Можно ли защищать женщин?

Николай Григоров
Можно ли защищать женщин?

   Странный вопрос, скажет читатель. Даже циничный. Конечно, женщину не только можно - нужно защищать, если к этому обязывает ситуация. Всеми средствами, в том числе и физической силой.
    Боец из меня никакой. Драться не люблю, никогда не дрался. Ну, разве что в детстве, например со своим братом, который на два года младше меня. За что всегда и был осуждаем своими родителями. Драться нехорошо, драться нельзя! Это внушали мне с детства.
   Но и то, что женщин, девочек, нужно защищать – это тоже внушали мне с раннего детства! И возникло противоречие… А впрочем, судите сами. Вот три разных эпизода, два из которых случились со мной.

                1


   Эту историю нам рассказывал отец. Дело было в пятидесятые годы. Как раз только что прошел первый в СССР фестиваль, на котором наши соотечественники впервые встретились с иностранцами. В том числе, например, с неграми. Большинство относилось к ним с сочувствием – угнетаемая нация! Ку-клукс-клан. Суд Линча. «Хижина Дяди Тома». Защищать их надо!..
   И вот в одном из ресторанов вечером собралась разношерстная компания. Были иностранцы, а для поддержания порядка – дружинники. Начались танцы. Какой-то негр пригласил русскую девушку на танец. Она отказалась. Не думаю, что она была расисткой. Может быть, рядом был ее парень. Может быть она просто не считала себя достаточно искусной, чтобы танцевать с иностранцем. На следующий танец её снова пригласил тот же негр. Она снова отказала ему. Тогда он схватил её за платье и разорвал его на груди. Девушка с испуганным криком убежала, прикрываясь остатками одежды.
   Дружинники засуетились, но никто из них не вступился за девушку. (Как можно! – негр, угнетенная нация!) Тогда встал один из гостей ресторана. Он подошел к негру, схватил его за ворот и резким ударом в челюсть отправил на пол. Негр упал. Вот тут к единственному защитнику девушки подскочили дружинники!
   - Ваши документы!..
   - Пожалуйста! – и мужчина с любезной улыбкой предъявил паспорт гражданина США.
     На этом история, собственно, и закончилась. Дружинники смолкли. Негр поднялся и ушел, американец сел на свое место. Наши граждане смотрели, не вмешиваясь.
    Но у меня этот рассказ оставил какую-то зацепку в душе. Почему же никто из наших не вступился за честь девушки? Почему этого не сделали те, кто по долгу службы должен был вмешаться? Почему за русскую девушку вступился только американец? А если бы его там не было? Так и остался бы хам безнаказанным героем?..
    Мне было тогда лет 8-10.

                2

    Вторая история случилась уже в 60-е годы. Мы с братом шли по тротуару вдоль какого-то сквера, огороженного низеньким забором. Все наши драки уже давно закончились, нам было по 18-20 лет, и мы были уже достаточно взрослыми, высокими парнями. За забором был газон. И вот на этом газоне происходила отвратительная сцена – мужчина дрался с женщиной! Он повалил её на траву и начал бить. Ногами. Лежачую женщину.
    Не сговариваясь, мы с братом легко перескочили через забор, подбежали к негодяю, схватили его с двух сторон и оттащили в сторону. Это было нетрудно, подонок (не хочется называть его мужчиной!) был слабее каждого из нас в отдельности.
   - Ты что делаешь?! А ну-ка, пошли в милицию!
   Женщина с трудом поднялась. Одежда на ней была измазана грязью, лицо какое-то помятое. Она услышала нашу последнюю фразу. И тут… на нас посыпалась такая брань, которую не часто приходится слышать!
   - А вы чего вмешиваетесь? Какое вам дело?.. Какое вы имеете право?.. – далее шли слова абсолютно непечатные.
     Мы с братом ошалело посмотрели друг на друга. Наши руки, сжимавшие обидчика, как-то сами собой ослабли и разжались.
   - Да ну их к черту, пусть сами разбираются! Пошли отсюда!
    На душе было гадко…

                3

    Следующая сценка произошла уже тогда, когда я начал работать. Был конец рабочего дня, я вышел из здания Гидромета и стоял на остановке автобуса, который шел до ближайшей станции метро. Автобус подошел, люди потянулись к входной двери. В этот момент я услышал сдавленный женский крик.
  - Отпустите!.. Отпустите же!..
   Прямо передо мной стоял сильный, рослый молодой парень, который держал за запястье молодую женщину, вырывавшую руку из его пальцев. Мне показалось, что парень вцепился в часы девушки.
   Почти безотчетно, повинуясь какому-то древнему инстинкту, я схватил парня за запястье правой руки, которой он держал руку девушки.
   В ту же секунду у меня из глаз посыпались искры, а сознание на миг померкло. Парень залепил мне левой рукой в ухо. Я устоял на ногах, но слетевшие очки и кепка валялись на асфальте. Сквозь звон в ушах я слышал угрожающий голос рвущегося ко мне хама. Дружки держали его за руки, не давая драться со мной. Девушка исчезла. Должно быть, она успела вскочить в автобус, который уже отходил от остановки.
  Кто-то из прохожих подобрал мои очки. К счастью, они не разбились. Кепку я подобрал сам, инстинктивно отшатываясь от рвущейся ко мне злобной туши.
   - Иди, парень, не бойся! – миролюбиво сказал кто-то из его дружков. – Это он нарочно так, уходи, не маячь тут!
    Пошатываясь, я отошел. Дошел до проспекта, сел на другой транспорт и доехал до метро. На душе было противно. Ведь что ни говори, а я оказался побежденным, ретировался с поля боя. Помимо всего прочего, появился запоздалый страх. А если бы парня не удержали, тогда что?.. Ведь он был значительно сильнее и мог меня избить до полусмерти!
   Дома мама заметила мое состояние и постепенно вытянула из меня всю эту историю, которую я скупо, нехотя рассказал ей. Конечно, она обо всем рассказала отцу.
   - А ты молодец! – сказал отец вечером. – Правильно! Вот, так и надо поступать!
   В его словах звучала гордость за меня, которую я не понял. Битым-то оказался я!
   Сорок лет прошло с тех пор. Никому, никогда я не рассказывал об этом случае. Даже жене.
   Но теперь – дело давнее.
   Можно и рассказать.
                Н. Григоров
                7 марта 2014 г.