Экологическая секта

Павел Гурачов
А дело было так. Включил я как-то вечерком ящик, канал «ВОТ». Там идет передача из цикла «Экология и человек». Беседуют двое за столом – пожилой ведущий с седой бородкой, в очках, и молодой гость с не седой стильно выстриженной бородкой, тоже в очках в черной оправе. Гость пиарил свою недавно вышедшую книжку «Экодрайвер», где прописаны все самые основные истины экологического бытия (корректнее сказать экологичной жизни или как стать настоящим экологистом). Сам гость позиционировал себя как «экотренер», т.е. человек, который должен объяснять людям, что значит жить «экологично» и почему это в наше время крайне актуально.
Внизу экрана иногда возникал телефон для желающих позвонить в прямой эфир. Я, как эколог с 12-летним университетским стажем (а по жизни вообще просто биолог, эколог, ихтиолог, антрополог, как угодно, короче человек, который всем этим пропитан с детства и живет этим), естественно не мог остаться равнодушным к данной тематике. Но дозвониться так и не удалось. Получилось разыскать автора книги в сети, благо по всем признакам это был весьма продвинутый юзер, засветивший себя и свою судьбу во всех возможных соцсетях и, естественно на ютубе. Пришлось создать страничку в фейсбуке и списаться. Автор книги, почти сразу отреагировал, выложил список ссылок, воспринимая нового «друга» не столько как эколога, сколько как жаждущего найти путь истинный. Это ощущалось в отказе от дискуссии на экологические темы и настойчивой рекомендации прослушать курс лекций и приобрести книгу.
Начав изучать предлагаемые материалы, я практически сразу начал натыкаться на цифры типа цен. Полный курс стоит 1000р, книга что-то около 450. Это сразу на х… Официальный сайт автора дал мне максимум бесплатной информации. Тут и фото с уборкой мусора в ручную, тут и закупка экологических продуктов, тут и лекции с семинарами, тут и пояснения к отдельным главам, ссылки на ролики в ютубе, фотки участников экопроекта на Алтае, в Сибире, где-то в Еропе. Все улыбаются, многие находятся в позе йоги и пр. уже довольно узнаваемые признаки того, что я в грубой форме выразил полгода назад в рассказе «Иvanы4». Это то самое поколение принявшее эстафетную палочку от бардов-туристов 60-х – бездельников шатающихся с гитарами по лесам – через движение хиппи, к юзерам и программистам современности, чья излишняя логико-компьютерная рациональность компенсируется романтикой лугового счастья и чистой любви ко всему вокруг.
Дух Иvanы4а, воплотившийся в автора книги (кстати, филолога по основному образованию), через тугие тернии отсылок к ресурсам всякого рода просветления и экологизации сознания (обнимание с деревьями, медитации в предгорьях, экологические чаепития) вывел на весьма прагматичные и простые ресурсы экотоваров – всякой ерунды изготовленной из коры деревьев и соломы. Фирменные европейские экокошельки, экочехлы, экочашки, экорукавицы и прочее и прочее. Удивляют не товары, а цены. Экоблокнот из экобумаги стоил что-то около 1400р. Нормально, да? Сопоставив все это с отдельными, просочившимися из тайной книги в сеть, материалами, стало очевидно, что главная задача Иvanы4а – объяснить тупой русской публике, что, покупая экотовары, ты делаешь мир лучше. Иными словами самой экологии, как области научного знания – полный нуль.
Я исследовал в свое время особенности деятельности некоторых сект. Вывод один – секта, это зарабатывание денег на мифах (любая религия, кстати – есть секта, просто с длительной историей и сильно вплетенная в контркультурные коды наций). В данном случае движение экологистов – это обычной процесс набора целевой группы, т.е. отбор части населения, клиентов, готовых охотно выкладывать деньги за «экологичный, здоровый» образ жизни. Экологичность, здоровье, чистота рук и помыслов – это все стандартный набор мифов. А сколько среди нас людей, которые свои и мировые беды списывают на «плохую экологию»? Полно. Надо заметить, что наука не может быть плохой или хорошей. Она или есть или ее нет (псевдонаука). Ну да ладно, не суть.
Я написал очерк на счет того, что уловил из ссылок экотренера, выслал экотренеру. Вот этот очерк – эссе:

«Проблемы технологичной экологичности

Интернет – свободное информационное пространство. Быстрый доступ к информации – быстрое изменение. Процесс и развитие идет тем эффективнее, чем проще и доступнее информация.
Начиная переходить по присланным Романом ссылкам, я довольно быстро наткнулся на предложение что-то оплатить и что-то купить. Это вполне понятно, если речь идет о бизнесе. А экотренер, как представитель вероятно нового вида деятельности, должен как-то зарабатывать. Книга и курсы по изменению образа жизни со старого на экологичный – вполне себе продукт, видимо, имеющий определенный спрос. По крайней мере, вводные рекламные ролики обещают будущим клиентам своего рода выход для той категории людей, которые видят причину своих основных жизненных проблем в плохой экологии и не здоровом образе жизни. Это целевая группа. И слава Богу.
Меня же этот новый вид социальной активности заинтересовал в первую очередь как биолога, эколога, как специалиста. Как человека интересующегося природой, жизнью, антропологией, психологией, философией и мн. др. с малых лет.
Собственно, для первого общего впечатления, вполне хватило доступного (бесплатного) материала о деятельности экологистов. В самом широком смысле идея заключается в изменении образа жизни с традиционного городского на экологичный. Другими словами, все прежняя культура человека должна стать экокультурой. Поэтому предлагается набор всех привычных элементов жизни, но уже с приставкой «эко» - экодом, экоофис, экоеда, экослед, экобренд, экогаджет и т.д. Человек должен как бы окружить себя и свою жизнь эковещами и экопроцессами. Их суть заключается в экологичности, т.е., как следует понимать, в минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Иначе говоря, необходимо значительно снизить экослед (последствия жизнедеятельности). Переходя далее по ссылкам, натыкаешься на каталог экотоваров – одежда, пища, моющие средства, мелкие бытовые принадлежности и пр. Все они изготовлены из чистых природных материалов и, при выходе из повседневного оборота в виде мусора, не причинят существенного вреда окружающей среде. Цены, надо сказать, весьма кусачие. Например, банка экосупа немецкой фирмы «Sonett» стоит около 215р. Однако его себестоимость ничтожна. Ведь, в соответствии с принципами вегетарианства, все экопродукты лишены животного белка. Так почему же небольшая (420г) смесь из овощей и перловки стоит почти как килограмм говядины? Конечно, не исключено, что затраты на выращивание экоовощей и экозерна значительно выше, чем для обычных из  стран третьего мира. Тогда возникает вопрос – а каким образом мы можем убедиться в том, что данные экопродукты действительно экологически чистые и качественны? Может, есть какая-то медицинская официальная статистика. Хотя о каких статистиках можно говорить в наш век, когда все продается и покупается…
Ну да ладно. Это первый аспект. Далее.
Раз мы упомянули вегетарианство, остановимся подробнее на этом вопросе. Отказ от потребления мяса – это выбор каждого. Кто-то говорит о неких вредных веществах, появляющихся после убийства животного, кто-то против убийства вообще. Не суть. Мясо содержит весь необходимый набор аминокислот. Отказавшись от потребления животного белка, вегетарианец вынужден набирать весь спектр необходимых аминокислот только из растительной пищи. Отсюда возникает проблема довольно сложного подбора повседневного рациона. И не стоит забывать, что эти растения должны быть где-то выращены. Если предположить, что все население планеты вмиг стало вегетарианским, то никаких площадей под плантации не хватит. Значит два варианта – либо есть мясо, либо уничтожать часть населения. И то и другое нее вяжется с принципами экологистов.
В данном аспекте нельзя также забывать, что, во-первых, генетически человек всеяден. Во-вторых, ребенок, не получающий в первые годы жизни полноценного питания, отстает в умственном развитии (мозг активно растет и развивается в первые 3-4 года жизни). Не уверен, что будущие дегенеративные поколения является частью проекта экодвижения. В-третьих, как быть с инстинктами? Мальчишки инстинктивно тянутся в лес или к водоему, потому что они по природе будущие добытчики. Я абсолютно уверен, что эти архаичные пласты психики врожденны, и девятилетний мальчик, увидавший пробегающего в лесу зайца, естественным образом испытает возбуждающее к погоне волнение. А этот момент очень важный для рассмотрения следующего аспекта экодвижения – коммуны.
Понятно, что осуществлять экологичность в полной мере в условиях мегаполиса крайне затруднительно. Сколько не питайся овощным супом, воздух все равно грязный, дожди кислотные, шум стрессорный. Отсюда возникает идея обособления групп людей в коммуны. Я, честно говоря, в полной мере не знаком с устройством таких сообществ, но даже представить что-то жизнеспособное хотя бы на пару поколений крайне сложно. Наверное, это чем-то похоже на телешоу «Последний герой» или хотя бы «Дом2». Постоянные скандалы и склоки неизбежны, если нет определенных принципов устройства социума, таких, например, как родо-племенная иерархия со своими традициями и мифологией. А раз должны быть правила, значит, само собой должна произойти дифференциация сообщества людей хотя бы на тех, кто эти правила устанавливает и тех, кто им следует. От шамана к жрецу, от вождя к императору. Чтобы прийти к равенству и братству все равно должен быть некий всеобщий идол – отец народов или посредник между смыслом высшим и смыслом земным. В противном случае нужно производить какую-то мозговую операцию, отсекая весь огромный исторический, закрепленный в базовых архетипах, опыт. Т.е. нужно создавать не иначе, как киборгов, работающих согласно определенной программе. Как ни крути, между животным и человеком идеальным, коммунистическим, стоит человек реальный, сложный. Как говорил К.Юнг человек – это животное с религиозным инстинктом. Потребность в высших идеальных смыслах, в мистике также врожденно и тут мы переходит к еще одной занимательной истории завязанной на трансцендентном.
Экологисты ратуют за отказ от любых видов наркотиков. Это очень актуально и верно в наше время. Сегодня с этим действительно перебор. Но религиозный инстинкт, опыт, для многих может быть воплощен только в состоянии измененного сознания. Не существует ни одной культуры, где не наблюдалась бы потребность впадать в транс. Наши праздники – это следы тех самых плясок у костра после удачной охоты. Люди в последнее время изнемогающие от психологической нагрузки техногенного происхождения остро нуждаются в том, чтобы расслабиться. Т.е. перестать быть роботами, поговорить по душам, почувствовать себя живым, выплеснуть эмоции, разрядиться. Поэтому наркотизацию (в самом широком смысле. Сюда можно присовокупить зависание в соцсетях, экстрим или компьютерную стрелялку) я бы рассматривал не как порок, а как неизбежную реакцию на информационно-технологический перегруз современной цивилизации.
И здесь мы подходим, пожалуй, к самому важному моменту. Это Интернет. Сложившийся у меня образ экологиста почему-то неотъемлем от ноутбука. Возможен ли экологист без компьютера и выхода в Интернет? Мне кажется, такой экологист сразу же превратится в папуаса. Вот уж кто-кто, а эти ребята стопроцентные экологисты – все натуральное, и никакого загрязнения (правда, мясо едят). Тогда все с нуля – каменный топор, потом железный и т.д.
Причастность и неотъемлемость экологиста от сети выдает в первую очередь его язык – компьютерный сленг - винегрет из русско-английских слов с примесью жаргона (комьюнити, коучинг, движуха и пр.). Если есть компьютеры, значит, должно быть их производство, значит должно быть электричество и прочее и прочее…
И уже не сложно понять, что экодвижение и экологисты невозможны без нашей ненавистной техногенно-цифровой цивилизации. Т.е. это можно рассматривать как социоизолят, в биологическом смысле – новый тип популяции. Ее формирует та часть населения, которая стремится к природе и здоровому образу жизни. Возникает вопрос – каким образом популяции экологистов будут интегрированы в человечество в целом? Какие связи должны быть сформированы? Возможно, экологисты найдут наиболее чистые и нетронутые территории (например, Сибирь). Для их жизнедеятельности там потребуются орудия труда. В конкурентной борьбе друг с другом за территории топоры будут заменяться машинами, следовательно, производство этого только возрастет. Машины и Интернет нужно будет оплачивать, значит, нужны деньги. Значит нужно что-то производить. Как вариант – чистоту, т.е. уборка мусора. Заказчики на этот вид деятельности должны будут отказаться от прежних мусорщиков со всем этим штатом подрядчиков, водителей грузовиков и пр. Вскоре выяснится, что руками собирать мусор неэффективно и грузовики придется вернуть. Как заработать экологисту хотя бы на Интернет? Остается одно – продавать информацию об экологистах (книги, курсы). Кто представляет спрос? Население, обеспокоенное плохим состоянием окружающей среды. Следовательно, хорошее состояние окружающей среды не выгодно экологисту, как фактор, лишающий его заработка.
Круг замыкается.»

Он прочел и сообщил, что у меня есть некая предвзятость относительно их движения и стал высылать мне краткие видеоуроки по экологизму. На третьей серии я сломался. Сломала меня скука, зевота и чувство бессмысленности собственного труда, да и бытия тоже. Дух Иvanы4а, похоже, навсегда погубил человека – автора книги, сделав из него робота по добычи лавандоса из неграмотного населения.
Хочется лишь пожелать активистам скорейшего перехода на чистые, безвредные экоденьги.