Семечки

Валентина Гишаева
Бабушка моя была предприимчивая.  Пенсию за деда получала мизерную- 28 рублей, вот и нашла себе подработку.  Покупала свежие семечки, жарила их и продавала. Один стакан - один рубль.
 Бабуля была очень аккуратная и  семечки у неё были чистые,  обжаренные в подсолнечном масле.  От этого они просто сияли и своим видом привлекали покупателей.
  После продажи, она  "вываливала"  на стол красно - коричневые бумажки - выручку.  Такая куча радовала её глаз.  А я сидела рядом и разглаживала мятые рублики.  Потом на смену бумажным  деньгам пришла мелочь. 10 копеек. От смены новых денежных знаков в бабкином  бюджете  ничего не изменилось.  Прибавилось только мороки.  Я опять помогала ей считать копейки до рубля и складывать их столбиком.  Мне это нравилось больше, чем разглаживать бумажные деньги.

 У нас был свой дом и к нему  пристройка,  где и жила бабушка.  Когда начиналась вся эта денежная  процедура, бабушка закрывала ставни окон. Включала свет.
 И вот однажды отец , зная, что мы считаем деньги, решил открыть ставни. Яркий, солнечный свет ворвался в комнату , осветив сразу кучу рублей. У бабушки была мгновенная реакция: Она закрыла деньги руками и грудью упала на стол , с испугом глядя в окно.  Мне стало даже жаль её и я сказала:
 -Не  бойся, это папа.

     Конечно,  эта торговля бабуле здорово помогала. Она шила себе новые платья, юбки. Купила плюшевое полупальто - пик моды у старух!  Вот юбок у неё было много.  Особенно нижних.  Она надевала одну на другую.  Как-то я спросила:
 - Бабушка, тебе, что холодно в одной юбке?
 На что она мне ответила:

 - Так надо.  Я же худая, а так всё потолще буду.  Мужики худых не любят. Вот недавно  ходила в гости к другу деда твоего. Ой,... и здоров ещё"
 Бабка посмотрела куда-то в сторону и улыбнулась.
-Мы сидели рядом и он под столом руку мне на коленку положил и гладил, гладил.
 И бабка звонко рассмеялась.

  Мы жили недалеко от завода.  Полгорода там работало. Утром, как на демонстрацию шли.  Вот бабушка туда и ходила торговать. Там их было несколько торговок : конкуренция была. Они бабулю прогоняли, но она ,хоть и не слышала о чем говорили её конкурентки, глухая была, но всё отлично понимала, только делала вид, что ей не понять, чего от неё хотят торговки.  Отстали от неё.
  Полмешка семечек у бабушки уходило  быстро.

 Однажды забрали мою бабулю в ближайший пикет. Что уж там она наговорила, один Бог знает, но отпустили её, правда без семечек.
 А на следующий  день маму мою вызывают к директору завода. (родители там работали)
 Дело было перед каким-то праздником. Мама подумала премию дадут или награду. Она была ударник труда. Заходит в кабинет, а директор сразу вопрос:
 -Почему мать не кормите?

    Мама пришла домой вся в слезах.
 -Ты, что наговорила в милиции? Разве ты голодаешь?  Мы же тебе помогаем, а ты нас позоришь. - кричала мама на ухо бабке.
 Та поджимала губы.
 -А что я должна была им сказать? Слава Богу, что отпустили. Семечек вот жалко. - сокрушалась бабушка и подсчитывала убытки.

    Но торговля на этом не закончилась.  Ещё долго она занималась этой деятельностью.  Милиция их гоняла, но они украдкой,  оглядываясь зарабатывали себе , кто на юбку,  кто на вставные зубы, а кто и на кусок колотого сахара.