» J2 (хурритами) в средней Месопотамии. Но эта же карта указывает на распространение рода имэн на юго-восток в осушающуюся долину Двуречья (после -7 Кл), на юг – в Аравийские степи (в мегалите там ещё не было пустынь), и на запад в Малую Азию, Кипр, Крит и Балканы.
« Гази Барадж Тарихы» упоминают родственников башкортов – ИМЭНЦЕВ, дислокация которых отмечена по всем берегам Эгейского моря (Древнейшая Греция).
Этих имэнцев историки совмещают с минойцами – догреческой культурой; она уж точно говорила на хурритском языке.Минойцы были носителями сводного гапло  I2&R1a1&J2&R1b1a.
   Да, Минойская история относится уже почти что к «бронзовому веку» человечества» (-3 Кл).Но версталась она из ледниковых  и постледниковых поселений  как из расенов Европы, так и самарцев Урала. Ещё в первой половине -10 килолетия Средиземного моря не было в известном нам виде – сотни больших и малых озёр, особенно в районе нынешнего Эгейского моря. Острова, включая Крит и Кипр, соединялись с сушей. Люди находили условия жизни на дне доледникового моря, перемещались из Азии в Европу без водоплавания. Заселение Эгеиды имэнцами происходило долго и надёжно. А имя «имэн» потом стало именем «мин`ой».
   Сведения ДТ об «имэн-миной» приняты ородоксальными людоведами «в штыки», и не мудрено – эти сведения переворачивают  вверх дном многие вороха «научного мусора». Но реальные доказательства для булгарской летописи  возникают в немалом количестве, если хорошо присмотреться. Ю.Петухов пишет: «У хирокитийцев антропологами в большей степени зафик¬сирована круглоголовость (брахикефальность). [Первоистоки русов,c.148] А это есть один из базовых признаков уралоидной расы. Автохтонные средиземноморцы, метисные с длинноголовыми негроидами Африки, - долихокефальны, а севро-европейцы, включая расенов, мезо(средне)кефальны.
   «Русский» уклон археолога Ю.Петухова, хоть и выражает отсутствие проработки параллельного с урало-асскими Ведами урало-булгарского  эпоса, но имеет известные основания: ведь гаплогруппы, входящие в «имэнский ген» (R1a,R1b,J2,I2), все находятся в современном русском народе. Здесь историку, не углубляющемуся в ДНК-генеалогию, не мудрено  уклоняться в сторону своих национальных  великорусских амбиций.
   ИТАК, мы познакомились с тремя компонентами рода имэн – дальневосточными, уральскими и Анатолийско-эгейскими. Дагестан можно отнести к четвёртому локальному анклаву имэнцев, где родились и несильно разошлась по свету субклады  парагруппы J*. Все 4 популяции до наших дней остаются на своих древних местах, но имя «имэн» растворилось в более поздних этнонимах, под которыми создали в истории Азии весьма яркие сюжеты.
   Сюжет дагестанских имэнцев в основном «варится в местном котле». Однако добавки «пряностей» в этот этнический котёл время от времени добавляли и другие имэнские «огороды». О появлении хурритов J2 уже говорилось.  Вот другие:

       ИСХОД  ИМЕНЦЕВ  ИЗ  ШУМЕРА
Он связан с редкостным феноменом – БУЛГАРЫ. Урадоиды  в содружии с имэно-хурритами и, в меньшей степени с имэно-нахами «образовали державу Самар (Шумер) в которую вошел весь Ближний Восток. В 3 тыс. до н. э. эта держава распалась, хотя ее название и культуру унаследовало Позднее шумерское государство (в Ираке) с преобладавшим в нем афразийско-язычным населением. Свою этническую индивидуальность самарцам=суварам удалось сохранить только в Малой Азии, где они поселились достаточно компактной массой.
  [ДТ,т.2.ч.1]» исход имэнцев из Шумера происходил в виде булгар. Казанский проф. З.З.Мифтахов пишет: «Своеобразие формирования булгарского этноса состояло в том, что он возник не за счет отпочкования какого-то рода от племени или развития племени до народности, а благодаря расщеплению сословия воинов шумерского общества на отдельные группы... Другое своеобразие булгарского этноса заключалось в том, что булгары рассматривали себя в течение многих веков в качестве воинов-профессионалов. Соответственно правители других стран стремились нанять их на военную службу. Одни из них служили телохранителями царей. Других поселяли на самых опасных участках границы.<казачество> Поэтому булгарская общность многократно расчленялась, а ее составные части оказывались в различных регионах. Они служили материалом для новых древнебулгарских образований. Вследствие этого процесс консолидации и образования древнебулгарского этноса растянулся на многие века."
 ДЖагфар Тарихы: «После страшного наводнения 3182 г. до н. э., получившего название Всемирного Потопа… Шумер распался на ряд самостоятельных царств. Почти во всех этих царствах (Египет, Крэш - Крит, послепотопный иракский Шумер и др.) сохранился обычай строить пирамиды и другие булгарские традиции, но сами булгары растворились среди окружавшего их населения - эгейского, индоарийского, афразийского (древних египтян, аккадцев, вавилонян, арабов, ассирийцев, древних евреев) и др. Только в Малой Азии и Закавказье сохранились булгарские княжества, булгарское население части которых именовало себя «тюрками», а свою область - Турцией (в честь покровителя скотоводов Самара - Тюрка
Как показано на карте №5-Д, медленное отступление шумер-булгар происходило в двух направлениях:
   1. Макидана(Балканы), потому что там концентрировался как бы второй Урал – многочисленные колонии уралоидов всех народностей: чувашей(сэбер гапло К,R), башей(бишатар:K,R1b1b), иштяков(мушков:Q,C3),  саков(бильсага:R1a), асов (R1), каров(NO,N1b). На этом пути, происходящем несколько столетий, находились родственные им народы: хурриты(имэн), хетты, ионийцы, синды, саки(шаки), камырцы , асы и более отдалённые по родству расены. Несомненно, что , как воинское сословие, булгары оставались навечно во многих местах и государствах. Их пути ответвлялись и в Грецию, и в Египет(Мамиль), где впоследствие из них образовались знаменитые «мамилюки».

   2. Северный Кавказ, где гаплогруппа J+J*+J1+J2 уже имела определённые корни.Однако булгары, как сборная этно-социальная общность, несли и субклады  иного характера, урало-туранские R1a+R1b.

                ТОРМЭНЫ  ДАГЕСТАНА
   «Тормэны» - термин современных историков, использующих ДНК-генеалогию; он обозначает генетическую платформу R1b. Крупная ветвь тормэнов R1b1a, включающая хаев, галлов, фригов и кельтов, в Дагестане не присутствует (кроме прослойки из армян-хаев). Вторую крупную ветвь R1b1b многие этнологи тенденциозно именуют «тюркской», но в этом сильная натяжка. Имеется более широкая этническая общность «туранцы» (иногда-«туркмены»), из которых не все – тюрки.  Выше отмечалось присутствие в Дагестане следов хутов=гутиев=готов с гапло  R1b1b2, и уж никак готов невозможно называть «тюрками».  Не-тюрками являются массагеты и их ранние популяции – дахи-даги, башкорты R1b1b1 и нек.др. малые этносы.

 В Дагестане  туранский гапло R1b1b2(туранцы кроме готов) имеют кумыки в количестве 20% и лезгины в кол.17%.  Эти тормэны попали в Дагестан двумя путями.

1. БУЛГАРСКИЙ  ПУТЬ
Он двухвекторный:
1.а. С севера много тысяч лет происходили малые миграции идельцев, которые не только основали САмар-Шумер в Месопотамии, но и оседали в Прикаспийских степях Северного Кавказа (горы Каф) – это башкорты (которых летописи называют «смесью урмийцев и масгутов»), су-баши(чуваши) и другие уралоиды, даже кары(гапло NO+N).
1.б. С юга в середине -2 килолетия, когда происходил исход булгар из Шумера на Кавказ. Большая часть этих булгар оказалась в Центральной зоне – карачаевцы и балкарцы (они так и носят этноним «балкар=булгар»). Эту область в Иделе называли Бурджан. Название бейлика Бурджан означает «Складчатый Склон Горы»... Впрочем, в этом имени звучит одно из уральских имён волка «буре», что может входить в самоназвание древних дагестанцев-туранцев в этой предгорной территории.
   В бурджан булгарские летописи включают кумыков, которые 3…4. Тысячи лет назад располагались на широте от Каспия до нынешней Осетии, (они и ныне здесь проживают в большом количестве), причём нынешние Калмыцкие и ногайские степи входили именно в эту Кумыкию. Не наше дело писать подробную историю того или иного народа Дагестана. Но имеет смысл привести здесь небольшую цитату о событиях войн Иделя с татарским ханом Субятаем, ибо принадлежность части Дагестана к (булгаро-)идельской державе ныне упорно скрывается тенденциозными историками.
   Бурджанский вали(правитель) Бичман «… двинулся к Яна Джурашу с небольшим отрядом кумыков [восточная часть бурджанских или предкавказских булгар, которую называли также джурашскими булгарами]... Даглыкцы призвали на помощь масгутов [осетин], успевших соединиться и заключить союз с татарами в Гурдже, и те внезапно появились в тылу Бачмана с частью татар, которых провели через свои горы. Тогда же к Яна Джурашу с юга стремительно вышли из Гурджи и Мидана [Азербайджана] основные силы татар. Бии, осаждавшие город, тут же перешли на их сторону, и только отвага и верность джурашской [вайнахской] и кумыкской частей гарнизона заставили врагов отказаться от мысли штурмовать цитадель — резиденцию вали» [ДТ.т.3,гл.2]
   Джураш (Сурэж) - 1) Дагестан и Вайнахстан ("Чечено:Ингушетия");
2) восточная часть Северного Кавказа. Джурашцы (сурэжцы) – дагестанцы нахского происхождения, вайнахи ("чеченцы" и "ингуши"), Вайнахи всегда были союзниками Булгарской державы и участвовали во всех кавказских походах булгар (на Тамья-Тархан, Дербент, Азербайджан и другие земли), а Булгария, в свою очередь, уважала независимость Вайнахстана - Джураша. Булгарские цари охотно принимали вайнахских воинов на службу внутри Булгарии, а вайнахские шакирды обучались в булгарских медресе вместе с шакирдами из Кумыкского бейлика, Киевского и Черниговского княжеств (ковуи, берендеи, торки, кара-калпаки … По традиции, сыновья вайнахских беков служили в булгарском городе Маджара Суба ("Мажаров юрт"), где было два укрепления (с бурджанским и джурашским гарнизонами) и три балика (бурджанский, джурашский и сакланский). 
   Эта цитата раскрывет ещё одну особенность: наряду с (булгарско-)идельской территорией в Прикаспие  южнее Кумыкии существовал Даглык , который летопись Дж.Тарихы сама переводит на русский язык как  Дагестан.

2. ПУТЬ  ДАГОВ  (ДАХОВ)
Карта №6-Д некоего европейского путешественника 12 века запечатлела ДагИстан  в редгорьях между реками Тереком и Самуром. По Главному Кавказскому хребту красуется Лезгистан – там, где и ныне проживают лезгины. Какой же из нынешних этносов Дагестана заселял этот старинный «Дагистан» - страну дагов?  Из нынешних этнонимов  созвучен с «дагами» «даргва(даргинцы созвучно «даглыкцы»)», однако внутри «даргвы» имеется субэтнос  кайтагцы-хайдагцы . Они населяют историческую область Хайдакь-Дарго(Даки) , которая именно между Самуром и Тереком. Хайдакцев - 75000.  Их язык существенно отличается от литературного даргинского языка.
Вторая часть даргинцев – кубачинцы ( самоназв. — УгIбугъан, УгIбугъант, УгIбуг)

 
Выше даргинцы были представлены как самый «кроманьонский» этнос Кавказа с 58% гапло I*.  Оставшиеся 42% несут сумму разнообразных генетических типов:
Сакско-массагетских:  R1a (8.4%) + R2(1%) +R1b(3%) = 12.4%.
Именских : J*+J1*+J1e до  30 %.
Далее мы должны ознакомиться с народом ДАК=ДАХ=ДАГ, хорошо известном в истории, но почему-то  никакими историками не связуемым с ДАГистаном.

   СОЮЗ  ТУРАНСКИХ  ПЛЕМЁН  «ДАХИ»
« Античные авторы помещают их на землях, принадлежавших, как писал ранее Геродот, массагетам. Все это говорит о том, что дахи (даи) первоначально занимали область севернее массагетов, либо входили в конфедерацию последних.

Исторические источники зафиксировали, что даи делились на несколько родоплеменных групп — апарнов (парнов), ксанфиев и писсуров. В 238 г. до н.э. одно из племен даев, парны (парфяне), возглавленное родом Аршакидов, создало  империю Парфия , сменившую наследников Алексан¬дра. А на севере, в степях Западного Казахстана и Приуралья, дахо-массагетская экспансия Ш-го в. до н.э., по¬вторив события полутысячелетней давности, заставила уйти в Причерноморскую Скифию племена сарматов, потомков савроматов Геродота, близких сакам по языку, образу жиз¬ни и культуре. Ещё одна группа дахов приняла участие в образовании Кушанского государства. Так среди племён, участвовавших в образовании этого государства, наряду с асиями, пасианами и сакарауками, названы и тохары/даха+ры. Вероятнее всего, что дахары—это часть тех дахов, которые остались на своих исконных землях (в нижнем и среднем течении Сырдарьи). Примечательно, что название государства кушанов/кусанов перекликается с названием дахского племени ксан+фиев/кусан+би(й). Видимо, род ксанфиев (кусанбиев) подчинил себе изнутри дахский союз племён и, объединившись с юэчжами и саками, сокрушил Греко-Бактрию. На развалинах павшего государства ксанфии/кусанбии создали своё, назвав его Ксан/Кусан, в честь своего династийного рода.
В связи с вышесказанным, думаю, не лишним будет заострить внимание на этническом имени кушан. Вот что пишет об этнониме кушан татарский языковед Закиев М.З.: «В местах своего обитания кушаны оставили следы этнонима кушан в различных формах: кусан, касан, казан, кошан, кашан и т.д. Слово кусан состоит из частей ку ‘белый, светлый’, сан от сoн, т.е. сюнь/hун/хунн, в целом означает «белые hуны/сюны». По результатам исследований А.Н.Бернштама, кушаны назывались по-другому усунями, а усуны — общепризнанные  племена асов и сюнов: ас+сюн>асунь>усунь.

    …Тохары/дагары/догарма — также признанные тюрки [Нурумбаев]
Эта цитата содержит сведения по Турану – громадной стране, лежащей сразу за Каспийским морем вплоть Алтая. Перед Каспийским морем лежит Дагестан, значит он – сосед Турана через море. Не могло не быть сообщения между двумя соседями либо по воде, либо в обход моря. Иногда уже в историческое время существовал сухой путь через Каспий, ибо гидрологи указывают на такие времена осушения этого громадного озера, когда азиатский и европейский берега соединялись перешейком.
Дахи уходили через Анатолию и через Кавказ далеко (и близко) на Запад. Прекрасно известна, даже не-историкам, Дакия в Южном Прикарпатье, о которую «сломала зубы» Римская Империя (Ныне это – Румыния и Молдова). Но менее известно, что имеется Дагомыс вблизи Сочи, и имеется станица Даховская на реке Дах в горах за Майкопом
   Последнее предложение из цитаты выводит нас через «дагарма» прямо на «даргву». Тохары=дахары – это родоначальники торменского субклада R1b1b, который позже несправедливо стал «тюркским».  Для нас нет уже никаких сомнений, что имя Дагестану дали именно туранские даги=дахи.
 
   Здесь следует видеть в Дагестане второй корень «…стан» - это чисто ираноязычное слово, ныне красующееся в именах азиатских стран от Татарстана до Индостана. Европейская карта №7-Д даже лезгинской стране придаёт термин Лезгистан, чего уж говорить от стране дагов?!

   Российские историки разъясняют топоним «Дагестан» как «горская страна», сами того не понимая, что оба слова – не местные нахские,а  ираноязычные, исходящие от суперэтноса ас-саков. За Каспием  даг/таг / тау/тав – это «гора, лесистая гора, дерево»,т.е. дах(и)—досл. «люди гор». А перед Каспием в сино-кавказских языках горы нигде не именуются «даг», они здесь именуются «ал», от чего Албания=горная страна.

                КТО  ДАЛ  ИМЯ  КАСПИЙСКОМУ МОРЮ ?
Цитата казахского учёного Нурумбаева  даёт нам след этноса ксанф=касс=кус=куш.
Мы делаем 4 вывода из этого краткого, но такого ёмкого сообщения:

1. Народ кас (касс) на Прикаспийских низменностях обосновался ранее всех других дахов, ибо многие древние историки о нём вспоминают как о «каспах, касбах», откуда и – Каспийское море.
[W]: Каспиями была занята территория в устье р. Касс или Кайсий, сопоставляемой с Самуром. Ранее каспии находились в составе XI сатрапии Ахеменидской империи и занимали устье р. Кур. Под этим этнонимом скрывался довольно значительный конгломерат близкородственных племен, оставивших память о себе в различных топонимах и гидронимах, встречаемых на обширной территории Восточного Кавказа. Одним из них было название Касс-Кайсий.

2. Народ  касситы:   Вавилон, южный осколок Шумера, с -1595г. по -1000г.  управлялся касситами, племенем из горного  западного Ирана, про которых историки «ничего не знают»: каких кровей, каких истоков? Возможно, они здесь жили всегда и выросли от неандерталов до полутысячелетней царской династии  самой богатой части Великого Шумера?? На таком нулевом научном знании мы можем спокойно предположить, что «касситы» - это кассы дагского союза.

3. Народ каски(кешеки по-ассирийски)- гроза Хеттской империи; место дислокации – южное побережье Понта (Чёрного моря). Позже каски-кешеки обозначились на Кубани под именем касогов.

4. Народ кусан, переводящийся на русский язык как «белые гунны» подозревается родоначальником авар, а эта этническая общность уж точно отметилась в Дагестане  как аварцы (об этом рассказ будет ниже).
ХАЙДАГИ=КАЙТАГЦЫ   ДАЛИ  СВОЁ ИМЯ  ДАГЕСТАНУ!

   Вопрос, поставленный выше – кто есть потомки древних туранских дагов? Разрешается в пользу хайДАГОВ, их 12.4%  сакско-туранского гена R1a+R1d+R2  есть небулгарская  даглыкская  платформа  Дагестана.
   Также получается, что хайдагцы дали также имя субэтносу даргинцев (сами того не зная). А кубачинцы (самоназв. — урбуган), этнографическая группа даргинцев, жители посёлка Кубачи в Дахадаевском районе Дагестанской республики; говорят на кубачинском (арбукском) диалекте даргинского языка. ( известны с XI в, как зирихгераны (перс. «кольчужники»), а с XV в. — как Кубачи (турец. «кольчужники»)  имеют, видимо самое древнее по Дагестану кроманьонское происхождение. Не случайно село и район Кубачи являются ремесленной «Меккой» не только Дагестана, но и всего мира. Фразы восхищения этому культурному феномену, какие имеются в мировой литературе, приводить здесь излишне. Но вот следующую цитату читали очень малое количество людей: »Внешний город» Буляра <гуннская столица Иделя на Волге- а.д.р.> был основан хазарскими булгарами и даглыкцами (дагестанцами), получившими разрешение Талиба (булгарский правитель X в.) поселиться в самом «Бишермэне» или возле него. Эти переселенцы дали «Внешнему городу» название хазарской столицы «Азиль» или «Атиль», а своим баликам и урамам (кварталам) — имена хазарских племен: «Тузлы», «Тамау», «Саклан»,  «Татяк»... Среди них было очень много искусных мастеров, и даже свои балики и урамы они называли «Бакырчи», «Кубачи», «Япанчи».[ДТ,т.3гл.2]
   Вместе с тем кубачинцы живут в ДАХадаевском районе республики, то есть восточные переселенцы-уралоиды  мирно ассимилировали западных переселенцев-кроманьонцев, уплотнив их «село к селу», дав новые топонимы – такое случается в мире сплошь и рядом.

   ЛИНГВИСТИКА. В даргинском языке П.К. Услар выделяет три группы наречий:
а) акушинские наречия,
б) хайдакские наречия,
в) вуркунские наречия…
   Хайдакский язык дробится на несколько наречий, которых обозначить, по неимению данных, еще нельзя. Семейство хайдакских наречий при самом даже поверхностном взгляде, обнаруживает родство с семейством акушинских. С непривычки, однако, жители Акуша даргва и Къяба даргва не могут .понимать хайдаков» (Услар 1892:7-8).    Эти лингвистические данные как нельзя лучше подтверждают вышеприведённое сопоставление ДНК-генеалогии с этнологическими сведениями:
А) Акушинские наречия – это след кушан(кус,касс),что были составной частью дахов.
Б) хайдакские наречия – след собственно дахов-массагетов;  родство А) и Б) в Дагестане отображает родство кушан и дахов Турана.
В) вуркунские наречия – след вархунов-авар, дальневосточных завоевателей Европейской Трансильвании 5-7 веков н.э. О прямой связи дагестанских аварцев с аварами-вархунами пойдёт речь ниже, однако уже здесь «прямо на дороге» лежит доказательство, которого «не видят» классические историки.

                МИТАННИЙЦЫ  ДАГЕСТАНА.
   Дидо-цезы. «Культура дидойских районов, представленная инвентарем Бежтинского могильника, несмотря на бурное развитие, сохранила ряд архаических черт и отличается от культуры не только собственно Аварии, но и всего горного Дагестана»[ Иосселиани П]..
Как известно, во II тысячелетии до н.э. в районе озера Ван и Месопотамии образовались государства Миттани и Хурри. В конце П тысячелетия до н.э. они распались под ударами Ассирийской военной державы. Согласно утверждению Г.А. Меликишвшш, после этого вплоть до возникновения в середине IX в. до н.э. Урартского царства, самым мощным политическим образованием становится царство Диаухи. В этой связи интересны сообщения автора о племенном составе страны Диаухи, где вместе с другими племенами упоминается и didini. В этой связи интересны сообщения автора о племенном составе древнего государства Диаухи, где вместе с другими племенами упоминаются и
[W]:   Определенное значение для изучения ранней истории дидойцев имеют сведения греческих и римских писателей (1-П вв. н.э.). В сочинениях Плиния (I в.) и Клавдия Птолемея (II в.) наряду с другими народами Кавказа упоминаются и дидойцы (дидуры), которые располагались на границе с Грузией рядом с тушинами...Имеющиеся сведения дают нам возможность заключить, что упоминаемые в источниках дидойцы, дидои, дидури представляли собой политический союз, имевший торговые и политические связи с другими народами. Об их торговых сделках сообщает нам тот же Масуди. Цезы – самоназвание дидойцев (це| – орел, цезы – жители орлиного края). Аварцы называют их ц1унт1ал, а территорию их – Щунт1а. Происхождение названия связано с языком андийской группы народностей. «Дидо» и производное от него «дидойцы» – слово грузинское.
   Андо-цезская этническая общность – предполагается переселением  хуррито-арманского населения Митанни, после удара по этому имэнскому государству Ассирии в -10веке. Этническая основа Митанни – хуррито-маитани, но управляющая элита состояла из саксого населения Арми(Армения, но без современных армян). От саков-парнов(парфян) вокруг оз.Севан(Сабан) до наших дней остались провинции Сюник, Арцах и Утик, населённые белями Армянами, носителями гапло R1a. Митаннийцы же из раона оз.Ван были вынуждены уйти дальше в горы Главного Кавказа. Сюда они несли гаплогруппу J2, 21% которой и представляет данную подгруппу южных имэнцев.
По дидойцам/цезам генетисемкие данные не обнаружены, но они должны быть близки к данным по андийцам.

     Табл.1.1.  Гаплогруппы Дагестанских народов (продолжение таб.1).
 Андийцы (экзоэтнонимы андийцы андал, андии, самоназвание гъваннал) – по антропологическому типу кавкасионы, относящиеся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Основная область расселения (историческая родина) Андия (Ботлихский район), представляющая собой котлован, образованный Андийским хребтом и его отрогами, граничит с северо-запада с чеченцами, с юго-востока  - с народностями андийской языковой подгруппы и аварцами.
   Самоназвание этой популяции хурритов "гъваннал" близко к названию оз.Ван, откуда они прибыли в Дагестан; этноним андал напоминает «анты», но реальную связь андийцев с атлантической общностью доказать пока что невозможно, однако весьма «подозрительным» кажется большой процент I2a(24%); а это – однозначно субклад украинских антов (которые в общем-то являются псевдо-антами, то есть получившими чужой этноним). Наличие в глубине Дагестанских гор Днепр-Карпатских анчийцев(по булгар.) нас озадачивает и заставляет искать ответ на такую загадку!
   Андо-цезская группа малых народностей имеет также гапло кавказских кроманоидов I+I1(7%), что для столь древней и далёкой  генетической общности довольно много. Возвращение к данному факту мы будем иметь при рассмотрении народа аварцев.
   Наличие гапло J1+J1* (43%) показывает наличие нахов в андо-цезской общности, что не удивительно в связи с близостью вайнахско-ингушской общности. А вот 7% кавказоидной гапло G, отображающая соседних грузин, невысока; а ведь Грузия пытается андо-дидойцев присовокупить к своей стране.

Далее: Раздел 3.